Проект «В дружбе народов - единство России!»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Южная средняя школа»
Павлоградского муниципального района Омской области
Индекс: 646763, Омская область, Павлоградский район, село Южное, улица Садовая 27 .
Телефон 8(38172)-5-14-37; e-mail: brueva-1959@mail.ru
ПРОЕКТ
«В дружбе народов единство России!»
(фестиваль национальных культур)
Орумбаева Каракоз Рахматуловна
учитель начальных классов
первой квалификационной категорий
Павлоградка-2021
1.Паспорт Проекта
Наименование образовательного учреждения | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Южная средняя школа» Павлоградского муниципального района Омской области |
Полное название проекта | Проект «В дружбе народов единство России!» (фестиваль национальных культур) |
Основания для разработки проекта | -Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» -Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России -Национальная стратегия действий в интересах детей в интересах детей на 2012-2017 годы -Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» -план воспитательной работы по программе МБОУ «Южная СШ» |
Составитель и руководитель проекта | Орумбаева Каракоз Рахматуловна учитель начальных классов первой квалификационной категории |
Целевая группа | учащиеся 1 – 4 классов МБОУ «Южная СШ» |
Участники проекта | Учащиеся 1-4 классов, педагоги школы, классные руководители, родители |
Реализаторы проекта | Педагоги школы, классные руководители, родители |
Сроки реализации | декабрь – февраль |
Цель проекта | Знакомство с культурой народов, населяющих территорию России |
Задачи проекта | 1.Воспитание уважения к духовно-нравственным и культурным ценностям народов России. 2. Формирование у школьников основ толерантного сознания |
Основные мероприятия | -выставки рисунков -выставки изделий декоративно-прикладного творчества -тематические уроки -тематические классные часы -подготовка итогового мероприятия «В дружбе народов единство России!» |
Ожидаемые результаты реализации проекта | -увеличение доли школьников, участвующих в мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию; -повышение толерантности, проявление активной гражданской позиции, социальной ответственности обучающихся; -расширение знаний обучающихся о культуре, традициях, обычаях народов России; уважение к истории и культурным и историческим памятникам; -сформированность у учащихся чувства принятия, уважения культуры, традиций, обычаев народов России; -сформированность уважения к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая солидарность, готовность к равноправному сотрудничеству; -активизация взаимодействия школы и родителей по формированию толерантного самосознания личности подрастающего поколения; -повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области межнационального, толерантного воспитания школьников. |
Общее количество участников проекта | 70 |
Контроль за выполнением проекта | Администрация МБОУ «Южная СШ» |
Пояснительная записка
Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников определен современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Таким образом, духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.
Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт, мирного сосуществования культур различных народностей и национальностей, духовно-нравственного воспитания детей. На всем историческом пути россияне свято хранили лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколений, они складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. В основе духовно-нравственной жизни было воспитание воли, души, ума и сердца на началах любви, добра и красоты; формирование цельной, высоконравственной личности; развитие навыков благочестия и воспитания добродетелей.
Каждый ребенок в семье с детства приобщается к культуре, языку, традициям своего народа, своей национальности. В нашей школе учатся дети более 10 национальностей. Именно школа является той ступенькой, на которой дети имеют возможность узнать о культурах других народов России. На уроках и во внеурочной деятельности учащиеся познают народные традиции, промыслы, обряды людей, проживающих в Российской Федерации.
Одной из важнейших задач школы в данном направлении работы является формирование умения принять культуру и духовные традиции народа или народов, в среде которых они родились и продолжают жить. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Нельзя стать россиянином, не будучи укоренным в тех этнических традициях, к которым человек может принадлежать как по факту своего происхождения, так и по факту начальной социализации в определенной этнокультурной среде.
В реализации проекта «В дружбе народов единство России!» (далее Проект) приняли участие не только ученики и педагоги школы, а также и родители. Реализация Проекта была направлена на:
-увеличение доли школьников, участвующих в мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию;
-расширение знаний обучающихся о культуре, традициях, обычаях народов России; уважение к истории и культурным и историческим памятникам;
-сформированность чувства принятия, уважения культуры, традиций, обычаев народов России;
-сформированность уважения к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая солидарность, готовность к равноправному сотрудничеству;
-формирование ценностных представлений о любви к России, народам российской Федерации, к своей малой Родине;
-сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных и нравственных ценностей;
-вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
-развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности.
3.Участники Проекта
Учащиеся 1 – 4 классов, педагоги школы, классные руководители, родители.
4.Реализаторы Проекта
Орумбаева К.Р., классные руководители 1 -4 классов.
