12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Нурмиева Рамзия Хатыбулловна20
Урок окружающего мира в 3 классе «В мире животных» Цель: обобщение знаний учащихся о группах животных (звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся). Зaдaчи: -расширить представление о размножении и развитии животных разных групп; -рaзвивaть умение рaбoтать в группaх, спoсoбнoсть рaссуждaть и делaть выводы; -воспитание любви и бережного отношения к природе, проявление интереса к созданию собственных книг. Планируемые результаты: Личностные: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; осознание ответственности ученика за общее благополучие группы. Метапредметные: Познавательные: умение формулировать тему урока; умение искать и выделять необходимую информацию (работа в группе с текстом и иллюстрациями; умение рассуждать, доказывать). Регулятивные: оценка работы в группах. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Предметные: знание об особенностях размножения и развития животных; расширение знаний детей о животных. Учебник: «Окружающий мир» Плешаков А. А., 2018г.

Тип урoкa: урoк систематизaции и oбoбщения знaний и умений.

Методы: словесный, наглядный, практический;

Технологии:

1) интегрированное обучение (технология, литературное чтение)

2) здоровьесберегающая (физминутка)

3) технология игровых методов обучения (ребусы, загадки)

4) работа в группах

5)информационно-коммуникативные.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация в программе Power Point, видеоматериал «Когда появились первые животные на Земле», раздаточный материал (иллюстрации животных), карточки для групповой работы, белые листы формата А4, клей, ножницы.

Ход урока

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята!

II. Мотивация к учебной деятельности

- Давайте все улыбнёмся друг другу, как солнышко всегда улыбается людям.

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран.

На экране вы видите цифры 12, 15, 10, 4, 1

- Каждая цифра означает место буквы в алфавите.

- Какое слово получится?

-Да, книга.

- Ребята, вы знаете, из чего делают книги?

- А где печатают книги?

- Да, в типографии.

- Сегодня нас ждёт интересная работа. Мы тоже, как в типографии, попробуем составить собственную книгу.


III. Актуализация знаний.

t1698589309aa.jpg

-Сейчас вы на экране видите картинки. Что их объединяет?

-На какие группы можно разделить картинки? (Живая и неживая природа)

-Своими словами скажите, что такое природа?

-Природа – всё, что нас окружает - и есть природа. Природа делится на живую и неживую. Живая природа – человек, животные и растения. Неживая природа - камни, вода, воздух, планеты, солнце, дождь.

IV. Самоопределение деятельности.

Игра «Живое и неживое»

- Если называю объект неживой природы, то хлопаете в ладоши один раз, если живой, то хлопаете два раза.

-Муха, собака, солнце, жираф, белка, облако, кенгуру, оса, гроза, сова, дождь, мышь, снег, кошка.

-Обратите внимание на картины, на экране объекты живой природы.

-Ребята, чем отличается живая природа от неживой природы? (Объекты живой природы рождаются, питаются, растут, дышат и умирают).

-Что общего у этих существ? (Это животные).

-Как выдумаете, о чём мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Животные)

-Как вы думаете, о чём будет наша книга?

- Мы сегодня будем составлять книгу о животных и в конце урока попробуем дать книге название.

-Давайте подумаем, что можно включить в содержание книги?

V. Работа по теме урока.

Зоология - наука о животных, часть биологии, изучающая многообразие животного мира, строение и жизнедеятельность животных, распространение, связь со средой обитания, закономерности индивидуального и исторического развития.

Просмотр видео «Когда появились первые животные на Земле» [1]

-На какие классы делятся животные?

t1698589309ab.jpg

-Сегодня работаем в группах. У вас на парте карточка с изображением животного, переверните её. Найдите своих «родственников».

1 группа - «Насекомые».

2 группа – «Рыбы».

3 группа – «Звери».

4 группа – «Пресмыкающиеся».

5 группа – «Земноводные».

6 группа – «Птицы».


Задания для групп.

- Ребята, вы согласны с тем, что гораздо интереснее читать яркие книжки с картинами?

1задание – Вы получили карточки с изображением животных. Нужно приклеить картинки на белые листы, эти листы страницы для книжки. Ещё нужно подписать названия животных.



-В русской литературе много произведений, в которых персонажами являются животные.

Игра «Узнай литературного героя»

Он играет понемножку

Для прохожих на гармошке.

Он построить дом стремится,

Чтобы в нем с друзьями жить,

А старушка-озорница

Не желает с ним дружить.

Вам известен, несомненно (Крокодил Гена)



Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? (Медведь)



Баба била — не разбила,

Дед ударил — не разбил.

Баба очень загрустила.

Кто же бабе подсобил?

Прибежала в дом малышка.

Вмиг яйцо разбила (Мышка)



Просто по дороге шла

И копеечку нашла,

Самовар себе купила,

Чаем всех жуков поила.

Кто хозяйка-молодуха? Это — … (Муха-Цокотуха)



Свой дом зимою, в холода

Она слепила изо льда.

Но дом стоял прекрасно в стужу,

Весной же превратился в лужу.

Дом лубяной построил Зайка.

Теперь, читатель, вспоминай-ка,

Кого прогнал Петух в леса?

Кто Зайца обманул? (Лиса)



Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь

Песню мамину пропел.

Кто потом козляток съел? (Волк)



Козёл, Мартышка, Мишка

Взялись играть квартет.

Читал Крылова книжки?

Скажи, кого здесь нет? (Осёл)



Стрела молодца угодила в болото,

Ну где же невеста?

Жениться охота!

А вот и невеста, глаза на макушке. (Царевна лягушка) [2]



2 задание – Основываясь на материал, который изучали на предыдущем уроке, заполним таблицу – «Внешние признаки животных». (Ответы вносятся в общую таблицу (каждая группа озвучивает «свои» признаки).

