Предварительный просмотр презентации
В гостях у сказки, или Как устроена сказка ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Выполнила ученица 6 класса Широкова Инна
Читать сказки, любить их и знать, как они устроены,- задача каждого образованного человека. К. И. Чуковский
Цель исследования: изучить особенности волшебных сказок. Задачи исследования: • Выделить отличия волшебной сказки от других видов сказок. • Узнать, с помощью чего можно сочинить волшебную сказку. • Провести анкетирование среди одноклассников на тему «Волшебные сказки». • Создать памятку « Как сочинить свою сказку». • Сочинить волшебную сказку.
Объект исследования: волшебные сказки. Предмет исследования: законы создания волшебной сказки. Методы исследования: • анализ художественной литературы и интернет-источников по данной теме; • описательный метод (наблюдение, классификация, обобщение); • анкетирование. Гипотеза: волшебные сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.
Сказка – жанр литературного творчества, рассказывает о вымышленных героях и событиях, с участием волшебных сил (толковый словарь).
Виды сказок Эти сказки самые древние. Они ближе всего к мифам. Звери в них ведут себя как люди. Обычно это смешные, веселые сказки. БЫТОВЫЕ В них речь идет о самом обычном, с чем люди встречались в жизни: о ловком солдате и глупом купце, о жадной жене или хитром работнике. В бытовых сказках нет ничего чудесного, сверхъестественного. Зато герои проявляют отвагу, находчивость, смекалку. О ЖИВОТНЫХ
Виды сказок ВОЛШЕБНЫЕ удивительное явление народного искусства. Волшебная сказка внешне проста и незамысловата, но есть в ней глубинное содержание. Она создает особый волшебный мир, который живет по своим законам. Сказочный мир волшебной сказки населен персонажами, которых нет в реальности.
Признаки волшебной сказки Особая композиция Сказочные сюжеты Троекратное повторение Положительные и отрицательные герои Сверхъестественные силы, помощники, магические предметы Чудесные превращения «Сказочный» язык Добро побеждает зло
Композиция присказка концовка зачин сюжет 1 2 3 4
Присказка Хотя присказка является необязательной частью волшебной сказки, незаурядные сказочники ее часто используют. Она придает сказке затейливый характер, вызывает интерес у слушателей.
Присказка - На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево – золотые яблочки. По этому дереву ходит кот Баюн. Идет он вверх – песенки поет, идет вниз – сказочки сказывает. Это еще не сказка, а присказка. А сказочка впереди. Ушки открой и слушай. - Летела ворона – веселая головушка. Она летела, летела и на золотую маковку села. Хвостиком повертела, по сторонам посмотрела и опять полетела, а перышко нам оставила. - Ай потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная; есть в ней дива дивные, чуда чудные. - Будет сказка занимательна, слушайте ее, дети, внимательно.
Зачин Зачин напоминает, что все события в сказке происходят где-то, место действия нельзя определить или показать на географической карте. Все события происходят только чудесным образом.
Зачин - За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею… - Живал-бывал царь, вольный человек; жил на ровном месте, как на скатерти . - В некотором царстве, в некотором государстве жил старик со старухой. - В стародавние времена, в некотором царстве, не в нашем государстве… - Жил-был старик; и было у него три сына… - В некотором королевстве служил у короля солдат… - В одной деревушке жили два мужика, два родные брата…
Концовка Какую роль играют в сказке концовки? Они делают сказку красивой и необыкновенной, настраивают нас на доброе восприятие жизни. Присказка и концовка составляют обрамление, в которое искусный рассказчик заключает свое повествование . Однако и та и другая необязательны: волшебная сказка может начинаться сразу со слов «жили-были» и кончаться словами «стали жить-поживать».
Концовка - Я там была и мед кушала. А когда чай пила , по губам текло, а в рот не попало. Вот и сказке конец. - Я тут на свадьбе была, мед-пиво пила ,всем гостям подавали ковшом, а мне подали черпом; - Взяли за нос и бросили за мост. Вот и сказка вся , врать больше нельзя. - Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. - Тут и сказке конец, а кто слушал –молодец! - Вот тебе сказка, а мне кринка масла. - И стали они жить-поживать да добро наживать. - И стал а она в добре поживать, лиха не знать. - И жили они долгие лета в любви и согласии.
Язык сказки Особенностью сказочного повествования являются повторы. В русских сказках обычно трижды повторяются отдельные слова и поступки персонажей (3 сына, 3 загадки, 3 дороги, 3 задания для героя.) В волшебных сказках встречаются положительные и отрицательные герои. Иван-царевич , Иван- дурак , Василиса Премудрая , царевна –лягушка и другие. Отрицательные –Баба-яга, Кощей Бессмертный ,Чудо- юдо и т.д. Из произведения в произведение переходят известные постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красная девица» , «леса дремучие», «конь буланый», «травы шелковые», «море синее» и другие. Традиционные формулы – «скоро сказка сказывается ,а нескоро дело делается», «утро вечера мудренее», «день коротается , к ночи подвигается», «едет далеким-далеко, высоким – высоко» -разграничивают и связывают эпизоды сказки, замедляют повествование.
Памятка для написания сказки Отлучка кого-либо из членов семьи. С первых слов сказка вводит читателя или слушателя в какую-нибудь семью. События начинаются с того, что кто-нибудь из старших на время отлучается из дома. Запрет, обращенный к герою. Отлучку старшие сопровождают запретами, - как правило, это запрет покидать дом. Нарушение запрета. Запреты нарушаются, и это влечет за собой страшное несчастье. Героев могут похитить: змей, птица, вихрь, Кощей или Баба Яга и т.д. События сказки начинают развиваться.
Памятка для написания сказки Герой покидает дом. Герой узнает о беде и отправляется в путь. Герой может ехать верхом, идти пешком или передвигаться еще каким-либо способом. Даритель испытывает героя. Чтобы герой мог справиться с бедой, его руки попадает какое-нибудь волшебное средство. В сказке появляется новый персонаж – даритель. Получение волшебного средства. Например, можно взять ковер-самолет, сапоги скороходы, помощники-звери или волшебные существа, или волшебные предметы.
Памятка для написания сказки Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков. Герой и его противник вступают в борьбу. Враг побежден или наказан. Победа силой или смекалкой. Возвращение героя.
Выводы Работая над проектом «Секреты волшебной сказки», я достигла цели исследования и решила поставленные задачи: выяснила, в чем необычность волшебной сказки; узнала, как строится такая сказка, каковы особенности повествования; составила памятку; попробовала применить полученные знания при написании собственной волшебной сказки. Читая сказки, я убедилась в том ,что это поистине драгоценное наследие. Сказка привлекает человека невероятностью своих событий, очарованием вымысла, победой добра над злом . Волшебные сказки – это прежде всего мечты людей о светлом будущем, о справедливости, радостной жизни, честном труде.