Занятие «В гостях у сказки»
Цель: формирование связной речи
Задачи:
Обучающие: 1. Побуждать детей к высказыванию в виде полных предложений;
2. Упражнять в отчетливом произношении изолированного звука «у»;
3. Продолжать учить отвечать на простые вопросы (кто? что?);
4. Напомнить детям содержание сказки «Колобок»;
5. Закреплять основные цвета (красный, жёлтый).
Развивающие: 1. Развивать умение действовать по показу воспитателя;
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, упражнять в лепке шара;
Воспитательные: 1. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность;
2. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Педагогические технологии: здоровьесберегающие, проблемно-игровые ситуации.
Словарная работа: прищепки, тесто, гостинцы, весёлый, румяный, круглый, танцевать, помогать.
Предварительная работа: рассказывание русской народной сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок», настольный театр «Колобок», лепка «Мой Колобок», разучивание танца «Колобок», чтение русских народных сказок.
Материал: игрушки зайца, волка, медведя, лисы; письмо; клубок пряжи; декорации «лес», «дом»; ребристые доски; мячи; верёвка; магнитола, фонограммы звуков и песен; макет солнца; прищепки; тесто; куклы Бабушки и Дедушка из настольного театра; угощение для детей.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Воспитатель: Вот собрались малыши, до чего же хороши!
Здесь – постарше, тут – помладше, здесь – совсем малыши.
Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: (обращается к каждому ребёнку)
Здравствуйте, мои друзья, всех вас рада видеть я:
и Илюшу, и Алёшу, и Иришку, и Антошу, Мишу, Вареньку, Ванюшку, Полю, Сеню и Андрюшек, и Матвейку, и Владюшу, и, конечно же, Кирюшу, нашу Таичку, Семёна, и Серёжу, и Артёма.
II. Сюрпризный момент
Ребята, посмотрите, что я принесла (воспитатель показывает детям большой конверт с надписью «для ребят ясельной группы). Сегодня утром в наш детский сад пришло письмо. Оно для вас, ребятки. Здесь так и написано – для ребят ясельной группы. А написал письмо Колобок. Вы все знаете Колобка?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, расскажите, какой Колобок?
Дети: Круглый, весёлый, румяный, добрый красивый.
Воспитатель: Правильно, ребятки, молодцы. Колобок такой хороший: и круглый, и весёлый, и румяный, и добрый, и красивый! А теперь прочитаем, что же за письмо прислал нам Колобок?
Дети: Да, прочитаем!
Воспитатель достаёт письмо из конверта и зачитывает его детям.
Воспитатель: «Ребята, здравствуйте! Пишет вам Колобок. Ребята, я отправился погулять и заблудился в лесу. Потом захотел вернуться домой, а звери меня не отпускают. Помогите мне снова вернуться к бабушке и дедушке».
Ну, что ж, ребята, я думаю нужно помочь Колобку вернуться домой к бабушке и дедушке. Поможем ему? Отправимся в лес искать Колобка?
Дети: Да, пойдём искать Колобка.
III. Основной этап
Воспитатель: Ребята, а дорогу к Колобку нам укажет вот этот клубочек. (Воспитатель показывает детям клубок пряжи). Какого он цвета?
Дети: Красного.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь отправляемся в путь.
Ты катись, катись, клубок, с овражка на мосток,
Только сильно не спеши, путь – дорогу укажи,
К Колобку нас приведи.
Дети вместе с воспитателем переходят в часть групповой комнаты
с декорациями леса
Воспитатель: Вот, ребятки, куда нас клубочек привёл, - мы пришли в лес. Где нам искать Колобка? Кругом одни деревья. Как называются эти деревья?
Дети: Ёлка.
Воспитатель: Правильно, ребята, это ёлки. Ребята, а какого цвета ёлочки?
Дети: Зелёного.
Воспитатель: Правильно, ребята. А Колобка под зелёными ёлочками не видно?
Дети: Нет, не видно Колобка.
Воспитатель: Ребята, а давайте все вместе позовём Колобка. Может быть, он услышит нас и сам к нам придёт? Колобок, ау!
Дети: Колобок, ау!
Воспитатель: Нет здесь Колобка, ребята. А где же звери, которые не хотят отпускать Колобка к бабушке и дедушке? Посмотрите, кто это сидит под ёлкой?
Под ёлкой находится мягкая игрушка «заяц»
Дети: Зайчик сидит.
Воспитатель: Ребята, поздороваемся с зайчиком?
Дети: Да.
Воспитатель совместно с детьми здоровается с зайчиком, ребята жмут зайчику лапку и гладят его.
