12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шмитова Татьяна20
3

Урок русского языка: Обобщение сведений о признаках имен прилагательных















Урок русского языка 4 класс

Тема: «Обобщение сведений о признаках имен прилагательных».















Выполнил: учитель начальных классов

МОУ гимназии №12 г. Твери

Шмитова Т.Г.







Открытый урок по русскому языку в 4-м классе на тему «Обобщение сведений о признаках имен прилагательных».

Выполнила: Шмитова Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ гимназии №12 г. Твери.

Тип урока: введение нового материала

Вид урока: комбинированный

Реализуемая компетенция: проблемная ситуация

Система обучения: Школа России

Учебник: Канакина В.П. Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс.

Учебная цель: систематизировать знания учащихся по теме «Признаки прилагательного как части речи», расширить представления о признаках имен прилагательных.

Задачи учебные:

развивать умение характеризовать предметы, действия и т.д. с помощь имен прилагательных;

формировать умение анализировать признаки, которые обозначают имена прилагательные;

развивать умение употреблять слова в речи в точном соответствии с их значением;

полнить словарный запас учащихся формировать умение употреблять новые слова в речи;

воспитывать умение работать в парах, выслушивать ответы других учащихся, точно высказывать свою точку зрения.


Цель открытого урока: показать на практике методы реализации проблемной компетенции в начальной школе в форме проблемных вопросах на разных этапах урока, работы в парах и группах, коллективное обсуждение возникшей проблемы.


Оборудование: карточки с картинками по разным этапам урока (Приложение), карточки с заданием для работы в парах, учебные пособия у учащихся.



Ход урока:

Организационный момент.


Актуализация знаний, определение цели урока:


Учитель: чтобы вспомнить, о какой части речи мы говорили на прошлых уроках русского языка, послушайте шутку и догадайтесь о чем идет речь в беседе, обоснуйте свою точку зрения:


Шли двое, остановились. Один у другого спрашивает:

- Это черная?

- Нет, красная.

- А почему она белая?

- Потому что ещё зеленая!

t1695586850aa.png

С помощью каких слов вы узнали, о чем идет речь? Назовите их.

Учащиеся называют слова. Учитель вывешивает изображение отгадки т слова, которые назвали дети (Приложение)


Учитель: какой частью речи являются эти слова? (именами прилагательными)


Вспомните, что мы называем именем прилагательным? (учащиеся дают определение этой части речи, характеризуют ее признаки).


Учитель открывает карточку с темой урока на доске.

«Признаки имен прилагательных»

Рядом с темой урока висит карточка со знаком «?».


Постановка проблемного вопроса.

Учитель: С какой характеристикой имени прилагательного мы будем работать? (признак)

Нам предстоит выяснить на какие группы можно разбить признаки прилагательных.


Чистописание.

Учитель: смородина спрятала для вас задание ни минутку чистописания. Найдите орфограмму в лове СМОРОДИНА (сочетание ОРО).

Учащиеся прописывают это сочетание с росчерком.


Решение проблемного вопроса.

Учитель: для начала работы мы воспользуемся карточкой, которая осталась у нас, когда мы отгадывали загадку про смородину. Что обозначают данные имена прилагательные (зеленая, красная, белая, черная)? Как можно назвать первую группу признаков?


Учащиеся: первая группа будет обозначать цвет предметов.


Учитель вывешивает на доску под темой урока карточки с названиями групп признаков имен прилагательных, переворачивает только карточку со словам цвет (Приложение).


Вам необходимо будет в ходе работы на уроке выяснить, какие еще группы можно найти среди признаков имен прилагательных.

Кто любит лакомиться ягодами в лесу?


Отгадайте о нем загадку:

Лежит под елками

Мешок с иголками.

(Ёж)


У вас на партах лежит текст с пропущенными словами. Подумайте, слова какой части речи пропущены, и, работая в парах, вставьте подходящие слова.

Учащиеся коллективно определяют, что необходимо вставлять прилагательные, обозначающие разные признаки.

Работа ведется в парах, выполняется карандашом.


Ёж.

В дни готовит себе ёжик жилище. Норка у ежа под пнём. Днём и ночью таскает он в норку листочки и мох. Скоро придёт зима. Накроет его нору сугроб. Под сугробом, как под одеялом, тепло ежу. До солнца всю зиму проспит ёжик.

