Птицы Самарской области
Пояснительная записка к презентации
Учреждение
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 п.г.т. Безенчук
Название игровой программы «Пятерка птиц Самарской области»
Возраст участников 2-3 класс
Автор: Мисюкова Юлия Александровна, учитель начальных классов, первой квалификационной категории
Краткая аннотация программы В основе содержания игровой программы лежит исследовательская и практическая природоохранная деятельность младших школьников, связанная с изучением природы родного края. Младший школьный возраст- это период , когда в основном оформляется характер ребенка, становление его основных черт. В это время активно продолжает формироваться культура отношений в системе человек- окружающая среда. Поэтому игровая программа с техническим творчеством «Пятерка птиц Самарской области» мотивирует детей к познанию, освоению элементарных правил нравственного поведения в мире природы и изготовлению одного из символов мирной России- голубя.Для проведения мероприятия использовались: 1С:Школа. Окружающий мир, 1класс
(на платформе «1С: Образование 4. Дом»); презентация и видео-ролик «Мастер-класс изготовления голубя из бумаги»
Для участия в программе формируются 2 команды из числа учеников (18-20 человек).Каждый ребенок выбирает себе жетон с определенной картинкой из двух предложенных (желтый-«Перелетные птицы», зеленый-«Зимующие»). Оборудование для учителя: ноутбук и проектор
Оборудование для игры:, 2 обруча( гнезда), трафареты птиц для каждой команды, клей –карандаш(2 штуки), ножницы (2 штуки), 2 шарика( яйца птиц), краски с губками, 2 ватмана.
Пятерка птиц Самарской области
Цель и задачи:
Привить у детей внимательное, бережное отношение к птицам родного края.
-воспитание творческого решения экологических проблем;
-формирование ответственности за свои действия и поступки;
-развитие наблюдательности и мыслительной деятельности учащихся.
Планируемые результаты:
Привить познавательный интерес к изучению особенностей природы родного края.
Заложить основы природоохранного поведения.
Ход мероприятия:
-Добрый день! Ребята, когда зашли в наш зал , вы выбрали кружки разного цвета. Поэтому мы образуем команду «Зеленых» и «Желтых». Объединяет ваши круги то, что на них нарисованы картинки птиц. Давайте познакомимся, кто же пришел к нам сегодня на мероприятие?! ( команда «Желтых» называет свою картинку)Хором!...( Команда «Зеленых»….) Приятно познакомиться, а меня зовут –Юлия Александровна.
Звучит музыка (пение птиц)
Читаю стихотворение (слайд1)
На нашей планете живут чудесные создания. Они летают и поют и землю свято берегут. Скажите, дети, можно жить без птиц на свете? Что случится, если птицы на земле вдруг пропадут? (ответы детей)
Ведущий: Букашки , жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки-
Вот что будет, если птицы,
Все исчезнут , пропадут!
Поэтому сегодня я предлагаю вам вспомнить пять птиц Самарской области. Узнать о них необычные факты и в конце мероприятия сделать из полученных в каждом конкурсе элементов птицу мира и счастья.
Вас прекрасные друзья,
Приглашаю в гости я
В мир загадочной природы,
В птичий мир и их породы!
Только в программе нашей надо
Отгадать чуть – чуть загадок,
На вопросы отвечать
И в игры весело играть.
-Ребята, вы готовы? Посмотрите на карту нашей области. Путешествуя по ней , мы узнаем , где обитает та или иная птичка.(слайд 2)
А начать я хочу с небольшого праздника( народные приметы_Электронный ресурс 1С: Школа) , который в нашем народе отмечают 28 сентября. Это Никита-гусепролет. Гусятник. Гуси летят на зимовку , на своем хвосте зимушку тащат! К семейству гусеобразных относят небольшую уточку – крохаль. Это необычные утки -рыбоядные. По краю длинного клюва у них проходят ряды мелких и очень острых зубов как у щуки. Они прекрасно ныряют и плавают под водой. А гнездятся они в дуплах старых деревьев, невдалеке от водоемов.
