Урок изобразительного искусства «Виктор Михайлович Васнецов, Палитрачка, Кисточка и Нарисованная Ворона»
Пояснительная записка к презентации
Е.Б. Спивак, учитель изобразительного искусства, БГУ КРОЦ ЗАО г. Москва
Урок изобразительного искусства в 3-м классе по теме: «Картины исторические и бытовые»
«Виктор Михайлович Васнецов, Палитрачка, Кисточка и Нарисованная Ворона»
Цель:
Определить жанр сюжетной живописи.
Познакомить учащихся с творчеством известного русского живописца Виктора Михайловича Васнецова.
Приобщить к великому наследию русского изобразительного искусства.
Планируемые результаты:
а) личностные: воспитание чувства патриотизма, любви к русскому искусству; формирование положительного отношения к предмету.
б) метапридметные: развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей учеников, расширение общего кругозора учащихся; совершенствование умений применять теоретические знания для приобретения новых.
в) предметные: знакомство с творчеством великого русского живописца В.М. Васнецова. Повторение и закрепление знаний о направлениях и видах в изобразительном искусстве.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения.
Формы учебно-познавательной деятельности:
коллективная, выполнение индивидуальных заданий.
Оборудование: репродукции картин В.М. Васнецова: «Алёнушка», «Иван Царевич и Серый Волк», «Снегурочка», «Царевна-Лягушка», «Сирин и Алконост», «Мёртвая Царевна», «Кощей Бессмертный», «Ковёр - самолёт», «Три Царицы Подземного Царства», «Витязь на распутье», «Три богатыря», мультемедийный проект.
Для создания фильма был использован видеоматериал, найденный на сайте http://www.bibliotekar.ru/rusVasnecov/
Ход урока
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Проверка подготовленности учеников к уроку.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
Учитель
С давних пор художники изображали то, что окружало их в повседневной жизни, это были волнующие всех сюжеты и темы: людей, животных, корабли целые сюжетные и исторические сцены. На основании этого деления в живописи выделилось несколько жанров. Мы с вами уже начали знакомиться с жанрами изобразительного искусства.
Напомните, пожалуйста, какие виды изобразительного искусства мы с вами знаем.
Ответ (Пейзаж, портрет, натюрморт)
Сегодня мы познакомимся с жанровыми картинами, на которых изображен сюжет, то есть жанровая сценка. Художник, о котором мы будем сегодня говорить, писал картины со сказочным и былинно-историческим сюжетами. Можно сказать, что он работал в фольклерном стиле.
Итак, сегодня мы увидим
творчество великого русского живописца Виктора Михайловича Васнецова, который писал картины по былинным сюжетам и иллюстрации к русским народным сказкам, расписывал церкви и храмы.
ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Жила – была на свете Палитрачка. У нее были друзья – 7 братьев Красок и красавица Кисточка. Больше всего на свете Палитрачка любила смотреть, как рисует её хозяйка – девочка Катя. Правда Катя была ещё совсем маленькая, и только постигала секреты художественного мастерства. У неё в комнате было очень много книг о художниках, и когда Кати не было дома, она ходила в школу, друзья: Палитрачка, Кисточка и краски взбирались к девочке на стол и с большим удовольствием рассматривали эти книги. Из них они узнали, что такое портрет, пейзаж, натюрморт и многое другое, но больше всего друзья любили книжки с картинками художников, которые рисовали сказки.
И вот однажды Палитрачка обнаружила, что её подружка Кисточка исчезла.
«Куда бы она могла деться»?- недоумевала Палитрачка.
Очень долго она искала свою подругу, но так и не нашла.
«А, может быть, кисточка рассматривала Катины книги и заблудилась в какой-нибудь из картин? Что же делать, как же выручить кисточку»?
И вдруг Палитрачку осенило!
«Нужно отправиться путешествовать по картинам и везде искать кисточку. Но как же попасть в картину»? На помощь Палитрачке пришли краски.
«Ты попроси ворону, которую вчера нарисовала Катя».
«Верно – обрадовалась Палитрачка,- она такая красивая, сама как будто из какой -нибудь сказки прилетела!»
Ворона с радостью согласилась помочь в поисках Кисточки и немедленно отправилась в путь.
