Внеклассное мероприятие «Николай Михайлович Обухов»
«Человек-легенда»
Николай Михайлович Обухов
Музей изобразительных искусств «Центра эстетического воспитания детей» - это настоящий храм искусства! Я с большим удовольствием прихожу сюда. Это место можно назвать «волшебной машиной времени». В ней за считанные минуты, за короткий отрезок времени можно совершить путешествие в минувшие десятилетия. Все экспонаты хранят память прошлого.
Большое впечатление на меня произвела выставка скульптора Николая Михайловича Обухова «Суровое лицо войны». Это меня настолько увлекло, что я всерьез заинтересовался этим великим человеком.
Николай Михайлович Обухов создал немало скульптур. В основном - на военную тему. Памятники павшим в боях Великой Отечественной, сделанные по его проекту и при его участии, можно увидеть во многих городах и селах Мордовии.
Н.М. Обухов - человек сильной воли, большого таланта. Он, как и поколение его ровесников, со школьной скамьи шагнул в войну. В год начала великой битвы за свободу Отечества ему исполнилось 17 лет. Участвовал в Курской битве, форсировал Днепр, освобождал Чехословакию. Легко, конечно, уместить эти страшные годы в двух строчках, а они на всю жизнь вошли в биографию тогда еще совсем молодого парня. Был несколько раз ранен, получил боевые награды. На фронте он рисовал. Рисовал портреты боевых товарищей. И уже в то время стали складываться в нем черты солдат из камня, что навечно застыли в карауле на площадях и улицах. Однажды оправляясь после очередного ранения в госпитале, увидел Обухов из больничного окна иссеченный безжалостными осколками бюст Григория Ивановича Котовского. Увидел и решил восстановить его. Тайком от всевидящего ока дежурной медсестры пробрался в сквер, где стоял бюст. На следующий день раздобыл материал и принялся за работу. Сделал лучше прежнего.
Власть памяти, переживание грозных событий остались с художником навсегда, несмолкающим эхом отозвались в его творчестве.
Свой жизненный путь будущий скульптор начал 20 февраля 1924 года. Он родился в Мордовии, в Ромоданове, с ранних детских лет жил с родителями в Саранске. Отец - Михаил Федорович Обухов - был служащим в банке, мама - Лидия Васильевна - вела дом. До преклонных лет много времени она проводила за вышиванием гладью и ришелье. Труженица-рукодельница творила красоту для своего дома и других. В семье любили чтение, собирали хорошие книги. Рассказывая о себе в интервью республиканскому радио в 1978 году, он вспоминал: «Когда я учился в средней школе, одновременно занимался рисованием в детской художественной школе. Учителем у меня была Мария Михайловна Левитова. Она укрепила и развила мою любовь к рисованию. А моим первым учителем по скульптуре был Алексей Дмитриевич Фомичев, он потом погиб на фронте. С ним у меня многое в жизни связано. Например, в 1940 году участвовали в оформлении рельефов фриза Дома Советов. Вначале я помогал месить глину, набивал формы, а потом часть деталей выполнил собственноручно. Тут началась война 1941 год. Я заканчивал 10-й класс. У всех был порыв - отдать что-то, по силе возможности, Родине. И мы с другом решили бежать на фронт, но нас задержали, вернули. Потом работал электриком в МТМ до призыва в армию. Находился на фронте с 1942 года. После демобилизации в октябре 1945 года приехал домой в Саранск. Мысли были только о том, чтобы продолжить свое образование в Пензенском художественном училище. Поступил, успешно сдав экзамены, сразу на второй курс».
Вот так очень скромно говорил о себе художник. Но за этими скупыми словами мы чувствуем его самозабвенную, с детских лет, страсть к изобразительному искусству, которую он пронес через всю жизнь.
Все, кто знал Николая Михайловича, не могли не заметить его честность, порядочность, прямоту, на которую он имел право. Обухов был очень цельной натурой, никогда не лгал ни словом, ни делом, не подстраивался, не фальшивил - это можно утверждать смело.
Многое говорит о мастере такой жизненный эпизод. Однажды, в пятидесятых годах, в доме случился сильный пожар. Когда его нашли и сообщили об этом, первые слова были: «А дети живы?! Слава Богу, остальное - наживем!» Кстати, Николай Михайлович - отец троих сыновей: Владимира, Николая, Михаила и дочери Надежды. Художник всегда отдавался творчеству с предельной самоотдачей. И порой близкие, дети вместе с уважением к его труду могли почувствовать своего рода ревность к другому «детищу» - искусству. Но это удел многих состоявшихся личностей.
