12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бодрова Татьяна Владимировна22
Работаю учителем русского языка и литературы 30 лет. Имею высшую квалификационную категорию, возглавляю историко-гуманитарную кафедру школы. Являюсь педагогом дополнительного образования, руковожу школьным театром.
Россия, Крым респ., Керчь
2

Урок-практикум по русскому языку «Нормы русского литературного языка»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Специализированная школа №1 с углублённым изучением английского языка имени Володи Дубинина»

 

Учитель русского языка и литературы Бодрова Татьяна Владимировна

 

Конспект урока русского языка в 11 классе

«Нормы  русского литературного языка»

(урок-практикум)

 

Цель: закрепить на практике полученные знания по культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения.

Задачи, ориентированные на достижение:

личностных результатов

-формировать у обучающихся положительную мотивацию к урокам русского языка

путём вовлечения в активную деятельность;

- помочь осознать ценность совместной деятельности;

- воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку.

                            метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

- уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу,

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель

учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД:

- уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные УУД:

- уметь систематизировать ранее полученный материал, работать со словарями,

находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

                              предметных результатов:

- формировать понятия о культуре речи, нормах языка;

- формировать умения исправлять разные виды ошибок;

- совершенствовать речевую культуру обучающихся;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебная презентация, плакаты, карточки, творческие проекты обучающихся.

Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, групповая: систематизация полученных знаний, исследовательская работа, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений (урок закрепления)

Форма урока: урок-практикум

                                                      Ход урока

I.Организационный этап. Мотивация учебной деятельности (Слайд 1)

Учитель: «Заговори, чтобы я тебя увидел» - это афоризм, рожденный в далекие античные времена. Вдумайтесь, какой глубокий смысл заложен в нем. Ведь именно по речи человека мы судим о его индивидуальных качествах. В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, содержание и глубина его мыслей, воспитанность. Французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет свою цену, если дурно выражена.» Нельзя не признать справедливость этих слов. Для того чтобы наши мысли не потеряли своей цены, они должны быть выражены правильно, ясно, доступно, ярко, образно и выразительно. Именно такие требования предъявляются современному русскому языку. Одним из признаков русского языка является его нормированность.

II.Проверка домашнего задания. Актуализация полученных знаний.

Фронтальный опрос (Слайд 2)

-Что предполагает нормированность?

Общие правила употребления

Произношения

Образования и написания слов

Изменение слов и сочетание друг с другом

(Слайд 3)

- Какие типы норм русского языка вам известны?

Орфографические

Пунктуационные

Акцентологические

Орфоэпические

Лексические и фразеологические

Словообразовательные

Морфологические

Синтаксические

III.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

(Обучающиеся самостоятельно ставят цели и задачи урока? При необходимости учитель корректирует и дополняет)

(Слайд 4)

Учитель: Одним из необходимых признаков культурной, грамотной речи является правильная постановка ударения. Но, к сожалению, не все люди придерживаются акцентологических норм. А в результате – «подруга нам звОнит», носим мы «бантЫ и шарфЫ», в магазине покупаем «тортЫ». А уж если пришли на рынок купить в подарок брелОки, то и вовсе рискуем остаться без покупки, потому что нас вряд ли поймут. Не поймут вас и в столовой, если вдруг вы решите заказать тЕфтели. Вот и получается, что говорим мы на одном языке, но порой не понимаем друг друга. Стоит задуматься – есть над чем. Я предлагаю вам проверить свое произношение и при необходимости скорректировать его.

(Слайд 5-6)

Задание с последующей взаимопроверкой и коррекцией: поставить ударение в словах, составить предложение с одним из этих слов.

АлфавИт, аэропОрта, апострОф, баловАть, бАнты, бутЫль, газопровОд, жалюзИ, звонИт, завИдно, исчЕрпать, каталОг, квартАл, красИвее, кУхонный, на крУги своя, мытАрство, намЕрение, обеспЕчение, облегчИть, тОрты, понялА, слИвовый, столЯр, танцовщИк, углубИть, цепОчка, цыгАн, щавЕль, шАрфы, шелковИца, запыхАлся, украИнский, ходАтайствовать, тЕфтели, тефтЕлька, исчЕрпать.

Учитель: Ну что ж, есть над чем работать. Главное – ваше желание. В связи с этим я хотела бы вам рассказать очень поучительную историю, которая когда-то произошла с Корнеем Ивановичем Чуковским. Вот о чем он вспоминал:

«Когда я приехал из Одессы в Петербург и впервые выступил с докладом на литературном вечере, то допустил , как выяснилось, 92 ошибки в ударении слов. Городецкий подсчитал и сказал мне об этом. Я тотчас сел за словарь и больше не допускал подобных ошибок!» Итак, думаю, эта поучительная история станет и для вас хорошей мотивацией для соблюдения норм русского литературного языка.

IV.Работа над темой урока. Закрепление полученных знаний. Практическая работа.

Учитель: Ребята, в этом году вам предстоит сдать ЕГЭ. В задании № 4 необходимо указать варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. На ваших партах лежат карточки с заданием. Предлагаю вам проверить свои знания.

1.Самостоятельная работа с типовыми заданиями ЕГЭ, дальнейшая взаимопроверка и коррекция.

Учитель: Особенности ударения придают нашей речи мелодичность, ритмически разнообразят её.

А вот незнание и несоблюдение следующих норм языка серьезно затрудняют общение, отвлекает от предмета разговора, вызывает нежелательные ассоциации. Исковерканное слово оскорбляет и слух, и глаз (если оно написано), затрудняет общение и поэтому осуждается в любой культурной среде.

Вот примеры этих слов – уродцев: (Слайд 7-8)

Пирожно, нервопатолог, уплотит, уплоченный, троллебус, дерматин и т.д.

Вопрос: Давайте вспомним, какие литературные нормы языка здесь нарушены. Исправьте и запишите эти слова.

(Слайд 9-10)

2.Задание с последующей самопроверкой: из данных вариантов выберите правильные (нормативные) и запишите.

Насморок – насморк

Резетка – розетка

Друшлаг – дуршлаг

Свекла – свёкла

Афера – афёра

Брелки – брелоки

Полувер – пуловер

Опека – опёка

(Слайд 11)

3.Задание с последующей самопроверкой : найдите четвертое лишнее и объясните свой выбор.

1. Теннис, партер, музей, свитер

2. Фанера, термин, пионер, детектив

3. Нечто, что, чтобы, ни за что

Учитель: да, наша речь начинается со звуков. Ни одно слово не может существовать без звуковой оболочки. Поэтому очень важно, чтобы произносилось оно единообразно, а не по желанию говорящего, чтобы его звуковая одежда была узнаваема всеми. (Слайд 12)

                                                    Динамическая пауза

Задание 4. Учитель: Мне как учителю приходится очень часто иметь дело с вашими письменными работами. Ошибки, допущенные в сочинениях, изложениях, учитель должен не только исправить, но и дифференцировать. Работа не из легких. Но сегодня эту роль я предлагаю вам. Перед вами лежат карточки, в них – словосочетания, предложения с различными нарушениями норм русского литературного языка. Ваша задача – устранить эти ошибки. (Работа в парах с дальнейшей проверкой и коррекцией)

                                                             Карточка

1) Из данных сочетаний выберите правильные. Выбор аргументируйте

Играть значение – играть роль

Более – менее интересный – более или менее интересный

Где-то в конце дня – примерно в конце дня

Бывай здоров – будь здоров

Обратно засмеялся – опять засмеялся

2) Отредактируйте

Красное чернило, вкусная консерва, обеих кандидатов, нет помидор, более красивее, езжай, ложить, покласть

3) Устраните синтаксические ошибки

Оплачивайте за проезд

Плюшкин – ужасная скряга

Половина больных нуждались в особом внимании

4) Составьте словосочетания с данными паронимами так, чтобы была видна разница в их лексическом значении

Гуманный – гуманистический

Праздный – праздничный

5) Устраните плеоназмы

В данный период времени

Самые высшие оценки

В сентябре месяце

Ведущий лидер

6) Устраните тавтологию

Одинокий дом одиноко стоял на краю села

Девочка с маленьким малышом на руках тяжело шла по дороге

7) Устраните анахронизмы

Печорин добивался любви Мэри ради спортивного интереса.

Евгений Базаров, закончив вуз, приехал погостить к Кирсанову.

8) Устраните стилистические неточности

Татьяна никому не болтала о своей любви к Онегину.

Уже с детства А.С. Пушкин занимался писаниной.

9) Устраните канцеляризмы

Софья любила Молчалина, но не высказывала Чацкому мнения по этому поводу.

10) Подберите синонимы – фразеологизмы к следующим устойчивым сочетаниям. С одним из них составьте предложение.

Подняться чуть свет; бегать во весь дух; кот наплакал; ни слуху ни духу

Для справок:

«Всего ничего», «Попасть впросак», «Как сквозь землю провалился», «Дать маху», «Как в воду канул», «Ни свет ни заря», «Сломя голову», «Во всю прыть».

