КИМ по русскому языку в 11 классе «Подготовка к ЕГЭ. Вариант 4»

10
5
Материал опубликован 7 October 2018 в группе

КИМ по русскому языку в формате ЕГЭ-2019. Вариант 4

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)В конце ХVIII века в философии и искусстве возникло направление, известное под названием «романтизм». (2)Вместо культа здравого смысла, разума романтизм стал утверждать культ человеческих чувств. (3)<…> в области искусства романтизм выдвинул на первый план жанр пейзажной живописи: картины природы вызывают в душе человека преимущественно внерациональный, эмоциональный отклик.

1) Известно, что картины природы вызывают в человеческой душе глубокий отклик, поэтому пейзаж занимает особое место в живописи.

2) Идеология романтизма — направления в философии и искусстве, которое возникло в конце ХVIII века, потребовала от пейзажной живописи усиления её рационального начала.

3) В конце ХVIII века в философии и искусстве сформировалось особое направление, которое сейчас известно под термином «романтизм».

4) Романтизм, проповедовавший примат чувства над разумом, среди жанров живописи отдавал предпочтение пейзажу, поскольку его влияние на зрителя имеет преимущественно эмоциональный, внерациональный характер.

5) Романтизм, утверждавший превосходство чувственного над рациональным, в области искусства выдвинул на первый план пейзажную живопись как жанр, предполагающий именно эмоциональный отклик зрителя.

2. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска во втором (3) предложении текста. Запишите это наречие.

Ответ: ___________________________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

ОБЛАСТЬ, -и, мн. род. -ей; ж.

1) Часть какой-л. территории (страны, государства, материка и т. п.). Северные о. Европы.

2) В России: крупная административно-территориальная единица. Московская о.

3) Район, пространство, в котором распространено какое-л. явление, которое характеризуется определёнными чертами, особенностями; зона, пояс. О. вечной мерзлоты.

4) Место расположения какого-л. внутреннего органа человека или животного; участок тела человека или животного. Грудная о.

5) Отдельная отрасль знаний, деятельности и т. п.; сфера, круг каких-л. представлений, занятий и т. п. Новая о. знаний.

4.  В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

начатА

загнУтый

оптОвый

влилАсь

пОгнутый

5.  В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В этой ГОРИСТОЙ местности прячутся глубокие тёмные пропасти.

В театре состоялся БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ концерт, в котором приняли участие известные актёры.

Опера Д. Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» — это два с половиной часа непрерывной музыки, почти НЕТЕРПИМОЙ в своём драматизме.

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ миссия завершилась успешно благодаря профессионализму представителей страны.

6.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Богатая роскошь природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые.

7.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

на БОЛЬНОЙ мозоль

ПЛЕЩЕТСЯ в пруду

СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами

БОЛЕЕ РЕЗКОЕ движение

ДЛИННЕЕ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) неправильное построение предложения с косвенной речью

Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

 

1) В стихотворении «Мудрость языка» Борис Слуцкий вспоминает историю создания слова «лётчик» Велимиром Хлебниковым.

2) Бумага желтеет благодаря окисления в ней целлюлозы.

3) Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что он очень рад всех нас видеть.

4) Те из учеников, кто невнимательно выполнил домашнее задание, вряд ли справится с контрольной работой.

5) Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.

6) Будучи мёртвым языком, латынь использовалась как международный язык науки.

7) Отец рассказывал, что мы и через двадцать лет после окончания института каждый год ездим на встречу выпускников.

8) Мы – его ученики – шли на урок, чтобы послушать его, чтобы прикасаться к новому и неизведанному, чтобы поделиться тем, что нас волнует.

9) Вопреки предсказаниям бабушки и нетерпению деда брату все же удалось справиться со сложным заданием.

9.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) тр..петать, ст..рожил, разв..рнуться

2) макул..тура, запл..тить, хв..статый

3) разв..вающийся (флаг), прим..рять (платье), усл..жнить (задачу)

4) расщ..лина, сохр..нять, к..нспект

5) п..чальный, покр..вительство, пол..мический

10.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) по..пустить, о..бросить, о..стать

2) во..местить, не..добровать, ..дание

3) супер..гра, пред..юньский, без..скусный

4) пр..брежный, пр..давать (значение), пр..ставить (к стене);

5) ад..ютант, с..ёжиться, меж..языковой.

11.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1) взлеле..ла, посе..вший, расстрел..нный

2) навес..ть, закле..вший, загон..шь

3) гел..вый, юрод..вый, алюмини..вый

4) ноч..вка, парч..вый, сгущ..нка

5) гор..вавший, обв..вать, стро..вой

12.  Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) засыха..щий, скач..щий, колыш..щийся

2) (они) беспоко..тся, та..щий (снег), па..ть

3) руб..щий, смотр..т (они), леле..щий

4) кле..щий, вид..щий, ма..вшийся

5) чита..мый, исследу..мый, увлека..мый

13.  Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Этот Мучеников был (НЕ)КТО иной, как Гаврила Северов.

