Методические рекомендации на тему «Устранение предметных и методических дефицитов в работе учителя истории и обществознания в области функциональной грамотности (из опыта работы)»
Устранение предметных и методических дефицитов в работе учителя истории и обществознания в области функциональной грамотности (из опыта работы)
Центральным понятием в образовательном процессе выступает функциональная грамотность как общеучебная компетенция, которая на современном этапе необходима и является ключевой компетенцией для реализации задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС).
В Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» прописано следующее: «При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить: глобальную конкурентоспособность российского образования; вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Владение функциональной грамотностью сегодня — это не просто норма, но и обязанность педагога.
Для учителя истории и обществознания важны следующие виды функциональной грамотности:
читательская грамотность – способность понимать письменные тексты, использовать их содержание для достижения собственных целей, развивать знания и возможности и активно участвовать в жизни общества;
ПРИМЕР-Тема: «Батыево нашествие на Русь»
Прочитайте исторический документ: «Повесть о разорении Рязани Батыем» и ответьте на вопрос: «К какому времени-году и событию он относится?»
Найдите в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации. (Штурм монголами Рязани)
математическая грамотность – способность человека использовать знания математики в практической деятельности;
ПРИМЕР- Восстание Спартака датируется 74 годом до н.э. Сколько лет назад произошло это восстание? (74+2024=2098)
естественно-научная грамотность – способность использовать знания для понимания человеческой деятельности и изменений, вызванных ею;
ПРИМЕР: «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия?» Для этого вспомни, где находится Египет? Какой климат и рельеф имеет страна? Какую роль в жизни египтян играла река Нил?
финансовая грамотность- способность человека ориентироваться в сфере финансов.
ПРИМЕР: При изучении темы - как накопить, чтобы купить: как поступить, если скопилась некая сумма, как её приумножить? (положить в банк по %)
Предметные дефициты
Современный человек, а особенно учитель, должен постоянно совершенствовать свои знания, так мы живём в быстро изменяющемся мире. Например, изменилась политическая карта РФ-субъектов РФ сегодня 89.
На протяжении нескольких лет, было очень много учебников по истории Отечества. Сегодня создан единый учебник по истории. И мы понимаем, что это связано с политической ситуацией в мире. В учебнике появился параграф: Россия сегодня. Специальная военная операция (СВО).
Чтобы восполнить эти дефициты, регулярно посещаю семинары, вебинары, конференции, занимаюсь самообразованием.
Методические дефициты
Трудности в создании инклюзивной и мотивирующей образовательной среды.
Если говорить об инклюзии, в классе, где я являюсь классным руководителем, обучаются дети с ограниченными возможностями (ОВЗ). Эти дети абсолютно разные по восприятию окружающей действительности. К одному ребёнку нужен серьёзный индивидуальный подход - снять волнение, напряжение к началу учебного занятия и во время него со словами: «Не переживай, всё получится, я тебе помогу».
В качестве мотивации предлагаю в начале урока афоризм, крылатую фразу, поговорку, которая в сжатом виде выражает суть главной цели урока. НАПРИМЕР:
«С ним или на нем!» – название урока по теме «Греко-Персидские войны» в курсе истории Древнего мира в 5х классах. Тем самым ребята сами определяют тему урока.
Необходимо расширять представления о современных образовательных электронных ресурсах и уметь выбрать для себя наиболее оптимальные.
Использую задания на своих уроках из банка заданий Российской электронной школы-РЭШ и образовательной платформы «Учи. Ру». (СЛАЙД-скрин).
НАПРИМЕР: на уроке в 9 классе по теме «Трудоустройство несовершеннолетних» ребятам предлагается выполнить задания КИМ для 9 класса «Новая работа». В ходе выполнения задания, обучающиеся, отвечая на вопрос «На какие вакансии может претендовать Андрей?», знакомятся со статьями Трудового кодекса Российской Федерации (статья 96-ночное время, статья 265-вредные и опасные условия). Таким образом, не учитель становится источником знаний, а обучающиеся сами находят ответ в нормативном документе и выполняют задание. Детям интереснее решать задания, наиболее приближенные к жизни, это формирует у них понимание, чтоданные знания им точно. В основу заданий РЭШ положены жизненные ситуации, а вопросы, сформулированные в данных заданиях, направлены на решение стоящих перед человеком проблем, на определение своего собственного сознательного финансово грамотного поведения.
Повышать квалификацию в области теоретических знаний современных образовательных технологий.
Для развития критического мышления на уроках использую выборочное чтение, преобразование сплошного текста в схему-
НАПРИМЕР: в теме-В гаванях афинского порта Пирей, предлагаю на основе прочитанного, изобразить схематично, какие товары привозили в Афины, а какие вывозили. Причём здесь же используем межпредметные связи с обществознание- знакомимся с понятиями: импорт, экспорт.
Проектная технология реализуется через внеурочную деятельность-НАПРИМЕР: с девочками 6 класса второй год работаем над темой: Роль собак в истории войн. В этой технологии и задействованы метапредметные связи с биологией. Здесь мы формируем-
компьютерную грамотность: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами, работать в формате гугл форм (презентации, тексты, тесты).
информационную грамотность: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; схемы, графики; использовать информацию из СМИ;
коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей.
Технология сотрудничества помогает у учащихся сформировать собственную точку зрения, они учатся отстаивать свое мнение, общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями. НАПРИМЕР: Тема: Отечественная война 1812г
1 группа работает над темой: «Начало войны. Вторжение».
2 группа – над темой «Бородинское сражение».
3 группа – над темой «Совет в Филях. Пожар Москвы».
4 группа – над темой «Партизанское движение. Тарутинский манёвр».
5 группа – над темой «Отступление французской армии».
Для каждого члена группы есть свое задание.
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута учителя истории и обществознания позволяет улучшить профессиональные навыки и развить функциональную грамотность педагога. Этот подход позволяет учителям дифференцировано подходить к обучению учащихся, устраняя предметные и методические недостатки, и обеспечивая более эффективное обучение.