Воспитатель: Зайчик, Колобок прислал нам с ребятами письмо в детский сад. Он хочет домой, а ты, зайчик, и другие звери его не отпускаете. Вот мы и пришли с ребятами в лес, чтобы помочь Колобку, правда, ребята?
Дети: Да.
Воспитатель: Зайчик, отпусти, пожалуйста, Колобка.
Воспитатель берёт в руки зайца и разговаривает с детьми от его имени.
Заяц: Нет, я не отпущу Колобка. Помогите мне стать сильным как медведь, и ловким как волк, тогда отпущу.
Воспитатель: Зайчик, это очень просто, - чтобы стать сильным и ловким, нужно каждый день делать зарядку. Мы с ребятами тебя научим, как делать зарядку.
Проводится физкультминутка под музыкальное сопровождение
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.
Раз-сюда. Два-туда. Повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали,
Руки к верху все подняли.
Раз, два, раз, два.
Будь здорова, детвора.
Воспитатель: Вот, зайчик, какую зарядку мы с ребятами делаем в детском саду. Делай зарядку каждый день, и ты станешь сильным и ловким. Теперь ты отпустишь Колобка?
Заяц: Конечно, отпущу.
Воспитатель: Ребята, давайте скажем «спасибо» зайчику и «до свидания».
Дети благодарят зайчика и прощаются с ним, машут ему ручками.
Воспитатель: Ну, клубочек, веди нас дальше (воспитатель катит клубок дальше). Ребята, пойдёмте дальше по мостику. Идите осторожно, не упадите в яму.
Дети друг за другом идут за воспитателем по мостику – «ребристой доске»
Воспитатель: Молодцы, все прошли по мостику, - никто не упал в яму. И куда теперь привёл нас клубочек? Ребята, посмотрите, вы кого-нибудь видите под ёлочкой?
Воспитатель указывает детям на ёлочку, под которой они находят «волка»
Дети: Волк.
Воспитатель: Правильно, дети, это серый волк. Ребятки, давайте поздороваемся с серым волком. Здравствуй, серый волк!
Дети: Здравствуй, волк (дети здороваются с волком за лапу, гладят его).
Воспитатель: Дорогой волк! Нам с ребятами в детский сад прислал письмо Колобок. Он хочет домой к дедушке и бабушке, а ты, серый волк, его не отпускаешь. Вот мы и пришли с ребятами в лес, чтобы помочь Колобку, правда, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель берёт в руки игрушку волка и разговаривает от его имени
Волк: Ребята, я очень люблю играть в мяч. Поиграйте со мной, тогда и отпущу Колобка. Посмотрите, что нужно делать. Я беру мяч и толкаю его в ворота.
Проводится подвижная игра «Прокати мяч в ворота»
Волк: Молодцы, ребята, здорово вы катили мяч. Поиграли, а теперь нужно мячи собрать (дети собирают мячи).
Воспитатель: Устал серый волк, ребята, и уже хочет отдохнуть. Ребята, за то, что вы поиграли с волком, волк отпустит Колобка. Правда, Волк?
Волк: Ладно, отпущу вашего Колобка, я же обещал вам. Только скажите ему, чтобы он больше не убегал от бабушки и дедушки.
Воспитатель: Спасибо, серый волк. Хорошо, мы всё расскажем Колобку. А теперь, до свидания, нам пора идти дальше.
Дети: До свидания!
Воспитатель: Ты, катись, катись, клубок,
Путь-дорожку укажи, к Колобку нас приведи.
Воспитатель снова бросает клубок пряжи,
и дети с воспитателем идут вслед за клубком
Воспитатель: Ребята, тут так просто не пройти, -
Верёвочка у нас на пути.
Мы головки нагнём, под верёвочкой пройдём!
Дети преодолевают препятствие - проходят под верёвкой
Воспитатель: Молодцы, все справились. Ребята, вы слышите что-нибудь?
Раздаётся хруст снега
Дети: Кто-то идёт!
Воспитатель показывает детям игрушку «медведь»
Дети: Мишка!
Воспитатель: Дети, как ходит мишка?
Дети показывают, как ходит медведь –
вперевалочку с расставленными ногами
Воспитатель: Ребятки, давайте поздороваемся с Мишенькой. Здравствуй, Мишенька!
Дети: Здравствуй! (дети здороваются с медведем за лапу, гладят его).
Воспитатель: Мишенька! Нам с ребятами в детский сад прислал письмо Колобок. Он хочет домой к дедушке и бабушке, а ты, Мишенька, его не отпускаешь. Вот мы и пришли с ребятами в лес, чтобы помочь Колобку, правда, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель берёт в руки игрушку «медведь»
и произносит слова от его имени
Медведь: Ребята, мне грустно, потому что я замёрз. Холодно мне, солнышко меня не греет.
