12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Крыс Ольга Анатольевна1741
Работаю учителем русского языка. Стаж -30 лет. Люблю свою работу.
Россия, Иркутская обл., Усть-Уда
Материал размещён в группе «Единый государственный экзамен (ЕГЭ)»

Вариант № 2.

Часть 1

Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

 

(1)Внешняя культура человека проявляется в том, что он поступает по всем правилам только тогда, когда он на виду, на глазах у людей, перед которыми он играет роль культурного человека. (2)Внутренняя культура состоит в том, что человек всегда поступает так, как того требуют моральные законы общества. (3)<…> по-настоящему культурный человек  это человек, сознательно идущий на некоторые ограничения, связанные 
с соблюдением принятых в обществе норм.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  

 1) 

Внешняя и внутренняя культуры должны быть присущи каждому человеку, ведь они составляют моральные законы общества.

  

 2) 

Подлинно культурный человек – это человек, всегда сознательно принимающий ограничения, которые связаны с соблюдением принятых в обществе норм, а не делающий вид, что он их соблюдает.

  

 3) 

Культурный человек поступает по всем правилам, нормам и законам и не идёт ни на какие ограничения.

  

 4) 

Настоящая культура проявляется в человеке не тогда, когда его видят и оценивают, а когда он сознательно идёт на некоторые ограничения, соблюдая принятые в обществе нормы.

  

 5) 

Соблюдение моральных законов и принятых в обществе норм поведения характеризует культурного человека и является его внешней культурой.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Например,

Таким образом,

С одной стороны,

Однако

Хотя

Ответ: ___________________________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИГРАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИГРАТЬ, -аю, -аешь; игранный; несов.

  

 1) 

Резвясь, развлекаться; забавляться чем-н. Дети играют в саду. Рыба играет в реке(перен.). И. с кем-н. как кошка с мышью (забавляясь, мучить). И. кистями платка (перебирать их).

  

 2) 

во что и на чём. Проводить время в игре. И. в куклы. И. в солдатики. 
И. в прятки, в жмурки. И. в шахматы. И. в футбол. И. на бильярде.

  

 3) 

что и на чём. Исполнять музыкальное произведение. И. вальс. И. на скрипке. И. на чьих-н. нервах (перен.: намеренно нервировать, раздражать кого-н.).

  

 4) 

кого-что. Исполнять сценическую роль, пьесу на сцене. И. роль (также перен.: изображать кого-н. или действовать в качестве кого-н.). И. роль Гамлета. И. Хлестакова. И. комедию(также перен.: притворяться, действовать неискренне; неодобр.).

  

 5) 

перен., кем-чем и с кем-чем. Обращаться с кем-чем-н. легкомысленно, как с игрушкой, забавой. И. своей жизнью (понапрасну рисковать)
И. (шутить) с огнём 
(обращаться легкомысленно с чем-н. опасным)
И. людьми 
(обращаться с ними по своей воле). И. чьими-н. чувствами.

Ответ: ___________________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

облилАсь

дозвонЯтся

нАживший

налитА

начАв

Ответ: ___________________________.


 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Всё это могло быть ловким трюком, рассчитанным на то, что сотрудник войдёт в доверие к врагам и начнёт ДВОЙНУЮ игру.

Он постоянно нарушал ДИПЛОМАТИЧНЫЙ этикет, разговаривая с послами.

ВЕЧНОЙ красою сияет природа и удивляет нас своим величием.

Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки.

Его инициатива нашла широкий ОТКЛИК в читательской аудитории.

Ответ: ___________________________.

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

много спелых ВИШЕН

нет ПОЛТОРАСТА рублей

ПОЕЗЖАЙ вперёд

крыжовник слишком КИСЕЛ

сухие ПОГРЕБА

Ответ: ___________________________.

 

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ

А) нарушение в построении

предложения с причастным

оборотом

Б) ошибка в построении

сложного предложения

В) нарушение в построении

предложения с несогласованным

приложением

Г) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной

соотнесённости глагольных

форм

К.Г. Паустовский интересовался природой Мещёрского края и посвятил ей своё творчество.

М.Ю. Лермонтов так и не закончил любимое детище  поэму «Демона».

Северо-восточнее села располагаются образованные болота путём оседания песков.

Я хотел, чтобы вы напомнили секретарю, чтобы она уточнили время встречи. 

Благодаря героизму людей, катастрофа была предотвращена.

Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами , не осененными ни единым деревцом

Тех, кто в ХVIII столетии высказали предположение о возможности передачи энергии по проводам, считали фантазёрами.

Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.

Адресуя свою книгу детям, автор описывает сложные явления простым языком.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

предназн..чение

предпол..гать

пост..мент

п..лисадник

ц..ремония

Ответ: ___________________________.

