Урок русского языка во 2 классе «Имя существительное»

9
1
Материал опубликован 8 January в группе

​​​​​​​
Самоанализ к урокуDOCX / 15.26 Кб
Кластер к урокуDOCX / 12.9 Кб
Презентация "Имя существительное"PPTX / 96.11 Кб

Конспект урока по русскому языку

2 класс УМК «Школа России»

Тема: «Имя существительное».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: формировать понятие об имени существительном, как части речи.

Задачи урока:

1. Познакомить с основными признаками имен существительных (на какие вопросы отвечают, что обозначают).

2. Формировать умение отличать имена существительные от других частей речи.

3. Научить находить имена существительные в тексте.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать:

- что обозначают имена существительные;

- на какие вопросы отвечают имена существительные.

Уметь:

- распознавать имена существительные среди других частей речи;

- правильно задавать вопросы к именам существительным;

- правильно употреблять в речи имена существительные.

Личностные:

-установление связи между целью деятельностью и её результатом;

-определение правил работы в парах и группах;

-осознание важности имён существительных в нашей речи.


Метапредметные:

Регулятивные УУД

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- высказывать свое предположение (версию)


Познавательные УУД

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и в жизни.


Коммуникативные УУД

- уметь высказывать свое мнение;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре.


Оборудование: учебник, компьютер, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал для индивидуальной работы, работы в парах и группах, листы самооценки, смайлы и прищепки для рефлексии, цветные карандаши.

Ход урока

1.Организационный момент

-Ребята! На уроке ни одна минута не должна пройти впустую. Давайте настроимся на плодотворную работу: «У нас всё получится!»

2. Актуализация знаний

-Запишем число…(комментирует обучающийся)

-А начнём мы работу со словарного диктанта. Я буду загадывать загадки. Отгадки запишите в тетрадь через запятую. Поставьте ударение. Подчеркните орфограммы.

Для нас она необходима,

Ведь пищу из неё едим мы.

Глубокая и мелкая,

Зовут её … (тарелка)


Завывает за окошком,

Ледяною сыплет крошкой.

Снегом мягкую постель

Стелет по полям… (метель)


В магазине покупают,

На ноги в дождик надевают (сапоги)


Ей на месте не сидится –

Всё кривляется, резвится.

Рассмешит нас без обмана

В зоопарке … (обезьяна).


Раскинулся на семи холмах

Широкими кольцами чудо-град.

На Кремле алая звезда,

Город - столица России …! (Москва)


Хлеба краюшка висит над избушкой

Собаки лают, достать не могут (месяц)



- Проверьте себя по слайду презентации, верно ли вы выполнили задание.

- Покажите сигналом, как справились с работой: все слова записаны правильно, без ошибок (открытая ладонь) и кто допустил в словах ошибки (закрытая ладонь)

3. Самоопределение к деятельности.

- Посмотрите внимательно на записанные вами слова и скажите, какое слово здесь может быть лишним? (Москва)

- Какие ещё слова нужно писать с большой буквы?

- Что объединяет эти слова? (вопросы)

- Слова какой части речи отвечают на вопросы кто? что?

-Тема нашего урока? (имя существительное)

-Определим задачи нашего урока, продолжив фразы:

- находить ….

-учиться правильно, подбирать …..

-выяснить какая будет речь без…….


4. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

-А что мы знаем об имени существительном? (вопросы, предмет, часть речи,….)

-Итак, что такое существительное? (дети сами пробуют составить правило)

-Давайте прочитаем правило на с.45 и скажем, можно ли ещё что-нибудь добавить к нашему кластеру? (нет)

-А вот что считает про себя имя существительное. Послушайте стихотворение (читает обучающийся).

- Я слово удивительное,-

Сказало существительное.

Обозначаю я предмет,-

Всему опора спору нет:

Ведь солнце, воздух и вода,

Земля, леса и города.

Заводы, люди и планеты-


Всё это разные предметы.

Значит, я всех важней,

Значит, я всех, всех нужней!

П. Чесноков


-Имя существительное считает, что оно важная часть речи. Давайте согласимся или не согласимся с этим. Проведем эксперимент.


5.Первичное закрепление изученного материала.


-Прочитайте отрывок из стихотворения (раздаточный материал).

-Зачеркните все имена существительные, которые там есть, синей пастой.

ЩЕНОК И СНЕГ

На первый снег взглянул щенок

И ничего понять не мог.

- Откуда столько белых мух

Набилось к нам на двор?

А, может, это птичий пух

Летит через забор?..

Л. Дьяконов


- Какие слова зачеркнули? Зачитайте. (Щенок, снег, снег, щенок, мух, двор, пух, забор)

- А как вы поняли, что это имена существительные? (По вопросу)

- Прочитайте, что осталось.


…… и …….

На первый …… взглянул ……

И ничего понять не мог.

- Откуда столько белых …..

Набилось к нам на ….?

А, может, это птичий …..

Летит через …….?..

