Материал на проверке

Урок-игра по математике на тему «Числовые и буквенные выражения» (5 класс)

2
0
Участник педагогического конкурса ‒ Конкурс на лучший урок-игру по математике
Материал опубликован 25 September 2015

Урок – сказка : «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Выполнила: учитель первой категории

 Нос Людмила Николаевна

(по уч.Г.К.Муравин)

 

Повторно-обобщающий урок по  теме:

«Числовые и буквенные выражения»(5 класс)

 

Цели урока:

¾    обобщить и систематизировать  знания по теме: «числовые и буквенные выражения»,

¾    продолжить формировать вычислительные навыки и умения по сложению, вычитанию, умножению и делению чисел, а также по нахождению площадей  и объемов фигур,

¾    способствовать формированию умения обобщать, анализировать, делать выводы,

¾    развивать память , логическое и аналитическое мышление учащихся в ходе устной и письменной работы,

¾    способствовать сплочению классного коллектива, формированию навыков коллективной работы.

¾    развивать память, любознательность .

¾    воспитывать интерес к математики.

 

Оборудование:

¾    Карточки с заданиями,

¾    сигнальные карточки,

¾    мультимедийная доска,

¾    жетоны;

¾    учебник по математики 5 класс Муравин Г.К.

 

 

Список используемой литературы:

¾    учебник математика 5 класс Муравин Г.К.

¾    методические рекомендации к учебнику Муравина Г.К.

¾    рабочая тетрадь к учебнику Муравина Г.К.

 

Ход урока:

              I.     Оргмомент: Здравствуйте (учащиеся здороваются). Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуем их. (Учащиеся поворачиваются и здороваются), садитесь.

 

…Тема сегодняшнего урока числовые и буквенные выражения (слайд 1), мы с вами повторим и закрепим все то что изучили на предыдущих урока (слайд №2),а также проверим качество знаний в ходе устной и письменной работы. Но  урок будит необычный, а я вас познакомлю с математической версией некоторой сказки. А вот какой сказка мы с вами должны вместе узнать.

Название сказки находится в конверте (слайд 3) , но кто вскроет этот конверт? Кто больше вех получит жетонов, которые я буду давать за каждый правильный ответ, тот и раскроет нам тайну конверта. Итак, проверим наш багаж знаний,  внимательно слушаем вопросы:

  II.          Актуализация знаний:

- Что называется числовым выражением? (выражение составленное из чисел, знаков, скобок) Пример.

- что наз. значение числового выражения? (число которое получают в результате вычислений)

-рассказать правило выполнения порядка действий.

-назовите формулу вычисления площади прямоугольника? Площади квадрата?

- 52 как наз. число 5, как наз. число 2? П-р: …..

-какие пространственные фигуры н. геом. телами? (фигуры представляющие собой часть пространства, ограниченную некоторой плоскостью)

-п-р? Шар, пирамида, параллелепипед

-как наз. поверхность  шар? Сфера

-какая ф. наз.  пирамидой?  многогранник, основанием которого служит многоугольник, а все боковые грани –треугольники, имеющие общую вершину.

--так что же представляют собой грани пирамиды? Треугольники

-а что такое ребра фигуры? стороны граней

 - а вершины? Вершинами гарней

-что н. кубом? Прямоугольный параллелепипед все грани которого являются квадратами.

- назовите формулу нахождения объема прямоугольного параллелепипеда?

Итак, у кого больше 5 жетонов?

Молодцы, право открыть конверт предоставляется ……..Итак, сказка «Золотой ключик , или приключения Буратина» (слайд 4)

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Пусть герои сказок

Дарят вам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

Надеюсь, вы поможете Буратино выпутаться из тех трудных ситуаций, в которые он постоянно попадает .

А пока откройте тетради запишите сегодняшнее, число классная работа. Ручки можно отложить. А работать мы будим в группах, 1ряд – 1 группа, 2 ряд – вторая, 3 ряд –третья.

        III.          Практическая часть урока:

Итак, коморка папы Карло….(слайд 5 ) (На слайде холст с изображением очага, перед ним сидят Буратино и сверчок).

Сверчок поведал Буратино о том, что в каморке кроется какая-то тайна, и чтобы ее узнать, надо правильно ответить на вопросы ,которые записаны на холсте. Буратино мальчик шустрый , но деревянный , поэтому ему нужна ваша помощь.

Задание №1:   (слайд 5 )

1-      сравнить: а) ….и… (>),   б) 32.. и 31.. (>).

2-      Вычислить: а) 69*27+31 (1894), б) 202*27-102 (5352)

3-      Вставьте пропущенное число: а) 1га =…а (100а), б) 4000000 м2 =…км2 (4)

Учитель: задания выполняем по рядам. Первое задание «сравнить» 1 ряд, второе задание «вычислить »  2 ряд, третье задание «вставить пропущенное число » 3 ряд .  От каждой команды один встает и объясняет ход решения. (Проверка на слайде).

(2 задание: в разряде сотен число 2 значит первое число больше второго

3 задание: в 1 гектаре (га) 100 ар (а) значит умножаем на 100, в 1 км2=1000 000 м2 значит делим на 1000 000)

Выполнено первое задание.  Вам открывается тайна – за холстом есть потайная дверь.(слайд 6) Давайте поднимемся к ней по ступенькам.(слайд 7) 34*28=952; 952+3048=4000;  4000-3279=721; 721/7=103

А ступеньки не простые, каждая команда получает задание, вы в парах должны посчитать первое действие и передать дальше другим, но прежде чем начать выполнять свое задание убедитесь что предыдущее выполнено правильно. Чья команда первой правильно выполнит задание, та получает жетон. Проверяем (слайд 8)

А что за этой дверью? Ее можно открыть только золотым ключиком, который храниться у старой черепахи Тортилы. Узнав об этом, Буратино решил утром отправиться на поиски ключика.