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..гиб, бе..заботный

раз..слать, н..стоять

по..ставил, о..бросил

пр..езжий, пр..злой

контр..гра, роз..ск

Ответ: ___________________________.

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.      

удоста..вавший

черешн..вый

преодол..вая

ноздр..ватый

дешёв..нький

Ответ: ___________________________.

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

помож…шь

увлека…мый

верт…шь

вымуч…нный

заслуж…нный

Ответ: ___________________________.

 

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Лиза (не)мечтала сниматься в кино и когда была школьницей, и когда училась в театральном училище.

За пять лет службы в армии Илья (не)дослужился даже до ефрейтора.

Мы обратили внимание, что рубашка на кондукторе мятая, а ботинки (не)чищены.

У юного певца был хороший слух, но (не)поставленный голос.

Дубровский за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, (не)заботясь о том, противоречило ли оно мнениям хозяина.

Ответ: ___________________________.

 

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Выбрался Муравей из-под ноги Верблюда-великана и призадумался: ЧТО (БЫ) такое сделать, ЧТО(БЫ) отомстить высокомерному обидчику?

(ОТ) ТОГО незнакомого и страшного зверя, который внезапно появился на поляне, надо было срочно спрятаться, ЧТО(БЫ) не попасться ему в лапы.

Отец ТАК(ЖЕ) страстно, как и все его друзья, болел за свою футбольную команду. Его сын ТО(ЖЕ) был азартным болельщиком.

Петя вздрогнул, (ОТ) ТОГО что в дверь позвонили, мама ТО(ЖЕ) не ожидала звонка.

В «Московском дворике» В.Д. Полéнова, (БЕЗ) СОМНЕНИЯ, проявилось ТО(ЖЕ) умение «поднять» непритязательный сюжет до высокого художественного обобщения, что и в пейзажах Саврасова и Серова.

Ответ: ___________________________.

 

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

В гости(1)ой чи(2)о сидели наряже(3)ые детишки, завороже(4)о смотревшие на хозяйку, чьими руками было выставле(5)о всё это великолепное угощение.

Ответ: ___________________________.


 

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужнопоставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

И в науке и в литературе и в музыке в целом всегда открыта универсальная тайна наших способностей.

Казалось, что всё в этом роскошном парке чужое и каждую минуту

нас могут прогнать.

Вот крик и снова все вокруг затихло.

С вершин деревьев валятся на землю последние сухие листья и по

тропинкам в октябре нельзя ступить.

Каждая нация имеет свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле.

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

Ответ: ___________________________.

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Тригорский парк в Пушкинском заповеднике (1) по мнению

многих (2) пропитан солнцем даже в пасмурные дни. Этот парк

создан (3) как будто (4) специально для семейных праздников, дружеских бесед, смеха, шутливых признаний.

Ответ: ___________________________.

 

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Роман Гончарова «Обломов» (1) выгодно отличался от нравоописательных повестей натуральной школы обстоятельностью и «монографичностью» картины (2) естественным началом (3) которой (4) было изображение обычного дня героя.

Ответ: ___________________________.

 

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

С крыльца постаревший Сермин сходил теперь по темным ступенькам медленно и осторожно(l) и(2) когда он грузно ступил на землю(3) то в толпе родственников раздался вздох облегчения(4) который слышала вся улица.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Дети никогда не запоминают мать молодой, красивой, потому что понимание красоты приходит позже, когда материнская красота успевает увянуть.

(2)Я запомнил свою мать седой и усталой, а говорят, она была красива. (3)Большие задумчивые глаза, в которых проступал свет сердца. (4)Ровные тёмные брови, длинные ресницы. (5)На высокий лоб спадали дымчатые волосы.

(6)До сих пор слышу её негромкий голос, неторопливые шаги, ощущаю бережное прикосновение рук, шершавое тепло платья на её плече. (7)Это не имеет отношения к возрасту, это вечно.

(8)Дети никогда не говорят матери о своей любви к ней. (9)Они даже не знают, как называется чувство, которое всё сильнее привязывает их к матери. (10)В их понимании это вообще не чувство, а что-то естественное и обязательное, как дыхание, утоление жажды.

(11)Но в любви ребёнка к матери есть свои золотые дни. (12)Я пережил их в раннем возрасте, когда впервые осознал, что самый необходимый человек на свете – мама. (13)Память не сохранила почти никаких подробностей тех далёких дней, но я знаю об этом своём чувстве, потому что оно до сих пор теплится во мне, не развеялось по свету. (14)И я берегу его, потому что без любви к матери в сердце – холодная пустота.

(15)Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. (16)У меня для неё было другое слово – мамочка. (17)Даже став большим, я не мог изменить этому слову. (18)У меня отросли усы, появился бас. (19)Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.

