Урок-лабораторная работа по физике «Реостаты. Регулирование силы тока реостатом»
Оборудование: демонстрационные реостаты, источник питания, реохорд, ползунковый реостат, амперметр, ключ, лампочка, соединительные провода, проектор, компьютер.
1. Организационный момент:
Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку.
Вступительное слово учителя: Cегодня на уроке мы продолжаем изучение темы: «Электрический ток » и поговорим о том, как можно изменить параметры электрического тока в цепи.
Запишите тему урока (на интерактивной доске записана тема и число) (слайд 1)
2. Проверка знаний обучающихся
Сначала я попрошу вас ответить на следующие вопросы (на интерактивной доске отображены вопросы): (слайд 3)
1. Назовите основные характеристики электрического тока?
2. Какой закон связывает основные характеристики тока?
Используя закон Ома для участка цепи, решим задачу. (слайд 4)
Задача.
Напряжение на зажимах электрического утюга 220 В, сопротивление нагревательного элемента утюга 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе?
Дано: Решение:
U = 220 В I = U/R
R = 50 Ом I = 220/50 I = 4.4 A
I – ?
Ответ: 4,4 А
Здесь будет файл: /data/edu/files/y1443538313.doc (Методическая разработка урока )
Построить график зависимости силы тока от напряжения.
Один ученик работает за компьютером, используя диск «Уроки физики» («Кирилл и Мефодий»), другой на доске, остальные в это время работают в своих тетрадях. По данным для силы тока и напряжения строится график. На графике по горизонтальной оси отложено напряжение в вольтах, а по вертикальной – сила тока в амперах.
Вопрос классу: Как зависит сила тока от напряжения? Как можно изменить напряжение?
Обучающиеся отвечают на данный вопрос.
А ещё от чего зависит сила тока?
От сопротивления
Как можно изменить сопротивление проводника?
Обучающиеся приводят разные ответы. Выбирается ответ, связанный с длиной проводника.
Обратимся к опыту. ( Проводится опыт по изменению силы тока в зависимости от длины проводника).
Включив реохорд в цепь источника электрического тока через контакты А и С и передвигая подвижный контакт, можно уменьшать или увеличивать длину включенного в цепь участка АС (опыт по рисунку 75 учебника). При этом с изменением длины будет меняться и сопротивление цепи, а, следовательно, и сила тока в ней, это покажет амперметр. (заменить проволоку реохордом)
Вопрос классу: Удобно применять такой способ изменения длины проводника?
Нет.
Что можно сделать, чтобы создать более компактную установку? Предложите свои варианты.
Обучающиеся приводят примеры модернизации установки.
Учитель: (Показывает разобранный реостат) Данную проволоку можно намотать на керамический цилиндр, концы проволоки вывести, и не забывать про скользящий контакт. Тогда мы получим прибор, о котором пойдёт речь на нашем уроке. Этот прибор называется реостат.
1. Изучение темы:
Постановка целей урока, мотивация деятельности обучающихся. (слайд 2)
Вопрос классу: Реостат – это прибор. Каков план изучения прибора?
Обучающиеся отвечают на данный вопрос.
На доске высвечивается план изучения реостата. (слайд 5)
Итак, на сегодняшнем уроке мы должны знать:
1) устройство реостата
2) принцип действия
3) применение его на практике.
Далее идет работа с учебником. Обучающиеся самостоятельно ищут в учебнике ответ на первый пункт плана, пользуясь лабораторным реостатом, делают записи в тетради, показывают, используя ползунковый реостат, находящийся на столе учителя, основные части прибора: (слайд 6)
1) керамический цилиндр
2) проволока с большим удельным сопротивлением
3) ползунок
4) зажимы
5) стержень
Как работает реостат? Чтобы ответить на данный пункт плана, необходимо выполнить лабораторный опыт «Регулирование силы тока реостатом». (слайд 7)
Обучающиеся выполняют лабораторный опыт по изучению принципа действия реостата, делают вывод об изменении силы тока в цепи с помощью реостата, чертят схему, применяя его условное обозначение.
Внимание (слайд 8)
По результатам опыта заполните таблицу: (слайд 9)
Положение
ползунка
На максимальное
сопротивление
Половина
сопротивления
На четверть
сопротивления
Показания
амперметра
Затем один ученик показывает принцип действия прибора на доске, используя электрическую цепь, состоящую из источника тока, ключа, амперметра, лампочки, реостата и соединительных проводов (все эти приборы входят в комплект по электричеству и крепятся к доске, т.к снабжены магнитами). Обучающиеся наблюдают за изменением накала нити электрической лампочки и объясняют причину изменения.
Остаётся рассмотреть последний пункт плана. Обучающиеся приводят свои примеры применения реостатов на практике.
Перед обучающимися ставится проблемный вопрос:
Зачем в данных устройствах нужно использовать реостат?
Выслушиваются ответы учеников.
4) Закрепление изученного материала:
Обучающиеся выполняют тест (слайд 10)
1. Для чего предназначены реостаты:
А) для изменения напряжения
Б) для изменения сопротивления проводника
В) для изменения силы тока
2. Из чего состоит реостат?
А) ползунок, керамический цилиндр, проволока с большим удельным сопротивлением, стержень, зажимы.
Б) ползунок, керамический цилиндр, проволока с большим удельным сопротивлением, зажимы.
В) ползунок, керамический цилиндр, проволока с большим удельным сопротивлением
3. Как можно изменять сопротивление реостата, включенного в цепь?
А) изменить длину проволоки
Б) передвинуть ползунок
В) изменить площадь поперечного сечения.
4. В электрическую цепь включены лампа и реостат (схема представлена на рисунке)
- +
Куда надо передвинуть ползунок реостата, чтобы лампа светилась ярче?
А) ползунок оставить на месте.
Б) вниз
В) вверх
На интерактивной доске правильные ответы:
1. В
2. А
3. Б
4. В
Проводится взаимопроверка (обмен тетрадями)
5. Подведение итогов урока. Задание на дом. (слайд 11)
Как вы считаете, решили ли мы с вами те учебные задачи, которые были
сформулировали в начале урока? (Ученики высказывают своё мнение)
Ответили на все вопросы, которые хотели узнать? Если у кого-то остались вопросы, я предлагаю к следующему уроку сделать по этой теме сообщения. Которые мы прослушаем и оценим (конкретно, кто возьмет).
Как вы думаете, что является причиной того, что мы легко можем изменить громкость телевизора или компьютера, а их яркость? А где еще используются реостаты? Найдите к следующему уроку.
Домашнее задание: § 47, упр. 21(1,2,3)
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»