12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Джиоева Лейла1078
Учитель русского языка и литературы ГБОУ РФМЛИ, стаж работы- 24 года, финалист Всероссийского конкурса "Учитель года России-2015"
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
1

В неизмеримой высоте бессмертия моя Осетия, или Нартовский эпос осетин

Тема: В неизмеримой высоте бессмертия моя Осетия, или Нартовский эпос осетин.


Класс: 6-7

Дата: ноябрь

Учителя:

Цель урока:

*знакомство с нартовским эпосом, с особенностями нартов;

*закрепить знания учащихся об образе жизни нартов, их мировоззрении, о своеобразной яркой и поэтической культуре;

*формировать у учащихся патриотические чувства посредством положительных образов

нартов.

*обучать учащихся давать характеристику героям, образам

* интегрирование математических навыков при решении тематических задач

Оборудование: иллюстрации к нартским сказаниям, танцевальные

мелодии осетинской национальной музыки; звукозаписи отрывков из нартских сказаний, презентация к уроку, анкеты персональных данных, буклеты.

Вся команда в единой одежде с осетинской символикой

План урока:

1.Сценка 3 минуты

2.Блок «История» 8 минут

3.Блок «Литература» - 9 минут

4.Физминутка- 3 минуты

5.Блок «Математика»- 7 минут

6.(Пликерс)- 5 минут

7.Рефлексия 2 минуты

8.Объяснение Д/3- 1 минута

9.Вывод 2 минуты

10.Инсценировка и танец (до 5 минут)



Эпиграф к уроку:

Если бы пел я, как нарт вдохновенный,

Если б до неба мой голос взлетал,

Все бы созвал я народы вселенной,

Всем бы о горе большом рассказал.


Урок проводится в Технологии развития критического мышления

Стадия «Вызов»

Мария: Урызмаг – Дорогие друзья!

Аида: Шатана – Сегодня у нас на уроке состоится большое собрание нартов

«В неизмеримой высоте бессмертия моя Осетия». И мы, седобородый Урызмаг

Мария: Урызмаг – и гостеприимная Шатана приглашаем вас принять участие в собрании нартов, на котором поведаем вам о наших славных походах, о силе и доблести нарта Сослана, о мудрости Шатаны и, конечно же, о кознях хитрого Сырдона.

Тамара: Выбегает Сырдон:

- Нарты, нарты, тоже мне, нашли о ком говорить! Кто такие вообще нарты? Чем они прославились? Нашли о ком говорить. (кривляется и уходит)

Мария Аида тоже уходят в сторону

Блок 1. История и обществознание

Выходит учитель: А, правда, кто такие нарты? Давайте попробуем ответить на вопрос Сырдона. Ребята, меня зовут Татев Сирекановна. Я учитель истории и обществознания.

Мы не единственные, кто пытался ответить на этот вопрос, кто обращался к изучению нартских сказаний. Это были и художники, и писатели, и исследователи, такие как Васо Абаев, Жорж Дюмезиль, В. Миллер, Т.А. Гуриев.

Я уверена, всем вам хорошо известна картина Туганова «Пир нартов»

Давайте и мы сегодня, ребята, побудем с вами исследователями. А тогда какую цель мы поставим на уроке? (Ответы детей)

Хорошо, ребята, а теперь внимание на экран. Ролик о нартах.

Только что вы видели ролик о нартах на осетинском языке с переводом.

Нартский эпос - выдающийся памятник культуры.

1.Кто мне скажет, кто такие Нарты? Что значит «Общество нартов»?

(ответы детей наши далекие предки, воины, герои и т.д.

2.Что такое общество?

(общество - это люди, это социум, группа по интересам и т.д.)

Нарты - наши далекие предки. Жили тремя фамилиями

Алæгатæ - интеллигентные, мудрые представители Нартов, хранители религиозных традиций;

Æхсæртæгкатæ- которому принадлежат главные герои сказаний, доблестные нарты- воины;

Борæтæ- трудолюбивые, зажиточные Нарты, отличающиеся многочисленностью и богатством.

Флаг Осетии тоже имеет три цвета и связан с тремя фамилиями нартов.

Каждый цвет его олицетворяет отличительные черты, свойственные осетинам:

чистоту, мудрость, воинскую доблесть, отвагу и честь, трудолюбие и богатство.

Давайте, вспомним главные циклы Нартовских сказаний. Мы уже знаем, что они связаны с именами главных героев данного эпоса.

1)Уархаг и его сыновья;

2)Урызмаг и Шатана;

3)Сослан / Сырдон;

4)Хамыц и Батраз;

5)Ацамаз;

6)Гибель нартов.

Кроме этих основных циклов имеется еще значительное количество малых циклов. В нартском эпосе каждое отдельное сказание представляет собою самостоятельное художественное произведение.

Каждый из главных героев эпоса наделен особыми, только ему одному присущими, чертами.

3.Как вы думаете, почему, ИМЕННО три фамилии? Цифра три… в чем ее необычность, сакральность? Какое значение имеет, где встречаем?