(20)Последний раз я произнёс его на мокрой от дождя платформе, 
у красной солдатской теплушки, в давке, под звуки тревожных гудков паровоза, под громкую команду «по вагонам!». (21)Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. (22)Я шептал «мамочка» ей на ухо и, чтобы никто не видел моих мужских слёз, вытирал их о её волосы… (23)Но когда теплушка тронулась, не выдержал, забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колёс, сквозь бьющий в глаза ветер закричал:

– Мамочка!

(24)А потом были письма. (25)И было у писем из дома одно необычайное свойство, которое каждый открывал для себя и никому не признавался в своём открытии. (26)В самые трудные минуты, когда казалось, что всё кончено или кончится в следующее мгновение и нет уже ни одной зацепки за жизнь, мы находили в письмах из дома неприкосновенный запас жизни. (27)Когда от мамы приходило письмо, не было ни бумаги, ни конверта с номером полевой почты, ни строчек. (28)Был только мамин голос, который я слышал даже в грохоте орудий, и дым землянки касался щеки, как дым родного дома.

(29)Под Новый год мама подробно рассказывала в письме о ёлке. (30)Оказывается, в шкафу случайно нашлись ёлочные свечи, короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. (31)Их зажгли, и с еловых веток по комнате разлился ни с чем не сравнимый аромат стеарина и хвои. (32)В комнате было темно, и только весёлые блуждающие огоньки замирали и разгорались, и тускло мерцали золочёные грецкие орехи.

(33)Потом оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня в ледяном доме, где все стёкла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от голода, холода и осколков. (34)И она писала, из ледяного блокадного города посылая мне последние капли своего тепла, последние кровинки.

(35)А я поверил легенде. (36)Держался за неё – за свой неприкосновенный запас, за свою резервную жизнь. (37)Был слишком молод, чтобы читать между строк. (38)Я читал сами строки, не замечая, что буквы кривые, потому что их выводила рука, лишённая сил, для которой перо было тяжёлым, как топор. (39)Мать писала эти письма, пока билось сердце…

(По Ю.Я. Яковлеву*)

Юрий Яковлевич Яковлев (1922–1995) – русский советский писатель 
и сценарист, автор книг для подростков и юношества.

 

 20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  

 1) 

Рассказчик горько сожалеет о том, что недостаточно сильно любил свою мать.

  

 2) 

Воспоминание о матери осталось у рассказчика даже на уровне ощущений от её присутствия, от её прикосновений.

  

 3) 

Дети никогда не говорят матери о своей любви к ней, принимая её постоянную заботу как нечто естественное и обязательное.

  

 4) 

Ни при каких обстоятельствах нельзя проявлять свою нежность по отношению к матери в присутствии других людей.

  

 5) 

Когда рассказчик читал письмо от матери с подробным описанием новогодней ёлки, он не догадывался, что это сочинённая для него легенда.

Начало формы

Ответ: ___________________________.

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  

 1) 

В предложениях 3–5 представлено описание.

  

 2) 

В предложениях 6–7 представлено повествование.

  

 3) 

В предложениях 8–10 представлено рассуждение.

  

 4) 

Предложения 11–12 подтверждают содержание предложения 10.

  

 5) 

Предложение 18 поясняет содержание предложения 19.

Ответ: ___________________________.

 

22. Из предложений 33–34 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ: ___________________________.

 

23. Среди предложений 7–11 найдите такое, которое связано с предыдущим 
с помощью личного местоимения и формы слова. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых

и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке

образцами.

 

24. «Воссоздавая образ матери, рассказчик говорит о ней с глубокой сыновней нежностью. Передать эти чувства автору помогают разнообразные выразительные языковые средства, в том числе тропы: (А)__________ («красота успевает увянуть» в предложении 1, «свет сердца» в предложении 3) и (Б)__________ («задумчивые глаза» в предложении 3, «дымчатые волосы» в предложении 5, «бережное прикосновение»  в предложении 6), а также синтаксические средства: (В)__________ («как дыхание, утоление жажды» в предложении 10) и (Г)__________  в предложении 6)».

Список терминов:

1) 

парцелляция

2) 

профессиональная лексика

3) 

восклицательные предложения

4) 

метафоры

5) 

фразеологизм

6) 

эпитеты

7) 

сравнительный оборот

8) 

разговорная лексика

9) 

ряд однородных членов предложения

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.Конец формы

 

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в

комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста

(избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны

или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните

почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на

читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения

(учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный

или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1

24

2

такимобразом

3

4

4

наживший

5

дипломатический

6

полутораста

7

34278

8

предполагать

9

изгиббеззаботный

10

удостаивавший

11

вертишь

12

непоставленный

13

оттоготоже

14

234

15

34

16

1234

17

12

18

2

19

134

20

235

21

13

22

холодатепла

23

9

24

4679

Опубликовано в группе «Единый государственный экзамен (ЕГЭ)»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.