Урок по русскому языку на тему «Роль имен прилагательных в тексте» (3 класс)
Учитель начальных классов
Гордеева О.Ю.
МБОУ «Центр образования посёлка Беринговского»
Чукотского автономного округа
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Роль имён прилагательных в тексте
Цели:
Предметные:
- формировать у учащихся понятие «имени прилагательного»;
- формирование умений у учащихся распознавать имена прилагательные в
тексте и в речи;
- развивать умение отличать имя прилагательное от имени существительного;
Метапредметные:
- показать важность употребления имен прилагательных в русской речи;
регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;
коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Личностные: ценностное отношение к совместной деятельности, понимание её значимости, учебно – познавательный интерес
Ход урока
1.Мотивирование к учебной деятельности
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда за работу!
Удачи желаю всем вам!
Поднимите руки и скажите:
- Кто из вас верит в чудеса?
- А кто верит, что все желания, которые человек очень хочет, исполняются?
- Есть ли у вас желания, связанные с уроками русского языка?
- Что нам с вами нужно делать, чтобы эти желания исполнились?
- Давайте сегодня будем волшебниками и совершать чудеса. Вы готовы? В путь.
Возьмём наши волшебные предметы: ручку и тетрадь, начнем работу. Откройте тетради и запишите число.
Двадцать третье апреля
Классная работа
2. Работа со словарными словами
Я очень люблю легенды и одну из них хочу поведать вам.
Однажды Роману приснился сон, будто старец в какой-то неведомой стране преподносит ему неизвестный цветок - с ярко желтой сердцевиной и белыми вытянутыми лепестками вокруг. Когда Роман пробудился ото сна, то увидел, что на его кровати действительно лежит этот цветок. Он ему настолько понравился, что сразу же подарил его своей возлюбленной. Цветок был нежный, приятный и девушка была в восторге от столь необычного подарка и решила назвать его ласковым именем - Ромашка.
На доске вывешивается ромашка.
-Какие слова вам подсказали, что это ромашка?
На доску вывешивается табличка. р...машка
-Прочитайте слово. Поставьте ударение, разделите на слоги. В каком слоге ошибкоопасное место?
Ассоциативное запоминание. Сердцевина ромашки напоминает букву о (создаем образ, в слово вместо буквы о вставить ромашку, солнышко, слово Рома)
-Какое правило ещё нужно знать, чтобы верно написать это слово? Запишем слово «ромашка» с комментированием. Подберите однокоренные слова (ромашечка, ромашковая). Запишите их в тетради.
В народе ромашку называют по-разному: белюшка, солнечник, правда.
- Как вы думаете почему?
Правдой называют ромашку потому, что она любимы цветок для венков и советчик девушек в сердечных делах, когда они гадают приговаривая: «Любит - не любит».
И мы с вами оторвем лепесток, но ромашка у нас необычная. Какую учебную задачу мы выполнили.
1. Словарная работа
2. Актуализация знаний.
А теперь немного поиграем. Я называю предмет, а вы мне говорите ассоциации (образ), которые у вас возникают в связи с этим словом.
Лимон, арбуз, солнце.
Скажите, какие части речи вы сейчас употребили? (Прилагательные). Замечательно.
Сейчас мы с вами создадим солнце «Имя прилагательное». У него будут волшебные лучи – ваши знания об имени прилагательном.
Игра «Да», «Нет». Отвечая на вопрос учителя, дети показывают или на «Да», или на «Нет». Одновременно учитель заполняет солнце лучами.
1. Имя прилагательное – это часть слова?
2. Имя прилагательное – это часть речи?
3. Имя прилагательное обозначает предмет?
4. Имя прилагательное обозначает действие предмета?
5. Имя прилагательное обозначает признак предмета?
6. Имя прилагательное отвечает на вопросы Кто? Что?
7. Имя прилагательное отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?
8. Имя прилагательное связано по смыслу с существительным?
У меня в руках остались ещё лучи, и они пустые. Почему?
Да, вы правы. Вам предстоит еще много узнать об этой части речи. Ведь мы только в начале главы. Я думаю, что сегодня наше солнце приобретет еще лучи – знания и станет теплее и сильнее.
