Занятие на тему «Узнай все о себе, воздушный шарик»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка»
«Узнай все о себе, воздушный шарик»
организованная образовательная деятельность
по познавательному развитию
с детьми группы общеразвивающей направленности в возрасте от 4 до 5 лет
Павлова Наталья Викторовна,
воспитатель,
высшей квалификационной категории
Моршанск
2024
Цель: Формирование у детей представлений о свойствах резины на примере воздушного шарика в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с качествами и свойствами резины.
- Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность, бережное отношение к предметам из резины.
- Воспитывать умение работать в парах.
Развивающие:
- Развивать умение анализировать и делать выводы, приобщать к познавательному общению.
- Развивать наблюдательность, память, логическое мышление, любознательность.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: 2 воздушных шарика-один надутый, перчатка резиновая, резиновые сапоги, предметы из резины (игрушки и мячи).
Раздаточный материал: резиновые шары, стаканчики с водой, ткань, бумага, салфетки, резиновые перчатки.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему «Резина».
Содержание организованной образовательной деятельности
Организационный момент
Дети стоят в кругу «Друг»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Основная часть
Воспитатель: Отгадайте-ка загадку:
Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака.
Дети: Воздушный шарик.
Воспитатель: Правильно, это воздушный шарик.
Воздушный шарик : -Здравствуйте дети! Я воздушный шарик. Прилетел я сегодня к вам в гости, потому что ничего о себе не знаю.
Воспитатель: - Ребята, как можно помочь шарику?
Дети: - Нужно рассказать о воздушном шарике.
Воспитатель: - Предлагаю вам стать учёными и отправиться в нашу мини лабораторию.
Волшебные слова: Покружились, покружились и в учёных превратились. Покружились, покружились и в лаборатории очутились.
Воспитатель: Ребята для того чтобы шарику рассказать о свойствах резины нам нужно провести некоторые опыты.
Воспитатель: - В лаборатории есть правила поведения.
Правила поведения в лаборатории:
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило №3. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи на место.
Воспитатель: Ну что, вы готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте немножко разомнёмся, ведь нам сейчас придётся немного поработать. Сделаем дыхательную гимнастику.
Щёчки, словно шар, надули,
А потом тихонько сдули.
И надули посильней,
Чтобы было веселей.
Укололи шар иголкой…Бах!
И шарик лопнул громко!
Воспитатель: А теперь, занимаем все свои места. Как вы думаете, из какого материала сделан воздушный шарик?
Дети: из резины.
Воспитатель: Мы должны с вами это доказать в нашей мини лаборатории.
Начинаем наше исследования.
Опыт № 1. На столе лежат шарики.
Воспитатель: Потрогайте шарик, какой он на ощупь?
Дети: мягкий
Воспитатель: Погладьте его, какой он?
Дети: гладкий
Воспитатель: Попробуйте шарик растянуть, разорвать. Получается?
Какой мы можем сделать вывод?
Дети: Резина мягкая, гладкая, прочная, тянется.
Воспитатель: Правильно, тянется значит резина эластичная.
Попробуйте надуть шарик. Шарик, когда надувают, он становится каким?
Дети: большим.
Воспитатель: А когда его сдуваешь?
Дети: маленький.
Воспитатель: Повторим ещё раз свойства резины:
1. Мягкая
2. Гладкая
3. Прочная
4. Эластичная
Воспитатель: Как называются предметы из резины? (на столе лежат предметы)
Дети: Резиновые.
Воспитатель: Посмотрите все резиновые предметы одного цвета или разных?
Дети: Предметы разного цвета
Воспитатель: Следующее свойство-это резина окрашивается.
Воспитатель: Для чего они нужны? (ответы детей).
Резиновые сапоги-чтобы ноги не промокли и были сухими. Когда мы одеваем резиновые сапоги?
Дети: В дождливую погоду.
Воспитатель: Для чего нужны резиновые перчатки? (ответы детей)
Резиновые перчатки одевают, когда моют посуду, полы, чтобы защитить руки.
Сейчас мы это проверим.
Опыт № 2 На столе стоит тазик с водой и резиновые перчатки.
Проверим, пропускают ли воду резиновые перчатки. Надеваю перчатку на руку и опускаю руку в воду.
Воспитатель: Какая перчатка стала? (мокрая). А внутри? (сухая). Почему?
Дети: Потому что перчатка резиновая и не пропускает воду.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы с вами выяснили ещё одно свойства: резина не пропускает воду - она водонепроницаема.
Воспитатель: Нам немного надо размяться, чтобы продолжить опыты. Выходите на разминку.
«Воздушный шар» :
С мамой в магазин ходили, (Маршируют на месте)
Шар воздушный там купили.
Будем шар там надувать,
Будем с шариком играть. (Останавливаются, имитируют надувание шарика : пальчики одной руки соединены с пальцами другой руки)
Шар воздушный надувайся,
Шар воздушный, раздувайся. (Разводят (расширяют) не разъединяя пальчики, надувая шар)
Надувайся большой
Да не лопайся!
Шар летел, летел, летел, (водят надутым шаром в разные стороны, показывая как летит шарик)
Да за веточку задел,
И лопнул! (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: Сейчас мы проверим, что случится с шариком, если его опустить в воду. Каким он будет. Мы с вами уже говорили, что резина не пропускает воду - она водонепроницаема. Проверим это. А также сравним со свойствами бумаги и ткани.
Опыт № 3 На столе стоят тазики с водой, надутые шарики, бумага и ткань.
Опускаем шарик в воду. Каким он стал (мокрым). А внутри? (сухой).
В воду по очереди опускают бумагу, ткань.
Воспитатель: Какой мы делаем вывод: бумага намокает, рвётся; материал намокает, не рвётся, даже если сильно потянуть. Резина не впитывает воду.
Воспитатель: Давайте повторим, о каких свойствах резины вы узнали.
Дети:
1. резина на ощупь гладкая, мягкая
2. резина тянется, значит эластичная, прочная
3. резина не впитывает воду как бумага и материал
4. резина не пропускает воду – водонепроницаемая
5. резину можно красить.
Воспитатель: Сегодня в нашей лаборатории мы доказали, что шарик сделан из резины. Резину раньше получали из сока дерева Гевея, этот сок называется каучук. Растёт это дерево в Южной Америке.
Воздушный Шарик : -Спасибо, вам ребята, теперь я узнал о себе много интересного. Мне очень понравилось у вас в лаборатории. Я хочу подарить Вам всем по шарику, играя в них Вы будете вспоминать меня!
Воспитатель: Нам пора возвращаться из нашей лаборатории в группу. Покружились, покружились и в ребяток превратились! Покружились, покружились и в группе очутились.
Заключительная часть
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами были?
Дети: В лаборатории, были учёными, изучали свойства резины и помогли шарику много узнать о себе.
Воспитатель: Что мы делали, что бы узнать свойства резины (опыты проводили)
Воспитатель: О каких свойствах резины вы узнали и рассказали шарику? (эластичная, гладкая, мягкая, прочная, водонепроницаемая, окрашивается).