Три пирога, три ребра, три дороги, три богатыря, три мира в большинстве мифов и легенд(славяне: Явь, Навь и Правь),чаша, секира и плуг с ярмом в легенде о появлении скифов, в волшебной и загадочной Скандинавии…мы можем говорить об этом бесконечно,но регламент урока этого, к сожалению не позволяет. Если не отвечают дети, помогаем.

Именно поэтому, ребята, вы сегодня тоже поделены на три группы и будете работать над образами трех нартовских героев: Сатаны, Сослана, Сырдона.

А сейчас, ребята, посмотрите еще раз на экран. Видео с арт-объекта

Блок 2 «Литература»

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лаура Артуровна. Это обращение для вас подготовили учащиеся 5 класса

Что это за арт. - объект, как он связан с нартами и с каким именно героем?

Ответы детей (Колесо Балсага - убийца героя Сослана)

Да, действительно, у многих эпических героев мы встречаем уязвимые места.

Было оно и у Сослана.

Каждый из главных героев эпоса наделен особыми, только ему одному присущими, чертами.

Беседа:

1)Скажите мне, пожалуйста, мы называем их героями, почему? Как вы понимаете значение слова «герой»?

-Герой – это человек, который сделал много хорошего для своего народа, ради Родины готов принести в жертву даже жизнь свою.

2) Выделите положительные и отрицательные черты героев. Например,

Сырдон: положительная/ отрицательная? Ответы детей

Сатана: положительная/ отрицательная? Ответы детей

Сослан: положительная/ отрицательная? Ответы детей

-Давайте коротко охарактеризуем главных героев Нартовского эпоса, можно ли их действительно назвать героями. Сегодня я предлагаю вам создать групповой проект, вы же у нас сегодня исследователи. Перед вами листы с анкетами. Вам их нужно заполнить. Помогут в работе тексты о героях, которые лежат у вас на столах. Но для начала давайте вспомним правила работы в группах (Со слайда)

На это задание у вас ровно 4 минуты. После каждый представитель от команды выходит для защиты проекта. (Музыка. Заполняют)

Анкета данных с вопросами:

1. Выделите положительные черты героя? Сослан - смелый, Сырдон – прямолинейность Сатана- мудрость, гостеприимство

2. Какими навыками обладает герой?

(хорошо стреляет, печет пироги и варит пиво, умеет решать логические задачи и т.д.)

3. Роль в нартском обществе:

Сослан: Идеал силы,

Шатана: обладает магическими способностями, мудрость, гостеприимство, умение найти выход из сложных ситуаций

Сырдон: смог сделать из костей хъисын фандыр

4. Какие отрицательные черты можно выделить у героя?

( например, Сослан - самолюбие, гордыня, Сатана- своенравие, хитрость ; Сырдон- коварство, беспощадность)

5. Какие сверхспособности помогают герою? (Сверх сила, магия, смекалка)

Анализ проектов. Выходят к доске втроем с проектами.

Блок 3 Физминутка. 3 минуты

Здравствуйте ребята. Как же красиво звучит: «Нарты - могущественный, героический народ, доблестные воины, отличавшиеся храбростью и умением вести бой. Но у любого человека, у любого героя есть свои слабые места. Так, история нам рассказывает об уязвимых коленях Сослана, который погиб вследствие удара по ним.

О каких ещё героях и их уязвимых местах вы слышали? (Пауза)Быть может, в греческой мифологии встречаются похожие ситуации?

Мы с вами не герои сказаний, но я предлагаю вам восполнить запас прочности наших костей и попробовать выполнить ряд упражнений, чтобы у нас с вами не было слабых мест, мы были здоровыми и счастливыми

Блок 4. 7 минут Математика.

Итак, физ. разминка у вас была, теперь попробуем выполнить мозговой штурм в виде задач по математике. Меня зовут Лаура Артуровна, я предлагаю вам поработать в группах.

На столах у каждой группы есть по 1 задаче. Решить ее нужно на время. Прочитайте условие, решите, дайте ответ. А потом мы проверим задачи по эталону.

Но для начала давайте вспомним задачи на движение. Как найти расстояние, время и скорость?

У вас есть 3 минуты. Время пошло

Задача № 1

Пошел Нарт Сослан на охоту. Увидел оленя и выстрелил из лука своей уникальной стрелой. Стрела его летела 50 км/час, и упала через 0,005 часа. Какое расстояние пролетела стрела Нарта Сослана?

Решение

S=V*t

50 * 0,005 = 0,25 (км) – расстояние в километрах

Ответ: 0, 25 километров пролетела стрела Нарта Сослана.

Задача № 2

Сырдон прятался от Нартов каждый раз, когда вредил им, и уходил в свой дом. Дорога к нему шла лабиринтом. Рассчитайте время, за которое Сырдон успевал дойти до дома, если длина лабиринта 3,6км, а скорость бега Сырдона 9 км/час?

Решение

t= S/V

3,6:9=0,4(ч) – время пути

Ответ: за 0,4 часа Сырдон успевал дойти до дома через лабиринт.

