Урок-игра по математике на тему «Числовые и буквенные выражения» (5 класс)
Урок – сказка : «Золотой ключик, или приключения Буратино»
Выполнила: учитель первой категории
Нос Людмила Николаевна
(по уч.Г.К.Муравин)
Повторно-обобщающий урок по теме:
«Числовые и буквенные выражения»(5 класс)
Цели урока:
¾ обобщить и систематизировать знания по теме: «числовые и буквенные выражения»,
¾ продолжить формировать вычислительные навыки и умения по сложению, вычитанию, умножению и делению чисел, а также по нахождению площадей и объемов фигур,
¾ способствовать формированию умения обобщать, анализировать, делать выводы,
¾ развивать память , логическое и аналитическое мышление учащихся в ходе устной и письменной работы,
¾ способствовать сплочению классного коллектива, формированию навыков коллективной работы.
¾ развивать память, любознательность .
¾ воспитывать интерес к математики.
Оборудование:
¾ Карточки с заданиями,
¾ сигнальные карточки,
¾ мультимедийная доска,
¾ жетоны;
¾ учебник по математики 5 класс Муравин Г.К.
Список используемой литературы:
¾ учебник математика 5 класс Муравин Г.К.
¾ методические рекомендации к учебнику Муравина Г.К.
¾ рабочая тетрадь к учебнику Муравина Г.К.
Ход урока:
I. Оргмомент: Здравствуйте (учащиеся здороваются). Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуем их. (Учащиеся поворачиваются и здороваются), садитесь.
…Тема сегодняшнего урока числовые и буквенные выражения (слайд 1), мы с вами повторим и закрепим все то что изучили на предыдущих урока (слайд №2),а также проверим качество знаний в ходе устной и письменной работы. Но урок будит необычный, а я вас познакомлю с математической версией некоторой сказки. А вот какой сказка мы с вами должны вместе узнать.
Название сказки находится в конверте (слайд 3) , но кто вскроет этот конверт? Кто больше вех получит жетонов, которые я буду давать за каждый правильный ответ, тот и раскроет нам тайну конверта. Итак, проверим наш багаж знаний, внимательно слушаем вопросы:
II. Актуализация знаний:
- Что называется числовым выражением? (выражение составленное из чисел, знаков, скобок) Пример.
- что наз. значение числового выражения? (число которое получают в результате вычислений)
-рассказать правило выполнения порядка действий.
-назовите формулу вычисления площади прямоугольника? Площади квадрата?
- 52 как наз. число 5, как наз. число 2? П-р: …..
-какие пространственные фигуры н. геом. телами? (фигуры представляющие собой часть пространства, ограниченную некоторой плоскостью)
-п-р? Шар, пирамида, параллелепипед
-как наз. поверхность шар? Сфера
-какая ф. наз. пирамидой? многогранник, основанием которого служит многоугольник, а все боковые грани –треугольники, имеющие общую вершину.
--так что же представляют собой грани пирамиды? Треугольники
-а что такое ребра фигуры? стороны граней
- а вершины? Вершинами гарней
-что н. кубом? Прямоугольный параллелепипед все грани которого являются квадратами.
- назовите формулу нахождения объема прямоугольного параллелепипеда?
Итак, у кого больше 5 жетонов?
Молодцы, право открыть конверт предоставляется ……..Итак, сказка «Золотой ключик , или приключения Буратина» (слайд 4)
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Пусть герои сказок
Дарят вам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Надеюсь, вы поможете Буратино выпутаться из тех трудных ситуаций, в которые он постоянно попадает .
А пока откройте тетради запишите сегодняшнее, число классная работа. Ручки можно отложить. А работать мы будим в группах, 1ряд – 1 группа, 2 ряд – вторая, 3 ряд –третья.
III. Практическая часть урока:
Итак, коморка папы Карло….(слайд 5 ) (На слайде холст с изображением очага, перед ним сидят Буратино и сверчок).
Сверчок поведал Буратино о том, что в каморке кроется какая-то тайна, и чтобы ее узнать, надо правильно ответить на вопросы ,которые записаны на холсте. Буратино мальчик шустрый , но деревянный , поэтому ему нужна ваша помощь.
Задание №1: (слайд 5 )
1- сравнить: а) ….и… (>), б) 32.. и 31.. (>).
2- Вычислить: а) 69*27+31 (1894), б) 202*27-102 (5352)
3- Вставьте пропущенное число: а) 1га =…а (100а), б) 4000000 м2 =…км2 (4)
Учитель: задания выполняем по рядам. Первое задание «сравнить» 1 ряд, второе задание «вычислить » 2 ряд, третье задание «вставить пропущенное число » 3 ряд . От каждой команды один встает и объясняет ход решения. (Проверка на слайде).
(2 задание: в разряде сотен число 2 значит первое число больше второго
3 задание: в 1 гектаре (га) 100 ар (а) значит умножаем на 100, в 1 км2=1000 000 м2 значит делим на 1000 000)
Выполнено первое задание. Вам открывается тайна – за холстом есть потайная дверь.(слайд 6) Давайте поднимемся к ней по ступенькам.(слайд 7) 34*28=952; 952+3048=4000; 4000-3279=721; 721/7=103
А ступеньки не простые, каждая команда получает задание, вы в парах должны посчитать первое действие и передать дальше другим, но прежде чем начать выполнять свое задание убедитесь что предыдущее выполнено правильно. Чья команда первой правильно выполнит задание, та получает жетон. Проверяем (слайд 8)
А что за этой дверью? Ее можно открыть только золотым ключиком, который храниться у старой черепахи Тортилы. Узнав об этом, Буратино решил утром отправиться на поиски ключика.
IV. Физзарядка:
Буратино встал утром пораньше и решил сделать зарядку перед дальней дорогой, пожалуй мы тоже поможем ему.(Физзарядка) (слайд 9)
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Итак, Буратино отправился в путь . Дорога предстояла трудная и далекая. На окраине города внимание Буратино привлекла харчевня «Три пескаря».(Слайд 10) Проголодавшись Буратино решил подкрепиться. Войдя в харчевню, кого он увидел ? (Карабаса Барабаса, лису Алису и кота Базилио). У Буратино совсем не было денег, тогда коварный и злой Карабас Барабас предложил ему пойти на сделку. Если Буратино правильно решит следующие задания , то он его покормит.
V. Самостоятельная работа: чья команда первой выполнит оба задании и правильно объяснит ход решения. Получает жетон.
а) 566+39•(1111-988)=5363 (566+39*123=566+4797=5363)
б) (2578 + 102 • 27) ÷124 (слайд) (107*27=2754+2578=5332/124) (43)
Сначала, какой порядок действий? Ответ? Сверили.
Все обошлось как нельзя лучше. Сытый Буратино продолжил путь. За городом Буратино увидел красивую лужайку и посреди нее – маленький домик. (слайд 11)В нем жила Мальвина рассказала Буратино о том, что за ее домиком три дороги вдоль каждой дороги написаны задания. Нужно выполнить их и появится путь ведущий к черепахи Тортилы .
Поможем Буратино справиться с этим трудным заданием.
VI. Работа по учебнику.
Все участники выполняют задание в тетрадях, а на доске трое по одному из каждой команды, сразу. После того как все решать, учащиеся у доски объясняют решение.
1. № 249 (1) решение: 489 * 320=156480 кг
2. №255 (а) решение: S1=15. S2=4. S=S1+S2=15+4=19.
3. №283 (2,3) решение: 2)(2+5)3=73=343, 3) 23+53=8+125=133
4. Теперь каждый решавший объясняет ход решения.
К вел ответ 133, Буратино пошел по направлению стрелки.
Но на дороге нам встретился …. И попросил на ему помочь решить задание которое ему дал Карабас Барабас.
Задание выполняем в парах(слайд12) Какая фигура изображена ? необходимо записать вершины, ребра и грани пирамиды. Чья пара первой выполнит задание поднимает руку.
Проверяем (слайд 13)
Запишите
параллелепипеда
а)вершины
A,B,C,D,K,N,M,L
б)ребра
AB,AD,AK,DC,DN,KN,KL,LM,MN,BC,CM,BL
в)грани
ABCD,ABKL,AKNDKNML,CDMN, BLMC
Очередное препятствие преодолено и вот мы вмести и Буратино вышли к пруду где живет Тортила.
Оказывается, Тортила отдала золотой ключик Буратино не просто, как рассказал Алексей Толстой, а совсем иначе.
Задание № : (слайд 14)
Так где ж лежит золотой ключик ?
Ответ: зеленая (Учащиеся должны обязательно объяснить ход решения)
Вернемся к закрытой двери, (слайд 15) давайте откроем эту дверь и посмотрим, что же за ней?
Преодолев так много испытаний
Вы оказались у дверей в мире Знаний.
«Входите в нее!» - говорю я всем
Учащиеся лицея №7
VII. Домашняя работа: (слайд 16)
Итак, давайте подсчитаем, с каким наибольшем итогом мы пришли к концу сказки?
Молодцы! Вы меня сегодня не подвели и прекрасно поработали, по тардиции давайте оценим наши результаты. У кого 6 и более жетонов – встаньте, вы получаете оценку «5», у кого 4 -5- встаньте, вы получаете «4», ну а остальные , я надеюсь, дома еще позанимаются и на следующий урок поработают лучше.
VIII. Итог урока:
Еще давайте оценим учащихся решавшие задания у доски.
Итак, а сейчас давайте подведем итог сегодняшнего урока:
¾ Что на уроке повторили?
¾ Какие формулы вспомнили?
Встали, урок окончен, но прежде чем выйти с кабинета, оцените сегодняшний урок. Напоминаю оранжевая – понравился, сиреневая – не понравился. (Звучит музыка)
Администрация сайта «УРОК.РФ»