В мире животных

0
0
Материал опубликован Вчера в 13:40

8

t1733222385aa.jpg




Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«В мире животных»



Возраст обучающихся: 10-12 лет

Срок реализации: 1 год


Разработчик:

Евстафеева Светлана Рамисовна,

педагог дополнительного образования МАУДО ЭБЦ










г. Воткинск, 2024 г.

Разработчик: Евстафеева Светлана Рамисовна, педагог дополнительного образования МАУДО ЭБЦ, квалификационная категория – нет.

Возраст обучающихся: 10 - 12 лет.

Срок освоения: 1 год.

Общее количество учебных часов по программе – 144 часа, 36 недель (сентябрь - май).

1. Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире животных» Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Эколого-биологический центр города Воткинска Удмуртской республики (далее – программа) разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Удмуртской республики на основании Положения «О дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе педагога дополнительного образования Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Воткинска Удмуртской Республики». Направленность программы

Программа осваивается по естественнонаучному направлению работы учреждения, направлена на экологическое образование и воспитание подрастающего поколения.

Программа направлена на:

формирование знаний об окружающей природе родного края;

формирование и развитие у учащихся любви к животным;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном развитии.

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В мире животных». В результате опроса общественности: педагогического коллектива базового образовательного учреждения, родителей, обучающихся (анкетирование (приложение 2)), получен социальный образовательный запрос на то, чтобы в ходе освоения программы обучающимися были получены дополнительные знания в общении с домашними животными и ознакомление с особенностями животного мира Удмуртской Республики.

К познанию животного мира, окружающей среды интуитивно и сознательно стремится каждый ребенок. Поэтому настоящая программа вводит учащихся в мир знаний о животном мире. Программа кружка рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые интересуются миром животных и, стремясь к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях домашних животных, о том, как вступать с ними в контакт или оказывать им посильную помощь.

Новизна и отличительные особенности программы

Программа разработана опираясь на программу «Окружающий мир» Плешаков А.А. М.: Просвещение 2011г.

Отличием дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В мире животных» от программы А.А. Плешакова, является то, что данная программа составлена с учетом особенностей природы Удмуртской Республики. Опора на местный материал – климатические и природные особенности региона, животного мира Удмуртской республики. Программа кружка позволяет учащимся расширить представление о мире животных, которое они приобрели в ходе изучения соответствующего раздела в школе.

В программе более выражена практическая направленность - большое внимание уделяется экскурсиям, походам с целью изучения природы своего края, учатся ухаживать за домашними животными. Уделено внимание воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, что составляет основу экологической культуры личности.

Педагогическая целесообразность. Программа способствует формированию духовно-нравственных качеств личности обучающихся, заботы о природе родного края, воспитанию гуманного отношения к животным, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, что составляет основу экологической культуры личности, всестороннему творческому развитию личности.

Срок освоения программы - один год: 144 часа, что позволяет ребенку в течение года определить свои наклонности при освоении данной программы, педагогу оценить возможности обучающегося, и способствовать выявлению одаренности ребенка, и рекомендовать, как обучающемуся, так и родителям (лицам их замещающим) продолжение обучения в учреждении в соответствии с потребностями обучающегося.

Общее количество учебных часов – 144 часа: 36 недель по 4 часа в неделю (с сентября). Программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

Адресат, возраст обучающихся, участвующих в реализации программы

Программа предназначена для обучающихся общеобразовательных учреждений города Воткинска в возрасте 10 - 12 лет.

Возрастные особенности детей 10 – 12 лет: доверчивость, исполнительность. Как правило, обучающиеся этого возраста выполняют требования педагога беспрекословно, не вступают с ним в споры, доверчиво воспринимают поучения педагога. Они не претендуют на самостоятельность и независимость.

Повышенная восприимчивость выражается в том, что младший школьник с готовностью и интересом воспринимает все новое.

Повышенная реактивность проявляется на занятиях в быстром поднимании руки, нетерпеливом выслушивании товарищей, стремлении отвечать самому.

Направленность на внешний мир выражается в интересе к фактам, событиям. При возможности дети подбегают к тому, что их заинтересовало, стараются потрогать незнакомый предмет руками, с удовольствием рассказывают об увиденном ранее.

Подражательность заключается в том, что дети повторяют рассуждения педагога, товарищей. Такое внешнее копирование помогает ребенку в усвоении материала, но в то же время может привести к поверхностному его восприятию.

Направленность личности младшего школьника выражается в его потребностях и мотивах. У детей этого возраста сохраняется ряд потребностей, существующих ранее:

- потребность в игровой деятельности;

- потребность в движениях;

- потребность во внешних впечатлениях.

Вместе с тем у них появляются и новые потребности:

- точно выполнять требования педагога;

- овладевать новыми знаниями, навыками, умениями;

- получать одобрение со стороны взрослых;

- быть лучшим учеником;

- выполнять общественную роль.

Наполняемость групп 10-15 человек, согласно Устава Учреждения и санитарно-гигиенических требований.

Учащиеся имеют стартовый и базовый уровень знаний по курсу «Окружающий мир».

Режим занятий

Режим и продолжительность учебного часа, время на отдых между занятиями определяются действующими санитарными правилами и нормами СанПиН с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха, возрастных особенностей обучающихся, а также с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Часовая нагрузка в неделю – 4 академических часа (2 занятия по 2 часа с перерывом).

Соответствие программы заявленному возрасту и категории детей

Так как для освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В мире животных» набираются группы обучающихся без ОВЗ, имеющих разный уровень (стартовый и базовый) по общеобразовательным дисциплинам «Окружающий мир», «Природоведение», «Изобразительное искусство», программой предусматривается методическая база, позволяющая всем обучающимся освоить материал вне зависимости от уровня знаний в соответствии с возрастными особенностями детей.

