12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ремизова Анна46
Россия, Ярославская обл., Ярославль

Викторина «Кто? Где? Зачем?» (6 класс)

 

Время проведения мероприятия: в рамках предметной недели «Неделя естественных наук»

 

Цель: повышение интереса к изучаемым объектам – растениям и мотивации к изучению раздела «Ботаника» в рамках предмета Биология в 6 классе.

 

Задачи:

применять знания обучающихся о растениях, способах изучения растений и их клеток; расширять представления обучающихся о строении и многообразии растений;

тренировать способности к решению логических заданий, применению собственных знаний, быстрому поиску ответа;

учиться работать в команде, взаимодействовать, слушать товарища, представлять собственное мнение, планировать работу, идти на компромисс.

 

Организационный момент. О викторине сообщается заранее с той целью, чтобы обучающиеся выбрали команду в количестве 5 человек и подготовили название и эмблему в соответствии с изучаемым программным материалом (курс «Ботаника» УМК Пономарева). Членов жюри можно выбрать из обучающихся 9-х классов. Члены жюри могут принимать участие на этапе подготовки материалов для викторины, раздавать материал в процессе мероприятия и осуществлять проверку заданий, выставлять баллы. Также члены жюри подводят итоги: подсчитывают общие баллы, готовят словесный анализ игры и проводят награждение. Учитывая возраст игроков, викторину целесообразно проводить учителю.

 

Проведение викторины.

 

Конкурс представлений команд. 5 баллов. В произвольном порядке команды представляют себя, демонстрируя и объясняя выбранное название и эмблему. Время: 1-2 минуты для каждой команды.

 

Конкурс криптограмм. 8 + 5 баллов (каждое правильно подобранное слово (8 баллов) и составление итоговой фразы (5 баллов). В зависимости от темпа игры и желания организаторов можно предложить 1 или 2 криптограммы. За определенное время команда выполняет задание и сдает жюри для проверки. Примерное время выполнение задания – одной криптограммы – 5 минут.

Слово «криптограмма» греческого происхождения и в переводе означает: тайное письмо. В криптограмме текст зашифрован. Один из вариантов – зашифровка с помощью цифр. Чтобы расшифровать такой текст, надо разгадать ключевые слова (по рисункам или определениям). Если правильно определить рисунки или определения, расставить буквы в ключевых словах (по цифрам в клеточки), то легко причитать зашифрованную фразу.

 

А - «Кто он?» (основоположник ботаники) (Приложение 1)

Ответы: крыжовник, боб, одуванчик, фиалка, семядоли, клюква, пестик, огурец.

Фраза: Основоположником ботаники считают древнегреческого ученого Теофраста»

 

Б - «Клетка и увеличительные приборы» (Приложение 2)

Ответы: окуляр, препарат, объектив, лупа, хромосомы, цитоплазма, ядро, кожица, Линней (фамилию ученого можно подсказать с объяснением, т. к. в программный материал 6 класса это не входит).

Фраза: «Клетка является единицей строения растения и всех жизненных процессов»

 

 

Конкурс ответов на вопросы «Это мы не проходили?!» 5 баллов. (Приложение 3)

Участники команд выбирают вопрос (листы с вопросами лежат текстом вниз), обсуждают его и дают полный, с объяснением ответ. Если вопрос вызвал затруднение, то право ответить может быть у любой другой команды. Время выполнения задания – 3-4 минуты, время ответа – 1 минута.

 

Строение цветка. 12 + 5 баллов. (Приложение 4)

По предложенной анаграмме выяснить название частей цветка и соответствующей цифрой обозначить их на рисунке. Выполненное задание сдать жюри для проверки. Время выполнения задания – 5 минут.

При решении анаграммы необходимо переставлять буквы, либо подобрать нужные вместо пропуска.

 

Блиц-опрос. По 1 баллу за вопрос. (Приложение 5)

Каждой команде по очереди задаются вопросы, всего их будет 7 (если 5 команд). Если вопрос вызвал затруднение, право на ответ имеет любая другая команда. Члены жюри следят за очередностью вопросов, фиксируют правильные ответы, подсчитывают итоговый балл.

 

Кроссворд «Органы цветковых растений». 23 балла. (Приложение 6)

За определенное время (5 минут) участникам предлагается разгадать в кроссворде как можно больше слов. Каждое правильно отгаданное слово оценивается в 1 балл.

 

Внимание! Черный ящик! 2 + 2 + 2 балла.

