12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Докучаева Елена Александровна21

Докучаева Елена Александровна

учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Яренская средняя школа»

Архангельская область, село Яренск

Урок русского языка «Что такое имя прилагательное?»

2 класс «Школа России»

На данном уроке обучающиеся знакомятся с новой частью речи - именем прилагательным. По срокам проведения урок совпадает с Днём космонавтики, поэтому используется соответствующий материал, в том числе и региональный. Открытие нового знания выходит из проблемной ситуации в сочетании с групповой работой. Урок сопровождается мультимедийной презентацией, видеофизминуткой и электронным приложением к учебнику В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 2 класс в 2 частях.

Цель урока: начать изучение имён прилагательных, познакомиться с их отличительными признаками, как часть речи.

Задачи:

1)формировать умение находить прилагательные, подбирать их к именам существительным;

2)развивать речь и пополнять словарный запас;

3)формирование умения взаимодействовать в паре и группе.

Оборудование: проектор, экран, презентация, электронное приложение к учебнику, видео для физминутки, карточки для работы в группах, картинки с изображением планет.

Ход урока

I Организационный момент

- Дети, начинаем урок русского языка. Подпишем в тетради число и классную работу.

- Вспомните, какой раздел мы изучаем? ( Части речи)

- Какие части речи уже знаем? ( Существительное и глагол)

- А как вы думаете, есть ли ещё другие части речи?

- Сегодня у нас новая часть речи. А какая, я думаю, вы мне скажите позже.

II Постановка проблемы

1)- Начнём минутку чистописания. Сегодня мы красиво спишем и вставим пропущенные буквы такую фразу « С к…смической скорост…ю».

- Какие буквы вставили, докажите.

- А что означает эта фраза, когда так говорят?

- Придумайте предложение, используя эти слова.

- Молодцы.

2)- А кто скажет, почему сегодня записали эти слова?

- Да, сегодня День космонавтики! А что вы знаете, про этот праздник? (учитель, выслушав ответы детей, рассказывает, используя презентацию) Первый полёт на космическом корабле «Восток» совершил Ю.А.Гагарин. За 108 минут ракета сделала один оборот вокруг Земли. Это очень быстро! Сравните, если лететь на самолёте, то потребуется больше двух дней. Вот так и появилось выражение «с космической скоростью».

3) - Я попросила одну ученицу выучить стихи про космос. Отгадайте, кто нам сейчас их расскажет? У неё есть лицо, улыбка, нос, волосы. Кто это? (Дети предлагают разные варианты и приходят к выводу, что это есть у всех.)

- Непонятно? Хорошо, я вам помогу. У неё красивое круглое лицо, добрая улыбка, прямой нос, русые короткие волосы. (Дети сразу называют девочку.)

- Молодцы. Послушаем стихи.

В космосе так здорово! О. Ахметова

В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!

В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!

- Спасибо большое. Похлопаем.

4) - Ребята, а почему вы не смогли догадаться сразу?

- А почему потом угадали?

- Посмотрите на слайд, здесь записано предложение. Слова, которые помогли вам догадаться выделены красным цветом. Прочитайте их. ( Круглое, красивое, добрая, прямой, русые, короткие.)

- А что это за слова? Что обозначают? На какие вопросы отвечают? И как называются? Много непонятного! Попробуйте разобраться вместе. Поработайте в группах и подчеркните нужные слова на карточке. Вместе мы сможем рассказать об этих словах.

1)Что обозначают эти слова?

предмет признак предмета действие предмета.

2)На какие вопросы отвечают?

Что делать? Какое? Кто? Какой?

Какая? Что? Какие? Что сделать?

3)С какой частью речи связано в предложении?

с существительным с глаголом

4) Подумайте, как называются эти слова?

существительные глаголы прилагательные

III Открытие нового знания

1) - Давайте проверим. (Дети называют ответы. Ответы появляются на слайде презентации.)

- Итак, какую часть речи мы сегодня начинаем изучать? Поставьте цель урока.

- Правильно. Мы знакомимся с именем прилагательным.

- Что уже узнали о нём? Расскажите.

- Да, прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Имя прилагательное связано с существительным. Оно как бы «прилагается» к нему, говоря о его признаках.

2) - Вернёмся к записанной фразе. Найдите прилагательное.

- Прилагательное подчёркивается волнистой линией. Подчеркнём его.

3) - Сравним наши выводы с правилом в учебнике. Прочитаем хором.

- Так мы с вами рассказали о прилагательном? Молодцы! Дома правило нужно выучить.

- Имя прилагательное может обозначать разные признаки. Какие? (Дети предполагают.)

- Послушаем. (Электронное приложение к учебнику.)

IV Первичное закрепление

1) - Ю.А.Гагарин первым увидел нашу планету из космоса. Посмотрите на слайд. Правда, красиво!

- Сейчас вы в парах попробуете составить предложение, заменяя признаки именами прилагательными.

Наша планета (форма), (цвет) и (внешний вид).

- Давайте проверим. (Дети называют предложения.)

2) - Запишем в тетрадь предложение «Наша планета круглая голубая и красивая.»

- Подчеркнём волнистой линией прилагательные.

V Динамическая пауза

VI Закрепление

1) - А кто знает, как наша Архангельская область связана с космонавтикой? (Дети отвечают. Учитель, выслушав ответы детей, рассказывает, используя презентацию.) На территории области находится космодром «Плесецк». На космодроме несколько пусковых площадок. Непилотируемые космические аппараты на орбиту Земли выносят ракеты - носители.

2) - Сейчас составим из слов предложения, чтобы получился текст. (Смотря на слайд, дети называют предложения.)

Области, в, космодром, Архангельской, Плесецк, находится.

Там, и, научные, запускают, спутники, военные.

Самый, на, северный, это, космодром, планете.

- Молодцы. Сейчас этот текст запишите и подчеркните прилагательные.

- Проверим, какие прилагательные вы нашли? Молодцы.

3) - Ребята, посмотрите, в пространстве класса висят фото планет Солнечной системы. Прочитайте их названия. (Дети смотрят по сторонам и читают название планет.)

- Я вам сейчас буду называть признаки планеты, а вы попробуйте её узнать и показать рукой.

- Красная. (Дети показывают на Марс и читают название.)

- Огромная полосатая. (Юпитер)

- Нежно-голубая. (Нептун)

- Молодцы.

VII Домашнее задание

- Ребята, дома сделаете письменное задание на выбор. Вы можете нарисовать планету, которая вам показалась наиболее интересной и записать 2-3 предложения про эту планету, используя имена прилагательные. Или выполнить из учебника упражнение 148. Устное задание – это выучить правило на странице 86.

VIII Рефлексия

1) - Подведём итог урока. Какую цель мы ставили? Расскажите, что узнали о прилагательном? Молодцы.

2) - Ребята, оцените свою работу в тетрадях. (Пользуемся методикой самооценки «Цветные поля».)

- Устно хорошо работали многие дети. (Учитель называет детей.) Молодцы. Урок закончен.

 

 

 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.