Решила Нарисованная Ворона побывать, для начала, в картинах великого русского живописца Виктора Михайловича Васнецова, очень уж любила Кисточка рассматривать его сказочные картины.
Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году 3 мая в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии. Он был сыном православного священнослужителя.
Получил образование в духовном училище, затем в Вятской духовной семинарии. Учился рисовать у своего гимназического учителя Чернышева. Но с предпоследнего курса взял благословения отца, оставил семинарию и уехал в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Учился живописи в городе Петербурге — сначала в Рисовальной школе у художника Ивана Крамского общества поощрения художеств, затем в петербургской Академии художеств. По окончании Академии ездил в творческое путешествие за границу. Выставлять свои полотна начал с 1868 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом вместе с художниками-передвижниками.
Был принят Мамонтовым в свой творческий кружок в селе Абрамцево.
В 1893 году Виктор Васнецов стал действительным членом Академии художеств.
На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например, в картинах «С квартиры на квартиру», «Военная телеграмма», «Книжная лавочка», «Балаганы в Париже».
Писал картины на былинно-историческую тему — «Витязь на распутье», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Богатыри», «Царь Иван Васильевич Грозный».
С 90-х годах заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (он расписывал Владимирский в Киеве собор и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге, выполнил акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира).
После революции Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Кощей Бессмертный».
1.«Алёнушка»
И вот очутилась Нарисованная Ворона в картине «Алёнушка», написанной художником к русской народной сказке «сестрице Аленушке и братце Иванушке».
Видит, сидит грустная Алёнушка на берегу тёмного омута и горюет, братца своего выглядает-зазывает.
«Не видела ли ты кисточку?» - спрашивает Нарисованная Ворона девушку.
«Нет, не видала я», - грустно отвечает ей Алёнушка.
Огляделась Ворона по сторонам – везде лес дремучий и вода темная, лишь за Аленушкой деревца молодые сосенки да берёзки, словно подружки собрались утешить сестрицу, вздохнула да полетела дальше.
2. «Иван Царевич и Серый Волк»
Попала наша путешественница в лес дремучий. А по лесу бежит во всю прыть серый волк. На нём сидит Иван-Царевич и Василиса Прекрасная.
«Ой! - испугалась Нарисованная Ворона, подождите, вы кисточку не встречали?»
«Что ты, Воронушка, что ты матушка, – прорычал волк в ответ, - некогда нам спешим мы, торопимся». « Погоня за нами, хотят отнять у нас Василисушку», -прохрипел волк да и скрылся в лесной чаще.
А нарисованная ворона отправилась в другую картину.
3. «Снегурочка»
«Ой, опять лес, только холодно тут и зябко. Где это я оказалась? И кто эта девушка в белой шубке?… Так ведь это Снегурочка!
Снегурочка, красавица, ты Кисточку не видала?»
«Нет, Воронушка, не встречала я Кисточку, здесь только лисятки да зайчатки- лесная детвора резвятся. Но мы обязательно поищем её. Может, где под ёлочкой и притаилась».
«Ну, ладно, - ответила Нарисованная Ворона, тогда я дальше полечу, а то сказок много – надо во всех побывать!»
4. «Царевна-Лягушка»
«Что здесь за веселье? Музыка, танцы, гусляры? Ноги сами в пляс пускаются! Так это Царевна-Лягушка танцует. Одним рукавом взмахнула – озеро появилось; другим махнула – по озеру белые лебеди поплыли! И здесь, кажется, нет Кисточки! Надо скорее улетать отсюда, пока боярская да купеческая дочки в пляс не пустились, а то ещё вином зальют да костями зашибут»! – и полетела Нарисованная Ворона дальше.
5.«Сирин и Алконост»
«Ой, и здесь поют! Только странно как-то. В два голоса. Один голос грустный да протяжный, а другой веселый, да задорный. Так ведь это Сирин и Алконост, песнь печали и радости – мифологические райские птицы ; верхняя часть тела у них, как у прекрасных девушек, а нижняя – птичья. Сирин своим пением нагоняет печаль тоску, а Алконост вызывает у слушателей радостные чувства.
«Скажите, птички- сестрички, вы Кисточку не встречали»?
«Нет, не встречали»?- Бойко ответил Алконост.
«Нет» - вторил, но уже тихо и печально Сирин.