5.Цель и задачи Проекта
Цель Проекта: знакомство с культурой народов, населяющих территорию России.
Задачи Проекта:
1.Воспитание уважения к духовно-нравственным и культурным ценностям народов России.
2. Формирование у школьников основ толерантного сознания
6.Этапы реализации Проекта:
1 этап. Подготовительный: декабрь
2 этап. Основной: январь - февраль
3 этап. Заключительный: конец февраля
7.Механизм реализации Проекта
Механизм реализации проекта основывается на дальнейшем совершенствовании форм и методов духовно-нравственного воспитания школьников, пропаганды основ толерантного сознания у школьников.
В рамках реализации проекта планируется осуществление взаимодействия школы и семьи по духовно-нравственному, толерантному воспитанию учащихся.
Координацию деятельности по реализации проекта осуществляет администрация школы. Администрация школы определяет содержание конкретных мероприятий по реализации проекта, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
8.План реализации Проекта
№ | Наименование мероприятий | Сроки | Ответственные |
1. | Изучение нормативных документов и методической литературы по духовно-нравственному воспитанию школьников | декабрь | Орумбаева К.Р. |
2. | Разработка проекта «В дружбе народов единство России!» и определение круга ответственных лиц | декабрь | Орумбаева К.Р., МО классных руководителей |
3. | Проведение круглых столов по темам: -«Традиции русского-народного творчества»; -«Татарская и казахская культура» | Декабрь-январь | Классные руководители 1-4классов |
4. | Проведениение фольклорных праздников: -«Масленица»; -«Сабантуй» | Февраль | Классные руководители 1-4классов |
5. | Проведение тематических уроков ИЗО: -Красота народного костюма (3 класс); -Эскиз русского национального (народного) костюма (4 класс); - Русский быт в прошлые века (2класс); - Национальный натюрморт (1класс); - Национальные традиции в культуре народа (1-4 классы); -Народный праздник ( 1-4классы); | Декабрь-февраль | Учителя начальных классов |
6. | Разработка и утверждение положения и плана подготовки и проведения фестиваля национальных культур «В дружбе народов единство России!» | Январь | Орумбаева К.Р., учителя начальных классов, зав.учебно-восп.деятельностью Прохоренко Т.И. |
7. | Подготовка и отработка сценария проведения Фестиваля | Февраль | Орумбаева К.Р. |
8. | Подготовка и представление на общешкольном этапе Фестиваля презентации, выставки ДПИ, национального блюда, творческого выступления классных коллективов представляющих национальности. | Февраль | |
9. | Изготовление атрибутов и костюмов к мероприятию | Январь-февраль | Классные руководители 1-4классов |
10. | Подготовка музыкального, звукового, слайдового, светового оформления мероприятия и номеров художественной самодеятельности | Январь-февраль | Классные руководители 1-4классов |
11. | Оформление зала и выставок «Национальные блюда», «Калейдоскоп народных промыслов» | февраль | Орумбаева К.Р., классные руководители 1-4классов |
12. | Организация дежурства возле выставочных комплексов | февраль | Орумбаева К.Р. |
13. | Анализ реализации Проекта | Февраль | Орумбаева КР., МО классных руководителей |
9.Ожидаемые результаты реализации Проекта
-увеличение доли школьников, участвующих в мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию;
-повышение толерантности, проявление активной гражданской позиции, социальной ответственности обучающихся;
-расширение знаний обучающихся о культуре, традициях, обычаях народов России; уважение к истории и культурным и историческим памятникам;
-сформированность у учащихся чувства принятия, уважения культуры, традиций, обычаев народов России;
-сформированность уважения к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая солидарность, готовность к равноправному сотрудничеству;
-активизация взаимодействия школы и городских учреждений, общественных организаций по формированию толерантного самосознания личности подрастающего поколения;
-повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области межнационального, толерантного воспитания школьников.
Каждый класс готовит представление одной национальности, проживающей на территории России. Классы, где обучаются дети не только русские (казахи, татары, немцы и др.), выбирают представление этой национальности.
Выступление – не более 8 минут. Необходимо представить традиции, обычаи, национальный костюм, танец, кухню, символику, ремесла.
Форма представления – произвольная.
Девиз фестиваля (на плакате):
«В дружбе народов единство России!»
Приглашенные:
Родители учащихся, администрация.
Оборудование:
Каждый класс в зависимости от выбранной национальности готовит выставку народного творчества: вышитые полотенца, салфетки, скатерти, тканые ковры, костюмы, поделки, на столах национальные блюда, национальный танец, игры.
Ход мероприятия:
Звучит песня «Я, ты, он, она - вместе целая страна».
