Урок развития речи в 5 классе по русскому языку Тема: Натюрморт. Сочинение-описание по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица». Цель: подготовиться к сочинению-описанию и написать его. Задачи: Знать особенности натюрморта. Узнать информацию об авторе картины. Понять содержание картины, авторский замысел. Уметь описывать картину (как устно, так и письменно) по плану. Оборудование: листы самооценивания, тексты, инфографика.
|
Словарная работа 3-4 мин
| Задание перед вами. Вставьте пропущенные буквы, устно объясните орфограммы. Работать начнём сразу. Записываете правильный вариант на листочке и устно объясняете орфограмму. Работает 3 ряд. (Устно объясняют. Вставляют буквы.)
На слайде: (Н,н)естеров, выст(а/о)вка, мес(т/-)ность, ж(у,ю)ри, (Р/р)епин, картина «(М/м)асленица», изл(о/а)жение, (Р,р)ешетников, (Т,т)олстой.
На листочках: _естеров, выст_вка, мес_ность, ж_ри, _епин, картина «_асленица», изл_жение, _ешетников, _олстой.
|
Проверка Оценивание | Проверяют по слайду. В листе самооценивания выставляют баллы, познакомившись с критериями на слайде. |
Выход на тему 2 мин
| К какой части речи относятся слова? | Имена существительные |
На какие группы можно разделить предложенные существительные? Вспоминайте постоянные признаки. | Собственные и нарицательные |
Перечислите собственные имена существительные. На слайде показать все имена собственные. Что можете сказать об именах собственных? Что их объединяет? | Это фамилии художников, название картины |
И название картины, и фамилии художников объединяет один вид изобразительного искусства. Какой из предложенных?
На слайде: Музыка Театр Балет Архитектура Литература Живопись | Живопись |
Кто из вас посещал художественные галереи, выставки? | Ответы детей |
Какие галереи вам известны? На слайде показываю известные галереи. Например, в Москве есть Третьяковская галерея, а в Санкт-Петербурге – Эрмитаж. Есть художественная галерея и в городе Чайковский. | Ответы детей |
Кто из вас посещает художественную школу? Какие жанры живописи вам известны? | Ответы детей |
О каком жанре живописи пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какое слово получится, если сложить все вставленные вами буквы в словах? | Натюрморт |
Выход на цель 2-3 мин
| На слайде появляется картина Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица». Как вы думаете, для чего сейчас на слайде появилось изображение? | Наверное, будем писать сочинение по картине, описывать картину |
Итак, мы с вами будем описывать натюрморт. Описание натюрморта. Сочинение по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица» - тема наших двух уроков сегодня.
| Знакомятся с темой на слайде |
Ну, что берём ручки, открываем тетрадь и пишем сочинение… (пауза) Да?Сразу?Без подготовки? А что сначала нужно сделать? Какую цель поставим?
Все цели записываю на доске.
Подготовиться к сочинению-описанию и написать его.
А что значит подготовиться? Какие задачи поставим?
| Знать особенности натюрморта
Узнать информацию об авторе картины
Понять содержание картины, авторский замысел
Уметь описывать картину (как устно, так и письменно) по плану |
Особенности натюрморта 5-7 минут | В чём особенность натюрмортов? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю посмотреть несколько картин художников и ознакомиться с текстом. По результатам вашего внимательного чтения и наблюдения составьте кластер «Особенности натюрморта». Работать будем в парах. Искусство натюрморта имеет свою прекрасную и давнюю историю. Натюрморт вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянуться на несколько веков назад, сопереживать вместе с мастером особо любимые им мотивы. Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке. В то время активно развивалась наука, и художники стремились показать мир природы. В картинах изображались цветы, фрукты, овощи, различная бытовая утварь. Слово «натюрморт» произошло от французского словосочетания nature morte, что означает «мертвая природа». По-голландски обозначение этого жанра звучит как stilleven т.е. «тихая жизнь», на взгляд многих художников и искусствоведов это наиболее точное выражение сути жанра. Натюрморты, написанные когда-то художниками 17 века, не только запечатлели вещи, они очень многое могут рассказать нам об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках. Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника, его отношение к окружающему миру. Главная задача автора - раскрыть то прекрасное, которое в обычной жизни не замечается. Итак, теперь мы с вами знаем особенности натюрморта. | Работают в группах. Читают текст, смотрят картины, составляют кластер. Каждая группа называет одну особенность.
