12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Народецкая Нина Анатольевна39
Россия

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

3 класс

УМК: «Школа России»

Тема: Неопределенная форма глагола

Цели: формировать представление о неопределённой форме глагола, как форме, которая не изменяется по лицам, числам и временам;


Задачи:

- формировать умение выделять глаголы неопределённой формы в контексте и употреблять их в речи;

- развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

- развивать логическое мышление, творческие способности учащихся;

- воспитывать внимательное и дружеское отношение к товарищу, бережное отношение к своему здоровью.


Формирование УУД на уроке:


1. Познавательные УУД. Формировать умение:

- осознанного построения речевого высказывания в устной и письменной речи; структурирования знаний;

- проводить рефлексию способов и условий действия; выводить следствия;

- искать необходимую информацию;

- использовать общие приемы для решения задач;

- отличать вопросы и задания от учебного и научного текстов.


2. Регулятивные УУД. Формировать умение:

- определять цель деятельности после предварительного обсуждения;

- в коллективной деятельности обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- осуществлять познавательную инициативу, волевую саморегуляцию;

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, оценку процесса и результатов деятельности;

- координировать свои действия в условиях групповой деятельности.

3.Коммуникативные УУД. Формировать умение:

- вступать в беседу на уроке, слушать других

- взаимодействовать с одноклассниками,

- строить речевое высказывание;

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( на уровне небольшого текста);

- принимать другую точку зрения, учитывать мнение товарища, корректировать свою позицию.


4. Личностные УУД. Формировать умение:

- проявлять инициативу в познавательной деятельности, воспринимать позицию другого на эмоционально-рефлексивном уровне;

- осознавать ответственность за общее дело;

- определение своей позиции на эмоционально рефлексивном уровне;

- формироваь внутреннюю позицию школьника.




Оборудование:


Для учителя: компьютер, интерактивная доска, обучающая презентация

Для учащихся: учебник «Русский язык», Т.Г. Рамзаева, карточки с заданиями


Тип урока. Урок открытия нового знания.




Этап

Цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности


Формировать у учащихся потребность в приобретении новых знаний.


- Начинаем урок русского языка.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручка, книга и тетрадка?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»!




- Сегодня нас ждут удивительные открытия на уроке. Готовы?


Личностные УУД: внутренняя позиция школьника

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

Актуализировать знания о глаголах;

Зафиксировать актуализированные знания в речи;

Зафиксировать актуализированные знания в виде плана

Организовать обобщение актуализированных знаний в виде рассказа;

Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для приобретения нового знания: анализа, синтеза, классификации;

Мотивировать к пробному учебному действию;

Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;

Зафиксировать индивидуальное затруднение в выполнении учащимися пробного учебного действия.


- Как обычно, мы начинаем урок русского языка с минутки чистописания. Слайд.













-Объясните правописание пропущенных букв.




- Расскажите о глаголе по плану. Слайд.

Глагол

Часть речи

Что обозначает?

Вопросы

Изменяется по…

-Молодцы! Теперь вы легко справитесь с заданием, которое я вам дам.

-Выпишите глаголы, распределяя их по столбикам: (Слайд)

Прошедшее время

Настоящее время Будущее время

Встречает, отвечал, прочитает, одевал, оживет, разобьет.

Работа выполняется на оценку.

-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. Давайте еще раз повторим, как правильно определить время глагола?

-Следующее задание.

-Из пословицы, которую писали на чистописании, выпишите глаголы и распределите их в наши столбики.



Ученики записывают буквосочетания, правильно выполняя все соединения

т///тт//////та тл тв то

Читают пословицу, объясняют смысл.

Не на пользу книги ч.тать, когда только в.ршки с них хв.тать.


(Дети объясняют, что слове «читать» пропущена безударная и проверочное слово – «прочитанная» и т.д.)









Ученики рассказывают по плану.











(Глагол встречает, отвечает на вопрос что делает?, значит это глагол стоит в форме настоящего времени, пишу в первый столбик и т.д.)


Ученики меняются тетрадями, проверяют работу у своих товарищей и выставляют оценки.









(задание для пробного действия.)



Пробуют глаголы читать и хватать разместить в колонки


Личностные УУД: проявлять инициативу в познавательной деятельности, воспринимать позицию другого на эмоционально-рефлексивном уровне, ).

Регулятивные: волевая саморегуляция, самоконтроль

Познавательные: произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; структурирование знаний

Коммуникативные:всту пать в беседу наа уроке, учет разных мнений, взаимодействие с одноклассниками, корректировать свою позицию

3.Выявление места и причины затруднения

Организовать фиксацию места, где возникло затруднение;

Организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения.

На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений, которых не достаёт для решения задачи.


-Почему у нас не получилось выполнить задание?







