Урок -сказка по математике "Гуси-лебеди" (1 класс)
Урок-сказка по математике «Гуси-лебеди» (1 класс)
Тема. Решение примеров и задач. Повторение.
Цель: повторить и закрепить действия табличного сложения и вычитания в пределах 10; усовершенствовать умение решать задачи и примеры, сравнивать числа; формировать вычислительные навыки; развивать мышление, память, речь обучающегося; воспитывать интерес к предмету, чувство взаимопомощи, любовь к сказкам.
Оборудование: рисунок дерева, касса цифр, мультимедийная презентация с иллюстрациями к сказке «Гуси-лебеди»
ХОД УРОКА
І. Организационный момент.
ІІ. Сообщение темы урока
- Сегодня мы отправляемся в волшебный мир русской народной сказки. Закройте глаза, произнесите волшебные слова:
Сказка, сказка, появись!
Сказка, сказка, покажись!
Дети произносят слова с закрытыми глазами, на экране появляется иллюстрация к сказке.
- Ну, конечно, вы догадались! Это сказка «Гуси-лебеди». Но сказка не простая, а математическая.
- Дети, о ком эта сказка? О ком речь? У кого девочка просила помощи? ( У Печки, Яблони, Речки)
- Прежде чем помочь девочке, её просили исполнить желание. Но девочка боится, что не справится с ним самостоятельно, поэтому просит вас помощи.
- Поможем девочке? (Да!)
- Тогда отправимся в путь вместе. Во время путешествия с героями этой сказки мы повторим случаи табличного сложения и вычитания. Но сначала нужно немножко подготовиться.
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
Устный счёт. Работа с кассой цифр
Найди сумму чисел 4 и 5. (9)
На сколько 6 больше 4? (на 2)
К 3 добавить столько же. (6)
Увеличить 2 на 3. (5)
Первое слагаемое2, второе слагаемое 5. Чему равна сумма? (7)
Уменьшаемое 8, вычитаемое 2. Чему равна разность? (6)
- Молодцы, теперь мы готовы отправиться в путь!
- Начала искать девочка братика. Бежала, бежала – видит: стоит Печь (на экране Печь).
- Печка, Печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?
- Выполни задание мои – скажу!
IV. Повторение и закрепление изученного материала.
Решение задач
- Перед вами рисунок, а задание составьте сами.
Задача
На одной тарелке 3 пирожка, на второй – 4. Сколько всего пирожков?
- О чем идет речь в задаче? (о пирожках)
- Повторите условие задачи.
- Что означает число 3 в этой задаче? (количество пирожков на одной тарелке)
- Что означает число 4 в этой задаче? (количество пирожков на второй тарелке)
- Повторите вопрос задачи.
- В ответе мы получим большее число или меньшее? (большее, потому что количество всех пирожков увеличится, чем на одной и на второй тарелке отдельно)
- Какое действие выполним, чтобы решить задачу? (сложение)
- Каким будет решение задачи? (3+4=7)
- Как ответить на вопрос задания? (7 пирожков всего)
Физкультминутка
- Выполните задание, которое предлагает Печка.
Задача
Печь испекла 6 пирожков с капустой, а с яблоками – на 2 пирожка меньше. Сколько пирожков испекла печь с яблоками?
- Повторите условие задачи.
- Повторите вопрос задания.
- Что означает в задаче число 6? (количество пирожков с капустой)
- Что известно в задаче о количестве пирожков с яблоками? (неизвестно, на 2 меньше)
- Значит, пирожков с яблоками меньше? Почему? (потому что, столько же, но без двух)
- О чем спрашивается в задаче? (сколько пирожков с яблоками)
- Можем ли мы ответить на вопрос задачи? (можем)
- Какое действие надо выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи? (действие вычитание)
- Почему? (в задаче известно, сколько было пирожков с капустой, а с яблоками столько же, но без 2)
- Составьте пример, который является решением этой задачи. (6 – 2 = 4)
- Запишите решение задания в тетрадь.
- Молодцы, дети! Все задания Печки выполнены. Показала Печка девочке дорогу.
- Бежит девочка дальше. На пути у нее стала Яблонька с румяными яблочками (на экране Яблоня)
- Яблонька, яблонька, куда Гуси-лебеди полетели?
- Выполни мои задания – скажу!
2. Решение примеров.
На доске – дерево-яблоня (на яблочках записаны примеры, на листочках – ответы).
- Решите примеры правильно и соедините листочек с яблочком.
8 – 6 9 – 4 10 – 5
7 + 2 5 + 3 8 + 1
Один ученик выполняет задание у доски, остальные работают на карточках.
Проверка.
Физкультминутка
- Дети, несколько яблочек упало, и на них – тоже примеры, которые вы должны решить.
8 – 5 + 6 9 – 2 + 1 7 + 3 – 8
Коллективное решение выражений с комментированием и записью в тетради.
- Молодцы, дети! Все задания Яблоньки выполнены. Показала Яблонька девочке дорогу.
- Бежит девочка дальше. Видит: течет молочная Речка с кисельными берегами (изображение Речки)
- Речка молочная. Куда гуси-лебеди полетели?
- А вот как только выполнишь моё задание – скажу!
- Решите неравенства (на экране – таблица с неравенствами)
5 + 2 ….5 + 3 9 + 3…….8 + 2
Дети записуют неравенства в тетрадь.
- Молодцы, с заданием Речки мы справились! Показала Речка дорогу девочке.
- Бежит девочка дальше лесами, полями. Вдруг видит: стоит избушка на курьих ножках (иллюстрации избушки). Именно там ее братик.
- Баба Яга, отпусти моего братца!
- Баба Яга согласилась отпустить братика, если вы выполните её задание.
3. Геометрический материал.
- Начертите отрезок 4 см.
- Начертите отрезок, который на 2 см длиннее чем первый.
Какой длины отрезок начертите? (4+2=6)
V. Итог урока
- Итак, дети, мы спасли братца!
Девочка с братиком вернулись домой. Там их ждали отец с матерью, они принесли детям гостинцы. В сказках всегда побеждает добро.
-Вспомните, что мы сегодня повторили? (табличное сложение и вычитание в пределах 10. Решение примеров и задач).
- Я благодарю вас за урок. Девочка приготовила для вас подарки. Она дарит вам рисунки. Разукрасьте их и оставьте на память о нашем уроке.