2. Следующий лепесток – повторение.
А теперь нам с вами потребуются рабочий лист. Многие задания вы будете выполнять в нем. По ходу выполнения делайте небольшие пометки. + - всё было понятно, ? – возникали проблемы, ! – интересное задание (обвести кружком)
Работа по картине.
Какое время года изобразил художник на картине? слайд
Обратимся к рабочему листу.
Найдите № 1. Прочитайте предложения. Запись 1
Наступила весна. По небу плывут облака. Тает снег. Бегут ручьи.
Можно ли сказать, о чем эта запись? Связаны ли предложения по смыслу? Можно ли сказать, что эта запись является текстом?
Запись 2. Прочитайте предложения.
Наступила ранняя весна. По голубому небу плывут пушистые облака. Тает рыхлый снег. Бегут звонкие ручьи.
Является ли эта запись текстом?
Скажите, какое описание вам понравилось больше? Почему?
Что помогло стать предложениям красивыми?
3.
Попробуем определить тему урока. Итак, мы говорим о какой части речи. Раз мы в начале изучения главы, то какой может возникнуть вопрос? Зачем? С какой целью? Какова роль? Где? (в тексте)
« Роль имен прилагательных в тексте»
Глядя на тему урока, скажите:
- Какие открытия для себя вы хотели бы совершить?
Углубить представление о роли имени прилагательного в нашем языке.
Следующий лепесток можем оторвать
3.Мы с вами определили тему и цели урока.
Обратите внимание на слово язык.
В каком значении может употребляться слово ЯЗЫК? Исследуем его лексическое значение.
4. «Открытие» нового знания.
1. Определение роли имен прилагательных в речи. слайд
а) установление функциональной зависимости между существительным и группой прилагательных
Проверка: какие группы прилагательных подобрали к слову ЯЗЫК в разных значениях? (зачитывают) Проверяем по слайду
Почему, на ваш взгляд, именно эти прилагательные подходят?
(Именно эти прилагательные точно называют признаки слова в том или другом значении)
ВЫВОД: прилагательные уточняют предмет
(на доске появляется луч уточняет предмет)
б) работа в тетради
Записать словосочетание с прилагательными в значении - «язык – средство общения»
(с комментированием) Язык (какой?) великий, могучий, богатый, выразительный
Отметим слово - выразительный
в) Уважаемые волшебники, вам предстоит сейчас восстановить стихотворение известного русского писателя А .Прокофьева слайд
Люблю березку ……………………….,
То ……………… , то …………………,
В ………………………. сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С ……………………… застёжками,
С ……………………….. серёжками.
- Вставь в текст пропущенные слова
зелёными белом светлую русскую грустную красивыми
- Каким стал текст?
- Какую роль выполняют имена прилагательные в этом тексте?
- Какими средствами художественной выразительности пользуется писатель?
- Какую роль выполняют прилагательные в данном стихотворном тексте?
- Красиво описывают берёзки.
- Делают текст выразительным, ярким. Луч солнца.
Я имя ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё ... (Прилагательное)
в) работа с учебником
А теперь мы обратимся к учебнику. Откройте учебник на с.68, упражнение 119.
Обратимся к заданию. Прочитайте.
Обсудите в парах и найдите описание цветка.
Какая часть речи нам помогла? Имя прилагательное – это признаки предмета. Значит, описать - нужно перечислить признаки.
Что такое текст – описание? В тексте – описании автор хочет, чтобы мы представили что – то или кого –то.
Определим тип текстов – описаний.
Какой текст описывает предмет наиболее точно. Описывается внешний вид ромашки: размер, форма листьев, цвета, форма цветка. Значит, это научный стиль.
Какой текст более образно описывает ромашку. Стиль – художественный.
Где можно встретить каждый из текстов: в художественной, научной или в справочной литературе?
Также можно описать и человека. Характер, настроение, черты лица, внешний вид.
Итак, у нас появилось два луча. Прилагательны уточняют предмет, делают текст выразительным, ярким.
4. Мы можем оторвать еще один лепесток, потому что мы узнали новое об имени прилагательном.