Первое задание , за которое вы получите элемент птички, которую изготовим в конце игры – песня «Два веселых гуся. (3 человека от каждой команды инсценируют, остальные- подпевают)(слайд 3)
1задание-Инсценировка песни (1 элемент- тело птички на листе)
1 октября – Арина - журавлиный лет. Серый журавль –давний герой русских народных сказок, его воспевали в песнях, посвящали много стихов. Обычно у пары журавлей вырастает один птенец. Для строительства гнезда пара выбирает сухое место среди болота. Заметив человека, один из журавлей старается уйти подальше от гнезда. (Слайд4)
2 задание – Уйти из гнезда как можно быстрей. ( Гнездо - обруч. Добежать до обруча. Перепрыгнуть, добежать до команды, передать эстафету следующему.( 2 элемент- крылья)
12 ноября –Зиновий –синичник. Считается , что на синичник к нам прилетают : снегири, щеглы и свиристели. (Слайд5)
Если спросить , какая птичка связана в нашем сознании с зимой, все скажут- снегирь. Но красной грудкой может похвастаться только самец. Зимой снегири не боятся человека, питаются ягодами рябины, калины , боярышника. Самое интересное, что они извлекают из сочной мякоти семена, а саму мякоть выбрасывают, поэтому снег под деревом , где побывал снегирь, уляпан красными кляксами.
3 задание- Нарисуй птичку кляксами.(Первый обмакивает губку в краску и бежит к ватману. Передает второму, затем третьему и т.д.. Должна получится птичка. Или игра «Прилетели птицы» Если называю птицу- хлопаем, нет- топаем(3 элемент – палочка)
Следующая птица, о которой я хочу рассказать – клест. Существует легенда , почему у клеста такой клюв. Клест –Христова птица. Когда Христа распяли, клесты помогали вытаскивать из его тела гвозди. Пока клювы их не стали похожи на крест.
А интересна эта птица еще тем, что высиживают клесты своих птенчиков зимой. В феврале они появляются на свет совсем без оперения , но не замерзают.(слайд6)
4 задание –Сбереги птенца ( первый кладет шарик-яйцо в шапку вязанную и относит в обруч. Второй забирает и отдает 3.И т.д.( Получают ножницы и клей)
Вот мы и собрали все элементы для изготовления птички, которую знают все. Ее называют птицей мира. Правильно- это голубь И на память о сегодняшней встречи , мы изготовим Голубя (мастер- класс- видео:
https://www.youtube.com/watch?v=JhbhbsFvU2A
Итог: Посмотрите, какие замечательные получились наши голуби!
На Руси ведь есть примета:,
Голубь чувствовать умеет,
И к плохому человеку,
Подлететь он не посмеет!
А добрый человек должен делать как можно больше хороших дел. И чтобы нашим птичкам не было трудно зимой , их необходимо подкармливать. А для этого мастерить кормушки. А вывод я прошу прочитать вместе со мной хором:
Не забывайте люди покормить
Голодных птиц зимой.
И сердца ваши наполнятся
Душевной теплотой.
Приложение:
Игра «Прилетели птицы»
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки —
и спасибо шутке!
Список литературы:
1.Электронный ресурс: 1С:Школа. Окружающий мир
(на платформе «1С: Образование 4. Дом»)
2.Почемучка обо всем на свете №11(11) ноябрь , 2011г.
3Иллюстрированная энциклопедия о природе России. С. Шустов Птицы наших лесов и полей. 2011
Аксенова М., Исмаилова С. Энциклопедия для детей, т2 Биология, “Аванта +”, 1995. – 673с.
5.Бояркин В.М. География Иркутской области: Учебное пособие для средних школ. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство. 1885. – 176с.
6Кельбас Р.В., Емельянова Т.В. Воспитание экологического сознания учащихся посредством включения их в интеллектуальные экологические игры // Дополнительное образование, 2004. №5. с 48–53.