Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Суффикс – значимая часть слова»
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме «Суффикс – значимая часть слова»
2.Место работы: МКОУ «Иковская СОШ»
3.Должность:учитель
4.Предмет: русский язык
5.Класс:5
6.Тип урока: Урок открытия новых знаний
7. Вид урока: комбинированный
8.Базовый учебник: Русский язык 5 класс. Автор: Л. Д. Бабайцева
9.Цель урока: Расширить понятие суффикса, как значимой части слова.
10.Задачи:
Способствовать овладению обучающихся навыками работы с учебной информацией, самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в параз, самоконтроля и самооценки, развитие навыков учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества с учителем.
11. Планиреуемые результаты
Предметные:
Опознавать морфемы, использовать навыки морфемного анализа слова
Личностные:
Формирование умения осуществлять само и взаимооценку
Регулятивные УУД:
- формирование способности формулировать тему урока, ставить учебные цели и задачи,,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД
Работать в сотрудничестве с учителем, одноклассниками
.Познавательные УУД:
Совершенствование навыков работы с лингвистическим и художественным текстами, а именно: умение анализировать, сопоставлять, работать с таблицей, излагать полученную информацию, делать выводы
- объяснять языковые связи, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи
- находить ответы на вопросы в результате совместной работы класса.
12.Технологии:
проблемный диалог;
здоровьесберегающие;
ИКТ.
13.Формы организации познавательной деятельности:
В парах, дифференцированная, фронтальная.
14 Формы диагностики и контроля
Взаимопроверка, наблюдения учителя
14.Методы обучения:
проблемно-поисковые;
практические;
словесные.
15.Оборудование:
компьютер; маршрутные листы; карточки для самооценки и рефлексии; классная доска с оформлением; учебник для пятого класса
16.Структура и ход урока
|
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Прозвенел звонок. Начинается урок. Все друг к другу поверитесь А еще и улыбнитесь, Улыбнитесь мне, гостям И садитесь по местам. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Посмотрите на них, потом друг на друга, улыбнитесь и в хорошем настроении начнем наш урок. | . |
2 Фронтальный опрос -Какой раздел языкознания мы изучаем? (Слайд) -Какие морфемы вы знаете? (Слайд) -Без какой морфемы не может быть слова? Почему? -Вспомните, пожалуйста, какой цифрой обозначается морфемный разбор? 3. Работа с маршрутным листом На ваших столах лежат маршрутные листы. Посмотрите на задание №1. Что вы должны сделать? 4. Представьте себе, что вы пригласили к себе в гости лилипутов из книги «Путешествие Гулливера» (Слайд) А вы знаете, кто такие лилипуты? (Слайд) Они так быстро приехали к вам, что вы не успели подготовиться к их появлению, и ваш дом стал для них целым домИЩем. Но для них это несколько некомфортно. И тогда вы одним взмахом волшебной палочки дом превратили в домИК, стол – в столИК, стул – в стульЧИК, кровать – в кроватКу (Слайд) Какая часть слова пришла нам на помощь и из больших предметов сделала маленькие? 5. Давайте вспомним, что мы знаем о них. А для этого обратимся к заданию №2 маршрутного листа. Составить и записать предложение из выбранных ответов. Проверка Давайте послушаем, что у вас получилось. Суффикс – это нерусское слово и обозначает «приколоченный, прикрепленный» к корню. Почему? (стоит после корня) · | Отвечают на вопросы Морфемика Приставка, корень, суффикс, окончание Корень, в нем заключено лексическое значение слова 2 Работа с МЛ задание №1 Морфемный разбор. Выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой. Оценивают +/- Отвечают - Суффикс Задание №2 Найти верные ответы на вопросы из предложенных вариантов, составьте и запишите предложение из ответов, которые вы выбрали. Суффикс – это: а)часть речи, б)часть слова; Стоит: а) перед корнем, б) после корня; Служит для: а)образования формы слова, б)новых слов Конструируют и записывают предложение. Зачитывают получившиеся предложения. |
6. А теперь давайте посмотрим, какое определение суффиксу дают авторы учебника. Откройте учебник на стр 63, найдите и прочитайте определение суффикса Совпадает ли определение учебника с вашим? Какое слово появилось в определении? Как вы понимаете значение этого слова? Какие ассоциации возникают? Таким образом суффикс имеет значение? А вы можете назвать мне значения разных суффиксов? Значит возникла проблема, связанная с целью нашего урока? Сформулируйте цель урока. 7. А какие задачи мы сегодня будем решать? Путём чего мы познакомимся со значением суффиксов? 8. Определяет план достижения цели урока: Это и есть наш план на сегодняшний урок. Результатом нашей работы станет 1.Лингвистический текст, содержащий теоретические сведения о суффиксе. 2.Таблица суффиксов и их значений. По ходу урока мы будем заполнять таблицу значений суффиксов, а вы будете приводить свои примеры | Работают с учебником. Формулируют цель урока: Познакомиться со значениями суффиксов Формулируют задачи урока: Образовывать слова с помощью суффиксов. Выделять суффиксы в словах Определять их значение. Слушают |
