Занятие «Времена года в Амурской области» (Краеведение, 6 класс)

0
0
Материал опубликован 7 May 2018

МОАУ Новопетровская СОШ

Константиновский район

Амурская область


«Времена года Амурской области»

Элективное занятие курса «Краеведение» 6 класс

Подготовила: Мещерякова Н.Г.

Учитель географии и экологии.


С. Новопетровка

2018 год

Аннотация к занятию

«Времена года Амурской области», 6 класс, география

Данное занятие проводилось как элективный курс «Краеведение» в условиях введения ФГОС с целью сформировать представления о сезонах года на территории своего края. Выявить особенности каждого времени года.

Главной задачей являлось формирование познавательных УУД через исследовательскую работу учащихся. Главной формой работы являлась работа в группах.

Занятие ставит цели способствовать развитию у учащихся умения работать с учебником, атласом, составлять опорные схемы.

Немаловажное значение имеет формирование ассоциативности мышления. Умение выделить главное, подготовить краткое сообщение по данной теме.

В результате ученики осваивают умения, поиск, обработка, преобразование информации, представление информации в разных видах и формах.

Пояснительная записка

Любовь к Родине является внутренним, мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Немаловажно и то, что в настоящее время в обществе отмечается возросший интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края. Малая Родина (родной край) даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Первые и самые прочные представления о добре и зле, красоте окружающего мира берут начало здесь и всю жизнь, затем соотносятся с изначальными образами и понятиями.

Принятый на сегодня государственный стандарт образования предусматривает различные формы внеурочных занятий по изучению своего края. Но я считаю, что только урок может дать ту глубину знаний, которые необходимы современному школьнику. В 6 классе я веду элективный курс «Краеведение», который разработала сама, взяв за основу программу «Географическое краеведение» под редакцией Н.Г. Павлюк 2006 год.

Проводить полноценные уроки по изучению своего края я не могу ввиду отсутствия УМК, но считаю, что этот пробел можно восполнить, ведя этот курс элективно. Разработанная мною программа включает разделы по изучению природы и населения родного края. Курс рассчитан на 35 часов ( 1 час в неделю) и соответствует темам учебника географии 6 класс. Например, при изучении темы «План и карта» на уроках краеведения мы отрабатываем приемы работы с планом местности и топографической картой на примере своей местности. Рассматривая тему «Гидросфера» на занятиях по краеведению, мы изучаем внутренние воды своей местности и т.д.

Курс включает практические работы, проводимые в школе и на местности. Ребята готовят доклады, презентации. Выполняют творческие задания, которые я оцениваю и ставлю оценки по географии в журнал. Каждое занятие я разрабатываю как полноценный урок, с учетом требований ФГОС, поэтому считаю, что предлагаемое занятие можно рассматривать в номинации «Лучший мета предметный урок».

Предлагаемый мною урок является вторым по теме «Климат своей местности» На первом занятии мы повторяем основные термины, предлагаемые в курсе географии 6 класса: климат, погода, элементы климата и даем общую характеристику климата своей области, определяем основные факторы климатообразования. Второй урок я посвящаю групповой работе по изучению сезонов года нашего края. Урок носит практико – исследовательский характер, где проявляются умения работы в группах, работа с предоставленной информацией, интернет-ресурсами, атласами. Ребята закрепляют навыки по составлению опорных схем, определение предметов – ассоциаций.


 

Заключение

На одной из областных конференций, проводимых ИРО по географии, я выступала с докладом «Формы краеведческой работы в условиях ФГОС», в конце своего выступления я предложила рассмотреть вопрос об обновлении УМК по географии своего края. Мое предложение было внесено в резолюцию конференции. Я надеюсь, что в будущем курс «Изучение своего края» можно будет включать в программу уроков географии.

Технологическая карта урока географии 6 класс

Тема урока: Времена года в Амурской области

Тип урока: урок - исследование

Цель урока: провести исследование и определить особенности времен года своего родного края

Задачи:

- продолжить формирование знаний о климате области, показать отличительные черты каждого сезона года;

- закрепить навыки групповой работы с картами, составление опорных схем;

- прививать у учащихся интерес к познанию природы своего края;

- способствовать развитию у детей творческой активности, ассоциативности мышления.

План урока: 1. Определение заданий по группам.

2. Работа в группах.

3. Отчет группы о проделанной работе.

Методы и формы обучения: Методы: наглядный, исследовательский, практический, контроля

Форма : групповая

Основные понятия, изучаемые на уроке: климат, погода, элементы климата, сезонность.

Планируемые результаты урока

Предметные:

- определяют по картам основные элементы климата;

- умеют выявлять особенности каждого сезона года

Метапредметные:

Познавательные:

- классифицируют информацию по заданным признакам;

- определяют предметы – ассоциации;

- составляют опорные схемы;

Регулятивные:

- планируют свою деятельность под руководством учителя;

- выявляют причинно - следственные связи;

- выслушивают и объективно оценивают друг друга;

Коммуникативные:

- формулируют свое мнение в рамках учебного диалога;

- умеют вести диалог, вырабатывая общее решение

Личностные:

- умеют высказывать свое мнение по результатам исследования;

- осознание климатических особенностей природы своей области.

Решаемые учебные проблемы: выявить особенности каждого сезона года своего края.

