12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Степанова Елена Александровна1788
Россия, Мордовия респ., Саранск

 

«Человек-легенда»

Николай Михайлович Обухов

Музей изобразительных искусств «Центра эстетического воспитания детей» - это настоящий храм искусства! Я с большим удовольствием прихожу сюда. Это место можно назвать «волшебной машиной времени». В ней за считанные минуты, за короткий отрезок времени можно совершить путешествие в минувшие десятилетия. Все экспонаты хранят память прошлого.

Большое впечатление на меня произвела выставка скульптора Николая Михайловича Обухова «Суровое лицо войны». Это меня настолько увлекло, что я всерьез заинтересовался этим великим человеком.

Николай Михайлович Обухов создал немало скульптур. В основном - на военную тему. Памятники павшим в боях Великой Отечественной, сделанные по его проекту и при его участии, можно увидеть во многих городах и селах Мордовии.

Н.М. Обухов - человек сильной воли, большого таланта. Он, как и поколение его ровесников, со школьной скамьи шагнул в войну. В год начала великой битвы за свободу Отечества ему испол­нилось 17 лет. Участвовал в Курской битве, форсировал Днепр, освобождал Чехословакию. Легко, конечно, уместить эти страшные годы в двух строчках, а они на всю жизнь вошли в биографию тогда еще совсем молодого парня. Был несколько раз ранен, получил боевые награды. На фронте он рисовал. Рисовал портреты боевых товарищей. И уже в то время стали складываться в нем черты солдат из камня, что навечно застыли в карауле на площадях и улицах. Однажды оправляясь после очередного ранения в госпитале, увидел Обухов из больничного окна иссеченный безжалостными осколками бюст Григория Ивановича Котовского. Увидел и решил восстановить его. Тайком от всевидящего ока дежурной медсестры пробрался в сквер, где стоял бюст. На следующий день раздобыл материал и принялся за работу. Сделал лучше прежнего.

Власть памяти, переживание грозных событий остались с художником навсегда, несмолкающим эхом отозвались в его творчестве.

Свой жизненный путь будущий скульптор начал 20 февраля 1924 года. Он родился в Мордовии, в Ромоданове, с ранних детских лет жил с родителями в Саранске. Отец - Михаил Федорович Обухов - был служащим в банке, мама - Лидия Васильевна - вела дом. До преклонных лет много времени она проводила за вышиванием гладью и ришелье. Труженица-рукодельница твори­ла красоту для своего дома и других. В семье любили чтение, собирали хорошие книги. Рассказывая о себе в интервью республиканскому радио в 1978 году, он вспоминал: «Когда я учился в средней школе, одновременно занимался рисованием в детской художествен­ной школе. Учителем у меня была Мария Михайловна Левитова. Она укрепила и развила мою любовь к рисованию. А моим первым учителем по скульптуре был Алексей Дмитриевич Фомичев, он потом погиб на фронте. С ним у меня многое в жизни связано. Например, в 1940 году участвовали в оформлении ре­льефов фриза Дома Советов. Вначале я помогал месить глину, набивал формы, а потом часть деталей выполнил собственноручно. Тут началась война ­1941 год. Я заканчивал 10-й класс. У всех был порыв - отдать что-то, по силе возможности, Родине. И мы с другом решили бежать на фронт, но нас задержа­ли, вернули. Потом работал электриком в МТМ до призыва в армию. Нахо­дился на фронте с 1942 года. После демобилизации в октябре 1945 года при­ехал домой в Саранск. Мысли были только о том, чтобы продолжить свое об­разование в Пензенском художественном училище. Поступил, успешно сдав эк­замены, сразу на второй курс».

Вот так очень скромно говорил о себе художник. Но за этими скупыми словами мы чувствуем его самозабвенную, с детских лет, страсть к изобразительному искусству, которую он пронес через всю жизнь.

Все, кто знал Николая Михайловича, не могли не заметить его честность, порядоч­ность, прямоту, на которую он имел право. Обухов был очень цельной натурой, никог­да не лгал ни словом, ни делом, не подстра­ивался, не фальшивил - это можно утвер­ждать смело.

Многое говорит о мастере такой жизненный эпизод. Однажды, в пятидеся­тых годах, в доме случился сильный пожар. Когда его нашли и сообщили об этом, первые слова были: «А дети живы?! Слава Богу, остальное - наживем!» Кстати, Николай Михайлович - отец троих сыновей: Владимира, Николая, Михаила и дочери Надежды. Художник всегда отдавался творчеству с предель­ной самоотдачей. И порой близкие, дети вместе с уважением к его труду могли почувствовать своего рода ревность к другому «детищу» - искусству. Но это удел многих состоявшихся личностей.

