Урок русского языка в 11 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения "С какими испытаниями сталкивается человек на войне?"»
ГОКУ СКШИ г. Черемхово
Практический семинар
«Подготовка неслышащих школьников к государственному выпускному экзамену
по русскому языку в 11 классе (вариант 2.2)»
Урок русского языка
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
«С какими испытаниями сталкивается человек на войне?» (11а класс)
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Лушникова И.Н.
Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «С какими испытаниями сталкивается человек на войне?»
Цель: учить писать сочинение-рассуждение на заданную тему, формулируя проблему, аргументы и вывод.
Задачи:
Образовательные: повторение знаний о типах речи, о композиции сочинения-рассуждения; вырабатывать умение правильно излагать свои мысли, доказывать свою точку зрения, подбирая нужные аргументы; развивать умение строить сочинение в определённой композиционной форме.
Развивающие: развивать память учащихся и умение пересказывать; развивать умение интерпретировать текст, выявлять смысл ключевого фрагмента текста.
Воспитательные: воспитывать патриотизм, чуткость, милосердие.
Оборудование: экран, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, видеоролик о ВОВ, раздаточный материал (речевые клише, тексты изложений, толковые словари.)
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учащихся.
- Здравствуйте, садитесь.
2. Проверка слухового восприятия.
[Как вы меня слышите?]
[Какой будет урок?]
- Ребята у вас на столе лежат листы самооценки. В конце урока нужно заполнить их.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным интересным / неинтересным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен лёгким / трудным |
Просмотр видеоролика о войне.
[О чём вы посмотрели видеоролик?] (О войне)
- Верно, эпиграфом к нашему уроку будут слова Ю. Друниной.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
- В этом году мы отметили 78 лет Победы в ВОВ.
- Какова же была цена Победы? Цена Победы в Великой Отечественной войне:
- Потери в Великой Отечественной войне – 28 млн. человек.
-14 млн. человек – потери в боевых действиях.
-13 млн. человек – мирных жителей
-1 млн. человек – без вести пропавшие.
- Военные потери Германии – 6,7 млн. человек
Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке будем готовиться ко второй части экзамена по русскому языку, т.е. к сочинению-рассуждению «С какими испытаниями сталкивается человек на войне?». Повторим типы текстов, структуру сочинения-рассуждения, будем подбирать нужные аргументы, учиться строить сочинение в определённой композиционной форме. Не забывайте, что объём сочинения должен быть не менее 70 слов.
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
Типы текста
[Назовите типы текста.] (Повествование, описание, рассуждение)
[Что такое повествование?] (Рассказывается, сообщается о чём-либо (что? где? как? когда произошло?)
[Что такое описание?] (Описывается внешний вид человека, животного, картин6а природы, событие (какой? какая? какое? какие?).
[Что такое рассуждение?] (Объясняется, доказывается что-либо; говорится о причинах явлений, событий (почему?)
Структура сочинения-рассуждения.
[Из чего состоит сочинение рассуждение?]
I. Вступление – тезис
II. Основная часть – аргументы.
III. Заключение – вывод.
[Что такое тезис?] (Тезис – это мысль, которую нужно доказать.)
[Что такое аргументы?] (Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.)
- Что мы должны использовать в доказательствах? (Текст для изложения, примеры из художественной литературы, примеры из жизни знаменитых людей, пословицы и цитаты.)
[Что такое вывод?] (Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.)
Работа по теме. Составление сочинения-рассуждения.
Тезис.
- На какой вопрос нам предстоит ответить?
«С какими испытаниями сталкивается человек на войне?»
- Найдите ключевое слово в этом вопросе. (Испытание)
- Как вы думаете, что такое испытание? (Ответы учащихся)
- Исходя из эпиграфа к уроку, с каким первым испытанием сталкивается человек на войне? (Человек сталкивается со страхом.)
- Найдите в толковом словаре С.И. Ожегова лексическое значение слова испытание.
3. тягостное переживание, несчастье.
- В толковом словаре Д.Н. Ушакова испытание - это
3. Тягостное переживание, несчастие, жизненная невзгода, требующие присутствия духа, душевной крепости. Судьба послала ему много испытаний. Тяжелое испытание.
- Какие синонимы можно подобрать к слову испытание? (Переживания, несчастье, страдание, горе, трудность, мучение.)
- Теперь давайте выдвинем тезис. При составлении тезиса пользуемся клише.
С какими испытаниями сталкивается человек на войне? Что же обозначает слово испытание? Я думаю, что это какие-то трудности, препятствия, с которыми сталкивается человек. По словарю С.И. Ожегова испытание – это тягостное переживание, несчастье. Попытаюсь доказать свою точку зрения с помощью нескольких аргументов.
