Урок окружающего мира в 3 классе «В мире животных»
Тип урoкa: урoк систематизaции и oбoбщения знaний и умений.
Методы: словесный, наглядный, практический;
Технологии:
1) интегрированное обучение (технология, литературное чтение)
2) здоровьесберегающая (физминутка)
3) технология игровых методов обучения (ребусы, загадки)
4) работа в группах
5)информационно-коммуникативные.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация в программе Power Point, видеоматериал «Когда появились первые животные на Земле», раздаточный материал (иллюстрации животных), карточки для групповой работы, белые листы формата А4, клей, ножницы.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
II. Мотивация к учебной деятельности
- Давайте все улыбнёмся друг другу, как солнышко всегда улыбается людям.
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран.
На экране вы видите цифры 12, 15, 10, 4, 1
- Каждая цифра означает место буквы в алфавите.
- Какое слово получится?
-Да, книга.
- Ребята, вы знаете, из чего делают книги?
- А где печатают книги?
- Да, в типографии.
- Сегодня нас ждёт интересная работа. Мы тоже, как в типографии, попробуем составить собственную книгу.
III. Актуализация знаний.
-Сейчас вы на экране видите картинки. Что их объединяет?
-На какие группы можно разделить картинки? (Живая и неживая природа)
-Своими словами скажите, что такое природа?
-Природа – всё, что нас окружает - и есть природа. Природа делится на живую и неживую. Живая природа – человек, животные и растения. Неживая природа - камни, вода, воздух, планеты, солнце, дождь.
IV. Самоопределение деятельности.
Игра «Живое и неживое»
- Если называю объект неживой природы, то хлопаете в ладоши один раз, если живой, то хлопаете два раза.
-Муха, собака, солнце, жираф, белка, облако, кенгуру, оса, гроза, сова, дождь, мышь, снег, кошка.
-Обратите внимание на картины, на экране объекты живой природы.
-Ребята, чем отличается живая природа от неживой природы? (Объекты живой природы рождаются, питаются, растут, дышат и умирают).
-Что общего у этих существ? (Это животные).
-Как выдумаете, о чём мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)
-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Животные)
-Как вы думаете, о чём будет наша книга?
- Мы сегодня будем составлять книгу о животных и в конце урока попробуем дать книге название.
-Давайте подумаем, что можно включить в содержание книги?
V. Работа по теме урока.
Зоология - наука о животных, часть биологии, изучающая многообразие животного мира, строение и жизнедеятельность животных, распространение, связь со средой обитания, закономерности индивидуального и исторического развития.
Просмотр видео «Когда появились первые животные на Земле» [1]
-На какие классы делятся животные?
-Сегодня работаем в группах. У вас на парте карточка с изображением животного, переверните её. Найдите своих «родственников».
2 группа – «Рыбы».
3 группа – «Звери».
4 группа – «Пресмыкающиеся».
5 группа – «Земноводные».
6 группа – «Птицы».
Задания для групп.
- Ребята, вы согласны с тем, что гораздо интереснее читать яркие книжки с картинами?
1задание – Вы получили карточки с изображением животных. Нужно приклеить картинки на белые листы, эти листы страницы для книжки. Ещё нужно подписать названия животных.
-В русской литературе много произведений, в которых персонажами являются животные.
Игра «Узнай литературного героя»
Он играет понемножку
Для прохожих на гармошке.
Он построить дом стремится,
Чтобы в нем с друзьями жить,
А старушка-озорница
Не желает с ним дружить.
Вам известен, несомненно (Крокодил Гена)
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? (Медведь)
Баба била — не разбила,
Дед ударил — не разбил.
Баба очень загрустила.
Кто же бабе подсобил?
Прибежала в дом малышка.
Вмиг яйцо разбила (Мышка)
Просто по дороге шла
И копеечку нашла,
Самовар себе купила,
Чаем всех жуков поила.
Кто хозяйка-молодуха? Это — … (Муха-Цокотуха)
Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
Дом лубяной построил Зайка.
Теперь, читатель, вспоминай-ка,
Кого прогнал Петух в леса?
Кто Зайца обманул? (Лиса)
Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь
— Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел? (Волк)
Козёл, Мартышка, Мишка
Взялись играть квартет.
Читал Крылова книжки?
Скажи, кого здесь нет? (Осёл)
Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста?
Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке. (Царевна лягушка) [2]
2 задание – Основываясь на материал, который изучали на предыдущем уроке, заполним таблицу – «Внешние признаки животных». (Ответы вносятся в общую таблицу (каждая группа озвучивает «свои» признаки).
Название группы | Количество ног | Покровы |
Звери | 4 ноги | шерсть |
Птицы | 2 ноги | перья |
Рыбы | плавники | чешуя |
Насекомые | 6 ног | есть крылья |
Земноводные | 4 ноги | голая кожа |
Пресмыкающиеся | 4 ноги | роговые чешуйки |
VI. Физминутка.
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
К речке быстрой [3].
3 задание - Основываясь на материал, который изучали на предыдущем уроке, заполним таблицу «Размножение животных». (Ответы вносятся в общую таблицу). Таблицу разместим в книжке.
