Урок русского языка на тему «Неопределенная форма глагола» (3 класс)
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
3 класс
УМК: «Школа России»
Тема: Неопределенная форма глагола
Цели: формировать представление о неопределённой форме глагола, как форме, которая не изменяется по лицам, числам и временам;
Задачи:
- формировать умение выделять глаголы неопределённой формы в контексте и употреблять их в речи;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
- развивать логическое мышление, творческие способности учащихся;
- воспитывать внимательное и дружеское отношение к товарищу, бережное отношение к своему здоровью.
Формирование УУД на уроке:
1. Познавательные УУД. Формировать умение:
- осознанного построения речевого высказывания в устной и письменной речи; структурирования знаний;
- проводить рефлексию способов и условий действия; выводить следствия;
- искать необходимую информацию;
- использовать общие приемы для решения задач;
- отличать вопросы и задания от учебного и научного текстов.
2. Регулятивные УУД. Формировать умение:
- определять цель деятельности после предварительного обсуждения;
- в коллективной деятельности обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- осуществлять познавательную инициативу, волевую саморегуляцию;
- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, оценку процесса и результатов деятельности;
- координировать свои действия в условиях групповой деятельности.
3.Коммуникативные УУД. Формировать умение:
- вступать в беседу на уроке, слушать других
- взаимодействовать с одноклассниками,
- строить речевое высказывание;
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( на уровне небольшого текста);
- принимать другую точку зрения, учитывать мнение товарища, корректировать свою позицию.
4. Личностные УУД. Формировать умение:
- проявлять инициативу в познавательной деятельности, воспринимать позицию другого на эмоционально-рефлексивном уровне;
- осознавать ответственность за общее дело;
- определение своей позиции на эмоционально рефлексивном уровне;
- формироваь внутреннюю позицию школьника.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, интерактивная доска, обучающая презентация
Для учащихся: учебник «Русский язык», Т.Г. Рамзаева, карточки с заданиями
Тип урока. Урок открытия нового знания.
Этап |
Цели |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности
|
Формировать у учащихся потребность в приобретении новых знаний.
|
- Начинаем урок русского языка. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль на месте? Все ль в порядке? Ручка, книга и тетрадка? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»!
- Сегодня нас ждут удивительные открытия на уроке. Готовы? |
|
Личностные УУД: внутренняя позиция школьника |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения |
Актуализировать знания о глаголах; Зафиксировать актуализированные знания в речи; Зафиксировать актуализированные знания в виде плана Организовать обобщение актуализированных знаний в виде рассказа; Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для приобретения нового знания: анализа, синтеза, классификации; Мотивировать к пробному учебному действию; Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия; Зафиксировать индивидуальное затруднение в выполнении учащимися пробного учебного действия.
|
- Как обычно, мы начинаем урок русского языка с минутки чистописания. Слайд.
-Объясните правописание пропущенных букв.
- Расскажите о глаголе по плану. Слайд. Глагол Часть речи Что обозначает? Вопросы Изменяется по… -Молодцы! Теперь вы легко справитесь с заданием, которое я вам дам. -Выпишите глаголы, распределяя их по столбикам: (Слайд) Прошедшее время Настоящее время Будущее время Встречает, отвечал, прочитает, одевал, оживет, разобьет. Работа выполняется на оценку. -Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. Давайте еще раз повторим, как правильно определить время глагола? -Следующее задание. -Из пословицы, которую писали на чистописании, выпишите глаголы и распределите их в наши столбики.
|
Ученики записывают буквосочетания, правильно выполняя все соединения т///тт//////та тл тв то Читают пословицу, объясняют смысл. Не на пользу книги ч.тать, когда только в.ршки с них хв.тать.
(Дети объясняют, что слове «читать» пропущена безударная и проверочное слово – «прочитанная» и т.д.)
Ученики рассказывают по плану.
(Глагол встречает, отвечает на вопрос что делает?, значит это глагол стоит в форме настоящего времени, пишу в первый столбик и т.д.)
Ученики меняются тетрадями, проверяют работу у своих товарищей и выставляют оценки.
(задание для пробного действия.)
Пробуют глаголы читать и хватать разместить в колонки
|
Личностные УУД: проявлять инициативу в познавательной деятельности, воспринимать позицию другого на эмоционально-рефлексивном уровне, ). Регулятивные: волевая саморегуляция, самоконтроль Познавательные: произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; структурирование знаний Коммуникативные:всту пать в беседу наа уроке, учет разных мнений, взаимодействие с одноклассниками, корректировать свою позицию |
3.Выявление места и причины затруднения |
Организовать фиксацию места, где возникло затруднение; Организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения. На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений, которых не достаёт для решения задачи.
|
-Почему у нас не получилось выполнить задание?
