Презентация «Виктор Михайлович Васнецов»
Виктор Михайлович Васнецов Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи Презентацию подготовила Смирнова Виктория Николаевна . Педагог-организатор МБОУ «Нахабинская СОШ № 2» (1848 - 1926)
Я всегда был убежден, что [...] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим. В. М. Васнецов Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников XIX века, он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую, граничащую с хулой, критику своих работ.
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в марийском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область) , в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова
В 1858 году он едет учиться в Вятку - вначале в духовном училище, затем в духовной семинарии: детей священников принимали туда бесплатно. Виктор провел в Вятке девять лет, но потребности в служении церкви не испытал. Он все больше времени отдает рисованию. По воскресеньям ходит в город, на базар, рисовать "типы", изучает характеры. Его семинарские тетради полны зарисовок по памяти. В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и с вырученными от лотереи деньгами уехал в Петербург поступать в Академию художеств. Через несколько лет он настолько преуспел в рисунке и живописи, что был приглашен в качестве помощника для декорирования вятского кафедрального собора.
Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом — в выставках передвижников. Член мамонтовского кружка в Абрамцево. Товарищество передвижных художественных выставок (Передви́жники) В 1870 г. Абрамцево — усадьба и старые дом — были куплены Саввой Ивановичем Мамонтовым, ценителем искусств, меценатом, разносторонне одаренным человеком. Здесь в кружке, получившем название Мамонтовского, объединились на почве общих художественных и общественных интересов художники и артисты В 1874 году за рисунки "Книжный лавочник" и "Мальчик с бутылкой вина" Васнецов получает бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне
В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии Художеств. После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби» («Кни́га ру́сской ско́рби» — документально-литературный сборник, посвящённый памяти жертв революционного террора, издававшийся в России в 1908 —1914 годах. Весной 1876-го Васнецов уезжает на год в Париж, где уже работают И.Е. Репин и В.Д. Поленов. Он рисует французские типы с тем же удовольствием, с каким писал русские, находя в них сходные черты.
Самобытен вклад Васнецова также в историю архитектуры и дизайна. По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церкви в духе средневековой псковско-новгородской традиции (1881-82) и шутливо-сказочная «Избушка на курьих ножках» (1883). Им была также разработана декоративная композиция фасада Третьяковской галереи (1906) с гербом Москвы В 1953 году московский дом Васнецова (построенный по его эскизу в 1894 году) был превращен в Дом-музей. Музей имени братьев Васнецовых был открыт в 1988-м в Кирове (б. Вятка)
В честь художника установлены памятники, в частности, памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед зданием Кировского областного музея имени братьев Васнецовых. Помимо работы над маркой добровольного сбора 1914 года, художник и его произведения были удостоены чести быть представленным на почтовых марках СССР и России. 23 июля 1926 года Виктор Михайлович Васнецов скончался в своем доме в 3-ем Троицком переулке в Москве
Васнецов, Виктор Михайлович Творчество Васнецова Виктора Михайловича В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн
На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картине «С квартиры на квартиру» Полотно было написано в 1876 году. Сюжет : Бедные старики, муж и жена, вынужденные покинуть прежнюю квартиру, бредут по льду Невы к своему новому месту обитания. Их лица отражают чувства растерянности и недоумения. А скудные одежды и не великие пожитки, собранные в грязный узел, подчёркивают их жалкое положение. Полное безлюдье, и лишь съёжившаяся от холода собака, забежавшая вперёд ждёт путников. Источники: http://muzei-mira.com, https://ru.wikipedia.org
Позже главным направлением становится былинно-историческое — «Витязь на распутье» Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов. В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова. В начальных эскизах витязь был повёрнут лицом к зрителю. В последней версии был увеличен размер холста, уплощена композиция, стала монументальней фигура витязя Источники: http://muzei-mira.com, https://ru.wikipedia.org
«Алёнушка» Картина хранится в Государственной Третьяковсакой галерее. За основу сюжета была взята сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Работу над картиной художник начал в 1880 году . Сначала он рисовал пейзажные этюды на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке. Сохранилось 3 этюда того времени. Изначально картина называлась «Дурочка Алёнушка». «Дурочками» в то время называли сирот. Источники: http://muzei-mira.com, https://ru.wikipedia.org
«Иван-Царевич на Сером Волке» Картина была написана в 1889 году, в период работы Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. Картина представляет собой иллюстрацию к известной русской сказке «Иван-Царевич и серый волк». Иван-Царевич вместе с Еленой Прекрасной мчатся на Сером Волке сквозь тёмный лес, спасаясь от погони. Источники: http://muzei-mira.com, https://ru.wikipedia.org
«Богатыри» Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи. Сам В. М. Васнецов описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?» На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович - главные герои русских былин). Источники: http://muzei-mira.com, https://ru.wikipedia.org
Виктор Васнецов является автором марки добровольного сбора жертвам войны, выпущенной в 1914 году Московским городским общественным управлением Знаки добровольных сборов (ЗДС) — непочтовые маркии виньетки, выпущенные по общественной инициативе, в некоторых случаях под покровительством государства, для добровольного сбора денег на решение общественных задач Источники: http://muzei-mira.com, https://ru.wikipedia.org
«Ковёр-самолёт» Картина была написана в 1880 году. Сюжет картины рассказывает историю Ивана Царевича, который в одной из русских сказок отправляется за Жар-птицей, что повадилась воровать яблоки в царском саду. Здесь Иван Царевич возвращается с победой. Рядом с ним находится большая клетка, в которой сидит пойманная Жар-Птица. Летающий ковёр Ивану Царевичу подарила Баба-Яга. Источники: http://muzei-mira.com, https://ru.wikipedia.org
Выставлена в музее: Третьяковская галерея «Снегурочка» Васнецов создает свою картину явно под влиянием сказки Островского и оперы Римского-Корсакова. Сказочно красивая ночь: заснеженный лес, залитый лунным светом, звездное небо. Снегурочка только что вышла из леса, она уже готова сделать первый шаг навстречу людям. Вдали виднеются огни деревни. Источники: http://muzei-mira.com, https://ru.wikipedia.org