Преемственность и интегрированность программы. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире животных» является базовой программой для прививания у детей любви к животным и способности ухаживать за ними в первый год обучения. Позволяет продолжить обучение в Учреждении по программам естественнонаучной, художественной, туристско-краеведческой направленности. Предусмотрена интеграция программы «В мире животных» с дополнительной общеобразовательной программой «Окружающий мир и дети» в плане совместных походов выходного дня, участия в природоохранительных акциях «Чистый берег», «Я прилетел!», «Я и ты против поджогов сухой травы», «Накормите птиц зимой», в конкурсах ко Дню охраны животных, Дню экологических знаний.

Основные формы и методы обучения, используемые при проведении занятий:

Формы обучения: очная форма с элементами дистанционного и электронного обучения.

Дистанционное обучение проводится через приложение https://vk.com/, размещение учебных материалов на сайте https://vk.com/id48691254, рассылку заданий для самостоятельной работы через электронную почту, прием и проверку отчетов по ним.

Формы организации занятий:

- индивидуальная, фронтальная, индивидуально-групповая с использованием:

- беседы

- тематические экскурсии, походы выходного дня;

- практические занятия;

- обобщающие занятия.

Методы:

- объяснительно-иллюстративный,

- репродуктивный (воспроизведение),

- частично-поисковый (эвристический).

Обоснованность критериев и технологии отслеживания результатов и удовлетворенности качеством программы.

Формы контроля, используемые в программе, соответствуют содержанию тем программы, предусмотрен входной контроль - аттестация (сентябрь) с целью выявления уровня знаний обучающихся, текущий (декабрь) с целью усвоения программы и итоговый контроль (май, август – по летней программе), с целью освоения программы в полном объеме (Приложение 1).

Удовлетворенность (ожидание результатов) образовательным и воспитательным процессом в Учреждении выявляется анкетированием родителей (лиц их замещающих) и обучающихся (Приложение 2).

Текущими формами отслеживания конкретного результата по изучению отдельных разделов и тем являются:

оценка и наблюдения педагога, диагностика;

собеседование, оформление выставок творческих работ;

итоговые занятия, тестирование;

участие в конкурсах, выставках.

2. Цель и задачи программы


Цель: воспитание гуманного отношения к природе, любви к животным.


Задачи:

Познакомить обучающихся с обитателями живого уголка МАУДО ЭБЦ, домашними животными, расширить знания о животном мире Удмуртии.

Формировать практические навыки по уходу за домашними животными и обитателями живого уголка (режим, кормление, уход, лечение).

Развивать интерес к живой природе, бережное отношение к ней.

Воспитывать уважительное отношение к природе, бережное отношение к животным, экологическую культуру поведения.

3. Содержание программы


Учебный план (таблица 1)

Таблица 1

Наименование раздела,

Т Е М А

Всего часов

теория

практика

Форма аттестации/контроля

1

Вводное занятия.


2

2

0

анкетирование (приложение 2.1)

2

Обитатели живого уголка. Грызуны.

34


17

17

Входящий контроль

(приложение 1.1)

3

Обитатели живого уголка. Мир аквариумистики.

22


11

11


4

Обитатели живого уголка. Пернатые друзья.

10


5

5


5

Обитатели живого уголка. Рептилии.

12


6

6


6

Обитатели живого уголка. Насекомые и моллюски.

8


4

4

Промежуточный контроль (приложение 1.2)

7

Значение животных в природе и в жизни человека

12


6

6


8

Кормление домашних животных.

8


4

4


9

«Кошка или собака?»

20

10

10


10

Животный мир Удмуртии

16

8

8

Итоговый контроль прил. 1.3


ИТОГО:

144

73

71



Содержание учебного плана (таблица 2)

Таблица 2

Раздел, тема

Теория

Практика

1

Вводное

занятия

Вводная беседа. Решение организационных вопросов:

- охрана труда на занятии,

- режим работы;

- требования к обучающимся, нашего объединения. Прил.4


2


Обитатели живого уголка. Грызуны.

Знакомство с грызунами. Виды грызунов. Болезни. Уход.


Изучение видов грызунов, болезней, ухода за ними.

3


Обитатели живого уголка. Мир аквариумистики

Что такое аквариум. Содержание аквариума. Обитатели аквариумов. Аквариумные растения.

Знакомство с обитателями аквариумного мира, уход, содержание.

4

Обитатели живого уголка. Пернатые друзья.

Каких птиц заводят дома. Чем отличаются виды попугаев. Как разговорить попугая.

Изучение видов попугаев, наблюдение за поведением домашних птиц.

5

Обитатели живого уголка. Рептилии.

Кто такие рептилии. Виды рептилий. Содержание, уход и кормление.

Знакомство с отдельными видами рептилий, правильный уход за ними, кормление.

6

Обитатели живого уголка. Насекомые и моллюски.

Можно ли держать насекомых дома. Кто такие Ахатины. Какая польза от улитки. Как содержать тараканов и пауков.

Знакомство с миром насекомых, улиток. Польза и вред, уход, содержание.

7

Значение животных в природе и в жизни человека

Кто такие домашние животные. Для чего их заводят. Кто придумал одомашнить животных. Если бы не было животных.

Изучения многообразного мира домашних животных.

8

Кормление домашних животных.

Виды кормов. Как правильно накормить животное. Выбор кормов.

Изучение видов кормов. Правильный подбор корма для животных.

9

«Кошка или собака?»

Как не ошибиться в выборе домашнего любимца. Кто лучше, кошка или собака.