6. «Мёртвая Царевна»
«А это куда я попала? Какая странная тишина?! Эй, есть кто живой? Сонное царство какое-то! Ну, да, конечно это же «Мертвая Царевна»! А вот и веретено, которым девушка палец уколола. Понятно! Тут- то и спросить не у кого. Да и Кисточки нигде не видно! Полечу - ка я дальше, а «Мертвая Царевна» пусть принца своего дожидается»!
7. «Кощей Бессмертный»
«О, чучело какое! Да это же Кощей бессмертный! А рядом с ним Василиса Прекрасная! Бедная девушка! Где же Иван- Царевич? Что–то он не очень-то торопится на выручку своей невесты!
Какой же тут беспорядок! Жуть! Сундук огромный, наверное, золотом набит. Только, к сожалению, и здесь нет моей подруги!» И полетела Нарисованная Ворона в другую картину.
8. «Ковёр - самолёт»
«Ух, высоко-то как! А внизу красота какая: горы, реки, моря, страны дальние - невиданные. Весь мир – как на ладони. Здорово полетать с Иваном Царевичем на ковре-самолёте!
Только даже с такой высоты Кисточку нигде не видать! А жаль!
9. «Три Царицы Подземного Царства»
«А это, что за девицы – красавицы? В жемчуга да золото одетые. Бледненькие они что-то?! Ну конечно, это Три Царицы Подземного Царства «Самоцветная, Золотая и Угольная на свет божий погулять вышли. Скажите девицы – красавицы, а под землёй вы кисточку не видали?»
«Да нет, Воронушка, не видали мы Кисточку в нашем царстве!
«Ох! – только и вдохнула Нарисованная Ворона, да и полетела дальше.
10. «Витязь на распутье»
«Ну-ка, ну-ка, что здесь написано: направо пойдёшь – сам умрёшь, налево пойдёшь- коня потеряешь… может что и про кисточку написали? – А прямо пойдёшь – богат будешь… и больше ничего. Это информация только для Витязя. Вот он стоит на распутье и размышляет. Не буду ему мешать!
11. «Богатыри»
« Ну, этих богатырей я сразу узнала! Здравствуйте, добры молодцы – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович!»
«Здравствуй, Воронушка! Куда путь держишь?»
«Да вот, путешествую я по картинам Виктора Михайловича Васнецова, Кисточку ищу, совсем с ног сбилась! Уж не знаю, куда ещё лететь?!»
А знаешь что, сестрица, возвращайся – ка ты домой. А мы тут стоим в дозоре, Землю Русскую охраняем от нечисти поганой, заодно и Кисточку поищем!»
«Ой, спасибо, добры молодцы, а то совсем я умаялась!»
И вот вернулась наша путешественница домой ни солоно хлебавши.
И вот вернулась наша путешественница домой не солоно хлебавши.
«Что же я Палитрачке скажу!»- чуть не плачет Нарисованная Ворона.
Глядь, а за столом сидит Катя, в руках у неё Кисточка и Палитрачка. И рисует наша художница новую картину… Оказывается, это Катюша Кисточку в школу брала.
В школе много ребят, и учатся они там премудростям всяким: и писать, и считать, и читать, и, конечно же, рисовать.
Задание
Скажите, в каком жанре живописи работал великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов.
Ответ
Жанровая живопись.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
Учитель
Вспомните и назовите в каких картинах написанных на сюжеты русских народных сказок побывала Нарисованная ворона, в поисках кисточки.
Ответ
«Алёнушка», «Иван Царевич и Серый Волк», «Снегурочка», «Царевна-Лягушка», «Сирин и Алконост», «Мёртвая Царевна», «Кощей Бессмертный», «Ковёр - самолёт», «Три Царицы Подземного Царства», «Витязь на распутье», «Три богатыря».
Задание
А какая ваша любимая русская народная сказка? Подумайте и нарисуйте её.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Дорисовать, начатый на уроке рисунок на тему русской народной сказки.
ЛИТЕРАТУРА
https://ru.wikipedia.org/wiki/Васнецов,_Виктор_Михайлович
https://www.culture.ru/persons/9346/viktor-vasnecov
Ватолина Светлана Анатольевна
Екатерина Спивак
Садварий Жанна Владиславовна