Группа животных | Способы размножения | ||
откладывают яйца | откладывают икру | рождают детёнышей | |
Насекомые | + | ||
Рыбы | + | ||
Земноводные | + | ||
Пресмыкающиеся | + | ||
Птицы | + | ||
Звери | + |
4 задание – каждая группа загадывает по 2 загадки.
-Ребята, вам было на домашнее задание подготовить загадки о животных.
Загадки о животных
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила.
А зовут ее ... (Пчела).
В воде она живет,
Нет клюва, а клюет. (Рыба)
Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел)
Кто носит на себе
Свой дом на суше и в воде? (Черепаха)
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? (Белка)
В пасть ей руку не клади,
И за борт не уходи,
Эта рыба в один мах,
Может съесть тебя. Вот так! (Акула)
Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)
Пузом по земле ползёт,
За собою хвост везёт.
В страхе вся моя семья,
Напугала нас… (Змея)
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок,
Пьет хоботком душистый сок. (Бабочка)
Не ходит, не бегает, а только прыгает. (Лягушка)
Я, друзья, подземный житель,
Землекоп я и строитель,
Землю рою, рою, рою,
Коридоры всюду строю,
А потом построю дом
И живу спокойно в нем. (Крот.)
VIII. Подведение итогов.
-На ваших партах карточки с сообщениями. Найдите карточку с информацией, которая относится к вашей группе.
(Один ученик от группы выходит к доске, демонстрирует картинки, рассказывает об особенностях своей группы животных. Информация о животных размещается в книжке.)
1 группа. … - это животные, у которых шесть ног (три пары). У всех …в теле выделяются три части: голова, грудь и брюшко. Большинство … питаются цветочным нектаром или соком растений. Передвигаются … тоже по-разному: летают, прыгают, ползают, ходят в том числе и по воде - водомерки. … часто прячутся в щели и кору деревьев, маскируются под внешнюю среду, поэтому их не всегда легко обнаружить.
2 группа. … – это животные, чье тело покрыто чешуей, имеют «обтекаемую» форму, умеют плавать, имеют плавники. Они разнообразны: круглые, плоские, торпедообразные, живородящие, откладывающие икру. Дышат кислородом, получая его из воды через жабры. Зрение развито не у всех …, гораздо лучше развито обоняние, которое помогает найти пищу.
3 группа. … появились 160 – 170 миллионов лет назад. … – это животные чьё тело покрыто шерстью. У них хорошо развиты обоняние, слух, зрение, осязание, однако степень развития каждого из этих чувств у различных животных не одинакова и зависит от образа жизни и среды обитания. Так, например, кошки различают 6 цветов, а лошади – 4. У хищников хорошо развито обоняние, а киты и дельфины не различают почти совсем запахи.
4 группа. … – это животные, которые передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по земле. Кожа покрыта роговыми чешуйками или щитками, защищающими организм от высыхания. … хорошо чувствуют запахи. Большинство из них откладывают яйца и являются хищниками.
5 группа. … – это животные, которые могут жить как в воде, так и на суше. У них нет ни сильных когтей, ни больших зубов, ни твердого панциря, защищает их только окраска.
6 группа. … – это животные, которые умеют летать, их тело покрыто перьями. Размножаются, откладывая яйца, имеют постоянную температуру тела, которая выше, чем у млекопитающих. У … хорошо развиты органы чувств, главным образом зрение и слух.
-Можно представить нашу планету без животных?
-Что произойдёт, если не будет животных?
- Ребята, какое название предложите нашей книге? (Ответы детей)
-«В мире животных»
(Из каждой группы один представитель помогает собирать из отдельных листов книжку. Звучит мелодия из передачи «В мире животных»)
-А остальные собирают пословицы. К уроку литературного чтения вы учили пословицы о животных. Давайте вспомним эти пословицы. На ваших партах листочки со словами, попробуйте из слов собрать пословицы.
1 группа – Муравей невелик, а горы копает.
2 группа – Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
3 группа – Два медведя в одной берлоге не уживутся.
4 группа – Чья речь сладка, тот и змею из норы выманит.
5 группа - И лягушка может утонуть.
6 группа - Каждая птица своё гнездо защищает[4].
- Вот какая книжка получилась! В книжке есть картинки, загадки, пословицы и много интересной информации о животных.
- Животные — соседи человека, ближайшие по развитию, живущие под одним небом на планете Земля. Животный мир нашей планеты невероятно красив и богат! Давайте беречь животных!
IX. Рефлексия учебной деятельности.
- Я вам раздам белые «листочки» дуба. Вам нужно разукрасить свой листок:
- Мне на уроке было интересно – зелёный лист.
- Мне на уроке было интересно, но у меня остались вопросы – жёлтый лист.
- Мне на уроке было скучно – коричневый лист.
Интернет-ресурсы:
1.https://www.youtube.com/watch?v=Prt8OaqAYQA&feature=emb_logo
2. https://mamamozhetvse.ru/65-luchshix-zagadok-pro-geroev-skazok.html
3. https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-pro-vodu.html
4.https://www.hobobo.ru/poslovitsy-i-pogovorki/poslovitsy-i-pogovorki-o-zhivotnyh/?ysclid=l9vm4gw5s6568424424