Урок русского языка в 4 классе по теме " 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

2
0
Материал опубликован 11 January

Урок русского языка в 4 классе

Учитель начальных классов Харина В.П.

МБОУ Брасовская средняя общеобразовательная школа имени В.А.Алексютина

УМК : В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 4 класс «Школа России»

Тип урока: изучение нового материала



Тема урока. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

Цели урока: познакомить с новой орфограммой « мягкий знак (ь) на конце глаголов 2 лица единственного числа»;

формировать умение писать мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

совершенствовать каллиграфические навыки, умение распознавать время, лицо, число, спряжение глаголов;

развивать речь, память, мышление, внимание;

воспитывать умение работать в коллективе, навыки здорового образа жизни и правильного питания.



Ход урока:

1.Организационный момент.

-Ребята, хотели бы вы найти клад?

-А что это такое?

-Клад-это богатство, деньги ,золото.

-Правильно. Но есть на земле вещи, которые гораздо дороже золота и денег. Их нельзя потратить, с годами ихстановится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся и преодолеем все трудности на пути.

2.Обобщение знаний о глаголе.

Интересная часть речи в русском языке живет

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит

Все расскажет нам…(глагол)

-Сегодня мы продолжим исследование этой части речи.

-А сейчас вспомним все, что знаем о глаголе.

Глагол- это…

Обозначает…

Отвечает…

Изменяется…

Глаголы настоящего и будущего времени …

Глаголы прошедшего времени…

Лицо и число глагола определяется…

Изменение по лицам и числам называется …

В предложении глагол…

3.Чистописание.

-Прочитайте пословицу:

Тише едешь – дальше будешь.

-Когда так говорят?

-Что общего в словах пословиц?

-Как вы думаете, какие буквы будем писать? Почему?

- Дайте характеристику звуку, который обозначает буква Ш.


4.Определение темы урока и цели.

-Найдите глаголы.Что общего заметили?(едешь, будешь-2-го лица, ед. ч.,на конце ь).

Какой звук мы слышим на конце? Твердый или мягкий?

-Стал ли звук ш мягким, когда написали ь?

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

(Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица ед.ч. после шипящих.)

-Сформулируйте цели урока по опорным словам:

познакомиться с новой …

научиться писать…

5.Открытие нового знания.

-Прочитайте слова: беседуешь, горевать, мебель, сберечь, обидишь, воскресенье, речь, сверкаешь.

-Объясните постановку ь знака в словах.

-Какие слова вызвали затруднение? Почему?

(беседуешь, обидишь, сверкаешь).

-К какой части речи относятся эти слова?

-Определите лицо, число глаголов.

- В какой части слова стоит ь знак?

- После какой согласной?

- Что же пишется на конце в окончаниях этих глаголов?

На доске появляется запись-алгоритм(таблица):

Глагол

2 лицо

Ед. число

В окончаниях после шипящей Ь

Справка: когда-то звук ш в русском языке был мягким и после него в глаголах писали ь знак. Со временем звук ш стал твердым, а мягкий знак остался.

-Как бы вы сформулировали это правило? (В глаголах 2 лица единственного числа после

шипящей в окончаниях пишется мягкий знак).

-А теперь сравните свой вывод с правилом в учебнике на странице

Приведите свои примеры.

-Какую же функцию выполняет ь в этих случаях?(Указывает на глаголы 2-го лица).

6.Физминутка.

Ты встаешь со стула, поворачиваешь голову вправо, влево. Поднимаешь вверх руки, встаешь на носочки и пытаешься дотянуться до потолка, потом медленно опускаешь руки и снова садишься на свое место.

-Какие слова на изучаемое правило встретились?

-Что общего у этих глаголов?

-В чем особенность написания личных окончаний этих глаголов?

7.Первичное закрепление.

Упражнение в учебнике с комментированием.

8.Работа с пословицами в группах. Игра «Собери пословицу».

-Вам нужно собрать пословицы, которые записаны на половинках листов.

-Записать в тетрадь.

-Найти глаголы 2 лица, выделите окончания.

Глаголы вытащишь, поспешишь, насмешишь разберите по составу.

-Коллективная проверка.

Что посеешь, то и пожнешь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Что напишешь пером, не вырубишь топором.

Шила в мешке не утаишь.

Поспешишь, людей насмешишь.

С кем поведешься, от того и наберешься.

-В чем особенность написания окончаний глаголов 2-го лица единственного числа?

9.Зарядка для глаз

10.Творческая работа.

-Верно. Для здоровья очень важно правильное питание.

-Сейчас я предлагаю вам составить рецепт приготовления овсяной каши,используя глаголы 2-го лица, ед. числа.

-Начнем наш рецепт со слов: «Берешь стакан хлопьев…»

-Работа проводится коллективно.

-Таким образом появляется весь рецепт.

-Читаем его.(Берешь стакан хлопьев, заливаешь 3 стаканами горячей воды или молока,

доводишь до кипения и варишь 15-20 минут. Добавляешь соль, сахар, масло по вкусу).

-Назовите глаголы.

-Выделите окончания.

-О чем надо помнить при написании окончаний глаголов 2-го лица ед. числа?

11.Дифференцированная самостоятельная работа.

1 группа возьмет листочки желтого цвета. Прочитайте задания.

-Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

Ты просыпаеш...ся в семь часов утра. Быстро встаеш… с постели и делаеш… зарядку. Потом чистиш… зубы, умываеш…ся. Причесываеш… расческой волосы, надеваеш… форму и завтракаеш… . В восемь часов ты береш… портфель и выходиш… на улицу.

2 группа берет листочки синего цвета.

-Составьте предложения из данных слов, заменяя глаголы 2-го лица множественного числа глаголами 2-го лица единственного числа. Произведите и другие нужные изменения.

Вы,утра, в, просыпаетесь, семь, часов.

Быстро, с, встаете, постели,и, делаете, зарядка.

Чистите, потом, зубы, умываетесь.

Причесываетесь, расческа, волосы, надеваете, форма, и, завтракаете.

В, восемь, вы, часов, берете, портфель, улица, на, выходите,

Проверка работы по эталону.

-Назовите глаголы 2 лица единственного числа.

-Какова особенность написания окончаний этих глаголов?

12. Домашнее задание.

13.Итог урока.

-Какие открытия сделали вы для себя во время урока?

-Какие задания были самыми интересными?

-Какое задание оказалось трудным?

Оценка работ учащихся.

14.Рефлексия.

Наш урок подошел к концу.

Если:

Урок был полезен и все понятно, то поставьте на полях в тетради +;

Лишь кое- что чуть-чуть неясно ?

Придется много потрудиться! !?
























































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации