Урок русского родного языка в 3 классе «У земли ясно солнышко, у человека слово»
Урок русского родного языка в 3 классе,
УМК: Учебник «Русский родной язык». 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ (О.М.Александрова и др.). –М.:Просвещение, 2019.
Тема:«У земли ясно солнышко, у человека слово» в разделе «Русский язык: прошлое и настоящее»
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель: развитие представления о словах, устойчивых выражениях, которые используются в устной и письменной речи; продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка.
Задачи:
-знакомство с некоторыми устаревшими словами и их использование в речи;
-научиться находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю;-
-подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи
- употреблять правильно в речи части речи и их формы
Ход урока
1. Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок. «На доске написана тема урока»
Приветствие
« Я желаю тебе добра
Ты желаешь мне добра
Мы желаем друг другу добра
Если тебе будет трудно,
Я тебе помогу»
2. Актуализация опорных знаний
Наш урок я начну со стихотворения.
Слово ранит, слово лечит
и о многом говорит.
Душу слово покалечит…,
Душу слово воскресит…
Всё пройдёт,… зима и лето
Грусть и радость всё пройдёт!…
Надо жить и жить со светом
С солнцем, что Господь даёт (Автор- Наталья Дмитриевна Островская)
- О чём это стихотворение? (О слове, словом можно спасти или навредить)
Открыть на доске «слово»
- Ребята, это стихотворение связано с темой нашего урока. Тему я зашифровала.
- Кто обладает таким умением слова произносить? (человек) Открыть на доке «человека»
- А солнце кому нужнее? «земле»
- А человеку от чего становится теплее? (Ответы детей……от добрых, теплых слов )…..
- Как вы понимаете данную пословицу?
- Скажите, с чем мы знакомимся на уроках родного русского языка? ( устаревшими словами)
3. Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока.
- Цель: учиться работать с текстами, продолжить знакомство с устаревшими словами, План: 1. Работа с текстами. 2. Знакомство с устаревшими словами. 3. Выполненение самостоятельной работы.
- Откроем тетради, запишем число, Классная работа.
Задание. Вспомни какие словосочетания встречаются в русских народных сказках.
Выходят к доске, составляют словосочетания, поясняют из какой сказки, кого так называли.
- Как вы думаете, почему в песнях и сказках девушек сравнивают с лебёдушками? (тонкие, красивые, длинной шеей, похожи на невесту)
- Помогите мне, если я хочу узнать значение слова, куда обратится? (толковый словарь)
- Я предлагаю вам страничку из толкового словаря. Вот, что там нашла. (Слайд)
- Давайте мы уточним, почему так. Что нам в этом поможет? (учебник) с. 79 Рубрика «Из истории языка».
- Прочитайте статью про себя. Что же вы поняли? Молодцы!
- Я предлагаю послушать фрагмент свадебной песни. Ваша задача, услышать в песне слова, которые называют невесту. (лебедь белая)
- Определите, какого рода слово Лебедь в этом тексте. (женского)
-В словарях есть указание на то, что в современном русском языке слово лебедь мужского рода. Но в народных песнях и сказках это слово может выступать как существительное женского рода: лебедь белая ( о красавице): Царевна-Лебедь –сказочный персонаж: царевна, превращающаяся в лебедя.
-Давайте вспомним отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» (прочитайте фрагменты из сказки.) Работа с учебником с 79. (читают и доказывают)
Рассмотрите репродукцию картины М.А.Врубеля «Царевна-лебедь» с 80 учебника. Как вы думаете это превращение царевны в волшебную птицу или птицы в царевну?
- Итак, с кем же сравнивают лебёдушек?
- А с какими птицами в сказках сравнивают юношей? ( С соколами) – А почему, хотите узнать?
Работа с текстом с 81 упр. 6. Выполните письменное задание.
-Выполним устно.
Динамичная пауза. Под физмунутки на компьютере.
- Прочитайте, пожалуйста, тексты. (Слайд)
- Что общего во всех примерах? Чем они различаются? Какие непривычные формы слов встретились в этих примерах?
- Найдите среди них загадку, потешку, пословицу, песню.
- Как вы думаете, почему мы заговорили про дуб? (верно, дуб часто упоминается в сказках: кощей прятал смерть, Лукоморье,
- Групповая работа . Задание : подберите слова, которыми можно охарактеризовать 1, 4 гр. силу дуба, 2 , 5 гр. - размер дуба, 3, 6 - возраст дуба. Слова пишите покрупнее, чтобы было видно. С. 83 ( каждой группе только 1 показатель). Отчет групп. Оцените работу в группе.
Отгадайте загадку.
Отгадка- береза. Березу мы считаем русским деревом, символом нашей страны. Учебник с 86.
Самостоятельная работа. подберите прилагательные, с помощью которых можно описать березу как человека (учебник с 87)
4. Итог урока
- Наш урок подходит к концу, какую цель ставили.
- С какими словами познакомились сегодня?