Занятие «Времена года в Амурской области» (Краеведение, 6 класс)
МОАУ Новопетровская СОШ
Константиновский район
Амурская область
«Времена года Амурской области»
Элективное занятие курса «Краеведение» 6 класс
Подготовила: Мещерякова Н.Г.
Учитель географии и экологии.
С. Новопетровка
2018 год
Аннотация к занятию
«Времена года Амурской области», 6 класс, география
Данное занятие проводилось как элективный курс «Краеведение» в условиях введения ФГОС с целью сформировать представления о сезонах года на территории своего края. Выявить особенности каждого времени года.
Главной задачей являлось формирование познавательных УУД через исследовательскую работу учащихся. Главной формой работы являлась работа в группах.
Занятие ставит цели способствовать развитию у учащихся умения работать с учебником, атласом, составлять опорные схемы.
Немаловажное значение имеет формирование ассоциативности мышления. Умение выделить главное, подготовить краткое сообщение по данной теме.
В результате ученики осваивают умения, поиск, обработка, преобразование информации, представление информации в разных видах и формах.
Пояснительная записка
Любовь к Родине является внутренним, мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Немаловажно и то, что в настоящее время в обществе отмечается возросший интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края. Малая Родина (родной край) даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Первые и самые прочные представления о добре и зле, красоте окружающего мира берут начало здесь и всю жизнь, затем соотносятся с изначальными образами и понятиями.
Принятый на сегодня государственный стандарт образования предусматривает различные формы внеурочных занятий по изучению своего края. Но я считаю, что только урок может дать ту глубину знаний, которые необходимы современному школьнику. В 6 классе я веду элективный курс «Краеведение», который разработала сама, взяв за основу программу «Географическое краеведение» под редакцией Н.Г. Павлюк 2006 год.
Проводить полноценные уроки по изучению своего края я не могу ввиду отсутствия УМК, но считаю, что этот пробел можно восполнить, ведя этот курс элективно. Разработанная мною программа включает разделы по изучению природы и населения родного края. Курс рассчитан на 35 часов ( 1 час в неделю) и соответствует темам учебника географии 6 класс. Например, при изучении темы «План и карта» на уроках краеведения мы отрабатываем приемы работы с планом местности и топографической картой на примере своей местности. Рассматривая тему «Гидросфера» на занятиях по краеведению, мы изучаем внутренние воды своей местности и т.д.
Курс включает практические работы, проводимые в школе и на местности. Ребята готовят доклады, презентации. Выполняют творческие задания, которые я оцениваю и ставлю оценки по географии в журнал. Каждое занятие я разрабатываю как полноценный урок, с учетом требований ФГОС, поэтому считаю, что предлагаемое занятие можно рассматривать в номинации «Лучший мета предметный урок».
Предлагаемый мною урок является вторым по теме «Климат своей местности» На первом занятии мы повторяем основные термины, предлагаемые в курсе географии 6 класса: климат, погода, элементы климата и даем общую характеристику климата своей области, определяем основные факторы климатообразования. Второй урок я посвящаю групповой работе по изучению сезонов года нашего края. Урок носит практико – исследовательский характер, где проявляются умения работы в группах, работа с предоставленной информацией, интернет-ресурсами, атласами. Ребята закрепляют навыки по составлению опорных схем, определение предметов – ассоциаций.
Заключение
На одной из областных конференций, проводимых ИРО по географии, я выступала с докладом «Формы краеведческой работы в условиях ФГОС», в конце своего выступления я предложила рассмотреть вопрос об обновлении УМК по географии своего края. Мое предложение было внесено в резолюцию конференции. Я надеюсь, что в будущем курс «Изучение своего края» можно будет включать в программу уроков географии.