Иностранец говорил по-русски весьма (НЕ)ПЛОХО, но иногда делал большие паузы: подбирал нужные слова.

Офис (НЕ)ОБОРУДОВАН всем необходимым.

(НЕ)ПОНЯТЫЙ никем из присутствующих, Меркулов решил покинуть аудиторию.

В этой странной книге под обложкой были (НЕ)ПРИВЫЧНЫЕ белые страницы с напечатанными словами, а тёмно-серые листы с желтоватыми мутными пятнами.

14.  Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ДОЛГУ слушали его соседи, (ПО)ОДИНОЧКЕ задавая вопросы на самые разные темы.

Некоторые порубки не зарастают долго, (ПО)ЭТОМУ (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет на них можно собирать раннюю мелкую ягоду.

(В)СЛЕД за одним нелепым недоразумением последовало другое — (ПО)ЭТОМУ поводу началась очередная бесконечная переписка с управлением дороги.

Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелка, но гораздо слаще и душистей, (ПО)ЭТОМУ, даже имея прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной.

День за днем пошел своим чередом (НА)ВСТРЕЧУ лету, и у моряков (ЗА)ЧАСТУЮ не было свободного времени.

15.  Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Средневековый теaтр был огромный, с краше(1)ыми полами, небеле(2)ыми потолками, кова(3)ые решетки око(4)ых проемов с пута(5)ми рисунками дополняли и без того удруче(6)ую картину.

16.  Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Обобщающие слова должны стоять перед однородными членами или после них.

2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

3) Ночью ветер злится да стучит в окно.

4) Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.

5) Экстренной работы не было и Данилов отпустил часть персонала погулять.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ночью пошёл дождь (1) ещё по-летнему тёплый (2) а уже к утру начали облетать (3) пожелтевшие за неделю (4) листья.

18.  Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 Ты (1) верно (2) Моцарт (3) чем-нибудь расстроен?

Горный воздух (4) без всякого сомнения (5) действует благотворно на здоровье человека (6) к тому же (7) он улучшает цвет лица.

19.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Организму человека (1) необходимы микроэлементы (2) использование (3) которых (4) в комплексных удобрениях (5) увеличивает питательную ценность плодов и овощей.

20.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Она увидела (1) что храбрость и гордое самолюбие принадлежат не только одному сословию (2) и с тех пор (3) стала оказывать молодому учителю уважение (4) которое час от часу становилось заметнее для окружающих (5) и (6) которое вскоре переросло в более нежные чувства.

21.  Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Аня помнила из рассказов матери, что она родилась на юге, под Одессой, и уже годовалым ребенком была перевезена на север – в Царское Село. (2) Аня в подростковом возрасте была ничем не примечательной, замкнутой, стеснительной девочкой. (3) Однако эта тихоня лазала по деревьям, как кошка. (4) С Колей Гумилевым, своим будущим мужем, Аня познакомилась в 1904 году, в сочельник. (5) Ходили покупать игрушки для елки и встретили братьев Гумилевых, совершенно не заинтересовавших Аню. (6) Никто из них не заинтересовал Аню, кроме самого плечистого – Коли.


 

Прочитайте текст и выполните задания 22–27

(1)В одной из недавних телепередач, где велась бурная дискуссия о проблемах современного образования, модная телезвезда разразилась гневной тирадой в адрес учителей. (2)По её твёрдому убеждению, все они —это люди несостоявшиеся, неудачники, проигравшие борьбу за успех, они пришли в школу единственно для того, чтобы отомстить бедным детям за свою сломанную судьбу. (З)Признаюсь: меня, человека уже пожилого, выросшего в послевоенные годы, эти слова ошеломили, будто бы какой-то нечестивец посмел прилюдно надругаться над святыней. (4)В первый момент мне показалось, что происходящее — сцена из какого-то фильма и телезвезда просто-напросто играет отрицательную роль. (5)Но, к сожалению, это был не фильм, и, к ещё большему сожалению, почему-то никто из публики не счёл возможным сказать хоть слово в защиту учителей.

(6)...Шёл апрель 1947 года. (7)Мы, разлучённые войной со своими отцами, росли без царя в голове, не признавая ни законов, ни правил. (8)Голод, постоянные лишения, суровые жизненные условия — всё это наложило свой отпечаток на наши характеры. (9)Тогда считалось нормальным всячески показывать своё пренебрежение к учителям, и чем более дерзко ты себя вёл, тем больше тебя уважали в мальчишеской компании.