В картинах изображались цветы, фрукты, овощи, различная бытовая утварь.
Многое могут рассказать нам об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.
Выражается отношение человека к окружающему миру.
Главная задача автора - раскрыть то прекрасное, которое в обычной жизни не замечается. |
Инфографика 5 мин (информация об авторе картины) | Дома вы работали еще с одним текстом. О чём вы узнали из этого текста? Вам было предложено составить инфографику (т.е. представить главную информацию текста в виде картинок). Давайте посмотрим, что у вас получилось. Расскажите о Федоре Павловиче Толстом, пользуясь теми картинками, которые вы выбрали. | Узнали информацию об авторе картины.
Ребята рассказывают. |
Вступление 3 мин | Давайте вспомним, из каких частей строится любое сочинение.
О чём мы будем писать во вступлении?
Давайте попробуем составить вступление, учитывая всё сказанное. Минута-две на работу.
| Вступление Основная часть Заключение
Об авторе и названии картины, можно и о жанре картины
Передо мной натюрморт «Цветы, фрукты, птица». Это одна из самых известных картин художника Федора Павловича Толстого. Известно, что она хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. |
Основная часть | О чем мы напишем в основной части сочинения?
Какие предметы изобразил художник? Где находятся все изображённые предметы? (на столе) Какой предмет начнёте описывать сначала? Почему?
-С какой стороны от вазы находятся эти яблоки? Кого ещё можно заметить здесь?
-Какие предметы находятся слева? Кого ещё мы видим здесь?
-В какой части картины изображены бабочки?
-Что можете сказать про веточки смородины? Где их разместил художник?
-Для чего мы с вами сейчас проговорили о том, где находятся предметы? Чем вам поможет такая работа при написании сочинения?
-Как будет выглядеть план в основной части? | Будем описывать фрагменты картины
Смотрят на слайде
Вазу с цветами Она находится в центре, а все остальные предметы рядом с ней. С правой Муху
Целое яблоко, виноград. Птицу
В верхней
На краешке стола
Понять, что и как изображено на картине, построить план основной части сочинения.
|
Работа в группах | -Теперь мы с вами знаем, в какой последовательности описать предметы. -Но ведь недостаточно просто перечислить предметы, что ещё необходимо? -С помощью каких частей речи будем это делать?
- Продолжим работать в парах. Каждому из вас я раздам таблицу, которую нужно заполнить согласно тому, что в ней написано. | Описать их цвет, фон, на котором они изображены.
С помощью имён прилагательных
Заполняют таблицу |
Проверка | -Проверим, какие прилагательные вы подобрали для описания предметов.
-Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?
Замечательно. Наша картина заиграла красками. | Называют
Светло-оранжевый, жёлтый. Добавить солнечный свет |
Заключение | -Скажите, можно уже начать писать сочинение?
О чем будем писать в заключительной части?
Продолжите фразы Мне понравилась картина тем, что… Каждый элемент полотна вызывает… Каждый элемент полотна дополняет… Автору удалось изобразить… Когда смотришь на картину, …
| Нет. Нужно написать заключение |
Критерии | Теперь, мы можем написать сочинение?
По каким критериям будем его оценивать?
| Да |
Рефлексия и подведение итогов | «Поляна» СЛОВАРНАЯ РАБОТА КЛАСТЕР «ОСОБЕННОСТИ НАТЮРМОРТА» ИНФОГРАФИКА ВСТУПЛЕНИЕ К СОЧИНЕНИЮ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности понравился больше.
|
|