Конспект урока истории «В городе богини Афины» с раздаточным материалом
В городе богини Афины
Педагогические
цели
Создать условия для ознакомления с основными архитектурными принципами и элементами древнегреческих построек, архитектурным ансамблем афинского Акрополя; способствовать развитию умений отличать художественные особенности произведений искусства, понимать язык данной эпохи; содействовать формированию собственного впечатления от произведения искусства
Тип и вид урока
Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-путешествие
Планируемые
результаты
(предметные)
Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира
Личностные
результаты
Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
Метапредметные
результаты
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Основное содержание темы, понятия и термины
Ремесло. Культура Древней Греции. Классическое искусство. Древнегреческая архитектура. Основные ордера: дорический, ионический, коринфский. Колонна древнегреческого храма. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Древнегреческая скульптура. Творения Фидия: статуя Афины-Девы, Зевс Олимпийский. Быт и досуг древних греков. Акрополь, Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон. Архитектурный ордер, виды ордеров: дорический, ионический, коринфский; капитель, архитектура, амфора, килик, кратер, пифос, вазопись, Керамик, гончар, Агора, портик, храм, фронтон, кариатида, скульптура, смотрители рынка, Совет пятисот
Образовательные ресурсы
Учебник. Карта «Древняя Греция». Электронное приложение к учебнику. Рабочая тетрадь № 2. Схема «План города Афины в V в. до н. э.». Учебные картины: «Чернофигурный и краснофигурный сосуды», «В гончарной мастерской», «Храм Гефеста и правительственные здания на афинской Агоре», «Праздничное шествие на Акрополь», «Статуя Афины в Парфеноне», «Эрехтейон». Рисунки с изображением дорического, ионического, коринфского ордеров
Организационная структура урока
I. Организационный момент
Фронтальная. Словесный. Слово учителя
Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
Быстрое включение в деловой ритм
II. Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный, наглядный. Сообщение учителя, беседа, работа с картой
– Мы отправляемся в путешествие.
Наш корабль бороздит водные просторы Эгейского моря. Хотите побывать в Афинах, городе, названном в честь богини Афины?
– Афиняне говорили: «Так ты чурбан, если не видел Афин, осел, если видел их и не восторгался, а если по своей воле покинул их, то ты верблюд!» Вам очень понравится этот замечательный город!
Слушают учителя. Работают с картой: находят Эгейское море,
город Афины
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.
Познавательные: используют знаково-символические средства.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушают
и понимают речь учителя
Работа с картой
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
В районе
Керамик
Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа со схемой, картиной, текстом учебника, беседа, рассказ
Опираясь на схему, рассказывает
о планировке города, районе Керамик, где жили гончары. Организует работу с картиной «В гончарной мастерской», проводит беседу:
– Как вы думаете, кто из работников
является свободным, кто – рабом?
Обращает внимание на сосуды, предлагает их сравнить, найти в тексте
(п. 1 § 37) описание стилей, предположить, какой из них более ранний. Формирует представление о вазописи
Анализируют схему, составляют
по ней рассказ. Описывают картину, различают свободных худож-ников и работников-рабов, чей труд однообразен
и не требует творчества. Сравнивают красно-фигурный и чернофигурный стили, устанавливают очередность их появления. Объясняют значения терминов
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием схемы, картины; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других
Рассказ, беседа по вопросам
Агора – главная площадь Афин
Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Рассказ учителя, работа
с текстом, картиной,
беседа
– Спустя некоторое время мы выходим на главную площадь города.
Предлагает прочитать п. 2 § 37, рассмотреть картину «Храм Гефеста
и правительственные здания на афин-ской Агоре». Организует беседу по вопросам (см. Приложение 2)
Определяют значения терминов. Объясняют внешние различия между небольшими и скромными зданиями в Керамике
и общественными зданиями, на которые Народное собрание не жалело средств, так как они прославляли родной город. Распознают на картине архитектурные постройки
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; извлекают необходимую информацию из наглядных пособий.
Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Беседа по вопросам, работа с картиной
Прогулка
по Акрополю. Миф о рождении богини Афины
Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ, работа
с картиной, текстом, беседа
– Мы покидаем Агору и приближаемся к высокому холму в центре города. Это Акрополь (см. Приложение 3).
Рассказывает об истории строительства, архитектурном ансамбле авторе скульптур Фидии; организует работу с текстом учебника, картинами, документом, проводит беседу
Объясняют значения терминов. Описывают картину, анализируют документ
Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи.
Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; анализируют изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.
Коммуникативные: слушают
и понимают речь других
Работа
с текстом, беседа по вопросам
IV. Закрепление знаний и способов действий
Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с картиной
– Наше путешествие подошло к концу.
С какими районами Афин вы познакомились? Какие достопримечательности этого замечательного города увидели?
– Как называется главная площадь Афин? Какие здания располагаются на ней?
– Что входит в ансамбль афинского Акрополя?
Называют районы Афин, перечисляют достопримечательности. Называют здания, расположенные на Агоре, архитектурные сооружения афинского Акрополя. Используют знание терминов для ответов на вопросы
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями рече-вого этикета; описывают объект: передают его внешние характеристики
Беседа по вопросам
V. Информация о домашнем задании
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя
Комментирует задание.
§ 37. Задания 37, 42, 43 в рабочей тетради
Воспринимают задание, уточняют
Регулятивные: принимают учебную задачу
Задания
в рабочей тетради
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
Вазопись – орнаментальная или изобразительная декоративная роспись сосудов специальными красками с последующим обжигом. Древние греки могли расписывать любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приема пищи, в обрядах и праздниках. Особо тщательно оформленные произведения керамики приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг и стойкие к воздействиям окружающей среды, керамические сосуды и их фрагменты сохранились в большом количестве.
Благодаря надписям на вазах сохранились имена многих гончаров и вазописцев.
Первоначально в росписях вазописи использовались сюжеты греческой мифологии. Боги и богини, герои и чудовища изображались в сценах из жизни олимпийцев и эпизодах Троянской войны. Постепенно стали появляться сюжеты из повседневной жизни обычных людей, например, воин, вооружающийся для битвы, или гимнастические упражнения.
Приложение 2
– Вспомните, какие здания были в Керамике?
– А как вы думаете, почему общественные здания строились большими и красивыми?
– Что собой представляла Агора в Афинах? Как она была связана с общественной жизнью граждан?
– Найдите на картине портики. Что это за здания? С какой целью они строились?
– Кто следил за порядком на Агоре?
– Покажите здание, где собирался Совет пятисот, игравший большую роль в управлении Афинами.
– Какими вопросами ведал этот орган?
Приложение 3
Серый шифер. Белый тополь.
Пламенеющий залив.
В серебристой мгле олив
Усеченный холм – Акрополь.
Ряд рассеченных ступеней,
Портик тяжких Пропилей
В сетке легких синих теней,
И за грудами камней
Искры мраморных аллей.
Небо знойно и бездонно –
Веет синим огоньком.
Как струна звенит колонна
С ионийским завитком.
За извивами Кефиза
Заплелись уступки гор
В рыже-огненный узор…
Луч заката брызнул снизу…
Над долиной сноп огней…
Реет пламенем над ней он,
В горне бронзовых лучей
Загорелый Эрехтейон…
Ночь взглянула мне в лицо.
Черны ветки кипариса.
А у ног, свернув кольцо,
Спит театр Диониса.
М. Волошин
Мне будет вечно дорог день, Когда, священный Парфенон, Твой камень, солнцем весь облитый,
Когда вступил я, Пропилеи, Я увидал в лазури чистой Прозрачный, теплый и живой,
Под вашу мраморную сень, Впервые мрамор золотистый Как тело юной Афродиты,
Что пены волн морских белее, Твоих божественных колонн, Рожденной пеною морской.
Д. С. Мережковский
Светлана Анатольевна
Администрация сайта «УРОК.РФ»