Учитель:
Здравствуйте дорогие друзья и уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас в нашей школе!
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним тайга по нраву, другим - степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один черкеску носит, другой надел халат.
Один- рыбак с рожденья, другой - оленевод.
Один- кумыс готовит, другой - готовит мёд.
Одним милее осень, другим - милей весна.
А Родина – Россия у нас у всех одна
Выходят дети в национальных костюмах (русский, украинский, казахский), (девушка в русском костюме с караваем)
Русская: С чистым сердцем мы встречаем дорогих гостей своих.
Хлебом солью привечаем, щедро угощаем их.
Украинка: Щоб здоровеньки вы булы и жили только в счастье, в мире.
Казах: Ассаламалейкум, сегодня хороводы дружбы заведем, национальную культуру жителей села представим, станцуем и споём.
Русская: Золотит колосья русые,
Солнце спелое вдали.
Поклонитесь хлебу, поклонитесь до земли.
(Все кланяются)
Звучат фанфары. Выход ведущих
Вед.1. Живут в России разные народы с давних пор.
Одним - тайга по нраву, Другим - степной простор.
Вед. 2. У каждого народа язык свой и наряд.
Один - рубаху носит, Другой - надел халат.
Вед. 1. Один- рыбак с рожденья, Другой - оленевод.
Один - кумыс готовит, Другой - готовит мёд.
Вед. 2. Одним милее осень, Другим - милей весна.
А Родина Россия у нас у всех одна!
Вед. 1 Добрый день, дорогие друзья.
Вед. 2. Этот день добрый потому, что мы собрались здесь большой дружной семьей.
Вед.1. Сегодня вы увидите разноцветие красок и жанров, песен и музыки, народных костюмов, настоящую радугу, а помогут создать нам разноцветие радуги красок участники Детского фестиваля национальных культур «В дружбе народов единство России!».
Вед. 2. Наш фестиваль в едином хороводе.
Здесь соберёт людей со всех сторон
Земли народной сердцу милой,
Что Родиной с тобою мы зовём!
Вед. 1. Детский фестиваль национальных культур «В дружбе народов единство России!» объявляется открытым
Звучит гимн России
Ведущий 1.
Дружба народов — не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов — счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете.
Вед. 2. Для официального открытия фестиваля мы рады пригласить на сцену нашего директора Андрея Васильевича Бруева.
1 ведущий:
В нашей школе учатся дети разных национальностей: русские, украинцы, армяне, казахи, татары, немцы.
2 ведущий:
Для всех нас Россия является Родиной, несмотря на различие национальной культуры, веры, языка, одежды и традиций.
Учитель:
Наш фестиваль пройдет под девизом:
«В дружбе народов единство России!»
Давайте все вместе повторим наш девиз.
2 ведущий:
Эта школа — наш дом,
Наше общее счастье,
С нею встречи мы ждем,
Чтобы вместе собраться,
Разных народов сыны —
Здесь как одна мы семья.
Разные мы, но равны,
Будь это ты или я.
1 ведущий:
Собрались народы мира
В зале дружбы, не войны,
Потому что толерантны
На планете все они.
Руки мы пожмем друг другу,
Будем петь мы и плясать,
В игры разные играть.
И культуру разных наций
Будем вместе прославлять!
2 ведущий: (на фоне музыки «Россия – Родина моя»)
Твоя земля – наш отчий дом, Россия,
Мы черпаем в ней силу и свободу,
В ней дышат корни крепкие, живые
И моего древнейшего народа.
Здесь для венка друзей, а не впустую,
Творит природа красоту простую.
Учитель:
Русская культура богата не только песнями, но и своими танцами, задорными плясками, традициями, праздниками. А какие славные русские обычаи и традиции! Встречать дорогих гостей хлебом-солью, осыпать жениха и невесту в день свадьбы конфетами, хмелем и мелкими монетками – эти традиции живы и по сей день.
Выступление 3 класса (русская культура)
1 девочка:
Гость в дом – радость в дом!
2 девочка:
Добро пожаловать, гости дорогие!
1 мальчик-скоморох:
Не толпитесь у дверей
Проходите поскорей.
Ждут вас с чаем, ребятишки,
И баранки, и коврижки.
2 мальчик-скоморох:
Это все для вас, гости дорогие!
Калачи, ватрушки, пышки.
Налетайте, разбирайте.
Сладким чаем запивайте.
1 мальчик-скоморох:
Все на праздник к нам спешите
И друзей с собой ведите!
Всех гостей мы угощаем
Ароматным крепким чаем.
2 мальчик-скоморох:
Я плясать большой мастак –
Хоть вот этак, хоть вот так!
