Урок развития речи по русскому языку по теме: Натюрморт. Сочинение-описание по картине по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица»

7
0
Материал опубликован 8 January в группе

Урок развития речи в 5 классе по русскому языку

Тема: Натюрморт. Сочинение-описание по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Цель: подготовиться к сочинению-описанию и написать его.

Задачи:

Знать особенности натюрморта.

Узнать информацию об авторе картины.

Понять содержание картины, авторский замысел.

Уметь описывать картину (как устно, так и письменно) по плану.

Оборудование: листы самооценивания, тексты, инфографика.


Словарная работа

3-4 мин


Задание перед вами. Вставьте пропущенные буквы, устно объясните орфограммы.

Работать начнём сразу. Записываете правильный вариант на листочке и устно объясняете орфограмму. Работает 3 ряд.

(Устно объясняют. Вставляют буквы.)


На слайде:

(Н,н)естеров, выст(а/о)вка, мес(т/-)ность, ж(у,ю)ри, (Р/р)епин, картина «(М/м)асленица», изл(о/а)жение, (Р,р)ешетников, (Т,т)олстой.


На листочках:

_естеров, выст_вка, мес_ность, ж_ри, _епин, картина «_асленица», изл_жение, _ешетников, _олстой.


Проверка

Оценивание

Проверяют по слайду. В листе самооценивания выставляют баллы, познакомившись с критериями на слайде.

Выход на тему

2 мин


К какой части речи относятся слова?

Имена существительные

На какие группы можно разделить предложенные существительные? Вспоминайте постоянные признаки.

Собственные и нарицательные

Перечислите собственные имена существительные.

На слайде показать все имена собственные.

Что можете сказать об именах собственных? Что их объединяет?

Это фамилии художников, название картины

И название картины, и фамилии художников объединяет один вид изобразительного искусства. Какой из предложенных?


На слайде:

Музыка

Театр

Балет

Архитектура

Литература

Живопись

Живопись

Кто из вас посещал художественные галереи, выставки?

Ответы детей

Какие галереи вам известны?

На слайде показываю известные галереи.

Например, в Москве есть Третьяковская галерея, а в Санкт-Петербурге – Эрмитаж.

Есть художественная галерея и в городе Чайковский.

Ответы детей

Кто из вас посещает художественную школу? Какие жанры живописи вам известны?

Ответы детей

О каком жанре живописи пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какое слово получится, если сложить все вставленные вами буквы в словах?

Натюрморт

Выход на цель 2-3 мин


На слайде появляется картина Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Как вы думаете, для чего сейчас на слайде появилось изображение?

Наверное, будем писать сочинение по картине, описывать картину

Итак, мы с вами будем описывать натюрморт.

Описание натюрморта. Сочинение по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица» - тема наших двух уроков сегодня.


Знакомятся с темой на слайде

Ну, что берём ручки, открываем тетрадь и пишем сочинение… (пауза) Да?Сразу?Без подготовки? А что сначала нужно сделать? Какую цель поставим?


Все цели записываю на доске.


Подготовиться к сочинению-описанию и написать его.


А что значит подготовиться? Какие задачи поставим?



Знать особенности натюрморта


Узнать информацию об авторе картины


Понять содержание картины, авторский замысел


Уметь описывать картину (как устно, так и письменно) по плану

Особенности натюрморта

5-7 минут

В чём особенность натюрмортов? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю посмотреть несколько картин художников и ознакомиться с текстом. По результатам вашего внимательного чтения и наблюдения составьте кластер «Особенности натюрморта». Работать будем в парах.

Искусство натюрморта имеет свою прекрасную и давнюю историю. Натюрморт вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянуться на несколько веков назад, сопереживать вместе с мастером особо любимые им мотивы.

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке. В то время активно развивалась наука, и художники стремились показать мир природы. В картинах изображались цветы, фрукты, овощи, различная бытовая утварь. Слово «натюрморт» произошло от французского словосочетания nature morte, что означает «мертвая природа». По-голландски обозначение этого жанра звучит как stilleven т.е. «тихая жизнь», на взгляд многих художников и искусствоведов это наиболее точное выражение сути жанра.

Натюрморты, написанные когда-то художниками 17 века, не только запечатлели вещи, они очень многое могут рассказать нам об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.

Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника, его отношение к окружающему миру. Главная задача автора - раскрыть то прекрасное, которое в обычной жизни не замечается.

Итак, теперь мы с вами знаем особенности натюрморта.

Работают в группах.

Читают текст, смотрят картины, составляют кластер. Каждая группа называет одну особенность.



В картинах изображались цветы, фрукты, овощи, различная бытовая утварь.


Многое могут рассказать нам об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.


Выражается отношение человека к окружающему миру.


Главная задача автора - раскрыть то прекрасное, которое в обычной жизни не замечается.

Инфографика

5 мин

(информация об авторе картины)

Дома вы работали еще с одним текстом. О чём вы узнали из этого текста?

Вам было предложено составить инфографику (т.е. представить главную информацию текста в виде картинок).

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Расскажите о Федоре Павловиче Толстом, пользуясь теми картинками, которые вы выбрали.

Узнали информацию об авторе картины.



Ребята рассказывают.

Вступление

3 мин

Давайте вспомним, из каких частей строится любое сочинение.




О чём мы будем писать во вступлении?






Давайте попробуем составить вступление, учитывая всё сказанное.

Минута-две на работу.












Вступление

Основная часть

Заключение


Об авторе и названии картины, можно и о жанре картины


Передо мной натюрморт «Цветы, фрукты, птица». Это одна из самых известных картин художника Федора Павловича Толстого. Известно, что она хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Основная часть

О чем мы напишем в основной части сочинения?



Какие предметы изобразил художник?

Где находятся все изображённые предметы? (на столе)

Какой предмет начнёте описывать сначала?

Почему?





-С какой стороны от вазы находятся эти яблоки? Кого ещё можно заметить здесь?


-Какие предметы находятся слева? Кого ещё мы видим здесь?


-В какой части картины изображены бабочки?


-Что можете сказать про веточки смородины? Где их разместил художник?


-Для чего мы с вами сейчас проговорили о том, где находятся предметы? Чем вам поможет такая работа при написании сочинения?




-Как будет выглядеть план в основной части?

Будем описывать фрагменты картины


Смотрят на слайде


Вазу с цветами

Она находится в центре, а все остальные предметы рядом с ней.

С правой

Муху


Целое яблоко, виноград. Птицу


В верхней



На краешке стола



Понять, что и как изображено на картине, построить план основной части сочинения.



Работа в группах

-Теперь мы с вами знаем, в какой последовательности описать предметы.

-Но ведь недостаточно просто перечислить предметы, что ещё необходимо?

-С помощью каких частей речи будем это делать?


- Продолжим работать в парах. Каждому из вас я раздам таблицу, которую нужно заполнить согласно тому, что в ней написано.

Описать их цвет, фон, на котором они изображены.


С помощью имён прилагательных


Заполняют таблицу

Проверка

-Проверим, какие прилагательные вы подобрали для описания предметов.


-Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?




Замечательно. Наша картина заиграла красками.

Называют



Светло-оранжевый, жёлтый. Добавить солнечный свет

Заключение

-Скажите, можно уже начать писать сочинение?



О чем будем писать в заключительной части?


Продолжите фразы

Мне понравилась картина тем, что…

Каждый элемент полотна вызывает…

Каждый элемент полотна дополняет…

Автору удалось изобразить…

Когда смотришь на картину, …


Нет. Нужно написать заключение

Критерии

Теперь, мы можем написать сочинение?


По каким критериям будем его оценивать?


Да

Рефлексия и подведение итогов

«Поляна»

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

КЛАСТЕР «ОСОБЕННОСТИ НАТЮРМОРТА»

ИНФОГРАФИКА

ВСТУПЛЕНИЕ К СОЧИНЕНИЮ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности понравился больше.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации