12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лушникова Ирина Николаевна82
Работаю в специальной общеобразовательной школе для детей с нарушениями слуха. Общий стаж работы в данной школе 35 лет. Имею высшую квалификационную категорию.
Россия, Иркутская обл., Черемхово
2

Урок русского языка в 11 классе (вариант 1.2) по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении"

ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»






Урок русского языка в 11г классе (вариант 1.2)




Понятие о бессоюзном сложном предложении














Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Лушникова И.Н.












Тема урока: «Понятие о бессоюзном сложном предложении».

Вид урока: изучение новой темы.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: дать понятие о бессоюзном сложном предложении.

Задачи:

Обучающие: показать особенности бессоюзных сложных предложений; закреплять умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных сложных предложениях; формировать умение определять смысловые отношения между частями БСП.

Развивающие: развивать устную и письменную речь; обобщать полученные данные и делать выводы.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник, карточки.

Ход урока

Организационный момент.

1. Приветствие

- Здравствуйте те, кто сегодня весел!

- Здравствуйте те, кто сегодня грустит.

- Здравствуйте те, кто общается с радостью,

- Здравствуйте те, кто сегодня молчит.

- Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу и поздоровайтесь с гостями.

Учитель:

- Предлагаю всем взять эти слова девизом нашего урока:

«УСПЕХ В РАБОТЕ - ЭТО ГОСТЬ, НЕ ЛЮБЯЩИЙ ПОСЕЩАТЬ ЛЕНИВЫХ».

- Как вы их понимаете?

- Надеюсь на ваше трудолюбие и желаю успеха.

2. Проверка слухового восприятия.

- Какое у вас настроение?

- К уроку вы готовы?

- Назовите дежурный звук.

- Какой у нас урок?

- Какой раздел русского языка изучаем? (Синтаксис)


II. Актуализация прежних знаний.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Какие предложения мы изучаем? (Сложные)

- Давайте вспомним и заполним таблицу. (У каждого учащегося лежит таблица)

- Какие существуют типы сложных предложений?

- Назовите союзные сложные предложения.

- Какими союзами соединены между собой части ССП?

- Какими союзами соединены между собой части СПП?

- Назовите основные группы СПП по их значению.

- Сколько вы знаете видов придаточного обстоятельственного? (9)


- Сейчас мы проверим, умеете ли вы определять виды сложных предложений.

- В карточке нужно записать номера ССП и СПП предложений. Но не все предложения можно распределить по карточкам.

1 группа – ССП (указать вид союза) №1, 4 (но –против., и – соед.)

2 группа – СПП (указать вид придаточного) № 2 (прид. места), №5 (прид. времени)


ССП

1) № …

2) № …


СПП

1) № …

2) № …



1. Наступил уже поздний вечер, но на улице было ещё светло.

2. Я приехал туда, где прошла моя юность.

3. Метель не утихала, солнце не прояснялось.

4. Ветер низко гнал серые тучи, и моросил мелкий дождик

5. Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.

Взаимопроверка

III. Сообщение темы и цели урока

- Какое предложение не относится ни к одной группе? (№ 3)

- Это предложение простое или сложное?

- Назовите грамматические основы.

- Как вы думаете, как называется это предложение? (БСП)

- О каких предложениях мы будем сегодня говорить?

- Запишите тему урока «Понятие о бессоюзном сложном предложении»

- Сегодня на уроке мы узнаем об особенностях БСП.

IV. Усвоение новой темы

1. Объяснение нового материала

- Пред вами листочки с утверждениями. Внимательно их прочитайте и в графе ДО поставьте «+», если вы согласны с этим утверждением, и «–», если не согласны.

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ


1. Простые предложения в составе БСП связываются по смыслу и интонации



2. Между предложениями, входящими в состав БСП, может ставиться только запятая или точка с запятой.



4.Смысловые отношения в БСП выражаются менее чётко, чем в ССП и СПП?


- Вы заполнили таблицу, сейчас отложите её в сторонку, мы к ней вернёмся к концу урока и посмотрим, поменялись ли ваши взгляды.

Слово учителя.

- Прочитайте союзные предложения

Союзные предложения

Бессоюзные предложения

1. Прозвенел звонок, и урок начался.

1. Прозвенел звонок, урок начался.

2. Пора надевать шапку, потому что похолодало.

2. Пора надевать шапку: похолодало.

3. Я так сильно устал, так что не мог идти дальше.

3. Я так сильно устал – не мог идти дальше

- Какие средства связи в союзных предложениях? (В союзных предложениях средства связи – это союзы)

- Союзы помогают нам определить, какие смысловые отношения между предложениями. В 1-м предложении – последовательность, во 2-м – причина, в 3-м – следствие. Такие смысловые отношения выражаются чётко.

- Из предложений можно удалить союзы. (см.2 колонку) Какие получились предложения?

- Но в союзных предложениях части связываются не только при помощи союзов и союзных слов, но и при помощи интонации. Если мы убрали союзы, то, что осталось? (интонация)


- Предложения, в таком случае, будут БСП, и части связываться интонацией.

Вывод

В бессоюзных сложных предложениях части связываются при помощи интонации.


- Но если мы будем связывать простые предложения при помощи интонации, у нас может получиться, что-то странное:

Эта песня про любовь, прозвенел звонок.

- Смысла нет.

- Как ещё связаны части БСП?

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого связаны по смыслу и интонации (без союзов и союзных слов).

- В БСП смысловые отношения выражаются менее чётко. Так, например, БСП (Облако пройдёт – озеро опять заблестит) можно по смыслу сблизить и со ССП с союзом и (Облако пройдёт, и озеро опять заблестит), и со СПП с придаточным времени с союзом когда (Когда облако пройдёт, озеро опять заблестит)

Вывод: Смысловые отношения в БСП выражаются менее чётко.

- Какие знаки препинания ставятся между частями БСП? (, ; : – )

- Знаки препинания в БСП отделительные, т.е. они отделяют простые предложения в составе сложного.

[ ] , [ ] – перечисление

и

[ ] ; [ ] – последовательность

и

[ ] : [ ] – причина, пояснение, изъяснение,

дополнение

потому что, так как, а именно, что

[ ] – [ ] – время, условие, противопоставление,

следствие

Когда, если, а, но, да=но,

так что, поэтому



- На следующих уроках мы с вами будем учиться ставить знаки препинания в БСП и определять смысловые отношения.​​​​​​​

V. Закрепление изученного материала.

Союзные предложения переделайте в бессоюзные. Расставьте знаки препинания.

1) Когда я вылез из лодки, на меня набросился огромный медведь.

2) Луна взошла, и светло стало.

3) Я боялся двинуться, потому что собака лежала у самой калитки.

Самопроверка по эталону

1) Я вылез из лодки – на меня набросился огромный медведь.

2) Луна взошла, светло стало.

3) Я боялся двинуться: собака лежала у самой калитки.

VI. Итог урока

- Теперь давайте вернёмся к нашим табличкам и посмотрим на утверждения.

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ


1. Простые предложения в составе БСП связываются по смыслу и интонации



2. Между предложениями, входящими в состав БСП, может ставиться только запятая или точка с запятой.



4.Смысловые отношения в БСП выражаются менее чётко, чем в ССП и СПП?


- Как связываются простые предложения в составе БСП?

- Какие знаки препинания ставятся между предложениями, входящими в состав БСП?

- Как выражаются смысловые отношения в БСП?

V. Рефлексия

- Ребята, оцените свою работу на уроке. Заполните таблички.

На уроке я работала

активно/пассивно

Своей работой на уроке я …

довольна / не довольна

За урок я …

устала/не устала

На уроке мне было

комфортно/ некомфортно

Урок для меня показался

коротким/длинным


VI. Домашнее задание. Выставление оценок.

Учить правило стр.122, упр.252 стр.122








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.