Статья «Условия психолого-педагогической помощи младшим школьникам из неполных семей»
В последнее время в нашей стране наблюдается рост числа неполных семей. Факторами увеличения данной категории семей являются разводы, овдовение и рождение детей вне брака. Учитывая дестабилизирующее положение современной семьи и увеличивающееся с каждым годом количество разводов, несомненно, откладывающих отпечаток на дальнейшее развитие личности, мы можем заявить о возрастающей актуальности данной проблемы исследования.
Изучением проблемы воспитания в неполных семьях занимаются И.Дементьева, Н.Зубарева, М.А. Костенко, Л.Г. Лунякова и другие. К примеру, И. Дементьева и Н. Зубарева в своих работах затрагивают такие вопросы, как степень социальной ответственности подростков из неполных семей, технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей, негативные факторы воспитания детей в таких семьях.
Исследования воспитательной дееспособности неполной семьи (Агеева О.В., 2003; Бахуташвили Т.В., 2004; Бреева Е.Б., 1999; Дементьева И.Ф., 2001 и др.) зафиксировали ряд существенных отличий в поведенческих установках детей разведенных супругов - «детей развода».
Таким образом, проблема психолого-педагогической помощи детям, воспитывающимся в условиях неполной семьи, требует более подробного рассмотрения.
Исходя из актуальности проблемы на современном этапе развития общества, нами была определена тема исследования «Условия психолого-педагогической помощи младшим школьникам из неполных семей».
Целью данной работы является выявление и экспериментальная проверка эффективных условий психолого-педагогической помощи младшим школьникам из неполных семей.
Объект исследования – психолого-педагогическая помощь младшим школьникам из неполных семей.
Предмет исследования – условия психолого-педагогической помощи младшим школьникам из неполных семей.
Теоретический анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу: оказание психолого-педагогической помощи младшим школьникам из неполных семей будет успешной при соблюдении следующих условии:
- организации совместной деятельности родителей и учащихся посредством проведения совместных мероприятий, направленных на сплочение семьи;
- педагогической коррекции семейных отношений через изучение семейных традиций, проведение семейных праздников;
- формирования позитивного стиля семейного воспитания посредством проведения бесед, диспутов, решения проблемных ситуаций;
- коррекции тревожности детей в отношении родителей через проведение классных часов, бесед, совместных семейных праздников.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования и гипотезой нами решались следующие задачи:
1) проанализирована психолого-педагогическая литература по проблемам неполной семьи;
2) определены основные психологические особенности детей, воспитывающихся в неполных семьях;
3) выявлены условия психолого-педагогической помощи школьникам из неполных семей;
4) разработана и апробирована программа психолого-педагогической помощи для детей из неполных семей;
5) проведен сравнительно-сопоставительный анализ результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили теоретические положения по проблеме воспитания младших школьников из неполных семей, сформулированные в трудах А.С. Макаренко, П.Ф. Лесгафта, О.В. Агеевой, Т.В. Бахуташвили, Е.Б. Бреевой, И.Ф.Дементьевой, Н.Зубаревой, М.А.Костенко и других.
Методы исследования, используемые нами в процессе работы над дипломом, следующие: анализ научной литературы, беседа, наблюдение, изучение и обобщение опыта, тестирование детско-родительских и межличностных отношений, статистические методы обработки полученных данных.
База исследования: МОУ «Вихоревская СОШ №1», 2 «А» класс, 12 учащихся.
Дадим определение понятия «неполная семья».
Неполная семья - это нуклеарная семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [19, с. 124]. Неполная семья возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей.
Разрешите представить содержание констатирующего этапа эксперимента. Для определения характера детско-родительских отношений мы использовали следующие методики: - анализ социального паспорта класса с целью выяснения количества полных и неполных семей в классе. В литературе рассматриваются разные классификации стилей семейного воспитания. Мы будем придерживаться следующей классификации: авторитетный стиль, противоречивый, авторитарный стиль семейного воспитания.
Тестирование учащихся проводилось по методикам
- рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» (Р.Бернс и С.Коуфман) с целью выявления характера внутрисемейных отношений;
- методика «Неоконченные предложения» с целью получения дополнительных сведений об отношениях родителей к детям и детей к родителям, выявления причин, вызывающих тревожность детей.
- анкетирование «Какие мои родители?» с целью выяснения насколько близки взаимоотношения родителей и детей, насколько дети доверяют родителям.
При работе с родителями нами были использованы следующие методы:
- тестирование «Стили и методы семейного воспитания» с целью выявления стилей семейного воспитания в полных и неполных семьях,
- тестирование «Родительское отношение к детям» (А.Я.Варга, В.В.Столин) с целью выявления родительского отношения к детям,
- анкетирование «Какой вы родитель?» с целью выяснения, насколько близки взаимоотношения родителей и детей, насколько дети доверяют родителям;
- анкетирование «Хороший отец… Хорошая мать…» с целью выявления взаимоотношения между детьми и родителями..результаты представлены на рис.
По результатам исследования родителей нами были выявлены следующие данные, представленные на слайде в таблице 1.
Для высокого уровня воспитания характерна последовательность в воспитании собственного ребенка, дружба, взаимопонимание всех членов семьи. Родителей интересует все, что происходит в жизни их ребенка. Воспитание на среднем уровне характеризуется тем, что родители понимают своих детей, но есть разногласия во взаимопонимании взрослых и детей. Родители меньше уделяют времени собственному ребенку, но, тем не менее, является другом своим детям. Для воспитания на уровне ниже среднего характерно то, что разногласие между родителями и детьми присутствуют в большей степени, родители обеспокоены своими проблемами, дети не видят положительного примера перед глазами. Воспитание на низком уровне характеризуется тем, что в этих семьях нет взаимопонимания между детьми и родителем, дети большую часть времени предоставлены сами себе, у них занижена самооценка. Мать (отец) не является другом своему ребенку. Родителям и детям очень сложно найти общий язык в общении, нет взаимопонимания.