В школьные и студенческие годы он в равной мере был увлечен и живописью, и скульптурой. После окончания Пензенского художественного училища в 1949 го­ду начал самостоятельную работу учителем рисования и черчения в средней школе N 9, одновременно занимаясь творчеством - живописью. Им были напи­саны несколько десятков картин, многие из них показаны на различных выстав­ках, и лишь три сохранились до сего дня, судьба остальных неизвестна.

С середины 1960-х годов Николай Михайлович оставил занятия живопи­сью и полностью посвятил себя пласти­ке. Принятию этого решения способ­ствовало сотрудничество с Е.М. Шала­евой, которая к этому времени уже уве­ренно работала в искусстве ваяния. Вместе в 1968 году они выполнили триптих «1918 год» (рельеф).

Еще большим потрясением звучит эта тема в произведении Н.М. Обухова и Е.М. Шалаевой «Проводы. Год 194З-й» (1969).

Война продолжается, гибнут милли­оны солдат. Призывают все новых и новых подрастающих мальчишек. В скорбном безмолвии застыли три женщины, три поколения, три ха­рактера, провожая в страшные дали своего единственного - внука, сына, мужа, уже ставшего отцом. Особенно впечатляет центральный образ старшей - воплощение ду­шевной стойкости и величия рус­ских женщин. Предельно вырази­тельное пластическое решение ком­позиции усиливается трагическим темно-красным цветом.

Увеличению эмоционального воздействия способствуют и дым­но-пламенные оттенки следующей скульптуры (эскиза), названной - «Русский солдат». Автор создает образ солда­та перед лицом смерти. Его взгляд полон испепеляющей ненависти. Словно страшным пороховым взрывом обожжен и этот воин.

Разительным контрастом к ним является небольшая по раз­мерам жанровая скульптура (эскиз) «Па­мять» - как близкое эхо трагических схваток не на жизнь, а на смерть. К несказанно тяжелой судьбе женщин, обездоленных войной, мастер обратился в работе 1987 го­да «Прощание» («Ожидание»). Это образ одинокой женщины ждущей родного человека, ушедшего на фронт. Страстно хочется, чтобы случи­лось чудо - встретить, обнять... И заплакать от счастья - живой!

 

«Первой пулей на войне любой

Поражает сердце материнское…»

 

 

 

Следует отметить, что в станко­вых произведениях «Прощание», проступают черты монументально­сти, обусловленные внутренней значительностью темы и пластически образным языком. Они приобретают эпи­ческое звучание, становясь гимном Женщине, Матери как олицетворению веры, надежды и любви.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

К. Симонов

 

 

 

Прославляя величие духа нашего народа, победившего фашизм, Н.М. Обу­хов создал целый ряд мемориальных скульптур в городах и селах Мордовии ­памятники своим товарищам по оружию. Их десять, и для каждого автор на­шел своеобразное решение. Для монумента «Солдаты» в селе Лямбирь, расположенного на высоком постаменте, Николай Михайло­вич выбрал четырех фигурную композицию - спиной к спине, что подчеркива­ет стойкость и непобедимость воинов. Энергичная постановка фигур противо­стоит суровому ветру войны, развевающему знамя, и создает деятельный об­раз, полный воодушевления и боевого порыва. В музее хранится эскиз памятника.

В памятнике (эскизе) «Воинам павшим в Великой отечественной войне» (1969) в селе Новые Турдаки, Кочкуровского района преобладает тема верности памяти жертвам войны и непреклонная воля к победе. Фигуры двух воинов возлагающих венок - символ вечной памяти и славы.

 

Особенно сильное впечатление производит мемо­риальный ансамбль в селе Воеводское, Кочкуровского района (1970).

Приходится горько сожалеть, что Н.М. Обухов так рано ушел из жизни, не воплотил многие замыслы, - в 64 года, в 1988 году. О том, что было для него главным, что он любил и что ненавидел, говорят его скульптуры, картины, но как хоте лось бы расспросить автора подробнее о многом.

Вспомним слова прославленного советского скульптора В.И. Мухиной «Жизнь народа дойдет до потомков со всеми ее великими страданиями и великими победами, прежде всего в произведениях искусства». Наследие Николая Михайловича Обухова отражает его сопричастность всем горьким и светлым сторонам истории страны, доносит нам живое дыхание двадцатого века. Он творил, воспринимая и развивая лучшие традиции изобразительного искусства, и создал свою пластическую летопись современной эпохи.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.