Урок русского языка в 11 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения "С какими испытаниями сталкивается человек на войне?"»

4
0
Материал опубликован 25 October 2023

ГОКУ СКШИ г. Черемхово



Практический семинар

«Подготовка неслышащих школьников к государственному выпускному экзамену

по русскому языку в 11 классе (вариант 2.2)»



Урок русского языка

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения


«С какими испытаниями сталкивается человек на войне?» (11а класс)



Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Лушникова И.Н.














Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «С какими испытаниями сталкивается человек на войне?»

Цель: учить писать сочинение-рассуждение на заданную тему, формулируя проблему, аргументы и вывод.

Задачи:

Образовательные: повторение знаний о типах речи, о композиции сочинения-рассуждения; вырабатывать умение правильно излагать свои мысли, доказывать свою точку зрения, подбирая нужные аргументы; развивать умение строить сочинение в определённой композиционной форме.

Развивающие: развивать память учащихся и умение пересказывать; развивать умение интерпретировать текст, выявлять смысл ключевого фрагмента текста.

Воспитательные: воспитывать патриотизм, чуткость, милосердие.

Оборудование: экран, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, видеоролик о ВОВ, раздаточный материал (речевые клише, тексты изложений, толковые словари.)

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие учащихся.

- Здравствуйте, садитесь.

2. Проверка слухового восприятия.

[Как вы меня слышите?]

[Какой будет урок?]

- Ребята у вас на столе лежат листы самооценки. В конце урока нужно заполнить их.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался



4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

интересным / неинтересным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

лёгким / трудным


Просмотр видеоролика о войне.

[О чём вы посмотрели видеоролик?] (О войне)

- Верно, эпиграфом к нашему уроку будут слова Ю. Друниной.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

- В этом году мы отметили 78 лет Победы в ВОВ.

- Какова же была цена Победы? Цена Победы в Великой Отечественной войне:

- Потери в Великой Отечественной войне – 28 млн. человек.

-14 млн. человек – потери в боевых действиях.

-13 млн. человек – мирных жителей

-1 млн. человек – без вести пропавшие.

- Военные потери Германии – 6,7 млн. человек

Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке будем готовиться ко второй части экзамена по русскому языку, т.е. к сочинению-рассуждению «С какими испытаниями сталкивается человек на войне?». Повторим типы текстов, структуру сочинения-рассуждения, будем подбирать нужные аргументы, учиться строить сочинение в определённой композиционной форме. Не забывайте, что объём сочинения должен быть не менее 70 слов.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

Типы текста

[Назовите типы текста.] (Повествование, описание, рассуждение)

[Что такое повествование?] (Рассказывается, сообщается о чём-либо (что? где? как? когда произошло?)

[Что такое описание?] (Описывается внешний вид человека, животного, картин6а природы, событие (какой? какая? какое? какие?).

[Что такое рассуждение?] (Объясняется, доказывается что-либо; говорится о причинах явлений, событий (почему?)

Структура сочинения-рассуждения.

[Из чего состоит сочинение рассуждение?]

I. Вступление – тезис

II. Основная часть – аргументы.

III. Заключение – вывод.

[Что такое тезис?] (Тезис – это мысль, которую нужно доказать.)

[Что такое аргументы?] (Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.)

- Что мы должны использовать в доказательствах? (Текст для изложения, примеры из художественной литературы, примеры из жизни знаменитых людей, пословицы и цитаты.)

[Что такое вывод?] (Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.)

Работа по теме. Составление сочинения-рассуждения.

Тезис.

- На какой вопрос нам предстоит ответить?

«С какими испытаниями сталкивается человек на войне?»

- Найдите ключевое слово в этом вопросе. (Испытание)

- Как вы думаете, что такое испытание? (Ответы учащихся)


- Исходя из эпиграфа к уроку, с каким первым испытанием сталкивается человек на войне? (Человек сталкивается со страхом.)

- Найдите в толковом словаре С.И. Ожегова лексическое значение слова испытание.

3. тягостное переживание, несчастье.

- В толковом словаре Д.Н. Ушакова испытание - это

3. Тягостное переживание, несчастие, жизненная невзгода, требующие присутствия духа, душевной крепости. Судьба послала ему много испытаний. Тяжелое испытание.

- Какие синонимы можно подобрать к слову испытание? (Переживания, несчастье, страдание, горе, трудность, мучение.)

- Теперь давайте выдвинем тезис. При составлении тезиса пользуемся клише.

