Урок по теме «Модули (Алгебра, 11 класс)
Ваганова Алла Сергеевна
МОУ лицей №1 г. Тутаева
Урок по теме «Модули»
11физико-математический класс
(при организации тематического повторения)
Цели урока:
повторить способы решения различных заданий с модулем: уравнений, неравенств, построение графиков функций с модулем, нахождение площади фигуры, ограниченной заданными линиями, использование уравнения касательной
развивать у учащихся внимание, память, сообразительность
воспитывать чувство долга, ответственности за свою работу в группе
Урок проводится в форме игры «лабиринт».
Оборудование: часы, картонные схемы «лабиринта», игральный кубик.
Описание хода игры
Класс разбивается на 5 команд, выбирается капитан каждой команды. На предыдущем уроке учитель предварительно знакомит класс с условиями игры, предупреждает. Какие темы будут вынесены для закрепления, делит класс на команды.
На пяти столиках расставлены номера команд: №1, №2, №3, №4, №5, разложены конверты с номерами и названиями тем. В конверте 6 задач на каждую тему. На каждом столе имеются схема лабиринта и игральный кубик. Капитаны команд бросают кубик. Выпавшее число означает номер задачи из темы №1, которую предстоит решить. Решив задачу, капитан показывает решение и ответ учителю. Если задача решена правильно, команда, не подбрасывая кубик, переходит по лабиринту к теме № 2, на тот номер задачи, с которым соединена первая или решённая задача. Если задача не решена, то учитель разъясняет её, а команда остаётся на той же теме и вторично подбрасывает кубик, чтобы узнать номер новой задачи, которую нужно решить. Команда бросает кубик не более двух раз. Если обе попытки неудачны, команда переходит к следующей теме по «лабиринту». При постановке домашнего задания учитель учитывает, какие темы не совсем усвоены какой командой, и домашнее задание задаётся дифференцированно.
Команда, которая первой решила все задачи, выпавшие ей в «лабиринте», и получила баллы за правильное решение всех задач, набирает в результате максимальное число баллов и становится победительницей.
Схема лабиринта
Задания для игры
I. Уравнения и системы уравнений
3 балла Ответ: (-∞;1,2]
2. 5│4х-6│=253х-4 4 балла Ответ: х=1,4
3. │cosх│=cosx-2sinx 5 баллов Ответ: 2πn; -3π/4+2πk;k,n Z
4. │tgx│(x+3)=│x+3│ 5 баллов Ответ: π/4+πк; к Z; - π/4+πn,n≥0, n Z;-3
5. 5 баллов Ответ:(2,25;-1,5); (3;-3)
6.5 баллов Ответ: х=2
II. Неравенства
1. 3х2-│х-3│>9х-2 3 балла Ответ: (-∞;
2. Найти сумму целых решений системы:4 балла Ответ: 14
3. Найти сумму целых решений системы:4 балла Ответ: 18
4.│sin(-x)│< 5 баллов Ответ: (-π/4+πк; π/4+πк), к Z.
5. 5 баллов Ответ: (-∞;1,75)U(2,5; +∞)
6. ││х-2│-х+3│<5 4 балла Ответ: (0;+∞)
III. Графики функций
1. 4 балла
2. 5 баллов
3. у = 5│х│ 4 балла
4. у =│log5(x-2)│ 4 балла
5. у = sinx +│sinx│ 5 баллов
6. у=соsx- 5 баллов
IV. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями:
1.5 баллов Ответ:6,5
2. у=│4-х2│; у=2│х│+4 5 баллов Ответ:32
3. у=0,5х2-2х-1; у=6,5-1,5│х-5│ 5 баллов Ответ:24
4. у=0,5х2+х+7,5; у=1,5(│х+2│-1) 5 баллов Ответ:25
5. х∙│у│=2; х=1;х=3 5 баллов Ответ: 4ln3
6. х∙│у│=3; х=1;х=2 5 баллов Ответ: 6ln2
V. Задания с использованием уравнения касательной
1. Найти точку пересечения касательных, проведённых к графику функции f через точки графика с абсциссами х1 и х2.
F(x)=x2-│5x+9│;х1=-4;х2=4 5 баллов Ответ:(3;-16)
2. f(x)=x2+│7-4x│;;х1=-3;х2=3 Задание как в №1 5 баллов Ответ:(0,7;-16)
3. Найти абсциссы всех общих точек графика функции и касательной, проведённой к этому графику в точке с абсциссой х0. f(x)=x- ; х0=-2 5 баллов Ответ: х=-2; х=-2+2
4. f(x)=│x│(x-3)+3x х0=3 (№3) 5 баллов Ответ: х = +-3
5. f(x)=x2-│2x-6│ x1=-5 x2=5 (№1) 5 баллов Ответ: х = (-0,75;-25)
6. f(x)=x3+│x-1│ x1=-2 x2=2 (№1) 5 баллов Ответ: х = (17;204)
Подведение итогов урока: отмечаем лучшие команды; самых активных учащихся (по ходу игры капитан отмечает участие каждого члена команды в решении).
Игра проводится на двух уроках.