Из данной таблицы видим, что воспитание на высоком уровне в 39,6% случаях семей. На среднем уровне- 41,6% .5,% находятся на уровне ниже среднего. 14,6% находятся на низком уровне семейного воспитания. Это семьи, где отсутствует один из родителей.
Далее мы провели диагностику детских отношений в семье среди детей. Представим полученные результаты на слайде в таблице 2. результаты по отдельным диагностикам представлены на рис. Для взаимоотношений детей и родителей на высоком уровне характерно то, что ребенок доверяет своим родителям, пользуется уважением и сам уважает всех членов семьи. Дети более уверенные в себе, чувствуют более комфортно себя в общении со сверстниками. Для среднего уровня характерно то, что в этих семьях есть взаимопонимание между родителями и ребенком, но ребенок не всегда может положиться на своих родителей, доверить им самое дорогое. Ниже среднего уровень взаимоотношений детей и родителей характеризуется тем, что семьи имеют проблемы в воспитании детей, дети не всегда понимают требования своих родителей, чувствуют дискомфорт. У детей повышенный уровень тревожности, больше времени предоставлены сами себе, имеют проблемы в общении со своими ровесниками. Для низкого уровня характерно то, что дети себя чувствуют дискомфортно, не получают любви и тепла от своих родителей, часто вступают в конфликты как со взрослыми, так и с ровесниками. У таких детей высокий уровень тревожности, болезненно реагируют на замечания, ограниченные отношения между родителем и ребенком. Таким семьям необходима помощь специалиста и учителя.
Из данной таблицы видим, что полное взаимопонимание в семье 44,%. Взаимоотношения на среднем уровне в30,6% случаях семей. На ниже среднего уровне находится 5,6% семей -. Низкий уровень присутствует в 19,4% это семьи с одним родителем.
Таким образом, мы можем сделать вывод: дети из неполных семей менее защищены от воздействия внешней среды, большую часть времени предоставлены себе из-за занятости родителей, более уязвимы, замкнуты, болезненно реагируют на замечания, иногда проявляется агрессия по отношению к своим сверстникам и взрослым, выше уровень тревожности, чувство одиночества и отверженности, присутствует проблема самоконтроля.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами была разработана и апробирована программа формирующего эксперимента, содержание которой представлено на слайде. Работа проходила в двух направлениях: работа с родителями и работа с детьми. При составлении программы учитывались методы работы учителя в данном классе. С первого класса учитель старается применять в своей работе разнообразные формы и методы. Разработанная нами программа позволяет решать проблему психолого-педагогической помощи младшим школьникам из неполных семей. Родительские собрания проводились в определенной тематике с элементами дискуссии, беседы, собрание-практикум, деловой игры. Мероприятия с детьми проводились для всего класса, т.к. даже в полной семье дети испытывают дискомфорт, бывает повышенный уровень тревожности. При подготовке мероприятий в классе детям из неполных семей уделялось особое внимание, т.к. в основном это дети с заниженной самооценкой, страх перед аудиторией, замкнуты, высокий уровень тревожности. В ходе работы нами были проведены индивидуальные беседы с такими детьми.
После проведенной работы мы провели повторную диагностику детско-родительских отношений. Результаты представим на рисунке.
Наглядно обобщенные результаты диагностики родителей представим на Рисунке 4.
Рис. 4 Обобщенный итог диагностики родителей на контрольном этапе.
На рисунке мы видим, что показатель высокого уровня воспитания стал выше на 12,6%, средний на 4,1% ниже, ниже среднего понизился на 3,5% и низкий стал ниже на 6,3%. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что родители проанализировали свои методы, формы, стили воспитания. Многие из них изменили свои методы в воспитании ребенка, чтобы не навредить. Родители стали больше уделять времени собственному ребенку, стараются выслушать и понять своего ребенка, пытаются стать положительным примером, появилось желание найти общий язык в общении, найти взаимопонимание, стали проявлять интерес к тому, что происходит в жизни ребенка.
Из данной таблицы видим, что полное взаимопонимание в семье 58,3% . это на 13,9% показатель выше. 29,15% - это на 1,45% ниже по сравнению с констатирующим этапом.. 8,3% - это на 2,7% меньше чем на констатирующем этапе. 4,16% -это на 15,3% меньше чем на констатирующем этапе.
Таким образом, проанализировав данные нашей экспериментальной работы, мы можем сделать вывод о том, что наша программа работает. Оказание психолого-педагогической помощи младшим школьникам из неполных семей будет успешной при соблюдении следующих условии:
- организации совместной деятельности родителей и учащихся посредством проведения совместных мероприятий, направленных на сплочение семьи;
- педагогической коррекции семейных отношений через изучение семейных традиций, проведение семейных праздников;
- формирования позитивного стиля семейного воспитания посредством проведения бесед, диспутов, решения проблемных ситуаций;
- коррекции тревожности детей в отношении родителей через проведение классных часов, бесед, совместных семейных праздников. Таким образом, гипотеза подтвердилась, цель нашей работы достигнута.
Здесь будет файл: /data/edu/files/h1443604289.docx (Условия психолого-педагогической помощи младшим школьникам)
Екатерина Николаевна
Елена Владимировна
Дементьева Ирина Михайловна
Администрация сайта «УРОК.РФ»