Урок русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»
Тема: Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
УМК – «Школа России», 4 класс
Цель: выработка умений самостоятельно применять написание безударных падежных окончаний имен существительных
Тип урока: урок рефлекции
Оборудование: карточки, иллюстрации, наглядность на доске
Формируемые УУД:
Личностные – развитие интереса к изучению языка.
Познавательные-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.
Коммуникативные - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результат с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоенного материала.
Ход урока
1 Организация урока.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
2. Мотивация.
- Предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма « Какой чудесный день»
- Как вы думаете, что не получалось у мышонка? Почему? ( ответы детей)
Записать слово в столбик по его значению.
Машина для посева семян ( сеялка)
Устройство для связи на расстоянии ( телефон)
Травянистое растение с белыми лепестками и желтой серединой (ромашка)
Небольшой продолговатый огородный овощ зеленого цвета (огурец)
Особое внимание к чему-нибудь, желание узнать, понять (интерес)
Столовая посуда круглой формы (тарелка)
Опять, в добавление –наречие (еще)
Сооружение в виде ряда ступенек для подъема и спуска ( лестница)
Ь
- Какое слово у вас получилось ( строитель)
- А как слово «строитель» может быть связано с русским языком? ( учиться строить предложения, тексты, будем говорить о стройке)
3 Актуализация знаний.
-Давайте вспомним алгоритм определения склонения имен существительных.
Алгоритм:
· определить падеж;
· определить склонение существительного;
· вспомнить нужное окончание.
Падеж | Тип склонения | ||
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | |
И.п. | -а, -я | -□, -о, -е, -ё | -□ |
Р.п. | -ы, -и | -а, -я | -и |
Д.п. | -е | -у, -ю | -и |
В.п. | -у, -ю | неодушевленные, как в Р.п одушевленные как в И.п | -□ |
Т.п. | -ой, -ою, -ей, -ею | -ом, -ем | -ю |
П.п | -е | -е | -и |
4. Формулировка цели и темы урока
-Вы догадались, чем мы будем заниматься на уроке? Какую цель мы сегодня ставим на уроке.( Упражняться в правописании имен существительных, ставить их в нужную форму)
5.Физкультминутка. Я называю имена существительные, вы , когда услышите существительное 1скл. – поднимаете руки вверх, 2 скл. – в стороны, а 3 скл. – приседаете. Начали: страна, полотенце, дядя, печь, конь, радость, урок, работа.
6. Работа в группах. Повторение изученного материала.
-Какие правила во время такой работы нужно соблюдать.
Рабочая дисциплина
В обсуждении участвуют все члены группы
Окончательные решения принимаются коллегиально
Подчинение требованиям руководителя группы.
– Сейчас каждая группа получит задание. Вам нужно отредактировать текст. Откройте конверт, который лежит на столе у каждой группы. Обсудите в группе пути решения поставленной задачи и сделайте соответствующие записи в тетрадях.
1 группа Маляр одна из самых основных (профессия) на строительной (площадка). Маляр наносит (шпатлевка), красит (стена), клеит (обои).Любые внутренние и фасадные (работа) на строительной (площадка) не обходятся без этих (специалист). Люди этой (профессия ) обладают большой (выносливость) , (аккуратность), ( терпение) и физической (сила). Задания Списать, поставить имена существительные в нужную форму. Третье предложение разобрать по членам, надписать части речи |
2 группа Каменщик - это специалист, который участвует в (возведение) и (ремонт) жилых (дома), (мосты), промышленных сооружений из природных и искусственных строительных (материалы).Каменщик производит кладку несущих (стены), (фундамент), (арка), (колонна), участвует в установке оконных и дверных (коробка).В (труд) (каменщик) велика роль действий (руки).В (работа) рук необходимы сила, ловкость, согласованность. Задания Списать, поставить имена существительные в нужную форму. Выделенные слова разобрать по составу |
3 группа Ни одно строительство или серьезный ремонт не обходится без (помощь) (электромонтер). Электрики проводят ток в новые жилые (дом), может починить провода в (квартира), повесить новую (люстра) или смонтировать (розетка). Для того, чтобы получить эту (профессия), человек должен обладать такими качествами как: внимательность, аккуратность, ответственность и организованность. При выполнении (работа), связанных с (электричество), электрик следует (правила) (техника) ( безопасность). Задания Списать, поставить имена существительные в нужную форму. Выделенные слова разобрать как часть речи |
4 группа Плотник – это работник (стройка). Плотник выполняет следующие (работа): стройка и ремонт (мосты), (здания); рубка (стены), (полы), установка (двери); возведение перекрытий (дома); сборка подвесных (потолки).Для этой (профессия) необходимо: хорошее здоровье, выносливость; глазомер; внимание; прекрасная память. Надо знать основы геометрии, черчения, необходимо иметь преставление о (характеристика) (древесина). Задания Списать, поставить имена существительные в нужную форму. Сделать фонетический разбор выделенных слов. |
5 группа Крановщик – это специалист, управляющий подъемными механизмами.Он работает на (строительство), в (порты), крупных промышленных (предприятия) и на любых производствах, где требуется перемещение (груз) до 25 тонн. (Крановщик) приходиться ежедневно подниматься на (высота), работать на ограниченной (площадь).(Человек) этой (профессия) необходимо: отменное здоровье, физическая выносливость, ответственность, бесстрашие, внимательность, точность, умение контролировать эмоции. Задания Списать, поставить имена существительные в нужную форму. Выделенные слова разобрать по составу |
6 группа Работа слесаря-сантехника состоит из (ремонт) техники на (производство) и в (быт). Слесарь-сантехник проводит диагностику (механизмы), при необходимости разбирает технический аппарат.Слесарю-сантехнику нужны знания по (черчение), (математика), (физика), (химия), основ строительного дела. Слесарю-сантехнику необходимы технический склад ума, уравновешенность, развитое мышление, острое зрение, точный глазомер, крепкая память, хорошее внимание, физическая выносливость. Задания Списать, поставить имена существительные в нужную форму. Сделать фонетический разбор выделенных слов |
7.Проверка заданий.
После каждой группы на доске появляется запись-кластер, фото профессии.
маляр сантехник крановщик
каменщик электромонтер плотник
8. Рефлексия
- Вспомните, с чего мы начали наш урок? А что не умел наш мышонок?
- Знания какой профессии ему пригодились бы?
- Какую цель мы сегодня ставили?
- С какими профессиями познакомились?
-Предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Нарисуйте на полях тетради геометрическую фигуру.
Мне было легко, я со всем справился ( квадрат)
-У меня возникло затруднение ( треугольник)
-У меня ничего не получилось, нужна посторонняя помощь (круг)
Упражнение 236 стр. 125