С какими испытаниями сталкивается человек на войне? Что же обозначает слово испытание? Я думаю, что это какие-то трудности, препятствия, с которыми сталкивается человек. По словарю С.И. Ожегова испытание – это тягостное переживание, несчастье. Попытаюсь доказать свою точку зрения с помощью нескольких аргументов.

Аргументы

1-й аргумент

- Ребята, теперь будем подбирать аргументы.

- Какие слова будем использовать вначале предложения? (Во-первых, во-вторых…)

На основании чего будем строить первое доказательство? (На основании текста для изложения А.В. Митяева «Помощник»)

[О ком текст?]

[Что делали матросы в скалах?]

[Какие трудности испытывали бойцы?]

[Как матросы справились с этими трудностями?]

Вывод: С какими испытаниями столкнулись матросы? (Они столкнулись с такими трудностями, как жажда, отсутствие бытовых условий.)

- Так с какими же трудностями сталкивается человек на войне? Используем клише.

Во-первых, человек на войне сталкивается с разными трудностями, препятствиями. Что бы подтвердить сказанное, обратимся к тексту А.В. Митяева «Помощник». Там говорится о том, что матросы держали оборону в горах. Была жара, у них не было воды. А знойным летом, когда солнце раскаляет скалы, очень хочется пить. Без воды прожить нельзя. Матросы испытывали жажду. Но они нашли выход – научили ослика носить им воду в скалы.

2-й аргумент

- На основании чего можно строить второе доказательство? (Примеры из художественной литературы, примеры из жизни знаменитых людей, пословицы и цитаты.)

- Второй аргумент возьмём из рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

- Послушайте сообщение. (Сообщение учащегося об Андрее Соколове.)

Сообщение

Герой рассказа Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов имеет тяжелую и трагичную судьбу. В 1941 году герой уходит на фронт, а в 1942 году Андрей Соколов попадает в немецкий плен. Герой находится во многих концлагерях. В течение двух лет пленной жизни Андрей Соколов пытается сбежать, и однажды у него это получается. Герой сразу же возвращается в армию, но его отправляют в госпиталь, а затем он уезжает домой. Андрея Соколова потрясает новое горе: он узнает, что в 1942 году во время бомбёжки погибла его жена Ирина и две дочки, полностью разрушен его дом. В День Победы погибает от снайперской пули и сын Андрея Анатолий. Главный герой вновь остаётся в одиночестве, дважды потеряв всех своих родных.

Работая шофером в Урюпинске, Андрей Соколов встречает сироту Ванюшку и усыновляет его, отдавая ему всю свою любовь и ласку. Андрею Соколову пришлось столкнуться с различными трудностями, но он никогда не сдавался и не опускал руки.


- С какими испытаниями столкнулся на войне герой рассказа М. Шолохова Андрей Соколов? (Боль, страх, потеря близких, родных людей, лишение крова)

Вывод: На войне человек сталкивается с такими испытаниями, как боль, страх, потеря близких, лишение крова.

- С помощью клише расскажите, как запишите второй аргумент.

Во-вторых, человек сталкивается на войне с такими испытаниями, как боль, страх, потеря близких, лишение крова. Своё мнение я могу подтвердить примером из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Герой этого рассказа Андрей Соколов столкнулся на войне с большими испытаниями. Он попадает в немецкий плен, но бежит из него. Узнаёт, что во время бомбёжки погибла его жена и две дочки, полностью разрушен дом. В День Победы погибает от снайперской пули и сын Андрея. Но герой никогда не сдавался и не опускал руки. Он встречает сироту Ванюшку и усыновляет его, отдавая ему всю свою любовь и ласку.

Вывод

- Мы с вами привели аргументы, что теперь нужно сделать? (Нужно сделать вывод)

- Что такое вывод? (Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.)

- Откуда можно взять вывод? (Вывод берём из тезиса и аргументов)

- Как будем записывать вывод? Посмотрите клише (Таким образом, … . Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что… . В заключение я хочу сказать, что … . Следовательно, … .)

- Так с какими же испытаниями сталкивается человек на войне?

В заключение я хочу сказать (Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том), что на войне человек сталкивается с разными испытаниями: страхом, болью, потерей близких, друзей, потерей крова, жаждой, отсутствием необходимых бытовых условий.

- Молодцы! Перед нами почти готовое сочинение -рассуждение.

V. Итог урока.

- Что мы делали на уроке?

- На какой вопрос отвечали?

VI. Рефлексия

- Заполните ваши листы самооценки.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался



4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

интересным / неинтересным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

лёгким / трудным






Домашнее задание. Выставление оценок.

Написать сочинение-рассуждение «С какими испытаниями сталкивается человек на войне?»


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации