Урок русского языка на тему «Неопределенная форма глагола» (3 класс)

3
3
Материал опубликован 15 March

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

3 класс

УМК: «Школа России»

Тема: Неопределенная форма глагола

Цели: формировать представление о неопределённой форме глагола, как форме, которая не изменяется по лицам, числам и временам;

 

Задачи:

- формировать умение выделять глаголы неопределённой формы в контексте и употреблять их в речи;

- развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

- развивать логическое мышление, творческие способности учащихся;

- воспитывать внимательное и дружеское отношение к товарищу, бережное отношение к своему здоровью.

 

Формирование УУД на уроке:

 

1. Познавательные УУД. Формировать умение:

- осознанного построения речевого высказывания в устной и письменной речи; структурирования знаний;

- проводить рефлексию способов и условий действия; выводить следствия;

- искать необходимую информацию;

- использовать общие приемы для решения задач;

- отличать вопросы и задания от учебного и научного текстов.

 

2. Регулятивные УУД. Формировать умение:

- определять цель деятельности после предварительного обсуждения;

- в коллективной деятельности обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- осуществлять познавательную инициативу, волевую саморегуляцию;

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, оценку процесса и результатов деятельности;

- координировать свои действия в условиях групповой деятельности.

3.Коммуникативные УУД. Формировать умение:

- вступать в беседу на уроке, слушать других

- взаимодействовать с одноклассниками,

- строить речевое высказывание;

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( на уровне небольшого текста);

- принимать другую точку зрения, учитывать мнение товарища, корректировать свою позицию.

 

4. Личностные УУД. Формировать умение:

- проявлять инициативу в познавательной деятельности, воспринимать позицию другого на эмоционально-рефлексивном уровне;

- осознавать ответственность за общее дело;

- определение своей позиции на эмоционально рефлексивном уровне;

- формироваь внутреннюю позицию школьника.

 

 

 

Оборудование:

 

Для учителя: компьютер, интерактивная доска, обучающая презентация

Для учащихся: учебник «Русский язык», Т.Г. Рамзаева, карточки с заданиями

 

Тип урока. Урок открытия нового знания.

 


 

Этап

Цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

 

Формировать у учащихся потребность в приобретении новых знаний.

 

- Начинаем урок русского языка.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручка, книга и тетрадка?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»!

 

 

 

- Сегодня нас ждут удивительные открытия на уроке. Готовы?

 

 

Личностные УУД: внутренняя позиция школьника

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

Актуализировать знания о глаголах;

Зафиксировать актуализированные знания в речи;

Зафиксировать актуализированные знания в виде плана

Организовать обобщение актуализированных знаний в виде рассказа;

Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для приобретения нового знания: анализа, синтеза, классификации;

Мотивировать к пробному учебному действию;

Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;

Зафиксировать индивидуальное затруднение в выполнении учащимися пробного учебного действия.

 

- Как обычно, мы начинаем урок русского языка с минутки чистописания. Слайд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Объясните правописание пропущенных букв.

 

 

 

- Расскажите о глаголе по плану. Слайд.

Глагол

Часть речи

Что обозначает?

Вопросы

Изменяется по…

-Молодцы! Теперь вы легко справитесь с заданием, которое я вам дам.

-Выпишите глаголы, распределяя их по столбикам: (Слайд)

Прошедшее время

Настоящее время Будущее время

Встречает, отвечал, прочитает, одевал, оживет, разобьет.

Работа выполняется на оценку.

-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. Давайте еще раз повторим, как правильно определить время глагола?

-Следующее задание.

-Из пословицы, которую писали на чистописании, выпишите глаголы и распределите их в наши столбики.

 

 

Ученики записывают буквосочетания, правильно выполняя все соединения

т///тт//////та тл тв то

Читают пословицу, объясняют смысл.

Не на пользу книги ч.тать, когда только в.ршки с них хв.тать.

 

(Дети объясняют, что слове «читать» пропущена безударная и проверочное слово – «прочитанная» и т.д.)


 

 

 


 


 

Ученики рассказывают по плану.

 

 

 

 

 

 


 


 

(Глагол встречает, отвечает на вопрос что делает?, значит это глагол стоит в форме настоящего времени, пишу в первый столбик и т.д.)

 

Ученики меняются тетрадями, проверяют работу у своих товарищей и выставляют оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

(задание для пробного действия.)


 

Пробуют глаголы читать и хватать разместить в колонки

 

Личностные УУД: проявлять инициативу в познавательной деятельности, воспринимать позицию другого на эмоционально-рефлексивном уровне, ).

Регулятивные: волевая саморегуляция, самоконтроль

Познавательные: произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; структурирование знаний

Коммуникативные:всту пать в беседу наа уроке, учет разных мнений, взаимодействие с одноклассниками, корректировать свою позицию

3.Выявление места и причины затруднения

Организовать фиксацию места, где возникло затруднение;

Организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения.

