Урок на тему «Фразеологизмы» (6 класс)
Технологическая карта урока
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика |
Михайлюк Татьяна Фёдоровна |
Место работы |
МКОУ Венгеровская СОШ № 1 |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): |
6 класс |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) |
Урок № 31. В разделе «Лексика» |
Тема урока |
«Фразеологизмы» |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): |
Базовый, углубленный. |
Тип урока (укажите тип урока): |
☐ урок освоения новых знаний и умений ☐урок-закрепление ☐урок-повторение ☐урок систематизации знаний и умений ☐урок развивающего контроля ☐комбинированный урок ☐другой (впишите) |
Планируемые результаты(по ПРП): |
|
Личностные осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность в сохранение чистоты русского языка как явления национальной культуры. |
|
Метапредметные использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне. |
|
Предметные знать: что такое фразеологизм, особенности его строения, истоки происхождения фразеологизмов. уметь: распознавать фразеологизмы в речи; объяснять смысл фразеологизмов; использовать фразеологизмы в речи письменной и устной. |
|
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Лексика, прямое и переносное значение слов, фразеология, фразеологизмы, синонимы, антонимы. |
|
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Урок освоения новых знаний и умений. Дидактические средства: учебник, карточки с заданиями. Оборудование: проектор, компьютер
|
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Здравствуйте, ребята! У нас урок русского языка, мы продолжаем говорить о лексике. Итак, ребята, представьте себе, что вы не пятиклассники, а уже девятиклассники. Волею судеб вы оказались на экзамене по русскому языку, который называется ОГЭ, и вам надо решить задание. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На доске предложения, взятые из открытого банка заданий ФИПИ для подготовки к ОГЭ: 1. Эту растяпу днем с огнем не сыщешь! 2. Оксану как ветром сдуло вместе с ее неудовольствием. 3. В этот утренний час неудержимо хочется спать, и, прикорнув за широкой спиною отца, я клюю и клюю носом. Назовите слова в этих предложениях, которые употребляются в переносном значении. А что именно употребляется в переносном значении: отдельные слова или группа слов? (Группа слов, фраза)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итак, тема нашего урока «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Давайте попробуем самостоятельно сформулировать определение понятия ФРАЗЕОЛОГИЗМ, ответив на следующие вопросы и обозначив существенные признаки (понятия, необходимые для определения термина записываются на доске): 1. Какое значение имеют фразеологизмы? (ПЕРЕНОСНОЕ) 2. Фразеологизмы – это отдельные слова или устойчивое сочетание слов? (УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ, НЕДЕЛИМОЕ) Собираем определение, сшиваем слова. Анкетировали учащихся нашей школы и сделали неутешительный вывод о том, что фразеологизмы, редко стали употребляться в речи, многие не знают, что означает тот или иной фразеологизм, не могут определить его по рисунку, исправить ошибки во фразеологизмах. Посмотрите на экран, перед вами зашифрованный фразеологизм. А вы узнали этот фразеологизм? Учащиеся нашей школы ответили на это задание следующим образом: Видите, как важно знать фразеологизмы, понимать их, а то можно попасть впросак, то есть попасть в неловкое положение!
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажитеформы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Откройте учебник на стр. 81,изучите информацию. Скажите, какая информация вам уже известна, а какая информация оказалась новой для вас? Перед вами фразеологизмы. Попробуйте заменить их одним словом: Ребята, а какая фраза звучит ярче: у него много денег или у него денег куры не клюют? (вторая звучит ярче, красочнее), следовательно, фразеологизмы украшают нашу речь. Обратите внимание, что два фразеологизма из предложенного списка заменены одним и тем же словом (опытный), а еще два – разными, но какие они? (противоположные по значению) Как называются слова со схожим значением? – СИНОНИМЫ, а с противоположным – АНТОНИМЫ. Как можно назвать фразеологизмы, которые обозначают одно и то же? – фразеологические синонимы ФИЗКУЛЬТМИНУТКА А сейчас вы будете работать в группах. Вспомните основные правила работы в группах: Работа в группах: найти фразеологизмы - синонимы и антонимы и расшифруйте их смысл.