Л. ………

-Понятно ли, что происходит в тексте? (Непонятно, мы не знаем, о каких предметах идёт речь.)

-Доказывает ли это, что имя существительное - очень важная часть речи? Почему? (без неё непонятно, о чём написано, нет предметов)


6. Самостоятельная деятельность обучающихся с самопроверкой.


-Продолжаем дальше работу над изучением этой части речи.

-Проведём мини-исследование, давайте поработаем в паре.

Вспомните, как надо работать в паре. (В паре надо работать дружно, выслушивать мнение товарища, спокойно высказывать своё мнение).

-Прочитайте задание на карточке. (Прочитайте слова. Подчерните только имена существительные). Что надо сделать?

-Прежде, чем приступить к работе, скажите, что надо сделать, чтобы определить, какой частью речи являются слова? (Надо поставить к ним вопросы и узнать, что они обозначают).

-Приступим к работе.


Карточка.

Прочитай слова. Подчерните только имена существительные.

Стол, сказал, белый, работа, гриб, рисовать, человек, милый, роза, крот.

- Проверяем выполненную работу зелёной пастой (с эталона). Оцениваем при помощи сигнала.

- Что обозначают подчёркнутые слова?

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Какой частью речи являются данные слова?

-Чему учились, выполняя это задание? (находить существительное при помощи вопроса)

7.Физкультминутка.

Существительное – приседают.

Другая часть речи – топают.

8. Включение изученного в систему знаний.

-Итак, что такое имя существительное? (правило)

-Поиграем. На стене помещены слова. Выберите существительные.

СНЕГ КРУГЛЫЙ ЁЖИК ПЕТЬ УТРО МИЛЫЙ ДУМАТЬ УЛЯ ГРАЧ ДОМИК КИРПИЧНЫЙ ЖУК БЕЖАТЬ БЕЛОЕ

-Что помогло найти слова-предметы? (вопросы)

Работа в группах

Распределение ролей в группе (руководитель, писарь, помощники), выполнение заданий.


Задание:

Подберите имена существительные к обобщающим словам:

1 группа. Профессии:

2 группа. Животные:

3 группа. Посуда:

4 группа. Растения:


Выслушиваем докладчиков.

-Оцените работу в группе.

Выслушиваем руководителя.


- Чему учились, выполняя данное здание? (к обобщающим словам подбирали существительные)

- Что вам помогло определить, что это имена существительные?


9.Рефлексия.

-Сейчас мы оценим усвоение новых знаний.

- Кто сегодня освоил тему – верхний смайл, у кого возникали трудности –средний, кто ещё не научился находить существительные при помощи вопросов –нижний.

10.Подведение итогов работы.

- Какую часть речи вы научились распознавать?

- Что обозначает имя существительное?

- На какие вопросы отвечает имя существительное?


11.Домашнее задание.

Домашнее задание в личном кабинете дистанционного образовательного ресурса UCHI.RU (выполнить карточку № 1)./ с.45 № 26

Приложение 1



ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ



- Я слово удивительное,-

Сказало существительное.

Обозначаю я предмет,-

Всему опора спору нет:

Ведь солнце, воздух и вода,

Земля, леса и города.

Заводы, люди и планеты-


Всё это разные предметы.

Значит, я всех важней,

Значит, я всех, всех нужней!

( П. Чесноков)









Приложение 2



1 группа


1.Подбери имена существительные к обобщающим словам

Профессии –



Нарисуй предмет, подпиши вопрос.

Устно докажи, что это имя существительное.



2 группа


Подбери имена существительные к обобщающим словам

Животные –


Нарисуй предмет, подпиши вопрос.

Устно докажи, что это имя существительное.


3 группа


Подбери имена существительные к обобщающим словам

Посуда –


Нарисуй предмет, подпиши вопрос.

Устно докажи, что это имя существительное.


4 группа


Подбери имена существительные к обобщающим словам

Растения –

Нарисуй предмет, подпиши вопрос.

Устно докажи, что это имя существительное.



Приложение 3



Прочитай слова. Подчерните имена существительные.



Стол, сказал, белый, работа, гриб, рисовать, человек, милый, роза, крот.







































Приложение 4



«Оцени работу группы»

Критерии

+(выбери ответ)

Мы работали дружно и у нас всё получилось.


У нас были затруднения, но мы справились.


Мы думаем, что у нас не до конца всё получилось


Каждый приложил усилие в общем деле


В группе работали не все




































Приложение 5



СНЕГ КРУГЛЫЙ ЁЖИК ПЕТЬ УТРО МИЛЫЙ ДУМАТЬ УЛЯ ГРАЧ ДОМИК КИРПИЧНЫЙ

ЖУК

БЕЖАТЬ

БЕЛОЕ

















Приложение 6

ЩЕНОК И СНЕГ

На первый снег взглянул щенок

И ничего понять не мог.

- Откуда столько белых мух

Набилось к нам на двор?

А может это птичий пух

Летит через забор?..











































Приложение 7

Кластер

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за яркий, содержательный и полезный ресурс!

8 January

Похожие публикации