Знакомство с кошками и собаками. Выбор любимца.

10

Животный мир Удмуртии

Знакомство с животным миром родного края.

Изучения природы родного края.


Формы контроля (таблица 3)

Таблица 3

занятия

Форма контроля

Источник (литературный, авторский материал)


1


31


143-144

Входная аттестация


промежуточная


Итоговая аттестация.

тест


тест


кроссворд

Прил. 1.1


Прил. 1.2


Прил. 1.3

4. Планируемые результаты


Предметные результаты:

По итогам реализации программы обучающиеся ознакомятся:

- с основными классами животных, обитающих в живом уголке МАУДО ЭБЦ: внешний вид, характерные особенности, приспособленность, биологическое строение животных;

- с животными, обитающими на территории Удмуртии;

- с взаимосвязью растений, животных с неживой природой, друг с другом, с человеком;

- с природными явлениями в соответствии с сезоном года;

- с основными экологическими проблемами Удмуртии.


Метапредметные результаты:

обучающиеся

- научатся работать с литературой и информационными источниками (сбор, систематизация, хранение, использование) под руководством педагога;

- применять на практике навыки проектной деятельности под непосредственном руководством и контролем педагога.


Личностные результаты

У обучающегося сформируется активная жизненная позиция по бережному отношению к природе и животным родного края, представление о ценности жизни в любом ее проявлении, любовь к животному миру.


5. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы


Календарный учебный план (рабочая программа, таблица 4)

Таблица 4

недели

Дата

Время проведения занятия

Форма занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Место проведения

Форма контроля

1

Сен.


Беседа

Ознакомление с планом работы и задачами объединения Инструктаж по технике безопасности при проведении экскурсий и работе в живом уголке

2


собеседование


2



Рассказ

Многообразие животного мира.

2



3



Беседа

Знакомство с обитателями живого уголка

2


Входящий контроль (прил.1.1)

4



Рассказ

Содержание кроликов

2



5



Рассказ

Породы кроликов

2



6



Рассказ

Происхождение морских свинок.

2



7



Рассказ

Породы морских свинок

2



8



Беседа

Сбор материала. Подготовка к проведению опыта

2



9

Окт.


Опыт

Проведение опыта: Выявление любимых кормов морских свинок

2


Конспект опыта

10



Конференция

Подведение итогов опыта

2



11



Рассказ

Содержание шиншилл

2



12



Рассказ

Содержание крыс

2



13



Рассказ

Содержание дегу

2



14



Рассказ

Содержание и виды хомячков

2



15



Рассказ

Удивительный мир мышей

2



16

Нояб.


наблюдение

Наблюдение за поведением грызунов

2



17



Беседа

Основные болезни грызунов

2



18



Игра

Ролевая игра «На приёме у Айболита»

2


игра

19



Рассказ

Многообразие аквариумных рыбок

2



20



Рассказ

Содержание аквариумных рыбок.

2



21



Рассказ

Аквариумный сом. Виды. Содержание.

2



22



Рассказ

Аксолотль.

2



23



Рассказ

Аквариумные черепашки

2



24

Дек.


Рассказ

Лягушки, как домашнее животное.

2



25



Рассказ

Улитки, маленькие помощники в чистке аквариума.

2


Промежуточный контроль (прил.1.2)

26



Рассказ

Раки и креветки, их отличие и сходство.

2



27



Рассказ

Болезни аквариумных жителей.

2



28



Рассказ

Продолжаем знакомство с болезнями.

2



29



Макет

Создание макета «Мой аквариум»

2



30



Рассказ

Содержание птиц.

2



31



Рассказ

Волнистые попугаи.

2



32



Рассказ

Амазонский попугай.

2



33

Янв.


Рассказ

Канарейки

2



34



Рассказ

Другие виды домашних пернатых.

2



35



Беседа

Кто такие рептилии.

2



36



Рассказ

Особенности содержания рептилий.

2



37



Рассказ

Обустройство террариум.

2



38



Рассказ

Эублефар

2



39



Рассказ

Бородатая агама.

2



40



Рассказ

Условия содержания змей.

2



41

Фев.


Рассказ

Маисовый полоз

2



42



Рассказ

Сухопутные черепахи

2



43



Рассказ

Древесная лягушка

2



44



Рассказ

Мадагаскарские тараканы.

2



45



Рассказ

Паук

2



46



Рассказ

Польза улиток Ахатинов.

2



47



конференция

Моё любимое животное живого уголка.

2



48

Март


беседа

Значение животных в природе и в жизни человека

2



49



беседа

«Удивительная жизнь животных»

2


наблюдение

50



беседа

Как выбрать домашнего питомца

2


опрос

51



беседа

Народные приметы, связанные с животными.

2



52



Практическое занятие

Помощь бездомным животным

2



53



Беседа

Требования к кормлению животных. Нормы и рационы кормления

2



54



Практич. занятие

Кормление животных живого уголка.

2



55



Рассказ

Знакомство с семейством кошачьих.

2



56



Беседа

Котёнок в доме.

2



57



Беседа

Кормление кошек и котят. Отличие рациона.

2



58



Беседа

Собака-друг человека.

2



59

Апр.


Рассказ

Дрессировка собак

2



60



Рассказ

Кормление собак

2



61



Беседа

Плюсы и минусы содержания кошки и собаки.

2



62



Рассказ

Оказание первой помощи, если животное в беде.

2



63



Беседа

Кто такой ветеринар?

2



64



стенгазета

Кошки против собак.