Аргументы
1-й аргумент
- Ребята, теперь будем подбирать аргументы.
- Какие слова будем использовать вначале предложения? (Во-первых, во-вторых…)
На основании чего будем строить первое доказательство? (На основании текста для изложения А.В. Митяева «Помощник»)
[О ком текст?]
[Что делали матросы в скалах?]
[Какие трудности испытывали бойцы?]
[Как матросы справились с этими трудностями?]
Вывод: С какими испытаниями столкнулись матросы? (Они столкнулись с такими трудностями, как жажда, отсутствие бытовых условий.)
- Так с какими же трудностями сталкивается человек на войне? Используем клише.
Во-первых, человек на войне сталкивается с разными трудностями, препятствиями. Что бы подтвердить сказанное, обратимся к тексту А.В. Митяева «Помощник». Там говорится о том, что матросы держали оборону в горах. Была жара, у них не было воды. А знойным летом, когда солнце раскаляет скалы, очень хочется пить. Без воды прожить нельзя. Матросы испытывали жажду. Но они нашли выход – научили ослика носить им воду в скалы.
2-й аргумент
- На основании чего можно строить второе доказательство? (Примеры из художественной литературы, примеры из жизни знаменитых людей, пословицы и цитаты.)
- Второй аргумент возьмём из рассказа М. Шолохова «Судьба человека».
- Послушайте сообщение. (Сообщение учащегося об Андрее Соколове.)
Сообщение
Герой рассказа Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов имеет тяжелую и трагичную судьбу. В 1941 году герой уходит на фронт, а в 1942 году Андрей Соколов попадает в немецкий плен. Герой находится во многих концлагерях. В течение двух лет пленной жизни Андрей Соколов пытается сбежать, и однажды у него это получается. Герой сразу же возвращается в армию, но его отправляют в госпиталь, а затем он уезжает домой. Андрея Соколова потрясает новое горе: он узнает, что в 1942 году во время бомбёжки погибла его жена Ирина и две дочки, полностью разрушен его дом. В День Победы погибает от снайперской пули и сын Андрея Анатолий. Главный герой вновь остаётся в одиночестве, дважды потеряв всех своих родных.
Работая шофером в Урюпинске, Андрей Соколов встречает сироту Ванюшку и усыновляет его, отдавая ему всю свою любовь и ласку. Андрею Соколову пришлось столкнуться с различными трудностями, но он никогда не сдавался и не опускал руки.
- С какими испытаниями столкнулся на войне герой рассказа М. Шолохова Андрей Соколов? (Боль, страх, потеря близких, родных людей, лишение крова)
Вывод: На войне человек сталкивается с такими испытаниями, как боль, страх, потеря близких, лишение крова.
- С помощью клише расскажите, как запишите второй аргумент.
Во-вторых, человек сталкивается на войне с такими испытаниями, как боль, страх, потеря близких, лишение крова. Своё мнение я могу подтвердить примером из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Герой этого рассказа Андрей Соколов столкнулся на войне с большими испытаниями. Он попадает в немецкий плен, но бежит из него. Узнаёт, что во время бомбёжки погибла его жена и две дочки, полностью разрушен дом. В День Победы погибает от снайперской пули и сын Андрея. Но герой никогда не сдавался и не опускал руки. Он встречает сироту Ванюшку и усыновляет его, отдавая ему всю свою любовь и ласку.
Вывод
- Мы с вами привели аргументы, что теперь нужно сделать? (Нужно сделать вывод)
- Что такое вывод? (Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.)
- Откуда можно взять вывод? (Вывод берём из тезиса и аргументов)
- Как будем записывать вывод? Посмотрите клише (Таким образом, … . Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что… . В заключение я хочу сказать, что … . Следовательно, … .)
- Так с какими же испытаниями сталкивается человек на войне?
В заключение я хочу сказать (Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том), что на войне человек сталкивается с разными испытаниями: страхом, болью, потерей близких, друзей, потерей крова, жаждой, отсутствием необходимых бытовых условий.
- Молодцы! Перед нами почти готовое сочинение -рассуждение.
V. Итог урока.
- Что мы делали на уроке?
- На какой вопрос отвечали?
VI. Рефлексия
- Заполните ваши листы самооценки.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным интересным / неинтересным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен лёгким / трудным |
| |
| |
Домашнее задание. Выставление оценок.
Написать сочинение-рассуждение «С какими испытаниями сталкивается человек на войне?»