9. Представьте, что у вас в руках лупа (слайд). У вас необычная лупа. Одна ее сторона увеличивает, а другая – уменьшает. Посмотрите через эту лупу друг на друга, а точнее, на части тела и запишите, что у вас получилось. 1в. – в уменьшенном виде, 2в. – в увеличенном (Слайд). Выделите суффиксы. Какое значение придают эти суффиксы словам? 2. Обратимся к маршрутному листу и найдем задание №3 Что вы должны сделать? Посмотрите на слайд, дополните таблицу суффиксами, обозначающими род деятельности людей. Вывод: какие суффиксы вы выделили? Что тони обозначают? Занесите их в таблицу и приведите свои примеры. 3.Игра в слова. Учитель бросает мяч ученику, называя город или страну, ученик в ответ называет жителя этой страны или города. В Москве живет В Тюмени На Сахалине В Англии В Туле В России Какие суффиксы, указывающие на лица, проживающие в той или иной местности, появились в вашей таблице? 4 Работа с учебником (задание №4 в маршрутном листе) Что отличает суффиксы –ть, -л от других суффиксов? Разобрать по составу слова: приехали, читать, посмотреть, рассказали ( у доски) 10. Физминутка Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно. Встали прямо. Ноги вместе. Поворот кругом на месте. Хлопнем пару раз в ладоши И потопаем немножко. А теперь представим, детки, Будто руки наши – ветки. Покачаем ими дружно, Будто лёгкий ветер южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись. Тихо сели. И в маршруты посмотрели. Обратитесь к заданию № 5 ваших маршрутных листов. - По каким признакам мы можем утверждать, что это текст? - Какой частью речи являются выписанные вами слова? (глаголами) - Значит какой мы можем сделать вывод? В словах какой части речи используются формообразовательные суффиксы? - Какова их функция? (образуют формы глаголов прош.вр. и неопр.формы глаголов) Работаем дальше и переходим к выполнению задания №6 маршр.листа. Медвежонок, кукушонок -О чём мы должны помнить при написании подобных слов? ((под ударением после шипящих пишем о/ё.) | Записывают слова, выделяют суффиксы, определяют их значение, вносят в таблицу. Нога-ножКа рука - ручИЩа Нос – носИК нога – ножИЩа Рука – ручКа нос – носИЩе Глаз – глазИК глаз – глазИЩе Увеличение или уменьшение (записывают в таблицу) Задание №3 Самостоятельно выполняют упр.№525 с последующей взаимопроверкой Дополняют таблицу. Ловят мяч, в ответ образуют новые слова Москвич Тюменец Сахалинец Англичанин Туляк Россиянин -ич, -ец, -анин, -янин, -як Записывают значения в таблицу. Маршрутный лист задание №4.(находят информацию о значении суффиксов- ть,-л и самостоятельно вносят ее в таблицу) Читать, придумали Эти суффиксы не входят в основу слова, они формообразующие. Задание № 5 маршр листа Найти слова с формообразующими суффиксами, выписать их и выделить в них основу слова и формообразовательные суффиксы (из Путешествий Гулливера) Задание №6 маршрутного листа От данных слов образовать новые слова с помощью суффиксов –Онок/-енок, -ат/ят. Медведь, лиса, слон, кукушка Записать суффиксы и их значения в таблицу. Самопроверка |
5.Давайте закрепим наши знания, выполнив задание №7 маршрутного листа Взаимопроверка Какими суффиксами вы дополнили таблицу? Ребята, вообще в русском языке более 500 суффиксов, и у них еще много значений, мы сегодня вспомнили и познакомились лишь с несколькими из них, самыми распространёнными. Давайте еще раз проговорим, с какими значениями суффиксов мы сегодня познакомились? Во время урока вы оценивали сами себя, заполняя лист самооценки. Если справились со всеми заданиями, вклейте зеленый квадрат, если допустили не более 2 ошибок – синий, если совсем ничего не сделали – красный. В ващих маршрутных листах есть вопросы, на которые я предлагаю вам ответить | Задание №7 Найти соответствия, соединив линиями Тель, щик, ник преувеличение Як, анин, ец уменьш-ласкат Ик, чик, оньк,еньк житель населен.пункта Ищ профессия, род занятий Оват, еват формообразующие Ть,л неполный признак Онок, енок детеныши животных Записать в таблицу те суффиксы и значения, которых в ней нет.
|
-Удалось ли сделать, то что намечали? а)Рефлексия «Закончи фразу» б)Итоговая оценка в оценочных листах (итоговое оценивание) в)Тест по теме: «Суффикс» (слайды 30 -35) Суффикс – это О – часть речи, М – часть слова. Суффикс служит М – для связи слов в предложении, О – для образования новых слов. Суффикс стоит О – перед корнем, Л – после корня. Суффикс – это О – изменяемая часть слова, М – неизменяемая часть слова. Чтобы найти суффикс в слове надо: О – изменить форму слова, Д – подобрать однокоренные слова. В каких из этих слов есть суффикс: О – книга, Е – книжный, Ц – книжечка. (слайд 10-16) Д. з. упр.109 (зад. 1-2) | Высказывают свои суждения. Оценивают свою работу за урок в оценочных листах. Еще раз повторяют правило о суффиксе, отгадывая зашифрованное слово. |