Конспект занятия по биологии в 9 классе «Уровни организации живой природы»
Лекция 2. Уровни организации живой природы
Цели и задачи урока:
1.Образовательные
1.1 Сформировать основные понятия об уровнях организации живой природы
1.2. Проконтролировать степень усвоения полученных знаний на уроке
2. Воспитательные
2.1. Содействовать в ходе урока формированию понятий в иерархической структуре
2.2. Стимулировать активность в учебе
3. Развивающие
3.1. Формировать умения обобщать полученные сведения
3.2. Развивать у учащихся познавательный интерес
3.4. Развивать любознательность учащихся
Форма учебной работы: комбинированный
Методы учения: информационно-рецептивный, учебно-познавательный
Методические приемы:
1.Использование самооценки деятельности студента на уроке
2.Проблемное изложение
3. Домашняя работа (доклады)
Материальное обеспечение:
1. Конспект лекций
2. Доклады студентов (по желанию)
Структура урока:
1. Организационное начало урока -5 минут
2. Сообщение темы, целей и формы организации урока 10 минут
3. Фронтальная беседа для закрепления предыдущего материала
4. Лекционный материал с показом видеофильма и презентации.
5. Закрепление полученных знаний на уроке
6. Саморефлексия студентов 2,5 минут
7. Домашнее задание 2,5 минуты
Живая природа – это целостная, но неоднородная система, которой свойственна иерархическая организация. Иерархической называется такая система, в которой части (или элементы целого) расположены в порядке от высшего к низшему. Иерархический принцип организации позволяет выделить в живой природе отдельные уровни, что весьма удобно при изучении жизни как сложного природного явления. Можно выделить три основные ступени живого: микросистемы, мезосистемы и макросистемы.
Микросистемы (доорганизменная ступень) включают в себя молекулярный (молекулярно-генетический) и субклеточный уровни.
Мезосистемы (организменная ступень) включают в себя клеточный, тканевый, органный, системный, организменный (организм как единое целое), или онтогенетический, уровни.
Макросистемы (надорганизменная ступень) включают в себя популяционно-видовой, биоценотический и глобальный уровни (биосферу в целом). На каждом уровне можно выделить элементарную единицу и явление.
Элементарная единица (ЭЕ) – это структура (или объект), закономерные изменения которой (элементарные явления, ЭЯ) составляют ее вклад в развитие жизни на данном уровне.
Иерархические уровни:
1. молекулярный – уровень функционирования макромолекул (нуклеиновые кислоты, белки, полисахариды);
2. клеточный, структурной единицей является клетка – структурная и функциональная единица размножения и развития всех живых организмов;
3. тканевой, структурной единицей является ткань – совокупность клеток, сходных по строению и выполняемым функциям.
4. органный, структурной единицей является орган – структурно–функциональное объединение нескольких видов тканей;
5. организменный, структурной единицей является многоклеточный организм – целостная система органов, сп6ециализированных для выполнения различных функций;
6. популяционно–видовой, структурной единицей является популяция – совокупность особей одного вида, длительно населяющих определённое пространство, размножающихся путём свободного скрещивания и в той или иной степени изолированных друг от друга;
7. биогеоценотический, структурной единицей является биогеоценоз – совокупность живых организмов на определённом участке суши или водоёма;
8. биосферный, структурной единицей является биосфера – геологическая оболочка Земли, населённая живыми организмами.
Координатор конкурсов
Дементьева Ирина Михайловна
Елена Михайловна Чазова
Маргарита