В школьные и студенческие годы он в равной мере был увлечен и живописью, и скульптурой. После окончания Пензенского художественного училища в 1949 году начал самостоятельную работу учителем рисования и черчения в средней школе N 9, одновременно занимаясь творчеством - живописью. Им были написаны несколько десятков картин, многие из них показаны на различных выставках, и лишь три сохранились до сего дня, судьба остальных неизвестна.
С середины 1960-х годов Николай Михайлович оставил занятия живописью и полностью посвятил себя пластике. Принятию этого решения способствовало сотрудничество с Е.М. Шалаевой, которая к этому времени уже уверенно работала в искусстве ваяния. Вместе в 1968 году они выполнили триптих «1918 год» (рельеф).
Еще большим потрясением звучит эта тема в произведении Н.М. Обухова и Е.М. Шалаевой «Проводы. Год 194З-й» (1969).
Война продолжается, гибнут миллионы солдат. Призывают все новых и новых подрастающих мальчишек. В скорбном безмолвии застыли три женщины, три поколения, три характера, провожая в страшные дали своего единственного - внука, сына, мужа, уже ставшего отцом. Особенно впечатляет центральный образ старшей - воплощение душевной стойкости и величия русских женщин. Предельно выразительное пластическое решение композиции усиливается трагическим темно-красным цветом.
Увеличению эмоционального воздействия способствуют и дымно-пламенные оттенки следующей скульптуры (эскиза), названной - «Русский солдат». Автор создает образ солдата перед лицом смерти. Его взгляд полон испепеляющей ненависти. Словно страшным пороховым взрывом обожжен и этот воин.
Разительным контрастом к ним является небольшая по размерам жанровая скульптура (эскиз) «Память» - как близкое эхо трагических схваток не на жизнь, а на смерть. К несказанно тяжелой судьбе женщин, обездоленных войной, мастер обратился в работе 1987 года «Прощание» («Ожидание»). Это образ одинокой женщины ждущей родного человека, ушедшего на фронт. Страстно хочется, чтобы случилось чудо - встретить, обнять... И заплакать от счастья - живой!
«Первой пулей на войне любой
Поражает сердце материнское…»
Следует отметить, что в станковых произведениях «Прощание», проступают черты монументальности, обусловленные внутренней значительностью темы и пластически образным языком. Они приобретают эпическое звучание, становясь гимном Женщине, Матери как олицетворению веры, надежды и любви.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
К. Симонов
Прославляя величие духа нашего народа, победившего фашизм, Н.М. Обухов создал целый ряд мемориальных скульптур в городах и селах Мордовии памятники своим товарищам по оружию. Их десять, и для каждого автор нашел своеобразное решение. Для монумента «Солдаты» в селе Лямбирь, расположенного на высоком постаменте, Николай Михайлович выбрал четырех фигурную композицию - спиной к спине, что подчеркивает стойкость и непобедимость воинов. Энергичная постановка фигур противостоит суровому ветру войны, развевающему знамя, и создает деятельный образ, полный воодушевления и боевого порыва. В музее хранится эскиз памятника.
В памятнике (эскизе) «Воинам павшим в Великой отечественной войне» (1969) в селе Новые Турдаки, Кочкуровского района преобладает тема верности памяти жертвам войны и непреклонная воля к победе. Фигуры двух воинов возлагающих венок - символ вечной памяти и славы.
Особенно сильное впечатление производит мемориальный ансамбль в селе Воеводское, Кочкуровского района (1970).
Приходится горько сожалеть, что Н.М. Обухов так рано ушел из жизни, не воплотил многие замыслы, - в 64 года, в 1988 году. О том, что было для него главным, что он любил и что ненавидел, говорят его скульптуры, картины, но как хоте лось бы расспросить автора подробнее о многом.
Вспомним слова прославленного советского скульптора В.И. Мухиной «Жизнь народа дойдет до потомков со всеми ее великими страданиями и великими победами, прежде всего в произведениях искусства». Наследие Николая Михайловича Обухова отражает его сопричастность всем горьким и светлым сторонам истории страны, доносит нам живое дыхание двадцатого века. Он творил, воспринимая и развивая лучшие традиции изобразительного искусства, и создал свою пластическую летопись современной эпохи.