(10)Учитель физики Иван Васильевич Матвеев пришёл к нам в седьмой класс. (11)Ходил он медленно, с усилием опираясь на палочку, и когда нечаянно задевал раненой ногой угол парты, то лицо чуть заметно вздрагивало от боли.

(12)В конце месяца он, получив расчёт, возвращался с работы. (13)Его встретила местная шпана, чтобы отобрать деньги. (14)Учитель, невысокий крепыш, переложил палочку из правой руки в левую, затем двумя пальцами —указательным и средним — легонько стукнул главаря по верхней губе. (15)Тот рухнул на землю, учитель посмотрел на оцепеневших разбойников и поковылял дальше. (16)Весть о том, что учитель шутя расшвырял целую банду, моментально разнеслась по всему городку, а поскольку Иван Васильевич вёл физику в нашем классе, то все семиклассники в той или иной мере считали себя сопричастными этому подвигу. (17)Мы даже освоили несколько характерных жестов своего учителя, говорить стали медленно, протяжно, видом своим показывая, что учитель поделился с нами секретными приёмами и теперь не приведи Бог кому-нибудь нас обидеть.

(18)Однажды я увидел, как Иван Васильевич, спускаясь со школьного крыльца, подал руку идущей следом учительнице математики. (19)Та смущённо покраснела и поблагодарила физика. (20)В тот же день, повинуясь безотчётному желанию во всём походить на учителя, я подал руку своей маме, когда она переходила по шаткой лесенке через теплотрассу. (21)Мама удивлённо улыбнулась, потом обняла меня и сказала, ласково глядя повлажневшими глазами: «Спасибо, милый! (22)Ты у меня уже совсем большой!»

(23)Стараясь казаться взрослыми, табаком мы начали баловаться чуть ли не с шести лет. (24)Но, когда поняли, что наш учитель не курит, многие, в том числе и я, оставили эту вредную привычку. (25)Как-то раз Петька Фёдоров ругнулся матом — дело

обычное для нас. (26)Иван Васильевич, услышав неприличное слово, шёпотом сказал Петьке:

(27)— Это называется мужская слабость.

(28)С той поры я старательно избегал нецензурных слов в своей речи...

(29)Мысленно оглядываясь на прожитые годы, я понимаю, как много правильного, мудрого и необходимого подарил мне этот великий человек. (30)Даже сегодня мне ещё хочется держаться за его крепкую руку, которая ведёт меня по дороге жизни. (По Е.А. Лаптеву*)

* Евгений Александрович Лаптев (род. в 1936 г.) — писатель-публицист.


22.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Учитель физики гордился тем, что дал отпор хулиганам.

2) Раньше дети, несмотря на то, что их души были изранены войной, всегда относились к учителям с благоговением.

3) Персонаж рассказа, стремясь быть похожим на учителя, подал руку своей матери, когда она шла по лестнице.

4) Зрители передачи красноречивым молчанием выразили своё решительное несогласие с позицией телезвезды.

5) Учитель учил ребят своим примером.

23.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 14 содержится элемент описания внешности человека.

2) В предложениях 18−19 представлено повествование.

3) В предложениях 29−30 автор подводит итог своим размышлениям.

4) В предложениях 3−4 представлено повествование.

5) В предложении 11 содержится обоснование мысли из предложения 10.

24.  Из предложения 7 выпишите фразеологизм.

25.  Среди предложений 6–11 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

26.  Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Размышляя над поставленной проблемой и выражая свои чувства, Е. А. Лаптев использует разнообразные средства выразительности: так, в предложении 1 он использует троп — (А)_____ («бурная дискуссия»). Синтаксическое средство — (Б)_____ (в предложении 8) и лексическое средство — (В)_____ («шпана» в предложении 13 — «разбойники» в предложении 15) — погружают нас в атмосферу послевоенного детства рассказчика, а (Г)_____ («поковылял», «расшвырял», «стукнул») помогают создать зримое представление о произошедшем случае».

Список терминов:

1) парцелляция

2) книжные слова

3) разговорные слова

4) ряд однородных членов

5) контекстные синонимы

6) анафора

7) риторическое восклицание

8) эпитет

9) синтаксический параллелизм

 

Использованная литература

Решу ЕГЭ. Электронный ресурс. https://rus-ege.sdamgia.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за полезный материал,Вера Сергеевна!

8 October 2018

Очень нужный материал, Вера Сергеевна, спасибо!

8 October 2018

Решайте!

10 October 2018

Спасибо, Вера Сергеевна, нужный материал! будем решать!

26 January 2019