Урок по русскому языку по теме: Изменение имен прилагательных по родам (Русский язык, 3 класс)
Название работы | Методическая разработка урока в начальной школе |
Автор методической разработки | Захарова Татьяна Александровна |
Образовательная организация | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа "Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №2" |
Форма проведения | Урок |
Тема урока | Изменение имен прилагательных по родам. |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Класс | 3 |
Автор УМК | УМК «Школа России», Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. 2 часть |
Цель и педагогические задачи | изучить род имен прилагательных и закрепить полученные знания. - формировать умения изменять имена прилагательные по родам; -формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных; -закреплять умения распознавать имена прилагательные, устанавливать связь имён прилагательных с существительными, определять род. распознавать имена прилагательные среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, среди однокоренных слов и сравнивать их с другими частями речи; подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные; точно употреблять в речи имена прилагательные |
Формирование универсальных учебных действий | Личностные: -учащиеся проявят интерес к языковой и речевой деятельности, формирование личностного смысла учения. Метапредметные: -определять и формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель и задачи деятельности на уроке; понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; работать по плану; оценивать результаты своей деятельности; Познавательные действия: -закрепить способы определения рода у имен прилагательных; -закрепить умение изменять прилагательные по родам. формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать, умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение); Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, понимание возможности существования различных точек зрения, умение работать в группах и сохранять дружеские отношения. |
Планируемый педагогический результат | усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях (научатся распознавать имя прилагательное среди других частей речи, правильно употреблять в речи имена прилагательные, подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные). |
Оборудование | Компьютер, проектор, учебник, таблица, карточки |
Этапы урока | Вид работы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | |||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||||||
1. Мотивационный этап Организационный момент | словесный | Учитель настраивает детей Итак, русский язык друзья! | Приветствие учителя. Эмоциональный настрой на урок. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные учеб-ное сотрудничество с учителем и сверстниками. Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий | ||||||||||
2. Актуализация знаний | словесный | -отгадайте мою загадку: …рост, …хвост, …шубка, …зубки. - Почему вы ее не поняли? - Помогли вам имена существительные догадаться, о чем идет речь? - Послушайте еще раз: Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки. - Кто это? - Какие слова помогли отгадать загадку? - Почему эти слова помогли отгадать загадку? -Что вы знаете об имени прилагательном? - Заполним таблицу об имени прилагательном
| затрудняются Мышка прилагательные Потому что они указывают на признаки предмета Отвечают Заполняют таблицу | Р: Развивать умение работать по плану; | ||||||||||
3 Целеполагание | Проблемно-поисковый метод | - Но у нас не вся таблица заполнена.Чтобы заполнить всю таблицу, мы продолжим исследовать имя прилагательное. Готовы? На доске слова: -Разбейте их на группы. Сочное,продолговатый, круглое сочная,хрустящий, спелая,зелёный, сочный зелёное, сладкая, - По какому признаку вы их разбили на группы? - Почему у этих прилагательных разные окончания? Сегодня наша задача ответить на этот вопрос | Да Сочное,зелёное, круглое продолговатый, хрустящий, зелёный,сочный спелая, сладкая,сочная по окончанию. | Р: развивать умение определять цель и задачи деятельности на уроке; понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; оценивать результаты своей деятельности; К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | ||||||||||
4. Открытие новых знания | Групповая работа Коллективная работа | 1 ряд работает с 1 группой прилагательных. 2 ряд- 2 группа, 3 ряд- 3 группа. Задание: подобрать существительное, которое подойдёт к данным прилагательным, выделить окончание у прилагательных. - Проверим, что вы подобрали. - Давайте сравним существительные, которые вы подобрали - Можем ли мы теперь ответить на вопрос урока? -Давайте проверим свой вывод по учебнику стр. 72 - Теперь мы можем заполнить таблицу: каждая группа называет окончание имён прилагательных и род существительного
| Подбирают существительные 1 ряд-яблоко 2 ряд- огурец 3 ряд-ягода Они разного рода Да, окончание прилагательных зависит от рода существительного, т.к. прилагательное связано с существительным. Отвечают, заполняют. | Л: учебно- познавательный интерес, мотивация Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. | ||||||||||
5. Закрепление полученных знаний | Самостоятельная работа по учебнику | Будем закреплять умение, изменять имена прилагательные по родам Стр. 73 упр. 126 | Работают в тетрадях | | ||||||||||
Зрительная гимнастика | Коллективная работа Словесно-наглядный метод приём «Бегущая строка» Парная работа | Отгадайте загадку: Пришла, улыбнулась – утихли метели. Позванивать стал колокольчик капели. Река пробудилась, растаяли льды, Наряд белоснежный надели сады. - Опишите весну по данной картинке используя имена прилагательные. Весна-прекрасное время года. В это время природа оживает и просыпается после зимнего сна. -Что вы знаете о весне? На доске в виде бегущей строки появляются приметы о весне. Успеть прочитать одну примету и постараться её запомнить Встреча беляка (зайца) по весне - жди, что снег обязательно выпадет еще. Гром ранней весной - перед холодом. Если ранней весной сверкает молния, а грома не слышно - лето будет сухое. Если с крыш висят длинные сосульки то и весна будет длинной. Журавль прилетел - скоро лёд сойдёт. Зяблик летит к холодам, а жаворонок к теплу. Из берёзы течет много сока — к дождливому лету. Когда весною появляется много мышей, жди голодный год. Многие поэты любят сочинять стихотворения о весне. Я вам тоже предлагаю побыть поэтами и сочинить стихотворение “Быть поэтом?” Задание: Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные и впишите их. Стихотворение Сергея Городецкого. Высунуть листик иль___________ цветочек Каждый спешит___________корешок Раньше,чем ива из__________почек Первый покажет_______листок. -Сравните, какой был стих и какой он стал! - Скажите, нужны ли в нашей речи имена прилагательные? - Какую роль выполняют имена прилагательные? | Весна Дети описывают. Говорят, что успели прочитать Несколько детей зачитывают свои стихи. да Имена прилагательные делают нашу речь более точной, яркой и выразительной. | Л: -учащиеся проявят интерес к языковой и речевой деятельности, формирование личностного смысла учения. К:формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника | ||||||||||
6. Рефлексия | Словесный: Формулирование обобщений. | - Какая тема была сегодня на уроке? -Какую цель мы ставили на урок? Достигли мы её? - Чем отличается род существительного от рода прилагательного? | - Имена прилагательные могут изменяться по родам, а существительные не могут. Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного. | П: построение речевого высказывания К: участвуют в учебном диалоге; Оценивание работы – (самоконтроль) | ||||||||||
д/з | | Стр. 72 учить правило. Стр. 74 упр. 128. Дополнительное задание-составить синквейн «Имя прилагательное» | Записывают задание | |
Список использованных источников
2. https://ucthat-v-skole.ru/entsiklopediya/proekt-vremena-goda/735-narodnye-primety-vesny-detyam
приметы
картинка весны
4. Стихотворение Сергея Городецкого.