В черный ящик заранее положить: помидор, картофель, апельсин. После того, как будет показан черный ящик, зачитать текст и дать командам на обсуждение время — 3 минуты. По истечении времени каждой команде предоставляется возможность дать ответ. Затем указываются верные ответы, при этом нужно продемонстрировать объекты, находящиеся в черном ящике.

 

«Яблоки являются наиболее культивируемым фруктом в мире. Насчитывается более 7500 тысяч сортов яблок.

Как утверждал Гомер в своей поэме «Илиада», Троянская война началась из-за яблока, на котором было написано слово «Прекраснейшей». Парис подарил его Афродите, что косвенно и стало причиной 10-летней войны между греками и троянцами. Так появилось выражение «яблоко раздора».

Именно яблоко, известное намного раньше, чем большинство других фруктов, было мерой многих вещей. И когда в Европе появлялся очередной заморский «фрукт», его первым делом сравнивали с яблоком»

Итак, в черном ящике находятся: золотое (любовное) яблоко, чертово яблоко и китайское яблоко. Попробуйте догадаться, что же находится в черном ящике!

Ответ: золотое (любовное) яблоко – помидор, чертово яблоко – картофель, китайское яблоко – апельсин.

 

Подведение итогов.

Подсчитать общее количество баллов каждой команды. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем. Все команды награждаются грамотами «участника» или «победителя».

 

Приложение 1.

Приложение 2.

 

Приложение 3.

 

Все ли растения имеют зеленую окраску? Назовите растения, у которых окраска другого цвета. Объясните причины этого явления.

 

Всегда ли цветение растения приводит к образованию на нем плодов и семян? Объясните свой ответ.

________________________________________________________________________

 

На величину и форму хлоропластов оказывают влияние внешние условия. У растений, живущих в затененных местах, хлоропласты в клетке крупнее, чем у растений открытых пространств, и, как правило, содержат больше зеленого пигмента — хлорофилла. Объясните почему?

________________________________________________________________________

 

Клетки какой ткани придают прочность всему растению либо отдельным его частям? В каких органах растения находится такая ткань и как называются ее клетки?

________________________________________________________________________

 

Удаление многих ненужных организму веществ у большинства животных осуществляется через выделительную систему (почки). Каким образом и что выделяют растения?

 

Приложение 4.

 

Строение цветка.

 

  1. 1. вязазь                                         2. ч-ш-л-ст-к

         3. л-п-ст-к                                      4. лькинпы

         5. ыьрецл                                       6. т-ч-н--

         7. ц--т-н--к-                                   8. китпес

                  9. кстоибл                                      10. о--л-цв-тн--

         11. жетоцвлое                               12. кичвен

 

 

 

 

Приложение 5.

Вопросы для проведения блиц-турнира.

 

Усики гороха это видоизменение ….?

Корень, развивающийся первым из зародыша семени?

Назовите основные элементы проводящей ткани.

Корень, стебель и лист относятся к группе органов?

Функциями листа являются газообмен, фотосинтез и …?

Растения, тело которых не разделено на ткани и органы, называются …

Околоцветник, состоящий из чашелистиков и лепестков, называется …?

Растения, в семени которых две семядоли, называются …?

Стебель с расположенными на нем почками и листьями называется?

Почка, в которой формируется зачаточный бутон, называется …

Орган растения, осуществляющий воздушное питание, - это …

Как называется слой стебля, обеспечивающий рост стебля в толщину?

Назовите правильную последовательность зон корня, начиная снизу.

Как называется центральный слой древесного стебля?

На какие группы делятся плоды по количеству воды в околоплоднике?

Что получает растение через корень?

Организмы, самостоятельно образующие питательные органические вещества, называются …

При дыхании поглощается газ …?

В каких клетках происходит процесс фотосинтез?

Как называется размножение растений частями органов?

Увеличение размеров и массы растения называется?

Как называются листья сосны?

С чего начинается развитие растения?

Назовите фамилию ученого определившего роль фотосинтеза у растений.

Как называется неподвижная мужская гамета?

Назовите элементы, входящие в состав макроудобрений.

Где формируется женская гамета растений?

Как называется запасное вещество семени?

Как назвал Навашин половое размножение у цветковых растений?

В результате какого процесса у растений происходит поступление воды?

В какой части цветка формируется пыльца?

Какое растение размножают культурой ткани?

Как называется процесс слияния половых клеток?

Как называется способ распространения плодов одуванчика?

В результате какого процесса происходит поглощение энергии у растений?

 

Приложение 6

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.