2



65



Рассказ

Животный мир Удмуртии

2



66

Май


наблюдение

Птицы живущие рядом

2



67



рассказ

Перелётные птицы

2



68



рассказ

Хищники нашего леса

2



69



Практ. деятельность

Конкурс рисунков «кого я встретил в лесу»

2



70



беседа

Обитатели нашего пруда.

2



71



беседа

Насекомые.

2



72



беседа

Подведение итогов.

2


Итоговый контроль (Приложение 1.3)




Итого


144




Кадровое обеспечение: педагоги дополнительного образования МАУДО ЭБЦ без предъявления требований к стажу и категории, имеющие необходимую педагогическую подготовку, знания животного мира Удмуртии и условий содержания питомцев живого уголка учреждения.

Санитарно - гигиенические условия

Режим работы МАУДО ЭБЦ в соответствии с СанПиНом 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", локальными актами Учреждения.



Методическое и материально-техническое обеспечение (таблица 5)

Таблица 5

Раздел, тема

Оснащение, учебные пособия.

Форма контроля

1

Обитатели живого уголка. Грызуны.


- Билич Г.Л., Крыжановский В.А. «Биология. Полный курс. Том 3. Зоология.», Москва: издательство «ОНИКС 21 век», 2000г.

- Клепинина З.А., Чистова Л.П. Уроки природоведения во 2 классе. Пособие для учителя трехлетней начальной школы. - М.: Просвещение, 1988.

- И.Р. Беме «Иллюстрированная энциклопедия школьника. Мир живой природы», Москва: издательство «РОСМЭН», 1998г.

https://www.youtube.com/watch?v=eMR9Z4eVSss

Тест (приложение 1.1)

2




Обитатели живого уголка. Мир аквариумистики.


- Клепинина З.А., Чистова Л.П. Уроки природоведения во 2 классе. Пособие для учителя трехлетней начальной школы. - М.: Просвещение, 1988.

- Акимушин И.И. «Мир животных», Москва: издательство «Мысль», 1988г.

- И.Р. Беме «Иллюстрированная энциклопедия школьника. Мир живой природы», Москва: издательство «РОСМЭН», 1998г.

- Л.А. Приходько «Жизнь животных. Том 4», Москва: издательство «Просвещение», 1983г.

https://www.youtube.com/watch?v=pOp22GpN_Q4



3

Обитатели живого уголка. Пернатые друзья.


- Билич Г.Л., Крыжановский В.А. «Биология. Полный курс. Том 3. Зоология.», Москва: издательство «ОНИКС 21 век», 2000г.

- Клепинина З.А., Чистова Л.П. Уроки природоведения во 2 классе. Пособие для учителя трехлетней начальной школы. - М.: Просвещение, 1988.

- И.Р. Беме «Иллюстрированная энциклопедия школьника. Мир живой природы», Москва: издательство «РОСМЭН», 1998г.

https://www.youtube.com/watch?v=zebsuOlYKIE


4

Обитатели живого уголка. Рептилии.


- Крюкова Т.П., Королева Н.В. «Жизнь животных. Том 5», Москва: издательство «Просвещение», 1985г.

- Клепинина З.А., Чистова Л.П. Уроки природоведения во 2 классе. Пособие для учителя трехлетней начальной школы. - М.: Просвещение, 1988.

- Акимушин И.И. «Мир животных», Москва: издательство «Мысль», 1988г.

- И.Р. Беме «Иллюстрированная энциклопедия школьника. Мир живой природы», Москва: издательство «РОСМЭН», 1998г.

https://www.youtube.com/watch?v=HTHYRndwNO4


5

Обитатели живого уголка. Насекомые и моллюски.

- Билич Г.Л., Крыжановский В.А. «Биология. Полный курс. Том 3. Зоология.», Москва: издательство «ОНИКС 21 век», 2000г.

- Клепинина З.А., Чистова Л.П. Уроки природоведения во 2 классе. Пособие для учителя трехлетней начальной школы. - М.: Просвещение, 1988.

- И.Р. Беме «Иллюстрированная энциклопедия школьника. Мир живой природы», Москва: издательство «РОСМЭН», 1998г.

https://www.youtube.com/watch?v=w_Qfv8ayLis

Тест (приложение 1.2)

6

Значение животных в природе и в жизни человека

- Билич Г.Л., Крыжановский В.А. «Биология. Полный курс. Том 3. Зоология.», Москва: издательство «ОНИКС 21 век», 2000г.

- Клепинина З.А., Чистова Л.П. Уроки природоведения во 2 классе. Пособие для учителя трехлетней начальной школы. - М.: Просвещение, 1988.

- И.Р. Беме «Иллюстрированная энциклопедия школьника. Мир живой природы», Москва: издательство «РОСМЭН», 1998г.

https://www.youtube.com/watch?v=W1dFT9IZmq8


7

Кормление домашних животных.


- Билич Г.Л., Крыжановский В.А. «Биология. Полный курс. Том 3. Зоология.», Москва: издательство «ОНИКС 21 век», 2000г.

- Клепинина З.А., Чистова Л.П. Уроки природоведения во 2 классе. Пособие для учителя трехлетней начальной школы. - М.: Просвещение, 1988.

- И.Р. Беме «Иллюстрированная энциклопедия школьника. Мир живой природы», Москва: издательство «РОСМЭН», 1998г.

https://www.youtube.com/watch?v=UfoZHac5n7s



«Кошка или собака?»

- Билич Г.Л., Крыжановский В.А. «Биология. Полный курс. Том 3. Зоология.», Москва: издательство «ОНИКС 21 век», 2000г.

- Клепинина З.А., Чистова Л.П. Уроки природоведения во 2 классе. Пособие для учителя трехлетней начальной школы. - М.: Просвещение, 1988.