Я и петь большой мастак –
Хоть вот этак, хоть вот так!
Но когда с налёта, смело
принимаюсь я за дело,
Отчего-то, почему-то
Всё идёт совсем не так!
(Русская народная игра «Ручеек»)
1 мальчик-скоморох:
Приглашаю на русскую народную игру «Ручеек».
Все игроки, кроме одного, становятся парами друг за другом, пары берутся за руки и поднимают их вверх, образуя коридор. Оставшийся игрок проходит через коридор, по пути забирая с собой кого-нибудь из игроков. Выйдя из коридора, новая пара становится в "хвост" цепочки. А игрок, оставшийся без пары, ныряет в "коридор" и выбирает себе новую пару. Чем быстрее будет "течь" ручеек, тем веселее.
1 ведущий:
Я люблю тебя, Россия!
Я хочу чтоб ты цвела!
Словно птица в небе синем,
Распахнувши два крыла,
Ты согрела полпланеты –
Сто народов! Сто племен!
Мы – твои родные дети
Пусть синеет небосклон!
Немцы, русские, башкиры,
и казахи и мордва,
Проживаем в добром мире
Как на дереве листва.
2 ведущий:
Мы непохожие и разнокожие,
Русоволосые и кареглазые.
Лицом все светлые и сердцем славные.
Все дружные, а это главное!
Учитель:
А теперь все вместе повторим наш девиз:
«В дружбе народов единство России!»
1 ведущий:(на фоне украинской народной мелодии)
В долинах бродят теплой жизни соки
Привет Украины белённым хатам!
Она мне шепчет- ростом будь высоким!
Над входом – радуга узорным платом.
Учитель:
Учатся в нашей школе и дети украинской национальности. Украина – страна задушевных лирических песен, родина Николая Гоголя и Тараса Шевченко. Культура Украины имеет древнейшие корни. Украинцы с уважением хранят историю своих предков, глубоко чтут свои обычаи и традиции.
Выступление 2 класса (украинская культура)
Выходят дети в национальных украинских костюмах. Звучит украинская мелодия «Несе Галя воду». У девочек на голове веночки с лентами, мальчики в национальных рубахах с орнаментом.
Ученик 1:Тихая ласка «Ты, Украина?»
Ученик 2: Да Украина это моя.
Отвечает девочка в украинском костюме:
Добрый дэнь, дороги друзья!
Мы божаемого богато щастья, добра!
Ученик 3: Украина, дорогая,
Мой любимый край родной,
Пусть вовеки туча злая,
Громовая, грозовая,
Не чернеет над тобой.
Ученик 4: Украина – богатство.
Светла и зелена.
Украина – любимая
Ты моя страна.
Ученик 5: В ней свежесть ветра
Вольного степного,
И не страшна угроза ей ничья.
В семье единой, вольной
Ты, Украина – мать – любовь моя!
Ученик 6: Любовь к тебе, родная Украина,
Как святой наказ!
Она слила все чувства воедино
И в жизни мне дороже
В сотни раз!
Ученик 7: Украинцы, проживающие в нашем селе, не забывают свои народные традиции, свою культуру.
Звучит мелодия украинской народной песни «Несе Галя воду» в современной обработке.
Мальчик и девочка исполняют шуточный танец.
1 ведущий:
Будь терпимым ко всему иному:
К вере, взглядам, мыслям и одеждам.
И тогда станет просто любому,
Тихая затеплится надежда,
Что мы можем жить такие разные,
В этом мире вечного движения.
А для обретенья толерантности
Нужно просто чувство уважения.
Пусть каждый помнит, что …(наш девиз).
Все:
«В дружбе народов единство России!»
Ведущий: (на фоне музыки домбры)
Народов много кочевых в нашем крае
Почти все помнят родовые традиции, сказанья.
А мы поведать вам хотим о дружной и крепкой
Народности – Казахской.
Ведущий: Казахи издревле сохранили свою самобытность. Широко известны их достижения в декоративно-прикладном, ювелирном искусстве, чеканке, керамике. Гостеприимство казахов передается из поколения в поколение. С искусством, кухней, обычаями и традициями казахского народа вас познакомит 4 класс.
Выступление 1 класса (казахская культура)
1ученик:
Салам алейкум курметти достар!
2ученик:
Здравствуйте, дорогие друзья!
3ученик:
Гость радуется песенному гулу
Не чувствуя не стужи, не жары
У нас, мой друг, не сыщешь ни аула,
Ни даже просто дома без домбры.
И предки наши яркие картины
В напевах проносили сквозь года
Ведь две струны, как горы и равнины.
Как жизнь и смерть
Как радость и беда.