Задача № 3

Шатана отправила ласточку вестницей плохих известий к своему сыну, Сослану. Куда за семь недель и семь дней доскакал на своем могучем коне-бурегоне нарт Сослан, туда за одну ночь к восходу светлой утренней звезды Бонварнон долетела ласточка. С какой скоростью летела ласточка, если расстояние, которое она пролетела, составило 3000 км за 12 часов?

Решение

V=S/t

3000:12=250 (км/час) – скорость ласточки

Ответ: со скоростью 250 километров в час летела ласточка.

Разобрали все задачи, Вы молодцы.

А теперь предлагаю Татев Сирекановна поможет провести с вами Пликерс-опрос и закрепить ваши знания

Закрепление знаний. Пликерс Опрос

Ребята, сегодня вы анализировали, исследовали, решали задачи, делали какие-то выводы.

Теперь я предлагаю закрепить наши знания с помощью пликерс - опроса.

Вам будет дано 5 вопросов. На них нужно буде ответить. Как это сделать?

Перед вами карточки со сторонами abcd. При выборе нужного ответа нужно поднимать карточку буквой вверх. Если ваш ответ А, то буквой А вверх и так далее.

А я считываю ваши ответы, и вы видите их на экране

1.Для чего нужно сегодня изучать нартовский эпос? Внимание, вопросы.

2.Какой инструмент подарил нартам Сырдон?

3.Слабое место нарта Сослана?

4.Какой напиток создала Сатана?

5.О каких героях нартовского эпоса мы сегодня говорили?

Учитель проводит, читает вопрос и говорит, как ответили. Хвалит детей.

Стадия «Рефлексии»

Вы молодцы, ребята, но нам хотелось бы услышать ваше мнение об уроке. Поэтому я попрошу

Вас, используя прием «Свободный микрофон», рассказать, о том, что запомнилось на уроке.

Я передаю микрофон любому ученику, он отвечает на вопрос и передает микрофон тому, кому считает нужным. Выбираете любой вопрос и отвечаете на него. Запомните: вопросы не должны повторяться. Если этот вопрос уже был выбран, вы выбираете другой.

(Проводится рефлексия)

Домашнее задание:

А теперь, ребята, хотелось бы обратить внимание на домашнее задание. Что нужно будет сделать дома. Перед вами буклеты. На них есть информация о всех героях с куар кодами и отсылкой на тексты и видео сюжеты о героях. В конце есть куар-код на квест. Просмотрев и прочитав материалы, выполните домашнее задание ввиде квеста. Результаты его я смогу увидеть после выполнения задания.

Если бы пел я, как нарт вдохновенный,

Если б до неба мой голос взлетал,

Все бы созвал я народы вселенной,

Всем бы о горе большом рассказал.

Тема нашего урока была обозначена в начале. «В неизмеримой высоте бессмертия моя Осетия». Как вы считаете, достигли мы цели урока? Ответы детей.

Когда может быть бессмертным народ? Если бессмертен его язык.

Из поколения в поколение передаются вечные богатства: мужество, скромность, дружба, любовь к родине, к своему народу, к родному языку. Дорожите этим богатством! И тогда бессмертна будет наша Осетия. И тогда никакой враг нам не страшен. Мы надеемся, что каждый из вас будет настоящим патриотом своей Родины. Желаем вам быть мудрыми, как Алагата, смелыми, как Ахсартагката, трудолюбивыми, как Бората! Благодарим вас всех, оцениваем ваши знания на отлично, вы все молодцы!

В память о нашей встрече мы хотели бы подарить вам небольшое представление

Инсценировка о нартах.

1.Мария

Здесь собраны древнейшие сказанья

О нартских героических деяньях

Сказители их завещали миру

Отдав всю душу звучному фандыру.

2. Карина

Во времена далёкие, седые

Проникли нарты в небеса впервые

Они не раз пересекали страны

Где жили уаиги-великаны.

3. Мария

В скитаниях не находя покоя,

Они спускались и на дно морское.

К донбетрам шли, терк-туркам и гумирам

Они всегда кончали битвы пиром

4. Сабина

В подземном царстве жили далимоны

У всех – свой нрав, у всех – свои законы.

Но вот огонь сверкнул во мгле зарницей,

Чтоб до конца земли распространиться.

5. Мария

И люди, озарённые огнём,

Не в силах были позабыть о нём.

Герои-нарты, мощь огня изведав

Считать устали славные победы.

6. Карина

Так утверждались нарты на земле,

С огнём в глазах, со славой на челе.

На пиршествах, в сраженьях, на охоте

Вела их смелость, честь была в почёте.

7. Аида

Отвергнув зло, насилие и гнёт

Искал свободы нартовский народ,

Он даже небу бросил смелый вызов –

И ринулся к воздушным далям снизу.

8 Камила:

Но в этих битвах страшных и неравных,

Погибло много нартов достославных.

А те, которые в живых остались

Опять, как прежде, с силами собрались.

Народный дух рождал живое слово.

И крепло мужество в борьбе суровой.

Танец (осетинский) учителя Дзерассы







Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (1)

Горбачёва Марина Юрьевна, 26.12.21 в 08:05 1Ответить Пожаловаться
Интересный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.