- И.Р. Беме «Иллюстрированная энциклопедия школьника. Мир живой природы», Москва: издательство «РОСМЭН», 1998г.

https://www.youtube.com/watch?v=0vKb3iHq-FQ



Животный мир Удмуртии

- Черашняя Д. «Природа Удмуртии», Ижевск: издательство «Удмуртия», 1971г.

- Билич Г.Л., Крыжановский В.А. «Биология. Полный курс. Том 3. Зоология.», Москва: издательство «ОНИКС 21 век», 2000г.

- Клепинина З.А., Чистова Л.П. Уроки природоведения во 2 классе. Пособие для учителя трехлетней начальной школы. - М.: Просвещение, 1988.

- И.Р. Беме «Иллюстрированная энциклопедия школьника. Мир живой природы», Москва: издательство «РОСМЭН», 1998г.

- Л.А. Приходько «Жизнь животных. Том 4», Москва: издательство «Просвещение», 1983г.

https://www.youtube.com/watch?v=dnjKXpSRCbI


8

Итоговое занятие

Итоговое занятие – игра «Природа вокруг нас».

Тест (прил.1.3)

9

Летние практические задания.


Дневник наблюдений, гербарий.


Методическое обеспечение:

Методические материалы для проведения занятий: опорные конспекты, презентации по темам, тематические викторины, кроссворды и т.д.


Информационное обеспечение:

- работа с интернет источниками;

- использование проекторов, планшета, ноутбука для просмотра видео материалов.

- использование фото и видео аппаратуры для ведения наблюдений.


Информационное обеспечение в виде фильмов, видеороликов, презентаций, аудиокниг, а также ресурсов сети Интернет в Приложении 6.


Формы аттестации

наблюдения педагога за участием обучающихся в жизни объединения с целью оценки деятельности, личностного роста;

анкетирование, тестирование;

защита рефератов, творческих работ и проектов;

участие в конкурсах, выставках, акциях и др.;

итоговое занятие с обсуждением результатов программы.


6. Список литературы


Акимушин И.И. «Мир животных», Москва: издательство «Мысль», 1988г.

Беме И.Р. «Иллюстрированная энциклопедия школьника. Мир живой природы», Москва: издательство «РОСМЭН», 1998г.

Билич Г.Л., Крыжановский В.А. «Биология. Полный курс. Том 3. Зоология.», Москва: издательство «ОНИКС 21 век», 2000г.

Карпенко М.Т. Сборник загадок: пособие для учителя. /Сост. - М.: Просвещение, 1988.

Клепинина З.А., Чистова Л.П. Уроки природоведения во 2 классе. Пособие для учителя трехлетней начальной школы. - М.: Просвещение, 1988.

Крюкова Т.П., Королева Н.В. «Жизнь животных. Том 5», Москва: издательство «Просвещение», 1985г.

Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы в 2 частях. – М: Просвещение, 2002.

Приходько Л.А. «Жизнь животных. Том 4», Москва: издательство «Просвещение», 1983г.

Ракитина М.Г. Природоведение. 2 кл. (1-3), 3 кл. (1-4). Дидактические материалы. – М.: «Издат-Школа 2000», 2001.

Сухин И.Г. 800 загадок - 100 кроссвордов. - М.: Новая школа, 1996.

Тарабарина Т.Н., Соколова Е.И. «И учеба, и игра: природоведение» Ярославль: «Академия развития», 1997.

Узорова О.В. Окружающий мир: 3кл.: В 2ч. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2002.

Черашняя Д. «Природа Удмуртии», Ижевск: издательство «Удмуртия», 1971г.


Список литературы для учащихся.

Голова А.М., Тайны живой природы. Научно-познавательная литература для младшего и среднего школьного возраста., Изд. «РОСМЕН», 2005г.

Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне почему?». Авторизованный перевод, И.А. Огуреевых. - М.: Мол. гвардия, 1992.

Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо всюду. -Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.

Новикова И.В. «100 поделок из природных материалов» – Ярославль: Академия развития, 2000г.

Юдин Г.Н. «Что такое? Кто такой?» В 3 т. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. Т 27. Главное чудо света. - М.: Педагогика, 1991.

Хинн О.Г., Багрова Л.А. «Я познаю мир: Дет. энциклопедия: Животные» / Сост. под общ. ред. – М.: ТКО «АСТ», 1995.

Информационное обеспечение программы:


1. Природа России и СССР: справочная информация [Электронный ресурс] // Экологический центр «Экосистема», 2020. URL: http://ecosystema.ru/08nature/index.htm (дата обращения: 17.05.2021).

2. Как зимой помочь птицам? [Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/sAMOceMJQzE (дата обращения: 17.05.2021).

3. Для чего нужна экология? [Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/AzT_qAOu4ns (дата обращения: 17.05.2021).

4. Красная книга России. [Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/bKOFZSz1sTY (дата обращения: 17.05.2021).


Приложение 1

Оценочные материалы


Входной контроль - опрос.

Тест для выявления уровня знаний об обитателях живого уголка МАУДО ЭБЦ.


Перечислите животных, которых нет в живом уголке:

1. а) крысы

б) крокодилы

в) змеи


2. а) кролики

б) тараканы

в) обезьяна


3. а) шиншилла

б) черепаха

в) крот


4. а) хамелеон

б) мыши

в) аксолотль


5. а) тритон

б) рак

в) попугай


Максимальное количество баллов – 5.

Критерии оценивания:

Низкий уровень - менее 2 баллов.

Средний уровень - 2-3 балла.

Высокий уровень - 4-5 баллов.