Технологическая карта урока географии 6 класс
Тема урока: Времена года в Амурской области |
Тип урока: урок - исследование |
|||
Цель урока: провести исследование и определить особенности времен года своего родного края |
||||
Задачи: - продолжить формирование знаний о климате области, показать отличительные черты каждого сезона года; - закрепить навыки групповой работы с картами, составление опорных схем; - прививать у учащихся интерес к познанию природы своего края; - способствовать развитию у детей творческой активности, ассоциативности мышления. |
||||
План урока: 1. Определение заданий по группам. 2. Работа в группах. 3. Отчет группы о проделанной работе. |
||||
Методы и формы обучения: Методы: наглядный, исследовательский, практический, контроля Форма : групповая |
||||
Основные понятия, изучаемые на уроке: климат, погода, элементы климата, сезонность. |
||||
Планируемые результаты урока |
||||
Предметные: - определяют по картам основные элементы климата; - умеют выявлять особенности каждого сезона года |
Метапредметные: Познавательные: - классифицируют информацию по заданным признакам; - определяют предметы – ассоциации; - составляют опорные схемы; Регулятивные: - планируют свою деятельность под руководством учителя; - выявляют причинно - следственные связи; - выслушивают и объективно оценивают друг друга; Коммуникативные: - формулируют свое мнение в рамках учебного диалога; - умеют вести диалог, вырабатывая общее решение |
Личностные: - умеют высказывать свое мнение по результатам исследования; - осознание климатических особенностей природы своей области. |
||
Решаемые учебные проблемы: выявить особенности каждого сезона года своего края. |
||||
Ресурсы урока: Учебное пособие География Амурской области под ред. Н.Г. Павлюк. Благовещенск 2004г. Хрестоматия Амурской области под ред.Н.К. Шульмана. Хабаровское книжное издательство 1986 год. Атласы Амурской области. Необходимые материалы для урока: листы цветной бумаги: белый, желтый, красный, зеленый. Предметы – ассоциации: стакан воды, мох, еловая шишка, птичье гнездо, картинка птицы клест, соломенная кукла, птичье перо, фото цветов, ветка вербы, сухие листья, яблоко. |
||||
Ход урока: |
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
Создание проблемной ситуации: |
||||
Ребята, а хотели бы вы жить в стране вечного лета? А почему? Ребята, вы правы. Мы действительно можем увидеть и осенний листопад, и пробуждение природы. Мы с радостью летом бежим купаться на речку, а Новый год встречаем с настоящим снегом. Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке. Сейчас мы разделимся на 4 группы, перед вами алгоритмы заданий. Каждая группа проведет исследование своего сезона года, выберет предметы –ассоциации, составит опорную схему. Используя текст учебника и хрестоматии Амурской области, подготовьте отчет о своем времени года. У меня на столе лежат листы цветной бумаги. Подумайте, какому цвету соответствует ваше время года. На листах вы будете выполнять опорные схемы Выберите главного исследователя в вашей группе, который распределит рационально объем работы между остальными исследователями. |
Ответ: Нет Мы живем в уникальном районе, и нам выпало счастье любоваться природой в разное время года. Ответ: Времена года нашей области. Ребята должны самостоятельно выбрать лист бумаги своего сезона. Белый – зима, зеленый – весна, красный лето, желтый – осень. Работа в группах продолжается в течение 10 минут. |
|||
Поиск решений. |
||||
Если сравнить времена года с возрастом человека, то какой сезон вы бы назвали «детство»? Капель ударит в барабаны – И шумно станет на реке. И льдин скрипучие барханы Зашевелятся вдалеке. Валерий Черкесов. Предоставляем слово группе «Весна» Ребята могут выбрать другие предметы – ассоциации, если правильно обоснуют свой ответ он будет зачтен. |
Ответ: Весна, природа оживает, из семян появляются растения, животные готовятся к появлению потомства и т.д Ребята рассказывают о климатических особенностях весны. Выбирают предметы - ассоциации, соответствующие данному сезону. Обосновывают свой выбор. На доске вывешивают опорную схему. Предметы ассоциации: ветка вербы – зацветает весной, птичье гнездо – прилетают птицы, вьют гнезда, соломенная кукла – праздник масленница, проводы зимы. |
|||
А можно ли лето назвать « Юность»? Почему? Море цвета и света – Тишина, тишина, И на пять километров Вся округа видна. Ах амурские дали – Синих сопок гряда! Где бы, мы не бывали, Не забыть никогда Нитки пыльных дорожек, Крылья дальней сосны, И на тоненьких ножках Огоньки сараны. Дмитрий Цирулик. Слово группе «Лето» |
Ответ: Расцветает природа, у животных подрастает потомство и т.д Ребята рассказывают о климатических особенностях лета. Выбирают предметы - ассоциации, соответствующие данному сезону. Обосновывают свой выбор. На доске вывешивают опорную схему. Предметы – ассоциации: стакан воды – лето в Амурской области самое влажное время года, цветы – пора появления цветов, птичье гнездо – появление потомства. |
|||
С каким возрастом человека мы можем сравнить осень? Какая ясная погода! Амур спокоен, в небе синь. Вся в ожидании захода Стоит, осенняя полынь, Игорь Еремин. Слово группе «Осень» |
Ответ: «Зрелость» - сбор урожая, у животных выросло потомство и т.д Ребята рассказывают о климатических особенностях осени. Выбирают предметы - ассоциации, соответствующие данному сезону. Обосновывают свой выбор. На доске вывешивают опорную схему. Предметы – ассоциации: Птичье гнездо или перо; птицы улетают в теплые края; Сухие листья –листопад; Яблоко – сбор урожая. |
|||
Наконец, мы подходим к поре «старость» -это зима, вы согласны со мной, ребята? Но сильных бурь, ветров особых Мой край не знает в январе. И белизна, созрев в сугробах Сквозит в березовой коре. Виктор Алюшин. Свои исследования нам представляет группа «Зима» |
Ответ: Да. Зимой природа засыпает, птицы улетают в теплые края, с деревьев облетели листья и т.д Ребята рассказывают о климатических особенностях зимы. Выбирают предметы - ассоциации, соответствующие данному сезону. Обосновывают свой выбор. На доске вывешивают опорную схему. Предметы – ассоциации: Фото птицы клест – выводит зимой потомство; Мох – продолжает медленно расти под снегом; Ветка ели – дерево остается зеленым. |
|||
Рефлексия: Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, мы провели настоящее исследование сезонов года своей местности. Я предлагаю группам оценить работу своих товарищей. В заключении группам предлагается составить синквейн о своем времени года. Спасибо за урок! |
У ребят на партах оценочные бланки, где они, слушая группы, выставляли оценки. Урок заканчиваем прочтением приготовленных синквейнов. |