1 группа: найдите фразеологизмы синонимы и антонимы:
2 группа: найдите фразеологизмы синонимы и антонимы:
3 группа: найдите фразеологизмы синонимы и антонимы:
Заслушать выступление групп. Введите любой фразеологизм в предложение. Каждая группа составляет 1 предложение. Давайте запишем их. Сделать вывод о функциональных особенностях фразеологизмов в речи. Эти лексические единицы помогают сделать нашу речь образной, яркой, лаконичной и эмоциональной, насытить ее красотой слова и удивительно точно отразить все сферы человеческой жизни и деятельности. В рисунках зашифрованы фразеологизмы. А вы сможете их отгадать? Фразеологизмы не появляются в речи спонтанно, у каждого есть своя история. Существует рассказ о воре, который, украв, сумел «спрятать концы в воду». А теперь я зачитаю вам несколько четверостиший, которые тоже сочинили учащиеся нашей школы. Стихотворные строки содержат фразеологизмы, но с пропущенными словами. Вставьте необходимые слова. Бедный Витя Сыроежкин! *** *** *** *** Ребята, фразеологизмы – явление международное. Я вам предлагаю прочитать фразеологизмы из других языков и найти фразеологизм, близкий по значению, в русском языке: НЕМЕЦКИЙ – спать как камень (рус. – спать как убитый)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вспомните фразеологизмы, в которых есть число или числовое значение. Примеры: Ни один волос не упадет с головы Игра в одни ворота Один как сыч Бить в одну точку От горшка два вершка Двойное дно Два сапога пара Как две капли (воды) Меж двух огней Сидеть на двух стульях На два фронта На своих двоих Бабушка надвое сказала За двумя зайцами тречный Быть на седьмом небе Седьмая вода на киселе Книга за семью печатями За семь верст киселя хлебать Семь пядей во лбу Восьмое чудо света. Девятый вал. За тридевять земель, в тридесятом царстве Дать сто очков вперёд Сто слов в минуту Какие фразеологизмы вы слышали в русских сказках? Какие фразеологизмы вы слышали дома от родителей, родственников. Назовите любой фразеологизм, объясните его. Скажите, .в какой ситуации вы можете употребить выбранный вами фразеологизм?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВПР 6 класс. Объясните значение фразеологизма «развесил уши», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. Развесил уши — ...
Анализ средств выразительности. (Задание 7 ОГЭ) Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался — не заплакал. 2) Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню. 3) Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям. 4) Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника... 5) Здравствуйте, тётя Маша, — заливаясь краской, обратился к дородной женщине
Задание 24 ЕГЭ. Из предложения 12 выпишите фразеологизм. (12)Наиболее популярными мальчишками среди нас были те, кто умел пересказать книгу, которую никто не видел в глаза.
Из предложений 4-5 выпишите фразеологизм. (4)Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было! (На выбор) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажи, в каком из предложений использован фразеологизм. Обоснуй свой выбор. Вася сидел на берегу и глядел в воду. На улице началось ненастье, ты как в воду глядел.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите синонимы к данным фразеологизмам 1)Держать в ежовых рукавицах 2)Брать себя в руки 3)С гулькин нос 4)Поднять на смех Подберите фразеологизм-антоним к данным фразеологизмам. Примерные ответы:
как сквозь землю провалился - как из-под земли вырос; засучив рукава - спустя рукава; за тридевять земель - рукой подать; молчать как рыба - чесать языком (или языки); не разлей вода - как кот с собакой; выйти из себя - взять себя в руки; гнуть свою линию - плясать под чужую дудку; во весь дух - черепашьим шагом; воспрянуть духом - повесить нос;
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Восстановите фразеологизмы, подобрав нужное слово. Установите соответствие:
ОТВЕТ к заданию :
Критерии оценивания: «5»-13-16; «4»-110-12; «3»-7-9;»2»- 0-6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ребята, давайте подведем итог нашей работе на уроке. Вспомните, какова была цель нашего урока? Сегодня на уроке я… - работал спустя рукава Вы прекрасно работали, с огоньком! Мы продолжим говорить о фразеологизмах на следующем уроке, обратимся к их строению, будем определять синтаксическую позицию этих замечательных лексических единиц.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.2.Домашнее задание |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общее задание: Упр. 146, знать термины: фразеологизм, фразеология, переносное значение слова. На выбор:
|
15
Ирина Владимировна Казарцева