2. Промежуточное тестирование


Задание 1. Определить по фото название животного из живого уголка: шиншилла, кролик, мышка, хомяк, крыса, змея, морская свинка, черепаха, дегу, песчанка, аксолотль.


Задание 2. Определить вид животного (грызун или рептилия): змея, хомяк, крыса, ящерица, мышь, шиншилла, кролик, игуана, крокодил, морская свинка, черепаха, песчанка.


Задание 3. Найти хищное животное: змея, хомяк, крыса, попугай, канарейка, лягушка, шиншилла, кошка, мышь, таракан, улитка.


Задание 4. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (У каждой команды листочек и ручка) Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад и др.)


Задание 5. «Лесные загадки».

1. Что человек делает для сохранения животного мира?

2. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

3. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

4. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).

5. Птенцы какой птицы Удмуртии не знают своей матери? (Кукушки).

6. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

7. У кого на сучке кладовая? (У белки).

8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).


Задание 6. Найдите в атласе определителе Плешакова А.А. «От земли до неба» ответы на вопросы:

1. Чем лиственница отличается от других хвойных деревьев Удмуртии.

2. Где живёт насекомое водолюб.

3. Почему бабочку крапивницу так называют.

4. До какого размера может вырасти щука.

5. Чем отличается ласточка от стрижа.

6. Считается ли грач перелётной птицей.

7. Родина морской свинки.


Максимальное количество баллов – 60.

Критерии оценивания:

Низкий – 0 – 19 ответов,

средний – 20 – 49 ответов,

высокий – 50 – 60 ответов.


3. Итоговое тестирование.


Кроссворд t1733222385ab.png

ПО ГОРИЗОНТАЛИ

2. Через нору этого грызуна из сказки Льюиса Кэрролла Алиса проникла в воображаемый мир. 

5. Грызун, похожий одновременно на белку и крысу. Обитает в Южной Америке. 

6. Она живет под землей в норах и вредит огородам и фермерским хозяйствам поеданием клубней, луковиц и других подземных частей овощных культур. 

9. Какой грызун живёт на деревьях и строит гнёзда? 

10. Пушной грызун, который имеет один из самых дорогих мехов. 

12. Какой грызун делает запасы за щекой?


ПО ВЕРТИКАЛИ

1. Грызун, который первый бежит с тонущего корабля. 

3. Встретив тигра, этот грызун поворачивается к нему задом и атакует. 

4. Грызун семейства хомяков, с кисточкой на конце хвоста. 

7. Небольшой грызун с длинным хвостом. 

8. Грызун-"моряк". 

11. Грызун с ценным мехом, ведущий водный образ жизни.


Ответьте на вопросы.

1. К какой природе относятся перечисленные названия объектов?

Напиши

1) Комета, роса, вода, планета, дождь – это __________________________

2) Тополь, лягушка, синица, подснежник, оса – это ____________________

2. Что является источником света и тепла для всего живого на Земле?

А) Луна; Б) Солнце; В) Звёзды.

3. Явления природы, связанные со сменой времён года, называются

А) Природные явления: Б) Сезонные явления; В) Климатические явления.

4. Напиши, какие ты знаешь осенние явления природы?

Осенние явления

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие явления относятся к неживой природе (подчеркни)

Засуха, выведение птенцов, созревание ягод, таяние снега. солнечное затмение.

6. Отметь явление природы, которое происходит только весной.

1) отлёт птиц на юг 2) снегопад 3) созревание плодов 4) появление листьев.

7. Найди группу, в которой правильно названы весенние месяцы

1. апрель, май, июнь 2) март, апрель, май 3) март, май, июнь

8. В какое время года стоят самые короткие световые дни?

1) осенью 2) весной 3) зимой 4) лето

9. Как человек может помогать бездомным животным?

_______________________________________________________________

10. Может ли обычный житель повлиять на экологическую обстановку в Удмуртии?

________________________________________________________________

11. Достаточно ли уличных урн в нашем городе?

1) Да 2) Нет

3. Напишите небольшое сочинение на тему «Экологические проблемы Удмуртии».


Максимальное количество баллов – 30.

Критерии оценивания:

Низкий уровень - менее 10 баллов.

Средний уровень - 10 - 19 баллов.

Высокий уровень - 20 - 30 баллов.

Приложение 2


Анкета для детей, поступающих в объединение


Нравится ли тебе наблюдать?

Что тебе больше нравиться растения или животные?

Тебе нравиться выполнять какие-либо изделия своими руками?

Что нового ты хотел бы узнать на занятиях?

Почему ты решил заниматься в объединении?


Анкета для родителей


Почему вы решили записать ребёнка в объединение?

Что вы хотите, чтобы ваш ребёнок получил от занятий в объединении?

Занимается ли ваш ребёнок в других объединениях, и какой направленности?

Готовы ли вы, оказать помощь своему ребёнку при участии в конкурсах и мероприятиях?

В какой форме для вас удобнее поддерживать связь с педагогом?


Анкета для детей, по окончании учебного года


Узнал ли ты, что-то интересное для себя на занятиях?

Какие занятия понравились больше теоретические или практические?

Понравились ли конкурсы и мероприятия?

Какая из выполненных работ понравилась больше?

Хотел бы ты продолжить заниматься в объединении на следующий год?


Анкета для родителей, по окончании учебного года


Узнал ли Ваш ребёнок, что-то новое, интересное для себя на занятиях?

Удовлетворены ли Вы качеством образовательного процесса?

Понравились ли конкурсы и мероприятия, проводимые в объединении?

С большим ли интересом Ваш ребенок идет заниматься в объединение?

Хотели бы, что бы Ваш ребёнок продолжил заниматься в объединении на следующий год?

