Урок на тему «Фразеологизмы» (6 класс)

3
1
Материал опубликован 23 January

Технологическая карта урока

 

 

 

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Михайлюк Татьяна Фёдоровна

Место работы

МКОУ Венгеровская СОШ № 1

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

6 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Урок № 31. В разделе «Лексика»

Тема урока

«Фразеологизмы»

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый, углубленный.

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

урок-закрепление

урок-повторение

урок систематизации знаний и умений

урок развивающего контроля

комбинированный урок

другой (впишите)

Планируемые результаты(по ПРП):

Личностные

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность в сохранение чистоты русского языка как явления национальной культуры.

Метапредметные

использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Предметные

знать: что такое фразеологизм, особенности его строения, истоки происхождения фразеологизмов.

уметь: распознавать фразеологизмы в речи; объяснять смысл фразеологизмов; использовать фразеологизмы в речи письменной и устной.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Лексика, прямое и переносное значение слов, фразеология, фразеологизмы, синонимы, антонимы.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Урок освоения новых знаний и умений.

Дидактические средства: учебник, карточки с заданиями.

Оборудование: проектор, компьютер

 

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

 

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

 

Здравствуйте, ребята! У нас урок русского языка, мы продолжаем говорить о лексике.
Проверьте, как организовано ваше рабочее место, все ли необходимые принадлежности на партах.

Итак, ребята, представьте себе, что вы не пятиклассники, а уже девятиклассники. Волею судеб вы оказались на экзамене по русскому языку, который называется ОГЭ, и вам надо решить задание.
 

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

 

 

На доске предложения, взятые из открытого банка заданий ФИПИ для подготовки к ОГЭ:

1. Эту растяпу  днем с огнем не сыщешь!

2. Оксану как ветром сдуло вместе с ее неудовольствием.

3. В этот утренний час неудержимо хочется спать, и, прикорнув за широкой спиною отца, я клюю и клюю носом.

Назовите слова в этих предложениях, которые употребляются в переносном значении. А что именно употребляется в переносном значении: отдельные слова или группа слов? (Группа слов, фраза)
Давайте попробуем дать им толкование:

Днем с огнем не сыщешь – невозможно найти
Как ветром сдуло – моментально, быстро
Клевать носом – дремать, засыпать.
То есть вся фраза целиком имеет смысл, а не отдельное слово. Можем ли мы предположить, что это устойчивые сочетания слов? Как мы называем эти фразы?  (ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ)

 

 

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

 

 

Итак, тема нашего урока «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ».
Предположите, какова будет цель нашего урока?
Узнать, что такое фразеологизмы, как, когда и зачем они употребляются в речи. В начале урока я сказала: «Волею судеб вы оказались на экзамене…» Как это – волею судеб? (случайно) – уметь видеть скрытый смысл фразеологизмов, знать, что они обозначают.

 

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

 

 

 

 

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

 

 

Давайте попробуем самостоятельно сформулировать определение понятия ФРАЗЕОЛОГИЗМ, ответив на следующие вопросы и обозначив существенные признаки (понятия, необходимые для определения термина записываются на доске):

1. Какое значение имеют фразеологизмы? (ПЕРЕНОСНОЕ)

2. Фразеологизмы – это отдельные слова или устойчивое сочетание слов? (УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ, НЕДЕЛИМОЕ)

Собираем определение, сшиваем слова.
ФРАЗЕОЛОГИЗМ- устойчивое сочетание слов с переносным значением.
А что же такое ФРАЗЕОЛОГИЯ? ( обратить внимание на корень –ЛОГОС – наука, знание) Фразеология - это раздел лингвистики, который изучает фразеологизмы, т.е устойчивые сочетания слов)

Анкетировали учащихся нашей школы и сделали неутешительный вывод о том, что фразеологизмы, редко стали употребляться в речи, многие не знают, что означает тот или иной фразеологизм, не могут определить его по рисунку, исправить ошибки во фразеологизмах. Посмотрите на экран, перед вами зашифрованный фразеологизм. А вы узнали этот фразеологизм?

t1706010046aa.gif

Учащиеся  нашей школы ответили на это задание следующим образом:

t1706010046ab.jpg

Видите, как важно знать фразеологизмы, понимать их, а то можно попасть впросакто есть попасть в неловкое положение!

 

 

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажитеформы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

 

 

Откройте учебник на стр. 81,изучите информацию. Скажите, какая информация вам уже известна, а какая информация оказалась новой для вас?
(НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ - фразеологизмы можно заменить одним словом, это яркое образное выражение)

Перед вами фразеологизмы. Попробуйте заменить их одним словом:
Обвести вокруг пальца – обмануть
Денег куры не клюют – много.
Когда рак на горе свистнет – никогда
Стреляный воробей - опытный
Сесть в лужу – оказаться в смешном, глупом положении
Кот наплакал – мало
Тертый калач – опытный.

