Урок-игра «Международный день родного языка»
УРОК-ИГРА (ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ)
«Международный день родного языка»
Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днем родного языка, формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре, воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят.
Подготовительная работа: ребята распределились на 3 команды (7-10 человек), подготовить название команд, связанные с русским языком. Остальные – в качестве зрителей.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Приветственное слово учителя
Сегодня мы поговорим о языке как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году.
В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека и каждый представляет живое наследие, которое нам следует оберегать.
Но так как нашим родным языком является русский язык, то и говорить сегодня мы будем именно о нем.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…
Он – язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.
В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален. В России государственным является один язык – русский.
Сократ считал, что человек — творец самого себя. Представления о Сократе, как о синониме мудрости, мужества мысли сохранились до нашего времени. Рассказывают, что, когда к Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!».
Даже владея мастерством ораторского искусства, не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому надо учиться — учиться упорно и терпеливо. Писатель Толстой отмечал, что обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
«Представление команд»
Название,девиз.
Конкурс «Собери пословицу»
Значение языка, речи, слова отмечают русские пословицы и поговорки:
От доброго слова язык не усохнет;
Каков разум, таковы и речи;
Ветер горы разрушает, слово народы поднимает;
Ваша задача – правильно собрать перепутанные части пословиц.
Говорит красно, да слушать тошно.
Говорить, так договаривать; а не договаривать, так и не говорить.
Живое слово дороже мертвой буквы.
Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.
Красно поле пшеном, а беседа умом.
Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
На словах, что на гуслях, а на деле, что на балалайке.
Поменьше говори, побольше услышишь.
Не спеши языком, торопись делом.
Что написано пером, того не вырубишь топором.
Конкурс «Узнай писателя/поэта по портрету»
На слайдах представлены портреты и фотографии разных писателей и поэтов. Попробуйте их узнать.
Пушкин, Чехов, Лермонтов, Жуковский, Ломоносов, Толстой, Гоголь, Некрасов, Фет, Грин, Платонов, Пришвин, Тютчев, Есенин.
Конкурс «Блиц-опрос»
Сейчас я буду задавать вопросы, связанные с языком (не обязательно русским) и литературой. За каждый ответ 1 балл
Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)
Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)
Сколько падежей в русском языке? (6)
На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?) Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля).
Сколько спряжений у глагола? (2)
Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)
Что, по мнению Достоевского, спасет мир? (красота)
Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком).
В какой сказке девочку уводят в лес, а возвращается она богатой невестой? («Морозко»)
Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)
Кто напечатал 1-ю книгу на Руси ? (И. Федоров)
Кто изобрел русский алфавит? (Кирилл, Мефодий)
Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)
Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» ( да ест)
Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)
Назовите три рода литературы? (эпос, лирика, драма)
Как называется особый материал для письма, который изготавливали из тростника в древнем Египте? (папирус)
Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли )
Кто автор произведения «Дети подземелья», «Слепой музыкант»? (Короленко)
Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»? («Мойдодыр» Чуковский )
Что означает устаревшее слово «цирюльник»? (парикмахер)
Какой литературный прием использован Пушкиным в строках «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя»?( сравнение)
Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? ( ни одного не поймаешь)
Печь – это глагол или существительное? (и то и другое)
От какого суффикса зависит написание корней – мир - - мер-, -тир- -тер-, -бир- -бер-? (-â-)
Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)
Сколько –н- пишется в слове серебряный? ( одно)
Закончите пословицу: «терпение и труд … ? ( все перетрут)
К какому роду относятся слова: пальто, бюро, лото? (средний род)
Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)
Конкурс «Фразеологизмы»
Сейчас поочередно я буду предлагать каждой команде фразеологизм, ваша задача – его объяснить. За каждый фразеологизм 1 балл
1.в час по чайной ложке (мало)
2.кривить душой (лгать)
3.себе на уме (хитрить)
4.кожа да кости( худой)
5.раз, два и обчелся (мало)
6. вставлять палки в колеса (мешать)
7.заячья душа (трус)
8.в двух словах ( коротко)
9.куры не клюют (много)
10.зарубить на носу (запомнить)
11.ушки на макушке (внимательно)
12.язык проглотить (молчать)
13.повесить голову (печалиться)
14. клевать носом (дремать)
15.рукой подать (близко)
16.во все лопатки (быстро)
17.мастер на все руки (умелец)
18. витать в облаках (мечтать)
19. водить за нос (обманывать)
20. играть первую скрипку(быть главным)
21. идти в ногу (действовать согласованно)
22. стреляный воробей(опытный чел.)
23. бросать слова на ветер( говорить зря)
24. делать из мухи слона(преувеличивать)
25. говорить сквозь зубы (неохотно)
Конкурс «Игра на внимание»
Если я называю имя существительное в ед. ч., вы хлопаете в ладоши, если во мн.ч. – поднимаете руки вверх. За каждый правильный ответ 1 балл.
Тетрадь, карандаши, ведро, дети, пальто, человек, тигры, слова, кенгуру, мука, молоко, сани.
Заповеди речевого этикета.
1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.
2. Помни, что вежливость- основа речевого поведения.
3. Уважай собеседника, не перебивай его.
4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться
5. Говори просто, четко, понятно.
6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.
7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.
Заключительная часть
Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие».
Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих государственных свершений.
Жюри подводит итоги. Объявляет победителя.
Сегодня, у нас с вами состоялась очень важная встреча. Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту родного языка. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом. Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина.