План урока-лекции по истории об изобретении и использовании магнитов «В прошлое за магнитом»
Урок имеет ряд особенностей:
Во-первых, он является бинарным уроком истории и физики, т.е. строится на актуализации межпредметных связей, на основе использования имеющихся знаний и умений учащихся и приобретения новых.
Во-вторых, необходим предварительный этап: уроки истории и физики на которых учителя истории и физики осуществляют подготовку к восприятию материала бинарного урока и выполнения практической работы.
В-третьих, особенность урока заключается в возможности применения различных форм занятия.
В-четвертых, этот урок должен быть проведен в конце года, он обобщающий.
Начинает урок учитель истории вступительным объяснением особенностей урока и указывает цель урока – путешествия. Первую и вторую часть урока ведет учитель истории, потом урок продолжает учитель физики, который описывает и показывает опыты. Выполнение практической работы вместе с учащимися.
Заключение урока: Учителя истории и физики подводят итоги урока, демонстрируют слайды-портреты ученых кто занимается в области магнетизма и магнитные изобретения.
Тема урока, план урока, возможная личностная проблема.
В прошлое за магнитом.
План:
- «Загадка источника».
- Легенды о месте рождения и названии Особого камня.
- «Ошибка» Фалеса.
- В мастерской физика: а) опыт –искусственный магнит б) опыт – «бушующие волны».
- Трактат для потомства.
Возможная личностно значимая проблема: нужно ли почтительно относиться к источникам древности современному человеку? Значимое ли в них о природе вещей, в частности о магните? Чем магнит интересен сегодня?
Планируемые результаты изучения материала, цель урока.
Обучающиеся понимают, что эпоха античности внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой науки, обогатив человечество открытиями о магните и магнетизме в природе и отобразив их в своих бессмертных произведениях
Обучающиеся заинтересуются предметом – физика.
Дать представления о магните и его свойствах.
Закрепить ранее полученные знания по истории древней Греции, Древнего Китая, Древнего Египта.
Повторение и закрепление пройденного материала в игровой форме.
Развитие познавательной активности учащихся, закрепление умений и навыков;
Развитие творческих способностей учащихся.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности.
Коммуникативный, исследовательский методы и практическая работа учащихся.
Форма урока: комбинированный урок с элементами практической работы.
Приемы деятельности учителей: объяснение, рассказ, беседа, показ презентации, элемент театрализации, выполнение опытов учащимися.
Развитие умений учащихся.
Учащиеся работают с картой, использовать раннее приобретенные знания для получения новых знаний, самостоятельно работать с документами, учатся выделять главное, формулировать вопросы, самостоятельно на них отвечать через практическую работу(опыты),развивать речь.
Основные понятия и термины. персоны.
Магнит, магнитная сила, проводник, компас.
Лукреций Кар, Плиний Старший, Фалес Милетский, Аристотель.
Источники информации: школьные и внешкольные.
- Учебник, п.37. План города Афины стр. 168, п. 10. Религия египтян стр 49.
- Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы:
- Хрестоматия по истории древнего мира: Сост. Е.А. Черкасова. – М.: Просвещение, 1991
- Немировский АИ. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1990. – С. 103-113.
- Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Владивосток. Издательство Дальневосточного университета, 1986 г
- М.Константиновский «Особый камень»М. Детская литература,1966 г.
- Любые репродукции картин, отвечающих теме урока. «Извержение Везувия», « Афины в древности»
Средства обучения.
Карта “Древняя Греция в 1 в. до н.э.”, плакат с планом города Афины, иллюстрации с изображением югоуказателя, рисунки учащихся по сюжетам легенд и мифов Древней Греции; учебник Вигасин А.А. и др. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2001. Исторические источники, медный таз, канцелярские скрепки, металлическая стружка, камень янтарь(кольцо), магнит, стеклянная банка, алюминиевая кружка, железная кружка, гвозди.
Объявление темы и целей урока.
Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие в прошлое и урок путешествие в другую науку. Мы отправимся в страну «Физика», а по пути заглянем в страну «Биология» и страну « География» и даже страну «Астрономия». Мы познакомимся с особым явлением природы, которое уже многие сотни лет привлекает людей своим волшебством и играет важную роль в жизни, с его свойствами и помогут нам в этом уважаемые древние ученые и современные учителя.
Но чтобы отправиться в любое путешествие мы должны приобрести билет, но не за деньги, а за отгадку - если мы отгадаем, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке. Перед вами, на партах, лежит письменный источник – исторический документ, стихи римского поэта Тита Лукреция Кара из его поэмы « О природе вещей». ( Включаем презентацию. Слайд №1 портрет Тита Лукреция Кара, и короткая справка о нем)
Давайте прочитаем.
« Люди весьма удивляются камню такому, он часто
Цепь представляет из звеньев, держащихся сами собою.
Можешь увидеть ты пять таких звеньев, порой даже больше.
Распределенные рядом, качаясь от легкого ветра,
Звенья такие свисают, одно под другим прилепившись.
Звено одно от другого всю силу и цепкость приемлет.
Вот как здесь действует этого камня текучая сила».
О чем идет речь в стихах? Что это за камень?
Включается запись мелодии греческого танца сиртаки и, перед обучающимися предстает бродячий фокусник, который показывает чудо: черный камень – железные гвозди сами подпрыгивают и прижимаются к нему, словно живые. (На роль фокусника можно пригласить учителя физики, который в 7 классе будет обучать физике).
Ребята, как раз этот камень и держит в руках фокусник.
Магнит.
Правильно. Теперь у нас открыта дорога. Только куда? Может кто-то из вас догадался, что за музыка сейчас звучала?
Правильно, это мелодия греческого танца сиртаки.
Мы отправляемся в Древнюю Грецию (слайд №2 презентации. Общий вид карты Древняя Греция стр.113 из учебника). А по современной карте, которая висит у доски показать маршрут из Коми Республики до реки Днепр, по Черному морю через проливы в Средиземное море, до Балканского полуострова. Итак мы в Афинах. ( слайд №3. План города Афины стр. 168 с учебника), в славном городе Афины, где- нибудь в середине 1 века нашей эры, ну скажем в 65 году. Представляйте, мы современники Плиния: лишь через 14 лет он погибнет при извержении Везувия, а сейчас он еще живет и пишет свой огромный труд – « Естественную историю». ( слайд №4 портрет и краткая справка о Плинии). Ребята, а по дороге сюда мы могли бы пользоваться компасом?
Да.
А вот и нет. Компасов еще не придумали.
Компас мог бы уже быть. Ведь его изобрели в Китае до н.э., а мы ведь находимся в нашей эре .Если бы ты был китайским мальчиком или девочкой, то так бы оно и было. Действительно, первое упоминание о приборе встречается в одной китайской летописи более чем трехтысячелетней давности. Прибор назывался югоуказателем. (слайд №5, рисунок югоуказателя) Это был магнитный камень, который мог свободно вращаться, а к нему прикреплялась фигурка с вытянутой рукой. Но здесь ничего не знали о нем, здесь даже не знают о свойствах магнита указывать на север и на юг. Ведь здесь не китайцы, а древние греки. В Европе 1 примитивный компас появится только в 11 веке. Древние греки и римляне никак не использовали магнит, а только удивлялись ему и восхищались им.
А как они о нем узнали?
Первым назвал магнит магнитом великий древнегреческий драматург Еврипид. ( Слайд №6. Портрет Еврипида и краткая справка о нем). Он жил в Афинах больше чем 2 тысячи лет назад, но его трагедии до сих пор идут в наших театрах. Как видим, имя, которое он дал этому камню, оказалось не менее долговечным, чем его творения. Каких древнегреческих драматургов вы уже знайте? ( ребята называют Аристофана и Софокла).
А вот древнеримский писатель Плиний считал, что магнит назван в честь пастуха магнесса. ( Слайд №7. Портрет Плиния и краткая справка о нем). В поисках пропавшей овцы этот пастух поднялся на гору и вдруг заметил, что его подбитые железными гвоздями сандалии и железный наконечник посоха притягиваются к поверхности горы. Произошло это на острове Крит, а магнитной оказалась гора Идо.
А вот Тит Лукреций Кар в своей поэме « О природе вещей» писал:
«Камень же этот по имени месторождения магнитом
Назван был греками, так как он найден в пределах магнетов».
Работа с текстом по вопросам по схеме из чего рождается вопрос.
(приложение 1)
А ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ в пределах магнетов?
Лукреций Кар имел в виду магнитные камни, которые будто бы находили вблизи города Магнезии. Этот город был расположен в стране Лидии, в Малой Азии.( слайд №8. Карта стр. 89 с учебника) Но теперь ученые утверждают, что никаких магнитных камней в близи этого города не могло быть. Там нет месторождений магнитного железняка. Правда, в Магнезии устраивались большие ярмарки.
Сейчас мы бы их назвали международными ярмарками. Там продавалось все, что угодно. Доставляли с севера и удивительные черные или темно-бурые камни, притягивавшие железо. Греки покупали их и привозили домой, как заморскую диковинку. Между прочим, этот город существует и сейчас. Только теперь это турецкий город, и называется он Инкбазар. Скорее всего, и малоазиатская Магнезия и дала магнитам имя. Однако в этом никто не уверен. Дело в том, что в древности была еще одна Магнезия. Так называлась одна из областей на севере Греции, в Македонии.(слайд № 9 карта на стр 159 учебника) Вот там как раз есть богатые месторождения магнита.
До Еврипида магнит еще называли Особым Камнем или Гераклов камень. Как вы думайте почему Гераклов? .(слайд № 10 изображение Геракла)
Он так же силен как Геракл.
В древнем Китае его называли « Дзю-ши», что значит любящий камень. Китайцы говорили, что он прижимает к себе железо, как мать своего ребенка. А древние египтяне величали магнит костью Ра. ( Что это за бог?).
Древние думали, что магнит может быть только в виде камня. Лишь много позже они узнали, что в природе встречаются и железные магниты, прилетевшие с неба.
Как это с неба?
Это метеориты (слайд №11 изображение метеорита) из очень плотного и твердого железа. Долгие годы лежат они на земле и в конце концов намагничиваются. Но древние этого не знали. Даже сам Аристотель в своих сочинениях продолжали называть магнит Камнем.(9 слайд №12. Портрет Аристотеля и краткая справка о нем). Именно Аристотель сообщил нам об ученом, который первым стал изучать Камень. В своей книге « О душе» он приписал эту заслугу философу Фалесу Милетскому. А мы его знаем. Кто он?
(слайд № 13 Портрет)
Учащиеся отвечают.
Фалесу была известна способность натертого шерстью янтаря притягивать легкие предметы – нитки, волосы, соломинки. Свойства янтаря заметила дочка философа, когда пряла шерсть янтарным веретеном. Фалес считал, что янтарь, это просто разновидность магнита. Есть разные магниты, одни притягивают волосы, другие стекло, а самый благородный магнит это тот, что притягивает железо. Ведь в древности как мы знаем железо стоило очень дорого.
Но ведь это не правда.
Да, бывают ошибки, которые стоят великих открытий. Кто не знает Колумба, который плыл в Индию, а открыл Америку. Ведь Фалес открыл электрическую силу. А в школе электричество и магнетизм проходят вместе.
Давайте познакомимся еще с одним письменным источником. Отрывок из сочинения Платона ( слайд № 14 Портрет Платона) «Ион»:
«Этот камень притягивает не только железное кольцо, он одаряет своей силой и само кольцо, так что оно в свою очередь может притягивать другое кольцо, и таким образом друг на друге могут висеть многие кольца и куски железа. Это происходит только благодаря силе магнетизма камня».
А где мы возьмем кольца эти?
Мы заменим их канцелярскими скрепками.
Опыт (на магните повисла цепочка из скрепок). Опыт проводит учитель физики.
Платон был прав!
Теперь оторви камень от верхней скрепки. Цепь рассыпалась почти вся, под верхней скрепкой осталось висеть одно звено.
Подобно тому, как могучий Антей оторванный Гераклом от земли стал слабее ребенка, железо сразу потеряло магнитную силу, оторвавшись от камня.( слайд № 15 рисунок про Геракла)
Но не всю! Одна скрепка то висит.
Да, эта скрепка первый искусственный магнит, очень слабый и недолговечный, но первый магнит.
Проверим еще одно стихотворение Лукреция Кара.
«Видеть случалося мне, как прыгают в медных сосудах
самофракийские кольца с железа опилками вместе,
Бурно бушуя, когда под сосудом камень магнитный,
Словно скорей убежать они жаждут от этого камня».
Работа с текстом по вопросам по схеме из чего рождается вопрос.
( приложение 1)
Что такое самофракийские кольца?
Это золотые кольца с железной отделкой.
Но у нас нет таких колец.
Но зато у нас есть с кабинета труда железные опилки.
А медного сосуда тоже нет.
Но он есть в кабинете истории!
Опыт ( в таз высыпать опилки и водить магнитом по дну таза – опилки заходят волнами).проводит учитель физики, ребята могут подойти поближе к учителю.
А давайте переспим их еще куда-нибудь. В стеклянную банку, железную и алюминиевую кружку.
Проводится опыт с разными емкостями и ребята делают вывод, что
Магнитная сила проходит через все вещества, кроме железа. В железной кружке опилки не шелохнулись. Выходит, железо притягивается магнитом, но не пропускает магнитную силу через себя.
Вот видите, какое открытие мы совершили!- говорит учитель физики.
Плиний пишет, что магнит перестает притягивать, если его натереть чесноком, а восстановить силу его можно, если выкупать после чеснока магнит в крови козла. Также Плиний пишет, что магнит притягивает и стекло, и сырое мясо. А вы знайте, что есть такая рыба прилипало, на голове у нее присоска, так вот она присасывается к брюху акулы или еще кому, даже сильнее чем железо к магниту, отодрать ее совершенно невозможно. Так вот Плиний утверждает, что если хранить магнит в рассоле из этой рыбы, то магнит приобретает способность извлекать золото, упавшее в самые глубокие колодцы.
Ребята смеются.
Вы плохие древние греки. Вы без должного почтения относитесь к классикам. Тому, что Плиний написал о магните, люди верили больше полутора тысяч лет после него.
Но сейчас 21 век звонком электрическим напомнит нам о скором конце урока.
Понравился урок?
Рефлексия.
Что понравилось больше
Что знали
Чего не знали
О чем хотели бы узнать побольше.
Домашнее задание: записать все открытия урока в виде сочинения на тему « Трактат о необыкновенных свойствах магнита открытых эллином Шишкиным Валентином (Ф.И. ученика).
Татьяна