В чём наше затруднение?

Отвечают:

-Мы не смогли правильно определить время глаголов , т.к. эти глаголы отвечают на вопрос что делать?, а во временных вопросах такого нет.


Мы не знаем, что это за форма глаголы.

Личностные: учебно-познавательный интерес,

Познавательные: постановка проблемы

4.Построение проекта выхода из затруднения

Учащиеся ставят цель проекта;

Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;



- Над чем же мы сегодня будем работать на уроке?








Отвечают на вопрос:

-Узнаем, что это за форма глагола и ее отличительные черты.







Регулятивные: целеполагание, определять цель деятельности после предварительного обсуждения

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание


5.Реализация проекта выхода из затруднения . Открытие нового знания.

Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Зафиксировать определение нового понятия в речи

Зафиксировать факт преодоления затруднения.


-Вернемся к нашим глаголам. Смогли мы определить время глаголов?

А число можно определить?

Подумайте, как может называться форма глагола, у которой нельзя определить число и время?

В русском языке такая форма глагола так и называется – неопределенная.

Сформулируйте тему урока.

На доске открывается тема урока: «Неопределенная форма глагола» Слайд.


Как вы думаете, как мы будем различать глаголы в неопределенной форме среди других глаголов?

Проведем исследование.











Сделай вывод



Вопросы вывешиваются на доску.


- Давайте теперь себя проверим по учебнику.

Откройте учебник на стр.88 и прочитайте правило.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд.

Отвечают на вопросы:

- нет





- нет





(ответы детей)





- Неопределенная форма глагола







Отвечают:

-По вопросу.



Работаем в группах.

Дети выполняют задание в тетрадях

1. Задай вопрос и распредели глаголы в два столбика:

Шить, прыгать, прыгнуть, сшить, кричать, крикнуть.

Что делать? Что сделать?


Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы что делать? что сделать?





(Один ученик читает вслух).



Личностные: осознание ответственности за общее дело;

Регулятивные: координировать свои действия в условиях групповой деятельности;

в коллективной деятельности обнаруживать и формулировать учебную проблему, познавательная инициатива.

Познавательные: поиск необходимой информации

Коммуникативные : учет разных мнений



6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи.


-Выполняем упражнение 566, читаем задание.

Слайд.











Выписывают глаголы в неопределенной форме.

При проверке проговаривают, как они определяли, что глагол стоит в неопределенной форме. Читают глаголы с вопросом.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: использование общих приемов решения задач, построение речевых высказываний, отличать вопросы и задания от учебного и научного текстов

Личностные: определение своей позиции на эмоционально рефлексивном уровне

7.Самостоятель

ная работа с самопроверкой

Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

Организовать соотнесение работы с подробным образцом для самопроверки;

.


-Замените фразеологические обороты глаголами в неопределенной форме.

Слайд.


1 группа. Витать в облаках -

2 группа. Зарубить на носу -

3 группа. Держать язык за зубами - …

4 группа. Клевать носом - …


Проверка. Слайд.





Регулятивные: познавательная инициатива

Осуществление самоконтроля;


8.Включение в систему знаний.

Организовать выполнение заданий, где используется новое понятие.


- А сейчас каждой группе предлагаются темы. Задание: составьте предложения, используя глаголы в неопределенной форме.


Составляют предложения по темам:

1группа: «Чтобы не было пожара».

2 группа: «Как переходить проезжую часть улицы».

3 группа: «Правила поведения у водоемов весной и летом».

4 группа: «Если хочешь быть здоров»

Проверка и дополнение.


Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следствий

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( на уровне небольшого текста), слушать других, принимать другую точку зрения

Регулятивные: координировать свои действия в условиях групповой деятельности

9.Рефлексия учебной деятельности

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

Оценить собственную деятельность на уроке;

Оценить учебную деятельность класса;

Зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.


- Какая была тема урока?

- Какая была цель?

-С какой новой формой глагола познакомились?

-Какие теперь отличительные черты неопределенной формы глагола знаем

- Кому было трудно на уроке?

-Оцените свою работу на уроке.

-Дома запишите составленные вашей группой предложения и выполните упр. 568.















Личностные: внутренняя позиция школьника

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности





Опубликовано


Комментарии (3)

Кияйкина Наталья Федоровна, 15.03.24 в 01:54 2Ответить Пожаловаться
Хотелось бы взглянуть на заявленные слайды.
Потамошнева Наталья Алексеевна, 15.03.24 в 07:30 2Ответить Пожаловаться
Это другая публикация, Наталья Фёдоровна, мне сначала презентация "встретилась"
Ирина Владимировна Казарцева, 15.03.24 в 02:55 2Ответить Пожаловаться
Почему конспект урока и презентация представлены в разных файлах?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.