Ребята, а какая фраза звучит ярче: у него много денег или у него денег куры не клюют? (вторая звучит ярче, красочнее), следовательно, фразеологизмы украшают нашу речь.

Обратите внимание, что два фразеологизма из предложенного списка заменены одним и тем же словом (опытный), а еще два – разными, но какие они? (противоположные по значению) Как называются слова со схожим значением? – СИНОНИМЫ, а с противоположным – АНТОНИМЫ.

Как можно назвать фразеологизмы, которые обозначают одно и то же? – фразеологические синонимы
А обозначающие противоположное? – фразеологические антонимы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
А теперь давайте отдохнем. Настало время физкультминутки, и помогут нам немного отдохнуть фразеологизмы:
- От работы у нас ГОЛОВА КРУГОМ
От удивления ГЛАЗА НА ЛОБ ПОЛЕЗЛИ
- Но сосед по парте всегда поможет, потому что РУКА РУКУ МОЕТ
- На уроках нельзя РАБОТАТЬ СПУСТЯ РУКАВА,
- поэтому мы РАБОТАЛИ ЗАСУЧИВ РУКАВА
- Пол-урока ГНУЛИ  СПИНУ, потому что
- Потому что хотим ИДТИ В НОГУ со временем.
- Зато теперь можно ВЕРТЕТЬ ХВОСТОМ
-  И немного ПЕРЕВЕСТИ ДУХ

А сейчас вы будете работать в группах. Вспомните основные правила работы в группах:
- слушать друг друга
- не перебивать собеседника, уважать его
- уметь принимать разные точки зрения.

Работа в группах: найти фразеологизмы - синонимы и антонимы и расшифруйте их смысл.


 


 


 

1 группа: найдите фразеологизмы синонимы и антонимы:

Как снег на голову

В двух шагах

Рукой подать

Грош цена

На вес золота

Не покладая рук

Сидеть сложа руки

Как гром среди ясного неба

2 группа: найдите фразеологизмы синонимы и антонимы:

Душа в душу

Ни рыба ни мясо

С пустыми руками

Держать язык за зубами

Ни то ни сё

Как кошка с собакой

Лясы точить

Несолоно хлебавши

3 группа: найдите фразеологизмы синонимы и антонимы:

Голову морочить

Воспрянуть духом

Два сапога пара

В мгновение ока

Повесить нос

Заговаривать зубы

Тянуть канитель

Одного поля ягода

Заслушать выступление групп.

Введите любой фразеологизм в предложение. Каждая группа составляет 1 предложение. Давайте запишем их.

Сделать вывод о функциональных особенностях фразеологизмов в речи. Эти лексические единицы помогают сделать нашу речь образной, яркой, лаконичной и эмоциональной, насытить ее красотой слова и удивительно точно отразить все сферы человеческой жизни и деятельности.

В рисунках зашифрованы фразеологизмы.

А вы сможете их отгадать?

t1706010046ac.gif

Фразеологизмы не появляются в речи спонтанно, у каждого есть своя история.

Существует рассказ о воре, который, украв, сумел «спрятать концы в воду».
Всё обыскали – не нашли пропажи. Тогда обворованные пошли к знахарю за помощью.
Знахарь привёл пострадавших на базар, где в это время было много народа и все говорили о недавнем воровстве, и крикнул: «Поглядите-ка, православные, на воре-то шапка горит!»
Не успели люди опомниться от внезапного крика, как вор схватился за шапку – тем себя и выдал.
Так родилась фраза «на воре шапка горит», которая вошла в литературный язык для описания ситуации, когда кто-либо невольно выдаёт то, что сам тщательно скрывал.

А теперь я зачитаю вам несколько четверостиший, которые тоже сочинили учащиеся нашей школы.  Стихотворные строки содержат фразеологизмы, но с пропущенными словами. Вставьте необходимые слова.

Бедный Витя Сыроежкин!
Не поел он толком.
Ну а к вечеру, несчастный,
Зубы клал на …

***
Сорванцу надрали уши,
Потому что бил…

***
Нам сказали в школе строго:
«Зарубите на …!
Только в сменке входим в классы,
Или все пойдут под суд!»

***
Долго хвастал Вася Пупкин,
Что он смел, как генерал!
Но, увидев в парке зайца,
Сломя… бежал.

***
Так дразнили мы Полкана,
Пёс все рвался на цепи!
А как только оторвался –
Еле ноги …

Ребята, фразеологизмы – явление международное. Я вам предлагаю прочитать фразеологизмы из других языков и найти фразеологизм, близкий по значению, в русском языке:

НЕМЕЦКИЙ – спать как камень (рус. – спать как убитый)
КИТАЙСКИЙ – в год обезьяны и месяц лошади (рус. – когда рак на горе свиснет, после дождичка в четверг)
КОРЕЙСКИЙ – грызть голень (рус. – сидеть на шее, спиногрыз)
ФРАНЦУЗСКИЙ – сердце на руке (рус. – душа нараспашку)

 

 

 

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Вспомните фразеологизмы, в которых есть число или числовое значение.