Приложение 4


Инструкция по охране труда обучающихся (вводный инструктаж)

1. По дороге в объединение и обратно необходимо:

переходить дорогу только в установленных местах;

осуществлять движение через перекресток только на зеленый свет;

предварительно убедиться, что движущегося транспорта в опасной близости нет.

2. Во время занятий в кабинете необходимо строго соблюдать инструкции по охране труда и требования учителя.

3. Во избежание травмоопасных ситуаций нельзя:

бегать и толкаться во время перемен;

прыгать через ступеньки лестницы, кататься на перилах, перешагивать или опасно перегибаться через них;

оставлять в коридорах разлитую на полу воду.

4.  В случае любых происшествий и травм необходимо немедленно сообщить об этом ближайшему педагогу, директору ЭБЦ. Медицинские аптечки имеются во всех кабинетах.

5. При пожаре звонить по телефону 101, вызов милиции 102, вызов скорой помощи 103. Телефон находится в кабинете секретаря, директора, на вахте.

6. В случае возникновения чрезвычайной ситуации все сотрудники и учащиеся ЭБЦ должны быть немедленно эвакуированы. Сигнал тревоги подается системой оповещения. Учащиеся покидают помещение кабинета и организованно выходят из здания вместе с педагогом, в соответствии с планом эвакуации.

7. При появлении в здании ЭБЦ посторонних людей, ведущих себя подозрительно или агрессивно, необходимо немедленно сообщить об этом ближайшему педагогу.

8. Не допускается нахождение в здании бродячих кошек и собак.

9. Недопустимо курить в помещении, бросать зажженные спички в мусорные баки, засорять канализацию посторонними предметами, оставлять открытыми водопроводные краны.

10. Ученики школы должны выполнять требования педагогов и директора учреждения.


Инструкция по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте

При выходе на улицу посмотри сначала налево. Потом направо, чтобы не помешать прохожим.

Маршрут в школу выбирай самый безопасный, то, где надо реже переходить улицу или дорогу.

Когда идешь по улицам, будь осторожен. Не торопись. Иди только по тротуару или обочине.

Меньше переходов – меньше опасностей.

Иди не спеша по правой стороне тротуара.

По обочине иди подальше от края дороги.

Не выходи на проезжую часть улицы или дороги.

Проходя мимо ворот, будь особенно осторожен: из ворот может выехать автомобиль.

Осторожно проходи мимо стоящего автомобиля: пассажиры могут резко открыть дверь и ударить тебя.

Переходи улицу только по пешеходным переходам.

Прежде чем переходить улицу, посмотри налево. Если проезжая часть свободна, иди.  Дойдя до середины дороги, остановись.  Если движение транспорта началось, подожди на «островке безопасности». Теперь посмотри направо. Если проезжая часть свободна, закончи переход.

Не устраивай игр на проезжей части или вблизи дороги. Не катайся на велосипедах, роликовых коньках и т.п. на проезжей части дороги.

Не перебегай улицу или дорогу перед близко идущим транспортом.

Не цепляйся за проходящий транспорт.


Техника безопасности при выполнении творческих работ

1. Работу начинай только с разрешения педагога. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению. Не просверливай ножницами отверстия.

4. Не работай неисправными инструментами.

5. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

6. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

7. Раскладывай инструменты в указанном педагогом порядке.

8. Не разговаривай во время работы.

9. Выполняй работу внимательно.

Правила подготовки рабочего места

1. Положи на парту клеенку, рабочую доску.

2. Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий.

3. Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане.


Правила работы с ножницами

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.

6. Следи за движением лезвий во время работы.

7. Ножницы клади кольцами к себе.

8. Подавай ножницы кольцами вперед.

9. Не оставляй ножницы открытыми.

10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12. Используй ножницы по назначению.


Правила работы с канцелярским ножом

1. Выдвигай небольшую часть лезвия.

2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.

3. Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй - материал с которым работаешь.

В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.


Правила безопасной работы с клеем

При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.


Правила работы с шилом

1. Храни инструмент в безопасном месте.

2. Работай шилом только на подкладной доске.

3. Делай прокол, вращая ручку шила вправо и влево.

4. Будь внимателен! Не порань руку, держащую картон или любой другой материал.

5. После работы убери шило в коробку.


Правила работы с природным материалом

1. Не ломай растущие деревья и кустарники.

2. Не обрабатывай сырые, грязные корни и ветки.

3. Для резания веток используй нож с тупым концом.

4. Обрабатывай шишки, каштаны, жёлуди только на деревянной доске.

5. В сухих шишках, каштанах, желудях отверстия не делай шилом, а сверли.

6. Храни природный материал в сухом месте.


Правила уборки своего рабочего места

1. Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.

2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.

3. После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.

4. Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.

5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.

6. Сними рабочую одежду.

7. Все принадлежности убери. 

Приложение 5


Критерии оценивания творческих работ.


- Соответствие работы выбранной тематике – 3б.

- Оригинальность идеи – 3б.

- Индивидуальность, эстетичность – 3б.

- Художественный вкус, проявленный при подготовке работы – 3б.

- Интересное творческое решение – 3б.

- Качество работы – 3б.


Максимум – 18 баллов.

Приложение 6


Перечень дистанционных ресурсов в дистанционном формате,
доступных детям для занятий в системе дополнительного образования
в условиях карантина.


