Задание перед вами. Вставьте пропущенные буквы, устно объясните орфограммы.
Работать начнём сразу. Записываете правильный вариант на листочке и устно объясняете орфограмму. Работает 3 ряд.
(Устно объясняют. Вставляют буквы.)
На слайде:
(Н,н)естеров, выст(а/о)вка, мес(т/-)ность, ж(у,ю)ри, (Р/р)епин, картина «(М/м)асленица», изл(о/а)жение, (Р,р)ешетников, (Т,т)олстой.
На листочках:
_естеров, выст_вка, мес_ность, ж_ри, _епин, картина «_асленица», изл_жение, _ешетников, _олстой.
Проверка
Оценивание
Проверяют по слайду. В листе самооценивания выставляют баллы, познакомившись с критериями на слайде.
Выход на тему
2 мин
К какой части речи относятся слова?
Имена существительные
На какие группы можно разделить предложенные существительные? Вспоминайте постоянные признаки.
Собственные и нарицательные
Перечислите собственные имена существительные.
На слайде показать все имена собственные.
Что можете сказать об именах собственных? Что их объединяет?
Это фамилии художников, название картины
И название картины, и фамилии художников объединяет один вид изобразительного искусства. Какой из предложенных?
На слайде:
Музыка
Театр
Балет
Архитектура
Литература
Живопись
Живопись
Кто из вас посещал художественные галереи, выставки?
Ответы детей
Какие галереи вам известны?
На слайде показываю известные галереи.
Например, в Москве есть Третьяковская галерея, а в Санкт-Петербурге – Эрмитаж.
Есть художественная галерея и в городе Чайковский.
Ответы детей
Кто из вас посещает художественную школу? Какие жанры живописи вам известны?
Ответы детей
О каком жанре живописи пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какое слово получится, если сложить все вставленные вами буквы в словах?
Натюрморт
Выход на цель 2-3 мин
На слайде появляется картина Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица».
Как вы думаете, для чего сейчас на слайде появилось изображение?
Наверное, будем писать сочинение по картине, описывать картину
Итак, мы с вами будем описывать натюрморт.
Описание натюрморта. Сочинение по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица» - тема наших двух уроков сегодня.
Знакомятся с темой на слайде
Ну, что берём ручки, открываем тетрадь и пишем сочинение… (пауза) Да?Сразу?Без подготовки? А что сначала нужно сделать? Какую цель поставим?
Все цели записываю на доске.
Подготовиться к сочинению-описанию и написать его.
А что значит подготовиться? Какие задачи поставим?
Знать особенности натюрморта
Узнать информацию об авторе картины
Понять содержание картины, авторский замысел
Уметь описывать картину (как устно, так и письменно) по плану
Особенности натюрморта
5-7 минут
В чём особенность натюрмортов? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю посмотреть несколько картин художников и ознакомиться с текстом. По результатам вашего внимательного чтения и наблюдения составьте кластер «Особенности натюрморта». Работать будем в парах.
Искусство натюрморта имеет свою прекрасную и давнюю историю. Натюрморт вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянуться на несколько веков назад, сопереживать вместе с мастером особо любимые им мотивы.
Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке. В то время активно развивалась наука, и художники стремились показать мир природы. В картинах изображались цветы, фрукты, овощи, различная бытовая утварь. Слово «натюрморт» произошло от французского словосочетания nature morte, что означает «мертвая природа». По-голландски обозначение этого жанра звучит как stilleven т.е. «тихая жизнь», на взгляд многих художников и искусствоведов это наиболее точное выражение сути жанра.
Натюрморты, написанные когда-то художниками 17 века, не только запечатлели вещи, они очень многое могут рассказать нам об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.
Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника, его отношение к окружающему миру. Главная задача автора - раскрыть то прекрасное, которое в обычной жизни не замечается.
Итак, теперь мы с вами знаем особенности натюрморта.
Работают в группах.
Читают текст, смотрят картины, составляют кластер. Каждая группа называет одну особенность.
В картинах изображались цветы, фрукты, овощи, различная бытовая утварь.
Многое могут рассказать нам об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.
Выражается отношение человека к окружающему миру.
Главная задача автора - раскрыть то прекрасное, которое в обычной жизни не замечается.
Инфографика
5 мин
(информация об авторе картины)
Дома вы работали еще с одним текстом. О чём вы узнали из этого текста?
Вам было предложено составить инфографику (т.е. представить главную информацию текста в виде картинок).
Давайте посмотрим, что у вас получилось. Расскажите о Федоре Павловиче Толстом, пользуясь теми картинками, которые вы выбрали.
Узнали информацию об авторе картины.
Ребята рассказывают.
Вступление
3 мин
Давайте вспомним, из каких частей строится любое сочинение.
О чём мы будем писать во вступлении?
Давайте попробуем составить вступление, учитывая всё сказанное.
Минута-две на работу.
Вступление
Основная часть
Заключение
Об авторе и названии картины, можно и о жанре картины
Передо мной натюрморт «Цветы, фрукты, птица». Это одна из самых известных картин художника Федора Павловича Толстого. Известно, что она хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Основная часть
О чем мы напишем в основной части сочинения?
Какие предметы изобразил художник?
Где находятся все изображённые предметы? (на столе)
Какой предмет начнёте описывать сначала?
Почему?
-С какой стороны от вазы находятся эти яблоки? Кого ещё можно заметить здесь?
-Какие предметы находятся слева? Кого ещё мы видим здесь?
-В какой части картины изображены бабочки?
-Что можете сказать про веточки смородины? Где их разместил художник?
-Для чего мы с вами сейчас проговорили о том, где находятся предметы? Чем вам поможет такая работа при написании сочинения?
-Как будет выглядеть план в основной части?
Будем описывать фрагменты картины
Смотрят на слайде
Вазу с цветами
Она находится в центре, а все остальные предметы рядом с ней.
С правой
Муху
Целое яблоко, виноград. Птицу
В верхней
На краешке стола
Понять, что и как изображено на картине, построить план основной части сочинения.
Работа в группах
-Теперь мы с вами знаем, в какой последовательности описать предметы.
-Но ведь недостаточно просто перечислить предметы, что ещё необходимо?
-С помощью каких частей речи будем это делать?
- Продолжим работать в парах. Каждому из вас я раздам таблицу, которую нужно заполнить согласно тому, что в ней написано.
Описать их цвет, фон, на котором они изображены.
С помощью имён прилагательных
Заполняют таблицу
Проверка
-Проверим, какие прилагательные вы подобрали для описания предметов.
-Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?
Замечательно. Наша картина заиграла красками.
Называют
Светло-оранжевый, жёлтый. Добавить солнечный свет
Заключение
-Скажите, можно уже начать писать сочинение?
О чем будем писать в заключительной части?
Продолжите фразы
Мне понравилась картина тем, что…
Каждый элемент полотна вызывает…
Каждый элемент полотна дополняет…
Автору удалось изобразить…
Когда смотришь на картину, …
Нет. Нужно написать заключение
Критерии
Теперь, мы можем написать сочинение?
По каким критериям будем его оценивать?
Да
Рефлексия и подведение итогов
«Поляна»
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
КЛАСТЕР «ОСОБЕННОСТИ НАТЮРМОРТА»
ИНФОГРАФИКА
ВСТУПЛЕНИЕ К СОЧИНЕНИЮ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности понравился больше.