        IV.              Физзарядка:

  Буратино встал утром пораньше и решил сделать зарядку перед дальней дорогой, пожалуй мы тоже поможем ему.(Физзарядка) (слайд 9)

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

 Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Итак, Буратино отправился в путь . Дорога предстояла трудная и далекая. На окраине города внимание Буратино привлекла харчевня «Три пескаря».(Слайд 10) Проголодавшись Буратино решил подкрепиться. Войдя в харчевню, кого он увидел ? (Карабаса Барабаса, лису Алису и кота Базилио). У Буратино совсем не было денег, тогда коварный и злой Карабас Барабас предложил ему пойти на сделку. Если Буратино правильно решит следующие задания , то он его покормит.

      V.               Самостоятельная работа: чья команда первой выполнит оба задании и правильно объяснит ход решения. Получает жетон.

 

а)  566+39•(1111-988)=5363 (566+39*123=566+4797=5363)

б) (2578 + 102 • 27) ÷124 (слайд) (107*27=2754+2578=5332/124) (43)

Сначала, какой порядок действий? Ответ? Сверили.

 

Все обошлось как нельзя лучше. Сытый Буратино продолжил путь. За городом Буратино увидел красивую лужайку и посреди нее – маленький домик. (слайд 11)В нем жила Мальвина  рассказала Буратино о том, что за ее домиком три дороги  вдоль каждой дороги написаны задания. Нужно выполнить их и  появится путь ведущий к черепахи Тортилы .

Поможем Буратино справиться с этим трудным заданием.

 

 VI.               Работа по учебнику.

 Все участники выполняют задание в тетрадях, а на доске трое по одному из каждой команды, сразу.  После того как все решать, учащиеся у доски объясняют решение.

1.     № 249 (1)  решение: 489 * 320=156480 кг

2.     №255 (а) решение: S1=15. S2=4. S=S1+S2=15+4=19.

3.     №283 (2,3) решение: 2)(2+5)3=73=343,  3) 23+53=8+125=133

4.     Теперь каждый решавший объясняет ход решения.

 

К  вел ответ 133, Буратино пошел по направлению стрелки.

Но на дороге нам встретился …. И попросил на ему помочь решить задание которое ему дал Карабас Барабас.

Задание выполняем в парах(слайд12) Какая фигура изображена ? необходимо записать вершины, ребра и грани пирамиды. Чья пара первой выполнит задание поднимает руку.

Проверяем (слайд 13)

Запишите

параллелепипеда

а)вершины

 

 A,B,C,D,K,N,M,L

б)ребра

 

 AB,AD,AK,DC,DN,KN,KL,LM,MN,BC,CM,BL

в)грани

 

 ABCD,ABKL,AKNDKNML,CDMN, BLMC

 

Очередное препятствие преодолено и вот мы вмести и Буратино вышли к пруду где живет Тортила.

Оказывается, Тортила отдала золотой ключик Буратино не просто, как рассказал Алексей Толстой, а совсем иначе.

Задание № : (слайд 14)

Так где ж лежит золотой ключик ?

Ответ: зеленая (Учащиеся должны обязательно объяснить ход решения)

Вернемся к закрытой двери, (слайд 15) давайте откроем эту дверь и посмотрим, что же за ней?

Преодолев так много испытаний

Вы оказались у дверей в мире Знаний.

«Входите в нее!» - говорю я всем

Учащиеся лицея №7

VII.              Домашняя работа: (слайд 16)

Итак, давайте подсчитаем, с каким наибольшем итогом мы пришли к концу сказки?

Молодцы! Вы меня сегодня не подвели и прекрасно поработали, по тардиции давайте оценим наши результаты. У кого 6 и более жетонов – встаньте, вы получаете оценку «5», у кого 4 -5- встаньте, вы получаете «4», ну а остальные , я надеюсь, дома еще позанимаются и на следующий урок поработают лучше.

VIII.              Итог урока:

Еще давайте оценим учащихся решавшие задания у доски.

            Итак, а сейчас давайте подведем итог сегодняшнего урока:

¾    Что на уроке повторили?

¾    Какие формулы вспомнили?

 

 

Встали, урок окончен, но прежде чем выйти с кабинета, оцените сегодняшний урок. Напоминаю оранжевая – понравился, сиреневая – не понравился. (Звучит музыка)

Комментарии

Поздравляем победителей и участников с завершением конкурса! Благодарим команду жюри за проделанную работу. ПРИЗЫ ПОЛУЧАЮТ: Янакова Ольга Александровна – Лэпбук «Цветная геометрия» Тихомирова Екатерина Витальевна – Логопедический лэпбук «Рыцарские истории» Дисквалифицированные участники и члены жюри: Надежда Янкова (причина: конкурсная работа не соответствует регламенту) Чистякова Дарья Владимировна (причина: конкурсная работа не соответствует регламенту) В личных кабинетах участников автоматически сформированы наградные документы, которые можно скачать бесплатно. В ближайшее время мы свяжемся с призерами для уточнения данных. С уважением, администрация.

8 October 2018