Урок по русскому языку «Закрепление и повторение материала по теме "Предложение"» (3 класс)
Урок по русскому языку «Химия –детям»
Тема. Закрепление и повторение материала по теме «Предложение.»
Цели:
образовательные:
-закреплять навыки работы с предложением ; обучить анализу предложения ,умению определять тип предложения по цели высказывания, его признаки, выделению ярких деталей при описании ,редактированию предложения с нарушениями норм письменной речи; чтению как виду речевой деятельности;
развивающие:
-развивать умения планировать ,контролировать ,регулировать и анализировать собственную учебную деятельность ; развивать аналитическое мышление ,умение слушать и говорить;
воспитательные:
создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность ; воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; воспитывать внимание ,доброе отношение друг к другу; ознакомить с химией как наукой.
Оборудование : ноутбук, презентация «Химия- детям»;музыкальное сопровождение к физкультминутке; рисунки к упражнениям; таблицы по теме «Предложение»; индивидуальные карточки с деформированным предложением; схема урока; тесты по теме урока.
Ход урока
1.Организационный момент
Учитесь с улыбкой,
Шутите учась!
Любая ошибка
Исчезнет ,боясь
Веселой науки
И радостных глаз.
Учитесь без скуки,
Как мы! В добрый час !
2.Мотивация учебной деятельности
Рисунок-невидимка
Уч. Сейчас я предлагаю вам фокус, который нужно разгадать.
( На чистом листе рисую бесцветным раствором крахмала. Смачиваю бумагу очень слабым раствором йода.)
Какие слова вы прочитали? ( Мы будем изучать химию.)
Как называют законченную мысль в русском языке ?
3. Объявление темы и целей урока
Сегодня мы повторим изученный материал о предложении с помощью одной науки , а именно –
Химии. Будем составлять и характеризовать предложения ,записывать деформированные предложения, проверим свои знания по теме « Предложение»,ответив на вопросы теста.
4. Повторение изученного материала
Каллиграфическая минутка
П п пр ед ло же ни е
предложение
- Определите последовательность моей записи и продолжите ее.
????? ????
!! !!! !!!!
- Когда мы пользуемся этими знаками ?
- Почему соль солёная ?
-Почему трава зелёная ?
-Почему мыло мылится ?
- Почему мыльные пузыри летают ?
На все эти вопросы может ответить химия. Химия изучает ,из каких веществ состоит тот или иной предмет ,анализируя его состав – более простые компоненты, элементы.
Актуализация опорных знаний
Упражнения для активизации мышления « Ленивые ответы »
Отвечаем хором, быстро
*Группа слов, выражающих законченную мысль ,- это… ( предложение)
*Предложение, в котором о чём –либо спрашивается, называют … ( вопросительным)
*Предложения ,в которых мы побуждаем к действию ,просим, требуем, советуем ,приказываем ,называются… (побудительными )
*Член предложения, который указывает ,о ком или о чём говорится в предложении ,отвечает на
вопросы кто? или что? называют …( подлежащим )
*Связь слов в предложении устанавливают с помощью … ( вопросов )
*Предложение, объединяющее два или более простых предложений ,называют…(сложным)
Письмо под диктовку
Железо ,ртуть, золото, серебро ,кислород, кальций называют химическими элементами.
-Что вы о них уже знаете ?
-О каком из веществ идёт речь ?
Живым серебром меня называют,
Ещё в приборы заливают,
Но брать в руки –запрещают ! ( ртуть )
Какую пословицу мы знаем о серебре и золоте?
Слово- серебро, молчание – золото.
Запишите предложение, что вы можете сказать о нём ?
Работа над текстом « Железо»
Записываем текст в тетрадь
Химический элемент железо есть не только в гвозде или в машине ,но и в воде, и в земле,
и в деревьях, и в организме человека. А почему кровь красная? Потому ,что в крови тоже есть частички железа. Но частицы эти так малы. что увидеть их можно только при помощи специального прибора - микроскопа.
- Какое вопросительное предложение вы встретили в тексте ? Какое предложение является ответом на этот вопрос ? Как его можно изменить ,чтобы получить простое повествовательное предложение ? ( В крови есть частички железа. )
Работа с деформированным предложением
Работа в парах
- Каких химических элементов больше всего в природе? Водорода и гелия. Из этих химических элементов состоят Солнце ,кометы ,звёзды .А вот эти звёзды рассыпались из одного предложения. Поставьте их в нужном порядке.
Тайнами ,космос ,далекий ,своими, манит
Характеристика предложения по схеме
- На нашей планете Земля есть кислород- это тоже химический элемент.
- Откуда он появляется ? Его нам дают растения.
Посмотрите музыкальный клип о них.
Какова главная мысль всей песни ? ( Нужно беречь природу, не рвать цветы без надобности, не причинять природе вред. )
Какое предложение повторяется в нем часто ? ( Не рвите цветы , люди ! )
Дадим ему характеристику.
Психологическая разгрузка
Послушайте шуточное стихотворение.
Додумался
Составить предложение со словом молоток
Дошкольник даже сможет ,а Сидоров не смог !
Он весь урок вертелся ,измучился и взмок,
И написал : « На голову свалился молоток !»
Придумайте веселое предложение со словами : санки,катался,крутой.
( На санках с горки катался крутой мальчик!)
- Даже настроение человека ,его здоровье зависят чаще всего от отсутствия некоторых химических элементов в организме. Этот элемент влияет на работу сердца, а когда мы злимся или нервничаем ,магний выделяется из нашего организма , поэтому улыбайтесь чаще, кушайте фрукты и овощи, содержащие магний. Это абрикосы ,персики и др.
Игра «Сложное предложение»
- А если вы хотите вырасти- потребляйте больше кальция ! Он содержится в молоке и молочных продуктах. А в аптеках его продают прямо в таблетках.
- Сейчас мы должны соединить два простых предложения ,чтобы оно « выросло » и стало сложным. Запишем в тетрадь.
* Целый день дует холодный ветер. Молчаливый лес ждёт зимы.
*За окном сереет зимнее небо. Земля спит под снежным ковром.
*Цветы исчезли. Пожелтевшая трава клонится к земле.
*Пришла поздняя осень В это время природа похожа на усталого человека.
5.Физкультминутка ( под музыку )
6. Выполнение теста по теме «Предложение»
- Когда учёные открыли немало химических элементов ,знания о них были беспорядочны,ими было трудно пользоваться. Русский химик Дмитрий Менделеев предложил таблицу ,где все элементы были расположены в нужном порядке. Так появилась таблица Менделеева.
- Вы сейчас получите таблицу с вопросами и ответами , коорые должны упорядочить с помощью своих знаний по теме «Предложение»
1. Предложение – это… |
А) словосочетание ; Б) законченная мысль ; В) мысль |
2. Что обозначает сказуемое ? |
А) о ком или о чём говорится в предложении; Б) что говорится о подлежащем ; В)по смыслу |
3.На какие вопросы отвечает подлежащее ? |
А) Что делает? Что сделал ? Что будет делать ? Б)Кто? Что? В) Сколько? |
4.Какие бывают предложения по цели высказывания ? |
А) повествовательные, вопросительные ,побудительные; Б)распространенные, нераспространенные; В)простые, сложные
|
5.Определить тип предложения Белая берёза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. |
А)простое; Б) сложное; В) повествовательное |
6. Подчеркнуть главные члены предложения |
Сколько стихов и песен сложили русские люди о красоте берёзы! |
7.Работа с фразеологизмом
-Химик Лавуазье провёл опыт с двумя газами и получил воду… Два невидимых глазу газа он поместил в сосуд, нагрел на сильном огне – и на стенках появились капельки воды… Свершилось ещё одно чудо химии!
- Как вы понимаете слова «толочь воду в ступе»?
- Это выражение означает : проводить время попусту, повторять какие –либо бесполезные действия, заниматься ненужными делами…
Ступа – это приспособление чаша ,в которой толкли, измельчали зерно ,семена.
Что для этого используют в современном мире ?
Разумеется ,сколько воду не толочь, с ней ничего не произойдёт.
Молодцы!
8.Домашнее задание
Дать ответы на вопросы рубрики «Проверь себя !»
Индивидуальные задания по теме
9.Итог урока
- Какая наука помогла нам повторить тему « Предложение»?
- Какие химические элементы вы сегодня запомнили ? Сможем ли мы услышат от нашей науки ответы на вопросы ,которые задавали в начале урока ?