п/п

Название занятия/
мастер-класса

Рабочая ссылка на дистанционное занятие /
мастер-класс/
цикл программ

Формат:
online или трансляция записи

Возраст, на который рассчитана

Занятия 

1

Для чего нужна экология?

https://youtu.be/AzT_qAOu4ns

 трансляция записи

7-10 лет

2

Разнообразие млекопитающих

https://www.youtube.com/watch?v=W9Wqc255jEM&feature=emb_logo

 трансляция записи

10-12 лет

3

Удивительное рядом

https://www.youtube.com/watch?v=_aTO7ZFxd2E&feature=emb_logo 

 трансляция записи

8 лет

4

Правила поведения в природе

https://youtu.be/fK8V7_2cW6M


 трансляция записи

7 - 10 лет

5

Удивительные необычные и уникальные животные и растения.

https://youtu.be/EYrhJGcTtSA

трансляция записи

7 - 8 лет

6

Отряд хоботные. Африканский слон

https://youtu.be/Mhi0OiM0i6c

трансляция записи

8-11 лет

7

Окружающая среда и здоровье человека

https://youtu.be/MA0v5EXL1Dg

Трансляция записи

7 - 11 лет

8

«Отряд зайцеобразные. Кролики»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=y-3wGQ6LQ0k&feature=emb_logo

Трансляция записи

7- 11 лет

9

Занимательная зоология

https://youtu.be/zHoA169OiUU

трансляция записи

8 - 9 лет

10

Следы жизнедеятельности млекопитающих

https://vk.com/video-49879442_456239045

Трансляция записи

8-12 лет

11

Красная книга России

https://youtu.be/bKOFZSz1sTY

Трансляция записи

7 – 12 лет

12

Методы изучения природы

https://youtu.be/0BDaKHCKJgc

Трансляция записи 

  9 – 14 лет

23

 День животных и растений. 

https://youtu.be/LYoeEV6FRco

Трансляция записи

9 – 15 лет

24

Животный мир. Видеоигра "Чей голос?"

https://youtu.be/8qzWkGHk6co

Трансляция записи

7 – 9 лет

25

Необычные растения мира

https://youtu.be/ExJ05irpjpE

Трансляция записи

7 – 15 лет

26

Как животные заботятся о своём потомстве

https://youtu.be/v7kbZwbhbJs

трансляция записи

7 - 12 лет 

27

Как зимой помочь птицам?

https://youtu.be/sAMOceMJQzE

трансляция записи

7 – 9 лет

28

О чём говорят цветы.

https://youtu.be/9eEoBiWK0o0

трансляция записи

7-9 лет



Перечень дистанционных ресурсов в дистанционном формате,
доступных детям для занятий в системе дополнительного образования
в условиях карантина.


п/п

Название занятия/
мастер-класса

Рабочая ссылка на дистанционное занятие /
мастер-класс/

Формат:
online или трансляция записи

Возраст, на который рассчитана

Мастер-классы

1

Мастер класс по изготовлению поделки на тему "Золотая осень"

https://youtu.be/6RFOhMnVagg

трансляция записи

9-18 лет

2

Домашний питомец - гигантский африканский кивсяк

https://youtu.be/dr9JWdTqDQ4

трансляция записи

7-14 лет

3

Картинки из крупы. Бабочка.

https://youtu.be/jvWQfsb3P-g

трансляция записи

7-14 лет

4

Черепахи 

https://youtu.be/aebaTINGQ_A

трансляция записи

7-14 лет

5

Морские свинки

https://youtu.be/Gn9de9abGFw

трансляция записи

7-14 лет

6

Иглистый тритон

https://youtu.be/_aVxioFzXOc

трансляция записи

7-14 лет

10

Уход за цветущими растениями

https://youtu.be/SNSVKflli7Q

трансляция записи

7-14 лет

11

Жизнь в аквариуме 

https://youtu.be/M2fzzATIHQY

трансляция записи

7-14 лет

14

Ёжики из семечек.

https://youtu.be/yWgZwur5W8k

 трансляция записи

7-14 лет


Перечень дистанционных ресурсов в дистанционном формате,
доступных детям для занятий в системе дополнительного образования
в условиях карантина.


п/п

Название экскурсии/
мастер-класса

Рабочая ссылка на дистанционную экскурсию /
мастер-класс/

Формат:
online или трансляция записи

Возраст, на который рассчитана

Видеоэкскурсии 

1

Изучаем наземных моллюсков

https://youtu.be/87kNzzacl10

трансляция записи

12-17 лет

2

Изучение беспозвоночных на приусадебном участке

https://youtu.be/F0nYPitWBWs

трансляция записи

12-17 лет

3

Пруд и его обитатели.

https://yandex.ru/efir?stream_id=

456965e18a7777c49c835af82985cf42&from_block=logo_partner_player.

трансляция записи

7-14 лет

4

Московский зоопарк (январь 2020г.)

https://yandex.ru/efir?stream_id=vhDXzV2GCcpU&from_block=player_context_menu_yavideo

Трансляция записи

7-18 лет

5

Экскурсия в оранжерею биологического музея.

https://youtu.be/VYW3qVerFTY

трансляция записи

9 - 18 лет

6

Виртуальная экскурсия в Серебряный бор.

https://youtu.be/zUacLrWGsos

трансляция записи

7 - 18 лет

7

Как живет лес в заказнике.

https://zen.yandex.ru/media/id/5e44ff717c380d285fd31233/kak-jivet-les-v-zakaznike-chudesa-podmoskovnogo-lesa-5ed8c856693f4c686577c944

трансляция записи

7-18 лет 

8

Гнёзда. Архитекторы от природы.

https://youtu.be/3IilqMt7H3g

трансляция записи

7-14 лет

9

Раннецветущие растения Кузбасса

https://youtu.be/VI4FxMYiaig

трансляция записи

7-14 лет

10

Кошки | Джуманджи. Животные в мегаполисе


https://youtu.be/e05xI-d5LCI

трансляция записи

7-18 лет 





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.