На зов домбры друзья спешат с вестями,
Звучат слова радушны и добры,
Но беден дом с почетными гостями
И песнями, и счастьем без домбры.
4ученик:
Казахи издревле сохранили свою самобытность. Широко известны их достижения в декоративно-прикладном, ювелирном искусстве, чеканке, керамике. Гостеприимство их передается из поколения в поколение. Мы рады познакомить вас с искусством, кухней, обычаями и традициями казахского народа.
5ученик:
В казахской культуре - как в зеркале отраженье души:
Оружие, посуда -чудо как хороши !
Доброта и сердечность, трудолюбие, мастерство,
Гостеприимство казахов всем известное давно.
Народный обычай «Воровство невесты»
1ведущий:
Толерантность – слово иностранное,
Но для всех понятное давно,
Будь терпимым к дальнему иль странному,
Отстраненным, будто бы в кино.
Речь здесь не идет о равнодушии
И о черствости никто не говорит.
Деликатность и терпение к живущему
Рядом, нам совсем не повредит.
2ведущий:
Будь терпимым ко всему иному:
К вере, взглядам, мыслям и одеждам
И тогда, пожалуй, ясно всякому,
Тихая затеплится надежда.
Что мы можем жить такие разные,
В этом мире вечного движения
А для обретенья толерантности
Нужно просто чувство уважения
И помнить….(наш девиз)
Все вместе:
«В дружбе народов единство России!»
Ведущий 2
Татарская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края
Где б также почитали их.
Звучит курай, лаская сердце
Красивых, любящих людей.
Мы можем только здесь согреться,
В объятьях родины своей.
Ведущий 1.
Наш фестиваль продолжают ближайшие соседи – гости из Татарии.
Слово предоставляется учащимся 4 класса, они представят нам особенности культуры татар.
(Выступление 4 класса (татары
)
Учитель:
Более 12 миллионов цыган живут во многих странах по всему миру. Подсчитать их точное количество нет никакой возможности, т.к. многие из них не зарегистрированы в общегражданских переписях. Цыгане – это особое этническое меньшинство, отличающееся от других, по крайней мере, цыганской кровью и цыганским языком.
Ведущий 2
Да, а вот я слышала у каждого народа есть свои цыгане…правда ли это?
Ведущий 1
Да, правда. Цыга́не — собирательное название около 80 этнических групп, объединённых общностью происхождения и признанием «цыганского закона». Мы приглашаем на сцену представителей цыганской национальности.
Выходят ученики 2класса.
Танец «Цыганочка».
Учитель:
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру, повторяйте движения за мной:
Поднимите все ладоши
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять:
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать!
Мой сосед такой хороший-
Я ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора.
Всем народам
Крикнем дружное-УРААААА!
А главное нельзя забывать: в дружбе сила!
И не устаем повторять:
«В дружбе народов единство России!»
(Фанфары, выход ведущих)
Вед.1. Вот и подходит к концу наш фестиваль, целью которого было показать, что культура разных народов дополняет и обогащает друг друга. Все народы должны жить в мире и дружбе, так как все мы происходим от одних корней.
Вед.2. А самое главное то, что сегодня мы увидели, как разнообразен мир вокруг нас, что мы так не похожи друг на друга, но в то же время у нас так много общего.
Вед. 2. В нашем мире наций очень много,
И культура их всегда в цене.
Так пускай обычаи продлятся,
На родимой матушке Земле.
Вед.1. Пусть культура бережно хранится,
Будут благосклонны небеса
К каждой из нетронутых традиций,
Что несут горячие сердца.
Учитель: Мы желаем всем участникам фестиваля, всем присутствующим в зале мира и счастья! Пусть каждый помнит, что … (вместе)
В дружбе народов единство России!
Шире круг, шире круг!
Музыка зовет
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод.
(Все участники встают в хоровод и поют песню «Мир похож на цветной луг»).
Заключение
В фестивале приняло участие более 70 человек, было представлено пять национальностей (русские, казахи, татары, цыгане, украинцы), проживающие в нашем селе. Ребята в творческой форме смогли окунуться в мир других наций и узнать много нового. Были представлены национальные блюда, ребята услышали о традициях и обрядах, поиграли в различные национальные игры, увидели национальные костюмы, и , конечно же, было представлено много различных поделок.
Дети пришли к выводу, что в нашем селе живут люди разных национальностей, и все они относятся друг к другу с уважением. Ребятам очень интересно было узнать о мире и быте своих друзей, ведь все они дружат, несмотря на принадлежность к определённой нации.
Такие фестивали уже давно вошли в традицию нашей школы.
29
Ирина Владимировна Казарцева