Название группы

Количество ног

Покровы

Звери

4 ноги

шерсть

Птицы

2 ноги

перья

Рыбы

плавники

чешуя

Насекомые

6 ног

есть крылья

Земноводные

4 ноги

голая кожа

Пресмыкающиеся

4 ноги

роговые чешуйки



VI. Физминутка.

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем.

К речке быстрой [3].



3 задание - Основываясь на материал, который изучали на предыдущем уроке, заполним таблицу «Размножение животных». (Ответы вносятся в общую таблицу). Таблицу разместим в книжке.

Группа

животных

Способы размножения

откладывают яйца

откладывают икру

рождают детёнышей

Насекомые

+



Рыбы


+


Земноводные


+


Пресмыкающиеся

+



Птицы

+



Звери



+

4 задание – каждая группа загадывает по 2 загадки.

-Ребята, вам было на домашнее задание подготовить загадки о животных.

Загадки о животных

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила.

А зовут ее ... (Пчела).


В воде она живет,

Нет клюва, а клюет. (Рыба)


Хоть я не молоток —

По дереву стучу:

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (Дятел)


Кто носит на себе

Свой дом на суше и в воде? (Черепаха)

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк? (Белка)


В пасть ей руку не клади,

И за борт не уходи,

Эта рыба в один мах,

Может съесть тебя. Вот так! (Акула)

Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)


Пузом по земле ползёт,

За собою хвост везёт.

В страхе вся моя семья,

Напугала нас… (Змея)

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок,

Пьет хоботком душистый сок. (Бабочка)


Не ходит, не бегает, а только прыгает. (Лягушка)


Я, друзья, подземный житель,

Землекоп я и строитель,

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю,

А потом построю дом

И живу спокойно в нем. (Крот.)


VIII. Подведение итогов.

-На ваших партах карточки с сообщениями. Найдите карточку с информацией, которая относится к вашей группе.

(Один ученик от группы выходит к доске, демонстрирует картинки, рассказывает об особенностях своей группы животных. Информация о животных размещается в книжке.)

1 группа. … - это животные, у которых шесть ног (три пары). У всех …в теле выделяются три части: голова, грудь и брюшко. Большинство … питаются цветочным нектаром или соком растений. Передвигаются … тоже по-разному: летают, прыгают, ползают, ходят в том числе и по воде - водомерки. … часто прячутся в щели и кору деревьев, маскируются под внешнюю среду, поэтому их не всегда легко обнаружить.

2 группа. … – это животные, чье тело покрыто чешуей, имеют «обтекаемую» форму, умеют плавать, имеют плавники. Они разнообразны: круглые, плоские, торпедообразные, живородящие, откладывающие икру. Дышат кислородом, получая его из воды через жабры. Зрение развито не у всех …, гораздо лучше развито обоняние, которое помогает найти пищу.

3 группа. … появились 160 – 170 миллионов лет назад. … – это животные чьё тело покрыто шерстью. У них хорошо развиты обоняние, слух, зрение, осязание, однако степень развития каждого из этих чувств у различных животных не одинакова и зависит от образа жизни и среды обитания. Так, например, кошки различают 6 цветов, а лошади – 4. У хищников хорошо развито обоняние, а киты и дельфины не различают почти совсем запахи.

4 группа. … – это животные, которые передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по земле. Кожа покрыта роговыми чешуйками или щитками, защищающими организм от высыхания. … хорошо чувствуют запахи. Большинство из них откладывают яйца и являются хищниками.

5 группа. … – это животные, которые могут жить как в воде, так и на суше. У них нет ни сильных когтей, ни больших зубов, ни твердого панциря, защищает их только окраска.

6 группа. … – это животные, которые умеют летать, их тело покрыто перьями. Размножаются, откладывая яйца, имеют постоянную температуру тела, которая выше, чем у млекопитающих. У … хорошо развиты органы чувств, главным образом зрение и слух.

-Можно представить нашу планету без животных?

-Что произойдёт, если не будет животных?

- Ребята, какое название предложите нашей книге? (Ответы детей)

-«В мире животных»

(Из каждой группы один представитель помогает собирать из отдельных листов книжку. Звучит мелодия из передачи «В мире животных»)

-А остальные собирают пословицы. К уроку литературного чтения вы учили пословицы о животных. Давайте вспомним эти пословицы. На ваших партах листочки со словами, попробуйте из слов собрать пословицы.

1 группа – Муравей невелик, а горы копает.

2 группа – Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

3 группа – Два медведя в одной берлоге не уживутся.

4 группа – Чья речь сладка, тот и змею из норы выманит.

5 группа - И лягушка может утонуть.

6 группа - Каждая птица своё гнездо защищает[4].



- Вот какая книжка получилась! В книжке есть картинки, загадки, пословицы и много интересной информации о животных.

- Животные — соседи человека, ближайшие по развитию, живущие под одним небом на планете Земля. Животный мир нашей планеты невероятно красив и богат! Давайте беречь животных!



IX. Рефлексия учебной деятельности.

- Я вам раздам белые «листочки» дуба. Вам нужно разукрасить свой листок:

- Мне на уроке было интересно – зелёный лист.

- Мне на уроке было интересно, но у меня остались вопросы – жёлтый лист.

- Мне на уроке было скучно – коричневый лист.

Интернет-ресурсы:

1.https://www.youtube.com/watch?v=Prt8OaqAYQA&feature=emb_logo

2. https://mamamozhetvse.ru/65-luchshix-zagadok-pro-geroev-skazok.html

3. https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-pro-vodu.html

4.https://www.hobobo.ru/poslovitsy-i-pogovorki/poslovitsy-i-pogovorki-o-zhivotnyh/?ysclid=l9vm4gw5s6568424424

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.