5. Закрепление
Рабочий лист.
а) Ясный летний день. Погода теплая и солнечная. Дует жаркий ветер. Небо высокое. Чудесная пора! слайд
- Каждый текст имеет свою тему, определим ее.
Ответ: описание лета.
- К какому типу речи относится текст?
Ответ: описание.
- Почему?
Ответ: описываются признаки явления.
– Чудесная пора! (авторское отношение)
- Подчеркните прилагательные, которые помогли нам понять, что автор описывает лето.
- Подберите к этим словам антонимы. Заслушиваем антонимы
Ответ:
- Зачеркните в тексте слова, описывающие лето, и замените их на антонимы, которые мы подобрали. Прочитайте текст, который у вас получился.
Хмурый зимний день. Погода холодная и пасмурная. Дует ледяной ветер. Небо низкое. Ужасная пора!
- О каком времени года теперь идет речь? (о зиме)
- Верно, теперь это описание зимы.
- А какое наше отношение к зиме мы выразили в этом тексте? (ужасная пора)
Обведите знак
5. Лепесток – закрепили свои знания об имени прилагательном.
б) Как вы думаете:
- Возможно ли обойтись в речи без имен прилагательных?
Невозможно исключить прилагательные из речи, т.к. они делают информацию более полной, а речь образной, красивой.
- Нравится рисунок? Почему? А теперь? слайд
- Что скажите теперь?
- Что общего у рисунка с текстом? Какую роль выполнил цвет в рисунке и прилагательные в тексте?
Обобщая высказывания учащихся, учитель подводит их к выводу о том, как цвет украшает рисунок, так прилагательные украшают нашу речь.
Прилагательное - это самая изобразительная часть речи.
Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении.
С их помощью письменные тексты и устная речь делается более выразительной, точной, емкой, красочной и яркой.
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!»
Возьмите рабочие листы. Найдите № 5. Уже знакомая вам работа. Нужно в текст вставить подходящие по смыслу слова. Обратите внимание: есть подсказка, слова для справок.
Не забывайте отмечать знаки.
6. Следующий лепесток, мы обобщили свои знания, выводы
Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет
- Лучше меня, милой, нет.
Речь со мною выразительна,
И точна и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить. О.Головко
6. Рефлексия
Вспомним начало урока. В роли кого мы были? Трудно ли быть волшебниками.
Обратимся к рабочим листам. Много ли вопросительных знаков. А +. Ставили ли вы !знаки. Значит, волшебниками нелегко быть. Все зависит от нас. Вот какие мы желания и задачи поставим, то и получим.
Лепесток итог
Кто не знает этих простых цветов? Идёшь, бывало, в лес по нахоженной, давно знакомой тропинке. Справа и слева широким многоцветным и радостным морем рассыпаются цветы. Качаются на ветру лиловые колокольчики, желтеют бесчисленные одуванчики, у самого леса, уже под деревьями, цветёт Иван — да — Марья. А у самой тропинки, по обочинам канав, на лесных зелёных лужках цветут, кланяются вам знакомые весёлые ромашки. На радостную улыбку похожи скромные цветы ромашек с белыми и чистыми лепестками.
-Какие чувства вызвал у вас этот рассказ (добрые, восхищение...)?
-Какие цветы больше всего нравятся автору?
-Какими бы вы ласковыми, живыми словами описали этот цветок? (милые, скромные, весёлые; с радостной улыбкой; кланяются, приветствуя тебя...)
Поляна с цветами.
Домашнее задание:
На альбомном листе нарисовать ромашку, найти про неё загадку и записать на обратной стороне рисунка.
Закройте глазки и подумайте о самом сокровенном желании, которые есть в жизни, что вы хотели, чтобы исполнилось. А волшебник вам оставил секрет, у вас под стулом есть ответ, исполнится желание или нет.
- Исполнится? А от кого это зависит? От нас.
Если есть какая-то проблема
Ты её спакойненько реши.
Это же простая теорема,
Её корень в глубине души.
Сможем всё всегда легко распутать,
Знаем, выход есть наверняка.
Просто ты проникнись чистым чувством
И любовью одари сердца!
9