Проверка фронтальная. Выбираются наиболее подходящие по смыслу прилагательные.


Дополнительный вопрос: что узнали о еже из текста?


Учитель: а теперь, когда мы отредактировали текст, наши прилагательные мы должны проанализировать и разделить на группы по признакам, которые они обозначают.


Учащиеся работают в тетрадях, два ученика работают у доски. Все в классе помогают распределять имена прилагательные.


В ходе работы все слова разделены на три группы:

осенние хитрый снежным

старые теплое пуховым

весеннего сухие

мягкие

холодные

большой


Физкультминутка. На усмотрение учителя (гимнастика для глаз, игра на внимание «Запрещенное движение» и т.п.)




Подведение итогов. Ответ на проблемный вопрос.

Учитель: у нас перед работой с текстом о ёжике была одна группа признаков. Какая? (ЦВЕТ). Какие названия можно дать тем группам, которые получились у нас в ходе работы?


Учащиеся: называют группы, анализируя, что обозначает данный признак имени прилагательного.

На доске вывешиваются названия групп над соответствующими именами прилагательными.

Обозначают ЦВЕТt1695586850ab.gif

Обозначают отношение ко времени или местуt1695586850ac.gif t1695586850ad.gif

Обозначают качество, размер, характер предмета

t1695586850ae.gift1695586850ae.gift1695586850af.gift1695586850ag.gif

Обозначают материал, из которого сделан предмет.

t1695586850ah.gift1695586850ai.gif

Обозначают другие признаки.


Учитель: назовем, какие группы образовались, приведем примеры.


Закрепление изученного материала урока.

Учитель: ребята, а что еще любит еж?


Отгадайте загадку:

Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

t1695586850ae.gif


Дети отгадывают. На доску вывешивается картинка с изображением яблока.


Учитель: сейчас я вам прочитаю стихотворение Я. Акима, а вы услышите в нем имена прилагательные и дополните группы этими примерами.


Яблоко спелое красное сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

Я.Аким.


Учащиеся: выписывают имена прилагательные самостоятельно. Проверка проводится фронтально.


Формирование знаний учащихся об антонимах и синонимах в теме «Имя прилагательное».

Учитель: вы сегодня «молодцы», проделали большую работу с признаками имен прилагательных, много о них узнали.

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь «низко».

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь …….? (близко)

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь …… ? (пол)

Скажу я слово «потерял»,

И скажешь ты ……..? (нашел)


Какие слова нашел для игры автор стихотворения? Как их называют в русском языке? Приведите свои примеры.


Учащиеся: антонимы – слова противоположные по значению. Приводят примеры.


Учащиеся выполняют упражнение №7 стр. 152 по вариантам (1 и 2 вариант). Проводится взаимопроверка на партах.


Учитель: есть слова противоположные по значению – антонимы. А как называют слова близкие по значению?


Учащиеся: называют синонимы. Выполняют упражнение №8 стр. 152.

Подведение итогов урока.

Учитель: С какой частью речи работали на уроке? Что нового узнали? Кому было трудно?

Вам на помощь пришел ежик. Он принес домашнее задание и выводы, которые вы сделали на уроке, чтобы вы могли выполнить задание. Дети получают задание на карточках с изображением ежика, информацией урока и домашним упражнением.


Учитель оценивает работу детей, выставляет оценки.



ПРИЛОЖЕНИЕ

t1695586850aj.png



t1695586850ak.png



Ёж.

В дни готовит себе ёжик жилище. Норка у ежа под пнём. Днём и ночью таскает он в норку листочки и мох. Скоро придёт зима. Накроет его нору сугроб. Под сугробом, как под одеялом, тепло ежу. До солнца всю зиму проспит ёжик.



обозначают

ЦВЕТ

t1695586850ab.gif













Обозначают

отношение ко времени или месту

t1695586850ac.gift1695586850ad.gif



обозначают

качество, размер, характер предмета

t1695586850ae.gift1695586850ae.gift1695586850af.gift1695586850ag.gif







обозначают

материал, из которого сделан предмет

t1695586850ah.gift1695586850ai.gif


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.