Учебно-методические материалы «Вариант текста устного собеседования в 9 классе»
«Подготовка учащихся к аттестации в форме итогового собеседования»
на тему «Подготовка КИМа для проведения итогового собеседования по русскому языку»
Выполнила
Апаленова Ольга Владимировна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 26 г.Сызрани
Самарской области
ЧАСТЬ 1
Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст. |
Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте вслух текст о герое Великой Отечественной войны - Алекса́ндре Матве́евиче Матро́сове ( 1924 – 1943) .
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Герои Великой Отечественной войны! Сколько их было в 1941-1945 годах! Защищая Родину, многие погибли, отдав свои жизни за мир, свободу, за счастливое будущее своих детей.
Имя Александра Матросова стало символом смелости, героизма, патриотизма советских людей в годы войны. В 1942 году, когда Александра после его многочисленных просьб отправили на фронт, ему было всего 18 лет. Сначала он несколько месяцев учился в пехотном училище, затем воевал на Калининском фронте. Там Александр Матросов свой бессмертный подвиг.
27 февраля 1943 года 2-ой батальон получил приказ атаковать опорный пункт в районе деревни Черну́шки Локня́нского района Кали́нинской области . Как только советские солдаты пришли в лес и вышли на опушку, они попали под сильный огонь противника — три пулемёта в укреплённых огневых точках перекрывали подступы к деревне. На подавление огневых точек были высланы штурмовые группы по два человека. Попытки подавить его не увенчались успехом. Матросов принял решение завершить операцию в одиночку. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, вновь был открыт огонь. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился и своим телом закрыл амбразуру. Ценой своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделения.
Подвиг Александра Матросова стал символом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине. Имя Александра Матросова навечно вошло в историю нашей страны. Имя героя носят улицы многих городов России. В честь Александра Матросова в городе Сызрань названа улица.
(207 слов)
Задание 2. Пересказ текста.
Перескажите прочитанный Вами текст об Алекса́ндре Матве́евиче Матро́сове, включив слова Дми́трия Миха́йловича Ка́рбышева, отечественного учёного, военного инженера:
«Я солдат и остаюсь верен своему долгу, а он запрещает мне работать на ту страну, которая находится в состоянии войны с моей Родиной». |
Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
При необходимости Вы можете использовать «Поле для заметок».
Поле для заметок
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЧАСТЬ 2
Внимание! Задание 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну и предложенных тем беседы. |
Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы:
Тема 1. Улица носит имя героя (На основе описания фотографии.)
Тема 2. Поступок, которым я могу гордиться (Повествование на основе жизненного опыта.)
Тема 3. Нужно ли человеку помнить историю своей страны?
(Рассуждение по поставленному вопросу.)
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут предложены вопросы по выбранной Вами теме. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.
Тема 1. Улица носит имя героя |
Не забудьте описать: · место и время проведения экскурсии; · событие, которому, по Вашему мнению, посвящена экскурсия; · присутствующих ; · общая атмосфера экскурсии и настроение участников |
Карточка собеседника-экзаменатора. собеседования. К заданию 4. |
Диалог 1) Посещаете ли вы экскурсии? 2) Что вам интересно во время экскурсии? 3) Расскажите об экскурсии в вашем городе. О каких достопримечательностях города вы рассказали бы своим одноклассникам ? |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Тема 2. Поступок, которым я могу гордиться (Повествование на основе жизненного опыта.) |
Карточка участника собеседования. К заданию 3. | Карточка собеседника-экзаменатора. К заданию 4. |
Монологическое высказывание Расскажите о поступке, которым вы могли бы гордиться. Не забудьте рассказать, · когда и где происходило событие; · кому вы оказали помощь; · почему вы так поступили; · что бы вы посоветовали своим одноклассникам в данной ситуации; | Диалог 1) Расскажите о своем смелом поступке? 2) Быстро ли вы принимаете решение? 3) Какие обстоятельства влияют на ваше решение? |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Тема 3. Нужно ли человеку помнить историю своей страны? |
Карточка участника собеседования. К заданию 3. | Карточка собеседника-экзаменатора. К заданию 4. |
Монологическое высказывание Нужно ли человеку помнить историю своей страны? Не забудьте дать ответ вопросы: Почему нужно изучать историю своей страны? Зачем молодежь принимает участие в патриотических мероприятиях? Как в вашей школе ведется работа патриотического воспитания? | Диалог 1) Как вы изучаете историю своей страны? 2) В каких акциях вы принимаете участие? 3) Как в вашей семье чтят память исторического прошлого нашей страны? |