Урок русского языка на тему «Графика. Алфавит» (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе
на тему: «Графика. Алфавит»
Цель: повторить понятие «алфавит», учить правильно располагать слова по алфавиту.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать тему урока, цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану;
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения)
– слушать и понимать речь других;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в группе.
Предметные результаты:
- повторить название и последовательность букв русского алфавита;
- уметь располагать слова в алфавитном порядке;
– не смешивать понятия «звук» и «буква»;
- знать об истории появления русского алфавита, его назначение;
- знать понятия графика и каллиграфия
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
Оборудование и наглядность: книги разных авторов, карточки с понятиями «Графика», «Каллиграфия», «Алфавит», карточки с названием игрушек (мишка, флаг, звезда, белка, фонарик, дед Мороз, Петрушка, кошка, снежинка, шишка), карточки с фамилиями учащихся, карточки с названиями городов, книги разных авторов, бумажные ключи, замок, елка, орфографический словарь.
ХОД УРОКА
Ι. Организационный момент
Актуализация знаний.
Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Сегодня на уроке мы повторим многое, что изучали ранее на уроках русского языка, познакомимся с новыми терминами. Дам подсказку:
33 родных сестрички,
Писаных красавицы,
На одной живут страничке,
А повсюду славятся.
2) Повторение. Индивидуальные задания.
В городе Русский язык – беда, кто-то закрыл его на замок. Чтобы получить ключи от замка, вам нужно показать свои знания по этому предмету. Каждый из вас должен выполнить задание и получить ключ.
1) Сделать синтаксический разбор предложения.
На уроке мальчики и девочки смастерили красивые игрушки.
Какие члены предложения называются однородными??
2) На елку нужно повесить только те игрушки, в названии которых есть мягкие звуки: мишка, флаг, звезда, белка, фонарик, дед Мороз, Петрушка, кошка, снежинка, шишка. (слова напечатаны на карточках)
Назови пары по мягкости – глухости, какие звуки всегда твердые (ж, ш, ц), какие звуки всегда мягкие (ч, щ, й).
- Каждый из вас получает ключи от замка города русский язык, и мы можем продолжать дальше.
II Определение темы урока
Кроссворд
Для того, чтобы нам узнать тему урока, предлагаю вам отгадать небольшой кроссворд. Он нам и подскажет, о чем мы будет сегодня говорить. Для успешного выполнения задания вам нужно будет вспомнить то, что мы уже знаем о языке.
О |
Р |
Ф |
О |
Г |
Р |
А |
Ф |
И |
Я |
|
|||
|
П |
Р |
А |
В |
И |
Л |
О |
|
|||||
П |
У |
Н |
К |
Т |
У |
А |
Ц |
И |
Я |
|
|||
|
|
|
|
Ф |
О |
Н |
Е |
Т |
И |
К |
А |
||
С |
И |
Н |
Т |
А |
К |
С |
И |
С |
|||||
З |
В |
У |
К |
|
|||||||||
Б |
У |
К |
В |
А |
А |
Л |
Ф |
А |
В |
И |
Т |
Отгадайте слово по вертикали.
1. Наука, которая изучает правила написания слов.
2. Чтобы не ошибиться в написании слова или постановке запятой, мы используем именно его.
3. Наука, которая изучает знаки препинания.
4. Наука, которая изучает звуки речи.
5. Наука, которая изучает словосочетание и предложение.
6. Они могут быть гласными и согласными.
7. Мы их пишем.
2) Из выделенных букв составьте еще одно хорошо знакомое нам слово.
Молодцы! Верно отгадали кроссворд! Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Графика и алфавит». Мы познакомимся с наукой графикой, узнаем, чем занимается каллиграфия, проследим развитие русского алфавита и узнаем, как же связаны буква и звук.
III Физминутка
IV Знакомство с новым материалом
1) Беседа учителя
Как вы думаете, какая речь появилась первой: устная или письменная?
Сначала люди пользовались только устной речью. Потом возникла и широко распространилась письменная речь. В устной речи мы имеем дело со звуками в словах, а в письменной - с буквами, которые обозначаются эти звуки. Буквы бывают печатными и рукописными; большими (заглавными, прописными) и маленькими (строчными).
- Нужно узнать значение слов Графика и Каллиграфия. Известно, что в переводе с греческого – grapo – пишу, kalos – хороший, прекрасный. Подумайте значение новых понятий.
2) Работа с учебником
На страницах 118-119 прочитайте понятия этих терминов.
Графика изучает начертание букв, их виды. Основным понятием в графике служит каллиграфия.
3) Сообщение о каллиграфии .
С появлением письменности на Руси перед людьми встала новая проблема – как писать буквы? Потому еще с X века стали разрабатывать шрифт – начертание букв в едином стиле. Отсюда и пошло искусство каллиграфии – единого начертания букв алфавита.
Первый шрифт назывался Уставом. Он существовал до XIV века. Его отличали строгие стройные линии. Буквы были крупными. Заглавная буква всегда оформлялась особенно ярко – красным и золотым, либо сопровождалась картинкой. Но Устав был неудобным шрифтом, так как требовал слишком больших усилий и в нем слова писались без пробелов.
