Викторина по русскому языку на тему «Говорите по-русски» (8–11 классы)
Викторина по русскому языку для учащихся 8-11 классов
«Говорите по – русски «
1.Кому из советских писателей принадлежат слова : «Настанет время ( и оно не за горами) , когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара»?
Ответ: Алексею Толстому.
2.В чем заключается тайна этих слов ? Как они называются?
«Тропа на порт», «Арбуз у зубра» , «Тонет енот».
Ответ: это палидромы – слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево.
3.Отчего зависит написание перед одними словами предлога «О» ,а перед другими - «ОБ» ?
О Москве ,о Якутске, о брате, об отце, об Урале, об армии, о юности.
Ответ: перед гласными звуками пишется ОБ ,перед согласными( в том числе перед Й) – О.
4.Выпишите в два столбика : а) слова с нулевым окончанием ; б) слова , в которых нет окончания;
Вчера, птичий, друзей, шесть, шестеро, вшестером, шей, ушей, знал, знай, зная, отчий, коров, ковров, дам, такси.
Ответ : слова , не имеющие окончания –вчера, вшестером, зная, такси.
5.Есть такая поговорка :»В августе три заботы : и … и… и …». Назовите эти заботы в виде
Глаголов.
Ответ :косить, пахать, сеять.
6.»Переведите» с диалектного на русский литературный язык слова : капость, намастырь, намысто, берда, лопено.
Ответ : из-за перестановки звуков в диалектных словах наблюдается искажение. Пакость. монастырь, монисто, бедро, полено.
7.Что обозначают данные синонимы (речь идет о растениях) в русских народных говорах?
а) Поганица, пустушка, дурняшка, собачьи губы, поганые губы;
б) пустодуй, вшивик, проходная трава;
в)путик,топтун, гармошка, тропинник;
г) пороховица, порховка, пылевик.
Ответ : а) несъедобный гриб (поганка);
б) одуванчик;
в) подорожник;
г) гриб – дождевик.
8.Что означают данные имена собственные , которые в лингвистике называются онимами?
Хрононимы, ойконимы, урбанонимы, агионимы, кинонимы?
Ответ :хрононимы-имена собственные точек и отрезков времени ( даты, периоды, эпохи и т.д.);
Ойконимы –имена собственные городов, сел, деревень;
Урбанонимы – имена собственные улиц, площадей, скверов, памятников , микрорайонов и т.д.
Агионимы –имена святых , почитаемых Церковью ;
Кинонимы – клички собак.
9.Расставьте ударения в именах собственных.
а) Бальмонт Константин- поэт; Иванов Александр-художник; Кустодиев Борис- художник; Ожегов
Сергей_ языковед; Одоевский-писатель; Воронцова-Дашкова; Исаак Бабель, Соколов -Микитов,
Валентин Пикуль,Роберт Бернс, Шарль Бодлер , Саади(перс.поэт), Джонатан Скифт, Шарль де Костер.
б) Анадырь-река; Кижи-остров; Киево-Печерская лавра; Одесса, Оксфорд, Боблово(усадьба Д.И.Менделеева), Щелыково(музей-усадьба А.Н.Островского), Шахматово(музей-заповедник А.Блока), Гарлем, Израиль, Дымково, Обуховская оборона, Коктебель, Пересыпь(район г.Одессы),
церковь Покрова на Нерли, Сорочинская ярмарка, Ненецкий округ, совет в Филях. Красивая Меча.
в) Воланд, «Леди Макбет Мценского уезда»(повесть Н.Лескова), Макбет»(трагедия Шекспира),
Рембрандт и Пикассо, Мещерская сторона»(повесть К.Паустовского), «Казаки» Л.Толстого, «Кубанские казаки» (кинофильм), Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Софья Палеолог.
Ответ: К. БальмОнт,ИвАнов, КустОдиев, Ожегов. ОдОевский, Воронцова-ДАшкова, БАбель, СоколОв-МикитОв, ПИкуль, БЕрнс,БОдлер, СаадИ, ДжОнатан Свифт, Шарль де КостЕр.
б) АнадЫрь, КижИ, Киево-ПечЕрская лавра, ОдЕсса, Оксфорд, БОблово, ЩелыкОво, ШАхматово,
Гарлем, ИзрАиль, ДЫмково, ОбУховская оборона, КоктебЕль, ПерЕсыпь, церковь ПокровА на НерлИ, СорОчинская ярмарка, Ненецкий округ, совет в ФилЯх, Красивая МечА.
в) ВОланд, «Леди МАкбет Мценского уезда», «МакбЕт», РембрАндт, ПикассО, «МещЕрская сторона», «КазАки», «Кубанские казакИ», СЕргий РАдонежский, Серафим СарОвский, Софья
ПалеолОг.
10.Подберите к словам ощущать, соглашаться, заставлять синонимы с частицами и междометиями.
Ответ : Чу-чувствовать, да- поддакивать , ну- понукать. Дополнительно: ага-агакать, угу-угукать.
11.Подберите к немецким пословицам русские эквиваленты.
Посади лягушку хоть за золотой стол , все равно она опять в лужу прыгнет.
Ответ . Как волка ни корми, он все в лес смотрит.
Какое дерево, такая груша.
Ответ. Яблоко от яблони недалеко падает.
Любить и петь заставить невозможно.
Ответ. Насильно мил не будешь.
Сделанное дело в советах не нуждается .
Ответ. После драки кулаками не машут.
Одно тухлое яйцо всю кашу испортит.
Ответ. Ложка дегтя в бочке меда.
12.Выберите правильный ответ лексического значения устаревших слов.
Целовальник-это :
а)парикмахер;
б)продавец вина в трактире;
в)настойчивый кавалер.
Ответ : б)
Грош 18 веке –это монета достоинством :
а) 2 копейки;
б) 1 копейка;
в) 10 копеек;
Ответ : 2 копейки.
13. Замените выделенные в предложениях слова на фразеологизмы.
До станции очень недалеко .Куда ты бежишь так быстро ?Ребенок совсем не слушается.
Клянусь ,что все будет хорошо. Он очень мне дальний родственник.
Ответ :До станции рукой подать. Куда ты бежишь сломя голову ? Ребенок совсем от рук отбился.
Руку даю на отсечение , что все будет хорошо. Он мне седьмая вода на киселе.
14.Определите , какого рода эти слова : рояль, жюри, тюль, шампунь, шоссе,кофе, мозоль, студень, вуаль.
Ответ : рояль-м.р., жюри-ср.р., шампунь-м.р., шоссе-ср.р., тюль-м.р., кофе-м.р., мозоль-ж.р., студень-м.р., вуаль-ж.р
15.Укажите тип односоставных предложений.
1.Что за утро!
2.На улице безлюдно.
3.Здесь растут сосны, а подальше – березы.
4.Его окликнули.
5.Уже идет.
6.Давайте споем!.
7. Когда он подготовится , то прекрасно отвечает.
8.Осень нынче чудесная.
Ответ : 1-назывное. 2-безличное, 3-2 часть неполная. 4-неопределенно-личное. 5-неполное, 6-определенно-личное, 7- 2 неполная, 8- двусоставное.
,