Примеры:

Ни один волос не упадет с головы

Игра в одни ворота

Один как сыч

Бить в одну точку

От горшка два вершка

Двойное дно

Два сапога пара

Как две капли (воды)

Меж двух огней

Сидеть на двух стульях

На два фронта

На своих двоих

Бабушка надвое сказала

За двумя зайцами тречный

Быть на седьмом небе

Седьмая вода на киселе

Книга за семью печатями

За семь верст киселя хлебать

Семь пядей во лбу

Восьмое чудо света.

Девятый вал.

За тридевять земель, в тридесятом царстве

Дать сто очков вперёд

Сто слов в минуту

Какие фразеологизмы вы слышали в русских сказках?

Какие фразеологизмы вы слышали дома от родителей, родственников.

Назовите любой фразеологизм, объясните его. Скажите, .в какой ситуации вы можете употребить выбранный вами фразеологизм?

 

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

ВПР 6 класс. Объясните значение фразеологизма «развесил уши», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Развесил уши  — ...

 

Анализ средств выразительности. (Задание 7 ОГЭ)

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1)  Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался  — не заплакал.

2)  Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.

3)  Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям.

4)  Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника...

5)  Здравствуйте, тётя Маша,  — заливаясь краской, обратился к дородной женщине

 

Задание 24 ЕГЭ.

Из предложения 12 выпишите фразеологизм.

(12)Наиболее популярными мальчишками среди нас были те, кто умел пересказать книгу, которую никто не видел в глаза.

 

Из предложений 4-5 выпишите фразеологизм.

 (4)Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было!

(На выбор)

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Укажи, в каком из предложений использован фразеологизм. Обоснуй свой выбор.

Вася сидел на берегу и глядел в воду.

На улице началось ненастье, ты как в воду глядел.

 

 

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Подберите синонимы к данным фразеологизмам 1)Держать в ежовых рукавицах 2)Брать себя в руки 3)С гулькин нос 4)Поднять на смех Подберите фразеологизм-антоним к данным фразеологизмам. Примерные ответы:

как сквозь землю провалился - как из-под земли вырос;

засучив рукава - спустя рукава;

за тридевять земель - рукой подать;

молчать как рыба - чесать языком (или языки);

не разлей вода - как кот с собакой;

выйти из себя - взять себя в руки;

гнуть свою линию - плясать под чужую дудку;

во весь дух - черепашьим шагом;

воспрянуть духом - повесить нос;

 

 

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

 

Восстановите фразеологизмы, подобрав нужное слово. Установите соответствие:

 

 

А. … на ухо наступил

1. рыба

Б. белая …

2. ласточка

В. как … в воде

3. пчёлы

Г. … не валялся

4. ворона

Д. стреляный …

5. козёл

Е. болтлив как …

6. мышь

Ж. одна … весны не делает

7. комар

З. как … на мёд

8. медведь

И. священная …

9. бык

К. … отпущения

10. куры

Л. … носа не подточит

11. воробей

М. беден как церковная …

12. кошка

Н. денег … не клюют

13. синица

О. чёрная … пробежала

14. конь

П. лучше … в руках, чем журавль в небе

15. корова

Р. здоров как …

16. сорока

 

 

ОТВЕТ к заданию :

А 8

Б 4

В 1

Г 14

Д 11

Е 16

Ж 2

З 3

И 15

К 5

Л 7

М 6

Н 10

О 12

П 13

Р 9

Критерии оценивания: «5»-13-16; «4»-110-12; «3»-7-9;»2»- 0-6

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

 

Ребята, давайте подведем итог нашей работе на уроке. Вспомните, какова была цель нашего урока?
На ваш взгляд, мы  достигли цели?
Оцените свою работу на уроке, выбрав необходимый фразеологизм:

Сегодня на уроке я…

- работал спустя рукава
- бил баклуши
- играл в молчанку
- сидел сложа руки
- считал ворон
- терялся в догадках
- работал в поте лица
- гонял лодыря
- старался изо всех сил
- горел на работе
- просиживал штаны
- палец о палец не ударил
- работал до седьмого пота.

Вы прекрасно работали, с огоньком! Мы продолжим говорить о фразеологизмах на следующем уроке, обратимся к их строению, будем определять синтаксическую позицию этих замечательных лексических единиц.

 

 

Этап 5.2.Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Общее задание: Упр. 146, знать термины: фразеологизм, фразеология, переносное значение слова.

На выбор:
- Написать связный текст «История одного фразеологизма».
- Написать сочинение-миниатюру, используя как можно больше фразеологизмов.
- Сделать иллюстрации к фразеологизмам.

 

 

 

 

15

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличный урок, спасибо!

23 January

Похожие публикации