На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений, которых не достаёт для решения задачи.

 

-Почему у нас не получилось выполнить задание?

 

 

 

 

 

 

В чём наше затруднение?

Отвечают:

-Мы не смогли правильно определить время глаголов , т.к. эти глаголы отвечают на вопрос что делать?, а во временных вопросах такого нет.

 

Мы не знаем, что это за форма глаголы.

Личностные: учебно-познавательный интерес,

Познавательные: постановка проблемы

4.Построение проекта выхода из затруднения

Учащиеся ставят цель проекта;

Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;

 

 

- Над чем же мы сегодня будем работать на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос:

-Узнаем, что это за форма глагола и ее отличительные черты.

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: целеполагание, определять цель деятельности после предварительного обсуждения

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание

 

5.Реализация проекта выхода из затруднения . Открытие нового знания.

Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Зафиксировать определение нового понятия в речи

Зафиксировать факт преодоления затруднения.

 

-Вернемся к нашим глаголам. Смогли мы определить время глаголов?

А число можно определить?

Подумайте, как может называться форма глагола, у которой нельзя определить число и время?

В русском языке такая форма глагола так и называется – неопределенная.

Сформулируйте тему урока.

На доске открывается тема урока: «Неопределенная форма глагола» Слайд.

 

Как вы думаете, как мы будем различать глаголы в неопределенной форме среди других глаголов?

Проведем исследование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сделай вывод

 

 

Вопросы вывешиваются на доску.

 

- Давайте теперь себя проверим по учебнику.

Откройте учебник на стр.88 и прочитайте правило.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд.

Отвечают на вопросы:

- нет

 

 

 

 

- нет

 

 

 

 

(ответы детей)

 

 

 

 

- Неопределенная форма глагола

 

 

 

 

 

 

Отвечают:

-По вопросу.

 

 

Работаем в группах.

Дети выполняют задание в тетрадях

1. Задай вопрос и распредели глаголы в два столбика:

Шить, прыгать, прыгнуть, сшить, кричать, крикнуть.

Что делать? Что сделать?

 

Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы что делать? что сделать?

 

 

 

 

(Один ученик читает вслух).

 

 

Личностные: осознание ответственности за общее дело;

Регулятивные: координировать свои действия в условиях групповой деятельности;

в коллективной деятельности обнаруживать и формулировать учебную проблему, познавательная инициатива.

Познавательные: поиск необходимой информации

Коммуникативные : учет разных мнений

 

 

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи.

 

-Выполняем упражнение 566, читаем задание.

Слайд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выписывают глаголы в неопределенной форме.

При проверке проговаривают, как они определяли, что глагол стоит в неопределенной форме. Читают глаголы с вопросом.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: использование общих приемов решения задач, построение речевых высказываний, отличать вопросы и задания от учебного и научного текстов

Личностные: определение своей позиции на эмоционально рефлексивном уровне

7.Самостоятель

ная работа с самопроверкой

Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

Организовать соотнесение работы с подробным образцом для самопроверки;

.

 

 

-Замените фразеологические обороты глаголами в неопределенной форме.

Слайд.

 

1 группа. Витать в облаках -

2 группа. Зарубить на носу -

3 группа. Держать язык за зубами - …

4 группа. Клевать носом - …

 

Проверка. Слайд.

 

 

 

 

Регулятивные: познавательная инициатива

Осуществление самоконтроля;

 

8.Включение в систему знаний.

Организовать выполнение заданий, где используется новое понятие.

 

 

- А сейчас каждой группе предлагаются темы. Задание: составьте предложения, используя глаголы в неопределенной форме.

 

Составляют предложения по темам:

1группа: «Чтобы не было пожара».

2 группа: «Как переходить проезжую часть улицы».

3 группа: «Правила поведения у водоемов весной и летом».

4 группа: «Если хочешь быть здоров»

Проверка и дополнение.

 

Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следствий

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( на уровне небольшого текста), слушать других, принимать другую точку зрения

Регулятивные: координировать свои действия в условиях групповой деятельности

9.Рефлексия учебной деятельности

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

Оценить собственную деятельность на уроке;

Оценить учебную деятельность класса;

Зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

 

- Какая была тема урока?

- Какая была цель?

-С какой новой формой глагола познакомились?

-Какие теперь отличительные черты неопределенной формы глагола знаем

- Кому было трудно на уроке?

-Оцените свою работу на уроке.

-Дома запишите составленные вашей группой предложения и выполните упр. 568.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: внутренняя позиция школьника

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хотелось бы взглянуть на заявленные слайды.

15 March

Это другая публикация, Наталья Фёдоровна, мне сначала презентация "встретилась"

15 March

Почему конспект урока и презентация представлены в разных файлах?

15 March

Похожие публикации