–В чём наше затруднение? |
Отвечают: -Мы не смогли правильно определить время глаголов , т.к. эти глаголы отвечают на вопрос что делать?, а во временных вопросах такого нет.
Мы не знаем, что это за форма глаголы. |
Личностные: учебно-познавательный интерес, Познавательные: постановка проблемы |
4.Построение проекта выхода из затруднения |
Учащиеся ставят цель проекта; Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;
|
- Над чем же мы сегодня будем работать на уроке?
|
Отвечают на вопрос: -Узнаем, что это за форма глагола и ее отличительные черты.
|
Регулятивные: целеполагание, определять цель деятельности после предварительного обсуждения Коммуникативные: умение строить речевое высказывание
|
5.Реализация проекта выхода из затруднения . Открытие нового знания. |
Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Зафиксировать определение нового понятия в речи Зафиксировать факт преодоления затруднения.
|
-Вернемся к нашим глаголам. Смогли мы определить время глаголов? А число можно определить? Подумайте, как может называться форма глагола, у которой нельзя определить число и время? В русском языке такая форма глагола так и называется – неопределенная. Сформулируйте тему урока. На доске открывается тема урока: «Неопределенная форма глагола» Слайд.
Как вы думаете, как мы будем различать глаголы в неопределенной форме среди других глаголов? Проведем исследование.
Сделай вывод
Вопросы вывешиваются на доску.
- Давайте теперь себя проверим по учебнику. Откройте учебник на стр.88 и прочитайте правило.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Слайд. |
Отвечают на вопросы: - нет
- нет
(ответы детей)
- Неопределенная форма глагола
Отвечают: -По вопросу.
Работаем в группах. Дети выполняют задание в тетрадях 1. Задай вопрос и распредели глаголы в два столбика: Шить, прыгать, прыгнуть, сшить, кричать, крикнуть. Что делать? Что сделать?
Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы что делать? что сделать?
(Один ученик читает вслух).
|
Личностные: осознание ответственности за общее дело; Регулятивные: координировать свои действия в условиях групповой деятельности; в коллективной деятельности обнаруживать и формулировать учебную проблему, познавательная инициатива. Познавательные: поиск необходимой информации Коммуникативные : учет разных мнений
|
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи.
|
-Выполняем упражнение 566, читаем задание. Слайд.
|
Выписывают глаголы в неопределенной форме. При проверке проговаривают, как они определяли, что глагол стоит в неопределенной форме. Читают глаголы с вопросом. |
Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: использование общих приемов решения задач, построение речевых высказываний, отличать вопросы и задания от учебного и научного текстов Личностные: определение своей позиции на эмоционально рефлексивном уровне |
7.Самостоятель ная работа с самопроверкой |
Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; Организовать соотнесение работы с подробным образцом для самопроверки; .
|
-Замените фразеологические обороты глаголами в неопределенной форме. Слайд. |
1 группа. Витать в облаках - 2 группа. Зарубить на носу - 3 группа. Держать язык за зубами - … 4 группа. Клевать носом - …
Проверка. Слайд.
|
Регулятивные: познавательная инициатива Осуществление самоконтроля;
|
8.Включение в систему знаний. |
Организовать выполнение заданий, где используется новое понятие.
|
- А сейчас каждой группе предлагаются темы. Задание: составьте предложения, используя глаголы в неопределенной форме.
|
Составляют предложения по темам: 1группа: «Чтобы не было пожара». 2 группа: «Как переходить проезжую часть улицы». 3 группа: «Правила поведения у водоемов весной и летом». 4 группа: «Если хочешь быть здоров» Проверка и дополнение.
|
Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следствий Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( на уровне небольшого текста), слушать других, принимать другую точку зрения Регулятивные: координировать свои действия в условиях групповой деятельности |
9.Рефлексия учебной деятельности |
Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; Оценить собственную деятельность на уроке; Оценить учебную деятельность класса; Зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности; Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
|
- Какая была тема урока? - Какая была цель? -С какой новой формой глагола познакомились? -Какие теперь отличительные черты неопределенной формы глагола знаем - Кому было трудно на уроке? -Оцените свою работу на уроке. -Дома запишите составленные вашей группой предложения и выполните упр. 568. |
|
Личностные: внутренняя позиция школьника Познавательные: рефлексия способов и условий действия, Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Кияйкина Наталья Федоровна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Ирина Владимировна Казарцева