С XIV века его сменяет Полуустав. Буквы становятся мельче, появляются знаки препинания, упрощается оформление заглавной буквы. Удлиняются «хвостики» у букв «у», «дэ», «рэ».
В XVII веке на смену полууставу пришла Скоропись (от слов «скоро писать»). Буквы по отдельности, как в Уставе или Полууставе, писать неудобно, потому люди стали соединять их разными «завитками». Рисунки рядом с заглавными буквами остались только в церковных книгах. Петр I приказал создать «гражданский шрифт» - единый для всего населения Российской империи. Именно он и стал основой для современного начертания букв.
Каллиграфия – наука о правильном и одинаковом начертании букв.
4) Тренировка в каллиграфии
Написать красиво буквы, в которых есть овал. (о, ю), линия с закруглением (и, й, ш, ш, а), с длинным крючком (д, у)
Зачем нужно красиво писать?
5) Знакомство с историей про алфавит
Но каллиграфия не существовала бы, если не было алфавита. Что такое алфавит? Послушаем рассказ об истории алфавита.
Как известно, славянский алфавит создали святые братья Кирилл и Мефодий. Но мало кто знает, что вначале было два разных алфавита. Более древний из них – глаголица. Буквы в ней больше похожи на забавные крючки, потому на глаголице было очень тяжело писать слова. И тогда Кирилл создал еще один алфавит, который носит его имя – кириллицу. Первоначально в ней было 43 буквы. Но алфавит развивался вместе языком. Буквы то добавлялись, то исчезали из-за своей ненадобности. Крупную реформу алфавита провел Петр I. Последняя реформа русского алфавита состоялась в 1917—1918 г. — в ее результате появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв. Само слово «алфавит» происходит от названия двух первых букв греческого алфавита «альфа» и «вита». Скажите, ребята, а какое русское название соответствует алфавиту? Правильно, азбука!
V Эвристическая беседа
Ребята, а теперь давайте немного поразмышляем. Нам понятно, зачем нужна каллиграфия – чтобы красиво и понятно писать буквы.
- А зачем нужен алфавит?
Алфавит – это расположение букв в определенном порядке.
- Почему важно знать порядок букв?
- Где он может нам пригодиться? (в расположении фамилий в классном журнале, в словарях, фамилии жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотеке и т.д.)
Молодцы!
VI Закрепление
1) Чтение алфавита
- Ребята, вы уже знаете, что такое алфавит, с ним вы знакомились в начальной школе. А кто сможет правильно и без запинки перечислить все его буквы? Как правильно произносятся буквы? Проверим свои знания по учебнику на стр. 119.
Прочитаем хором алфавит.
- Сколько букв в русском языке? 33
- Сколько гласных букв? 10
- Сколько согласных? 21
- Какие две буквы не обозначают звуков? Ь, ъ
2) Тренировочные упражнения
Задание №1. Расположите карточки с фамилиями учеников класса в алфавитном порядке и встаньте по порядку. Так вы записаны в журнале.
Задание №2. Расположите представленные вам города Свердловской области в алфавитном порядке. ( Артёмовский, Асбест, Кировград, Первоуральск, Ревда, Реж, Серов, Тавда)
Задание №3. Помогите Эльзе Аркадьевне. Расставьте книги на библиотечной полке в алфавитном порядке по фамилиям авторов ( книги)
Задание №4 Посмотрите в словаре (учебник стр. 298-299) как расположены словарные слова.
Молодцы!
Задание № 5 Самостоятельная работа. Стр. 121 упр 290. расположить жильцов дома в алфавитном порядке.
Задание № 6 Какие буквы пропущены? Вгд.ёж.ий, оп.ст..хц., шщ.ы. э.., зи.к..но
VII Подведение итогов. Рефлексия
Блиц-опрос
А теперь настало время подвести итоги урока. Сейчас я смогу проверить, насколько внимательны вы были.
1. Назовите науки, с которыми мы сегодня познакомились.
2. Что они изучают – звуки или буквы?
3. Назовите исторические шрифты, с которыми мы познакомились.
4. Кто был автором первого алфавита?
5. Зачем нужен алфавит?
6. Что делать, если несколько слов начинаются на одну букву?
7. . Как связаны буква и звук?
8. Какие звуки может обозначать буква Д? (мягкий, твердый, т,д)
Итак, графика – это наука, которая связана с буквами, а фонетика связана со звуками.
Буква – это письменное изображение звука. Букву мы видим, а звук – слышим. Буква служит нам в письменном общении, а звук – в устном. Алфавит помогает ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
- Где в жизни вам понадобятся знания, полученные на уроке?
33 родных сестрички,
Писаных красавицы,
На одной живут страничке,
А повсюду славятся.
VIII Домашнее задание
1) Выучить алфавит
2) Игра «Шифровальщик»
Прочитайте и запишите зашифрованные слова.
4, 18, 1, 22, 10, 12,1
9, 3, 21, 12, 10
2, 21, 12, 3, 29
22, 16, 15, 6, 20, 10, 12, 1
1, 13, 22, 1, 3, 10, 20
Ответы: графика, звуки, буквы, фонетика, алфавит.
3) стр.120 упр.289
Список использованной литературы
Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др. Русский язык. 5 класс. – М.: «Просвещение», 2007
Использованные материалы и Интернет-ресурсы