Учитель: Все мы помним своих учителей. Моим университетским преподавателем по культуре речи была Пастухова Лидия Сергеевна, которой я очень благодарна за бесценные знания. Всю свою жизнь Лидия Сергеевна посвятила науке. Предлагаю вашему вниманию примеры речевых алогизмов из её книги «Материалы к школьному курсу «Основы речевой культуры и стилистики»» (Слайд 13)

5. Проблемное задание. Даны примеры из школьных сочинений, необходимо устранить речевые алогизмы и записать отредактированные предложения.

Пес улегся животом на спину и сладко уснул.

В нашем плане в ближайшее время посетить городской музей и вынести из него самое полезное, самое интересное.

Он повернулся и оторопел: перед ним, сидя на коне, стоял Тарас Бульба.

Если наш товарищ будет тонуть, то мы ему поможем.

Еще в детском саду воспитатели детей, которые не умеют читать, учат детей началам грамоты.

Выставка на славу. Спасибо от всей души организаторам выставки за прекрасную путевку в мир иной.

Когда князь Игорь увидел, что его войско перебито, и он в том числе, он решил бежать.

                                                  Физкультминутка

V. Обобщение и систематизация полученных ранее знаний.

Беседа:

Учитель: ребята, какие ещё качества включает в себя нормативность речи?

Предполагаемые ответы: нормативность речи включает в себя также такие её качества, как точность, ясность, чистоту, то есть незасоренность её внелитературными элементами (диалектизмами, просторечными словами, узкопрофессиональными выражениями, жаргонизмами, вульгаризмами, бранными словами.)

Учитель: а что ещё является признаком хорошей речи?

Предполагаемые ответы: признаки хорошей речи – это также богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, художественная выразительность, логическая стройность.

Учитель: а что мы должны делать, чтобы наша речь была красивой, образной, интересной? 

Предполагаемые ответы: для этого необходимо больше читать художественной литературы, использовать в своей речи богатство родного языка.

Учитель: Правильно! А ещё необходимо чаще обращаться к различным словарям и справочникам. Так, например, «Толковый словарь живого русского языка» В. И. Даля 4-х томный включает в себя 250000 слов. А «Толковый электронный словарь TRANSLATE» – истинное сокровище, настоящая находка для лингвиста, энциклопедиста и эрудита, включает в себя – 483672 слова. Активный словарный запас среднестатистического человека составляет всего лишь 2-3500 слов. Задумайтесь. Каждое слово имеет свою историю. Об этом нам может рассказать «Этимологический словарь русского языка».

Вопрос: А какие ещё словари вы знаете?

(Сообщение обучающегося о словарях русского языка)

Учитель: Русский язык, как вы уже знаете, постоянно развивается и изменяется.

Известны любопытные случаи языковой трансформации. Интересный проект подготовила Школдина Диана о происхождении некоторых бранных слов. Цель её исследования – проследить историю происхождения некоторых бранных слов, выяснить, как они влияют на человека, проанализировать, почему дети употребляют в речи  слова, засоряющие наш язык. Кроме того, Диана предложила способы решения данной проблемы. Давайте послушаем.

(Представление исследовательской работы)

Вопрос: Ребята, а как вы относитесь к брани? Что заставляет человека употреблять в своей речи нелитературные слова?

(Ответы обучающихся)

Учитель: Да, мы должны всегда помнить, что речь человека – это его лицо, это показатель не только речевой культуры, но и его общей культуры, воспитанности, уровня его духовного развития. «Учиться хорошей речи надо долго и внимательно! Наша речь – это часть нашей способности не поддаваться влияниям среды, даже если она «затягивает», - писал Д. Лихачев.

VI.Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение «Что значит любить свой родной язык?»

VII. Итоги урока, рефлексия.

(Слайд 14)

Учитель: Итак, ребята, надеюсь, вы сделали нужные выводы из сегодняшнего урока. Да, к своему родному языку нужно относиться бережно и никогда не забывать слова древнегреческого философа Сократа, который сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел»  Глубокий смысл содержат эти простые слова. Действительно, чтобы познать человека, мало  видеть только  его внешность или манеры. Очень важно разглядеть, что у него внутри: в душе и в разуме. 

Вопросы для самоанализа:

-Ребята, какие мысли и чувства возникли у вас после нашего урока?

-Что было наиболее эффективным в вашей деятельности?

-Что у Вас вызывает наибольшую гордость?

-Что вызвало затруднения и почему?

-Какой отметки или балла за урок вы заслуживаете и почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация к уроку "Нормы русского литературного языка"PPTX / 2.01 Мб

Опубликовано


Комментарии (1)

Бодрова Татьяна Владимировна, 10.01.24 в 22:26 0Ответить Пожаловаться
Данная презентация предназначена для урока в 11 классе "Нормы русского литературного языка". Имеет практическую направленность и позволяет обучающимся повторить и систематизировать свои знания по культуре речи.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.