Ресурсы урока: Учебное пособие География Амурской области под ред. Н.Г. Павлюк. Благовещенск 2004г.

Хрестоматия Амурской области под ред.Н.К. Шульмана. Хабаровское книжное издательство 1986 год.

Атласы Амурской области.

Необходимые материалы для урока: листы цветной бумаги: белый, желтый, красный, зеленый. Предметы – ассоциации: стакан воды, мох, еловая шишка, птичье гнездо, картинка птицы клест, соломенная кукла, птичье перо, фото цветов, ветка вербы, сухие листья, яблоко.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Создание проблемной ситуации:

Ребята, а хотели бы вы жить в стране вечного лета?

А почему?

Ребята, вы правы. Мы действительно можем увидеть и осенний листопад, и пробуждение природы. Мы с радостью летом бежим купаться на речку, а Новый год встречаем с настоящим снегом.

Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке.

Сейчас мы разделимся на 4 группы, перед вами алгоритмы заданий. Каждая группа проведет исследование своего сезона года, выберет предметы –ассоциации, составит опорную схему.

Используя текст учебника и хрестоматии Амурской области, подготовьте отчет о своем времени года.

У меня на столе лежат листы цветной бумаги. Подумайте, какому цвету соответствует ваше время года. На листах вы будете выполнять опорные схемы

Выберите главного исследователя в вашей группе, который распределит рационально объем работы между остальными исследователями.

Ответ: Нет

Мы живем в уникальном районе, и нам выпало счастье любоваться природой в разное время года.

Ответ: Времена года нашей области.

Ребята должны самостоятельно выбрать лист бумаги своего сезона.

Белый – зима, зеленый – весна, красный лето, желтый – осень.

Работа в группах продолжается в течение 10 минут.

Поиск решений.

Если сравнить времена года с возрастом человека, то какой сезон вы бы назвали «детство»?

Капель ударит в барабаны –

И шумно станет на реке.

И льдин скрипучие барханы

Зашевелятся вдалеке.

Валерий Черкесов.

Предоставляем слово группе «Весна»

Ребята могут выбрать другие предметы – ассоциации, если правильно обоснуют свой ответ он будет зачтен.

Ответ: Весна, природа оживает, из семян появляются растения, животные готовятся к появлению потомства и т.д

Ребята рассказывают о климатических особенностях весны.

Выбирают предметы - ассоциации, соответствующие данному сезону. Обосновывают свой выбор.

На доске вывешивают опорную схему.

Предметы ассоциации: ветка вербы – зацветает весной, птичье гнездо – прилетают птицы, вьют гнезда, соломенная кукла – праздник масленница, проводы зимы.

А можно ли лето назвать « Юность»? Почему?

Море цвета и света –

Тишина, тишина,

И на пять километров

Вся округа видна.

Ах амурские дали –

Синих сопок гряда!

Где бы, мы не бывали,

Не забыть никогда

Нитки пыльных дорожек,

Крылья дальней сосны,

И на тоненьких ножках

Огоньки сараны.

Дмитрий Цирулик.

Слово группе «Лето»

Ответ: Расцветает природа, у животных подрастает потомство и т.д

Ребята рассказывают о климатических особенностях лета.

Выбирают предметы - ассоциации, соответствующие данному сезону. Обосновывают свой выбор.

На доске вывешивают опорную схему.

Предметы – ассоциации: стакан воды – лето в Амурской области самое влажное время года, цветы – пора появления цветов, птичье гнездо – появление потомства.

С каким возрастом человека мы можем сравнить осень?

Какая ясная погода!

Амур спокоен, в небе синь.

Вся в ожидании захода

Стоит, осенняя полынь,

Игорь Еремин.

Слово группе «Осень»

Ответ: «Зрелость» - сбор урожая, у животных выросло потомство и т.д

Ребята рассказывают о климатических особенностях осени.

Выбирают предметы - ассоциации, соответствующие данному сезону. Обосновывают свой выбор.

На доске вывешивают опорную схему.

Предметы – ассоциации:

Птичье гнездо или перо; птицы улетают в теплые края;

Сухие листья –листопад;

Яблоко – сбор урожая.

Наконец, мы подходим к поре «старость» -это зима, вы согласны со мной, ребята?

Но сильных бурь, ветров особых

Мой край не знает в январе.

И белизна, созрев в сугробах

Сквозит в березовой коре.

Виктор Алюшин.

Свои исследования нам представляет группа «Зима»

Ответ: Да. Зимой природа засыпает, птицы улетают в теплые края, с деревьев облетели листья и т.д

Ребята рассказывают о климатических особенностях зимы.

Выбирают предметы - ассоциации, соответствующие данному сезону. Обосновывают свой выбор.

На доске вывешивают опорную схему.

Предметы – ассоциации:

Фото птицы клест – выводит зимой потомство;

Мох – продолжает медленно расти под снегом;

Ветка ели – дерево остается зеленым.

Рефлексия:

Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, мы провели настоящее исследование сезонов года своей местности. Я предлагаю группам оценить работу своих товарищей.

В заключении группам предлагается составить синквейн о своем времени года.

Спасибо за урок!

У ребят на партах оценочные бланки, где они, слушая группы, выставляли оценки.

Урок заканчиваем прочтением приготовленных синквейнов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.