Урок русского языка по теме «Текст и его основные признаки» (9 класс)
Урок русского языка в 9 классе
Тема: Текст и его основные признаки
Цель: систематизация и обобщение сведений учащихся о тексте, развитие навыков работы с текстом, подготовка к ОГЭ.
Оборудование: компьютерная презентация, распечатки: таблица (приложение №1), текст Ч. Айтматова, задания к тексту (приложение №2)
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают об основных признаках текста; определяют тему и микротемы текста; определяют тип речи, выполняют задания КИМ ОГЭ, связанные с анализом текста.
Ход урока
I.Организационный этап
II.Актуализация опорных знаний
Демонстрация иллюстраций: изображение страницы с печатным текстом, изображение ткани.
- Как можно назвать то, что вы видите на первой иллюстрации? (написанный текст, напечатанный текст)
- А на второй? (процесс изготовления ткани, ткачество)
- Как называют действие по созданию текста? (написание, составление текста)
2. Анализ цитаты
«Богат, нищ, весел, скорбен буду стих ткати».
А. Д. Кантемир (поэт 18 века)
- Как называет поэт процесс написания текста стихотворения? (ткати)
- Почему стих можно «ткати»?
- Так что же общего между процессом написания текста и процессом создания ткани? ( Писатели XVI-XVII вв., говоря о стихах, употребляли выражения «слагати стихи» и «сплетати (или ткати) стихи» как синонимы)
3. Работа со словарной статьёй этимологического словаря русского языка
Текст
Заимств. в XVIII в. из нем. яз., где Text < лат. textus «словесное единство» < «ткань», производного от texo «тку».
Сообщение темы и цели урока.
- О чём пойдёт речь на уроке?
Тема урока: Текст и его основные признаки.
- Что мы знаем о тексте?
3. Заполнение таблицы. (Если информация вам известна - заполните соответствующие строки таблицы, если нет - поставьте минус)
Термины |
Теоретические сведения |
Текст |
|
Признаки текста |
|
Тема |
|
Микротема |
|
Абзац |
|
Виды грамматической связи предложений в тексте: цепная связь параллельная связь |
|
Средства связи предложений в тексте: Лексические Грамматические Синтаксические |
|
Типы речи |
|
Стили языка |
|
Средства художественной выразительности |
|
4. Просмотр видеолекции (https://m.edsoo.ru/fbaa4cec)
- Просмотрите видеолекцию, заполните недостающие сведения таблицы.
IV. Проверка первичного усвоения
Работа над выявлением признаков текста
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
(1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.
(3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.
(6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их было семь человек. (8)Один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста.
(9)И вдруг мать тихо сказала:
– Смотри, это твой отец...
(10)Почему она так сказала? (11)Зачем? (12)Может быть, случайно или потому, что вспомнила мужа. (13)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.(14)И мальчик поверил. (15)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. (16)Как он гордился своим отцом! (17)И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди. (18)Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало.
(19)А на экране шла война. (20)Появились немецкие танки. (21)Мальчик испугался. (22)«Папа, танки идут, танки!» – кричал он отцу. (23)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. (24)Вот упал один артиллерист, потом другой, третий... (25) И вот остался только отец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках.
– (26)Стой, не пройдёшь! – крикнул отец и бросил гранату.
(27)В этот момент в него начали стрелять, и отец упал.
– (28)Это мой отец! (29)Вы видели? (30)Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
(31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду.
– (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика. (36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.
(37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.
– (38)Пойдём, сынок, пойдём. (39)Это был твой отец, – тихо сказала она и повела его из зала.
(40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44) Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.
(46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.(По Ч.Т. Айтматову*)
* Айтмáтов Чингúз Тореку́лович (1928–2008) – советский киргизский писатель.
Какова тема? О чём (о ком) мы прочитали?
Можем ли мы сказать, что здесь присутствуют тематическое и композиционное единство частей текста? Выделяются ли микротемы? Как они соотносятся с абзацами?
Проследи за средствами связи предложений. Какие лексические средства связи ты здесь заметил? Грамматические? Синтаксические? Можем ли мы сделать вывод о том, что перед нами текст?
2. Подготовка к ОГЭ
Прочитайте текст и выполните задания 6-9
6. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1.Авалбёк хорошо помнил своего отца.
2.Авалбёк смотрел фильм с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли.
3.Авалбёк, глядя на экран, впервые испытал чувство страха за близкого человека.
4.Взрослые и мать объяснили Авалбёку, что в фильме убили не его отца, а просто артиста.
5.Война во время просмотра фильма уже не казалась Авалбёку забавной, ничего весёлого в том, как падали люди, не было.
7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1.Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.
2.И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.
3.– Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
4.Сердце мальчика было наполнено горем.
5.Он был рад, что мать не видит его слез.
8. Лексический анализ.
Замените просторечное слово «голосишь» из предложения 33 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Домашнее задание
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Ресурсы
http://www.infoliolib.info/philol/lihachev/7_4.html
Этимологический словарь русского языка
Цыбулько И. П. ОГЭ 2023 русский язык 9 класс 36 тренировочных вариантов
Яндекс Картинки
Приложение №1
Текст и его основные признаки
Термины |
Теоретические сведения |
Текст |
|
Признаки текста |
|
Тема |
|
Микротема |
|
Абзац |
|
Виды грамматической связи предложений в тексте: цепная связь параллельная связь |
|
Средства связи предложений в тексте: Лексические Грамматические Синтаксические |
|
Типы речи |
|
Стили языка |
|
Средства художественной выразительности |
|
Приложение №2
Подготовка к ОГЭ
Прочитайте текст и выполните задания 6-9
(1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.
(3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.
(6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их было семь человек. (8)Один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста.
(9)И вдруг мать тихо сказала:
– Смотри, это твой отец...
(10)Почему она так сказала? (11)Зачем? (12)Может быть, случайно или потому, что вспомнила мужа. (13)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.(14)И мальчик поверил. (15)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. (16)Как он гордился своим отцом! (17)И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди. (18)Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало.
(19)А на экране шла война. (20)Появились немецкие танки. (21)Мальчик испугался. (22)«Папа, танки идут, танки!» – кричал он отцу. (23)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. (24)Вот упал один артиллерист, потом другой, третий... (25) И вот остался только отец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках.
– (26)Стой, не пройдёшь! – крикнул отец и бросил гранату.
(27)В этот момент в него начали стрелять, и отец упал.
– (28)Это мой отец! (29)Вы видели? (30)Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
(31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду.
– (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика. (36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.
(37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.
– (38)Пойдём, сынок, пойдём. (39)Это был твой отец, – тихо сказала она и повела его из зала.
(40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44) Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.
(46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.(По Ч.Т. Айтматову*)
* Айтмáтов Чингúз Тореку́лович (1928–2008) – советский киргизский писатель.
6. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1.Авалбёк хорошо помнил своего отца.
2.Авалбёк смотрел фильм с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли.
3.Авалбёк, глядя на экран, впервые испытал чувство страха за близкого человека.
4.Взрослые и мать объяснили Авалбёку, что в фильме убили не его отца, а просто артиста.
5.Война во время просмотра фильма уже не казалась Авалбёку забавной, ничего весёлого в том, как падали люди, не было.
7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1.Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.
2.И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.
3.– Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
4.Сердце мальчика было наполнено горем.
5.Он был рад, что мать не видит его слез.
8. Лексический анализ.
Замените просторечное слово «голосишь» из предложения 33 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Селиванова Галина Геннадьевна