12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ситникова Нина Александровна28

Урок русского родного языка в 3 классе,

УМК: Учебник «Русский родной язык». 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ (О.М.Александрова и др.). –М.:Просвещение, 2019.

Тема:«У земли ясно солнышко, у человека слово» в разделе «Русский язык: прошлое и настоящее»

Тип урокаУрок открытия новых знаний

Цель: развитие представления о словах, устойчивых выражениях, которые используются в устной и письменной речи; продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка.

Задачи:

-знакомство с некоторыми устаревшими словами и их использование в речи;

-научиться находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю;-

-подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи

- употреблять правильно в речи части речи и их формы

Ход урока

1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок. «На доске написана тема урока»

Приветствие

« Я желаю тебе добра

Ты желаешь мне добра

Мы желаем друг другу добра

Если тебе будет трудно,

Я тебе помогу»

2. Актуализация опорных знаний

Наш урок я начну со стихотворения.

Слово ранит, слово лечит
и о многом говорит.
Душу слово покалечит…,
Душу слово воскресит…

Всё пройдёт,… зима и лето
Грусть и радость всё пройдёт!…
Надо жить и жить со светом
С солнцем, что Господь даёт (Автор- Наталья Дмитриевна Островская)

- О чём это стихотворение? (О слове, словом можно спасти или навредить)

Открыть на доске «слово»

- Ребята, это стихотворение связано с темой нашего урока. Тему я зашифровала.

- Кто обладает таким умением слова произносить? (человек) Открыть на доке «человека»

- А солнце кому нужнее? «земле»

- А человеку от чего становится теплее? (Ответы детей……от добрых, теплых слов )…..

- Как вы понимаете данную пословицу?

- Скажите, с чем мы знакомимся на уроках родного русского языка? ( устаревшими словами)

3. Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока.

- Цель: учиться работать с текстами, продолжить знакомство с устаревшими словами, План: 1. Работа с текстами. 2. Знакомство с устаревшими словами. 3. Выполненение самостоятельной работы.

- Откроем тетради, запишем число, Классная работа.

Задание. Вспомни какие словосочетания встречаются в русских народных сказках.

t1702199614aa.jpg

Выходят к доске, составляют словосочетания, поясняют из какой сказки, кого так называли.

- Как вы думаете, почему в песнях и сказках девушек сравнивают с лебёдушками? (тонкие, красивые, длинной шеей, похожи на невесту)

- Помогите мне, если я хочу узнать значение слова, куда обратится? (толковый словарь)

- Я предлагаю вам страничку из толкового словаря. Вот, что там нашла. (Слайд)

- Давайте мы уточним, почему так. Что нам в этом поможет? (учебник) с. 79 Рубрика «Из истории языка».

- Прочитайте статью про себя. Что же вы поняли? Молодцы!

- Я предлагаю послушать фрагмент свадебной песни. Ваша задача, услышать в песне слова, которые называют невесту. (лебедь белая)

- Определите, какого рода слово Лебедь в этом тексте. (женского)

t1702199614ab.jpg

-В словарях есть указание на то, что в современном русском языке слово лебедь мужского рода. Но в народных песнях и сказках это слово может выступать как существительное женского рода: лебедь белая ( о красавице): Царевна-Лебедь –сказочный персонаж: царевна, превращающаяся в лебедя.

-Давайте вспомним отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» (прочитайте фрагменты из сказки.) Работа с учебником с 79. (читают и доказывают)

Рассмотрите репродукцию картины М.А.Врубеля «Царевна-лебедь» с 80 учебника. Как вы думаете это превращение царевны в волшебную птицу или птицы в царевну?

- Итак, с кем же сравнивают лебёдушек?

- А с какими птицами в сказках сравнивают юношей? ( С соколами) – А почему, хотите узнать?

Работа с текстом с 81 упр. 6. Выполните письменное задание.

-Выполним устно.

t1702199614ac.jpg

Динамичная пауза. Под физмунутки на компьютере.

- Прочитайте, пожалуйста, тексты. (Слайд)

- Что общего во всех примерах? Чем они различаются? Какие непривычные формы слов встретились в этих примерах?

- Найдите среди них загадку, потешку, пословицу, песню.

- Как вы думаете, почему мы заговорили про дуб? (верно, дуб часто упоминается в сказках: кощей прятал смерть, Лукоморье,

- Групповая работа . Задание : подберите слова, которыми можно охарактеризовать 1, 4 гр. силу дуба, 2 , 5 гр. - размер дуба, 3, 6 - возраст дуба. Слова пишите покрупнее, чтобы было видно. С. 83 ( каждой группе только 1 показатель). Отчет групп. Оцените работу в группе.

t1702199614ad.png

Отгадайте загадку.

t1702199614ae.jpg

Отгадка- береза. Березу мы считаем русским деревом, символом нашей страны. Учебник с 86.

Самостоятельная работа. подберите прилагательные, с помощью которых можно описать березу как человека (учебник с 87)

t1702199614af.jpg

4. Итог урока

- Наш урок подходит к концу, какую цель ставили.

- С какими словами познакомились сегодня?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.