Урок-путешествие «Первобытный мир»
Урок-путешествие по Первобытному миру
Тип урока: обобщение и систематизация изученного
Задачи:
· Обобщение и систематизация знаний о жизни и быте первобытных людей;
· развитие познавательной активности, логического мышления, речи, умения выражать свои мысли, работать в группе;
· воспитание любви к предмету.
ФОПД: урок – путешествие.
МОПД: объяснительно-иллюстративный, игровой.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя о задачах игры, представление 2-х команд, вручение командиру каждой команды листов оценивания деятельности ребят.
II. Путешествие в Первобытный мир
1. Первый пункт – город Ответов.
От каждой команды по одному участнику необходимо для подготовки ответа, пока остальная команда будет двигаться дальше. Команды вытаскивают жребий с номером (1 или 2) и готовят свои развёрнутые ответы.
Вопрос 1. «Чем первобытный человек отличается от животных и современного человека?» Для этого вспомни:
— От кого произошел человек?
— Как выглядели его походка, руки, глаза, лоб?
— Чем было покрыто его тело?
— Как выглядит современный человек?
— Сравни условия жизни древнего и современного человека.
— Сравни занятия, орудия труда.
Сделай вывод.
Вопрос 2. вопрос: «Почему появилось неравенство?» Для этого вспомни:
— Какой металл первым начал использовать человек?
— Какое это имело значение?
— Почему на смену родовой общине пришла соседская?
Сделай вывод.
2. Второй пункт – площадь Эволюции.
Вы уже знаете, что человек появился в результате эволюции. Давайте восстановим цепочку и по портретам определим виды предков современного человека. Команды выполняют задание на время (за 2-3 минуты в зависимости от уровня подготовленности класса).
1)
(правильный ответ: 1) австралопитеки, 2) Человек умелый 3) Древнейшие люди 4) Неандертальцы 5) Человек разумный)
3. Третий пункт - пещера Точных дат.
В Первобытном обществе на пещерах изображали животных, чтобы настроиться на предстоящую охоту. Но представьте, что на стене пещеры вы увидели ошибочные сведения (если отбросить, что в первобытном обществе не знали письменности). Помогите восстановить соответствия между датами и событиями в первобытное время.
Команды получают рабочие листы
40 млн лет назад |
|
100 тыс лет назад |
|
40 тыс лет назад |
|
10 тыс лет назад |
|
7 тыс лет назад |
|
5 тыс лет назад |
|
1) появление первых земледельцев и скотоводов
2) появление «человека разумного»
3) переход от первобытности к цивилизации
4) изобретение плуга, появление соседских общин, начало войн за добычу
5) появление в тропических лесах «древесных» обезьян
6) родовые общины «человека разумного» расселяются по Азии и Европе
Правильный вариант
40 млн лет назад |
5 |
100 тыс лет назад |
2 |
40 тыс лет назад |
6 |
10 тыс лет назад |
1 |
7 тыс лет назад |
4 |
5 тыс лет назад |
3 |
4. Четвёртый пункт - племя Картографии.
Команды получают контурную карту «Африка, Европа и Азия» 2 млн-12 тыс. лет назад. На ней необходимо обозначить:
· зону оледенения 40-12 тыс. лет назад
· предполагаемую область прародины человечества. (Восточная Африка.)
· древнейший район расселения:
- монголоидной расы. (Восточная Азия.)
- европеоидной расы (Европа)
- негроидной расы (Африка).
Правильный вариант
5. Пятый пункт – Община Х
За определённый промежуток времени (5-8 минут) командам предлагается перечислить все качественные отличия между иллюстрациями и в конечном итоге дать названия картинкам.
Kleio
Координатор конкурсов