Воспитатель: Не плачь, Мишенька. Мы с ребятами знаем, как тебе помочь.
Посмотрите, ребята, вот солнышко. Какого оно цвета?
Дети: Солнышко жёлтого цвета.
Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы! Но посмотрите на него, оно печальное, холодное и у него нет лучей. Ребята, давайте сделаем солнышко весёлым, тёплым, ярким, подарим ему лучи. Пусть солнышко согревает нашего Мишку, чтобы ему стало тепло. И Мишка отпустит Колобка.
Ребята, посмотрите, вот это солнышко, а вот это прищепки. Давайте вместе прицепим прищепки к солнышку, чтобы у него появились лучики.
Дети совместно с воспитателем делают лучики солнышку при помощи прищепок. После окончания упражнения воспитатель поворачивает Солнышко другой стороной к детям.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Сделали солнышко весёлым, тёплым, подарили ему лучики. Солнышко радо, что оно стало таким красивым.
Воспитатель поворачивает Солнышко другой стороной детям.
Посмотрите, ребята, оно вам улыбается. Давайте, и мы улыбнёмся солнышку.
Воспитатель и дети улыбаются Солнышку.
Воспитатель: Вот, Мишенька, какое солнышко ребята для тебя сделали. Теперь тебе будет тепло, и ты не замёрзнешь.
Медведь: Спасибо вам, ребятки. За это я отпущу Колобка.
Дети и воспитатель благодарят медведя и прощаются с ним
Воспитатель: Ребятки, я вижу, что кто-то под ёлочкой спрятался. Кто это?
Дети: Это лиса.
Воспитатель достаёт из-под ёлки лису с корзиной, в которой сидит Колобок
Воспитатель: Вот, ребятки, мы и нашли Колобка. Лиса его спрятала и что хотела с ним сделать?
Дети: Лиса хотела съесть Колобка.
Воспитатель: Лисонька, отпусти, пожалуйста, Колобка к бабушке с дедушкой.
Лиса: (воспитатель говорит от имени лисы) Нет, не отпущу. Если я вам отдам Колобка, у меня ничего не останется.
Воспитатель: Лисонька, не расстраивайся. У меня ребятки очень любят лепить и слепят тебя много колобков, ты согласна?
Лиса: Ну, если ребята слепят мне много новых колобков, тогда я согласна.
Воспитатель: Ребята, прежде чем мы будем лепить колобков, давайте разомнём наши пальчики. Повторяйте за мной движения.
Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили»
Быстро тесто замесили, раскрываем и закрываем ладони.
На кусочки разделили, имитируем отщипывание.
Раскатали все кусочки трём ладошку о ладошку.
И слепили колобочки. показываем два кулачка.
Молодцы, а теперь лепим колобков.
Дети из готового теста лепят колобков и показывают лисе
Лиса: Ой, какие вы, ребята, молодцы! Ребятки, сколько вы много колобков мне слепили. Ладно, забирайте своего Колобка, у меня теперь свои колобки есть.
Воспитатель: Спасибо, Лисонька. До свидания. А теперь, Колобок, мы с ребятами отнесём тебя бабушке и дедушке. Они сильно соскучились по тебе и очень ждут. Пойдём, ребята.
Дети с воспитателем, держа в корзине Колобка, подходят к избушке, около которой сидят куклы бабушки и дедушки, здороваются с ними
Воспитатель: Бабушка и дедушка, вы не Колобка ждёте?
Дед и Баба: Колобка, Колобочка, нашего внучочка (воспитатель выступает в роли кукол бабушки и дедушки).
Воспитатель: Бабушка и дедушка, а мы с ребятами нашли вашего Колобка в лесу, спасли его от зверей и принесли вам. Вот он в корзиночке посиживает.
Колобок: Ребята, я так рад, что вернулся домой, мне хочется танцевать от радости. Потанцуете со мной?
Дети с воспитателем танцуют под «Песню Колобка»
Дед и Баба: Ребята, спасибо вам большое, что помогли Колобку вернуться домой. А это вам гостинцы.
IV. Рефлексия
Воспитатель: Ну, вот, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Мы сегодня устали. Где мы были с вами?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Кого мы с вами встретили в лесу?
Дети: Зайца, волка, медведя, лису, колобка.
Воспитатель: Кому мы с вами принесли Колобка?
Дети: Бабушке и дедушке.
Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось, как вы отвечали и знаете сказку. Какую сказку сегодня мы с вами вспомнили? (ответы детей). А вам понравилось? Если да, о похлопайте в ладоши. Молодцы, ребятки. А теперь пойдёмте пить чай.
Источники, использованной при подготовке к занятию:
Громова, О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Янушко, Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. – М.: Теревинф, 2011.
Интернет-ресурсы:
http://vospitatel.com.ua