12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лушникова Ирина Николаевна82
Работаю в специальной общеобразовательной школе для детей с нарушениями слуха. Общий стаж работы в данной школе 35 лет. Имею высшую квалификационную категорию.
Россия, Иркутская обл., Черемхово

ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»






Неделя литературы, посвящённая 130-летию

со дня рождения писателя К.Г. Паустовского


Викторина

«По тропе К.Г. Паустовского»

(7а, 8г, 10а классы)












Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Лушникова И.Н.











Неделя литературы, посвящённая 130-летию со дня рождения

писателя К.Г. Паустовского

Тема: Викторина «По тропе К.Г. Паустовского»

Цель: развитие познавательной и творческой активности воспитанников.

Задачи:

обобщить знания детей по произведениям К.Г. Паустовского.

развивать интеллектуальные способности воспитанников.

воспитывать в детях нравственные качества, милосердие и благодарность; умение наблюдать и восхищаться окружающей нас природой.

Оборудование: презентация.

Ход мероприятия

1. Орг. момент. Объявление темы мероприятия.

Учитель. Многие известные поэты и писатели посвящали свои литературные произведения красоте русской природы, родному краю. Один из таких авторов – Константин Георгиевич Паустовский. Человек очень талантливый, любящий свою Родину, воспевающий красоту природы и призывающий эту красоту ценить и беречь

2. Знакомство с биографией К.Г. Паустовского.

Выступления учащихся:

1 ученик. К.Г Паустовский родился в Москве 19 мая 1892 года. Однако в первые годы своей жизни он много переезжал вместе с родителями. Вернувшись в Москву, Паустовский стал учиться в университете на юриста. Но началась Первая мировая война, и он ушёл на фронт. После войны много работал на разных заводах. В 1917 году стал репортёром. Много путешествовал по России. Во время поездок старался свои впечатления переносить на бумагу.

2 ученик Особое место в творчестве писателя занимают рассказы и сказки о природе и животных для детей. Среди них: «Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Кот Ворюга» и многие другие.

С началом Великой Отечественной войны Паустовский стал работать военным корреспондентом. К писателю приходит мировое признание в середине 1950-х годов. В это время он много путешествует по Европе. В 1965году был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но ее не получил.

3 ученик. Константин Георгиевич Паустовский длительное время болел астмой, пережил несколько инфарктов. Скончался писатель 4 июля 1968 года в Москве и был похоронен на кладбище Тарусы, в старинном городе Калужской области.

В 2010 году в Одессе был открыт первый памятник писателю в образе загадочного сфинкса. В 2012 году был торжественно открыт памятник Константину Паустовскому на берегу Оки в Тарусе, созданный скульптором по фотографиям Константина Георгиевича, на которых писатель изображён со своей собакой Грозным.

Константин Георгиевич Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги».

Учитель. Особое место в творчестве Паустовского занимает Мещёрский край или Мещера. Что это такое? Автор писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещёрском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряжённого труда. Средней России — и только ей — я обязан большинством написанных мною вещей». Это территория, расположенная в трех областях Московской, Владимирской и Рязанской. Но Паустовский писал о Рязанской Мещере. В октябре 2019 года в Солотче состоялось торжественное открытие Тропы Паустовского. Разработано 5 туристических маршрутов протяженностью от 7 до 30 км. Все они составлены по описанию автора.

3. Отправимся и мы по Тропе Паустовского… Нас ждут три маршрута. На каждом из них мы сделаем остановку, чтобы выполнить интересные задания.

Маршрут 1 «Разминочный»

Задание 1. Вспомните первое слово в названиях произведений К.Г. Паустовского.

колечко (Стальное)

лапы (Заячьи)

хлеб (Теплый)

лодка (Резиновая)

Задание 2. Вспомните второе слово в названиях произведений К.Г. Паустовского.

Растрёпанный … (воробей)

Корзина … (с еловыми шишками)

Жильцы … (старого дома)

Кот - … (ворюга)

Задание 3. Какой предмет потеряла Варя, когда возвращалась домой? (Колечко)

Как называется произведение? («Стальное колечко»)

Задание 4. По предмету угадайте произведение.

Костер, гнилой сосновый пень, жареная картошка. («Барсучий нос»)

Ворона, Золушка, варежка, ларек. («Растрепанный воробей»)

Мельница, конь, хлеб. («Теплый хлеб»)

Ветеринар, пожар, аптекарь, пенсне. («Заячьи лапы»)

Воробей, колечко, девочка, дед. («Стальное колечко»)

Маршрут 2 «Узнай произведение»

(зачитываются отрывки из произведений, по которым участники узнают и называют произведения)

На другой день Варюша поймала Сидора, завернула в платок и понесла в лес. Из-под снега торчал только самый кончик еловой ветки. Варюша посадила на ветку Сидора и попросила: ты поищи, поройся! Может, найдешь!

(«Стальное колечко»)

Филька заплакал от страха, когда мыши начали выбегать из подпола и хорониться под печкой в соломе, где еще оставалось немного тепла. «Да ну вас!» - кричал он на мышей. Филька забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки. Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз – говорила бабка. Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Отчего же стрясся тот мороз? – спросил Филька. От злобы людской, - ответила бабка.

(«Теплый хлеб»)

Мы уверены были, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей. Картошка жарилась на сковороде, от неё шёл острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.

(«Барсучий нос»)

Долго спрашивали прохожих про Карла Петровича, но никто толком ничего не ответил. Зашли в аптеку. Толстый старый человек в пенсне и в коротком белом халате сердито пожал плечами и сказал:

- Это мне нравится! Довольно странный вопрос! Карл Петрович Корш – специалист по детским болезням – уже три года как перестал принимать пациентов. Зачем он вам?

(«Заячьи лапы»)

Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи – от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу.

(«Корзина с еловыми шишками»)

3 маршрут «Самый внимательный читатель»

Вопросы к произведению «Кот-ворюга».

1. Какого окраса был кот-ворюга?

Черного

Рыжего

Серого

2. Как выглядел кот?

Он был тощим, полосатым, без одного глаза

У него было разорвано ухо и отрублен кусок хвоста

У него не было ушей

3. Что однажды разрыл кот в чулане?

Банку консервов

Банку с червями

Банку солений

4. Что случилось с червями, банку с которыми разрыл кот?

Они высохли на солнце

Их склевали куры

Их собрала мать

5. Где спрятался кот после того, как спрыгнул с березы?

В сарае

Под домом

Он убежал в лес

6. Что делал кот, сидя под домом?

Выл и ругался

Шипел

Скреб землю

7. Как ребята подружились с котом?

Он его приласкали

Они его подлечили

Они его как следует накормили

8. Какой неожиданный поступок совершил кот на следующее утро?

Он принес новым хозяевам мышь

Он проучил ворующих кур

Он напал на воров, влезших в дом

9. Как петуха Горлача привели в чувство?

Его облили холодной водой

Его накормили гречкой

Ему дали отлежаться в сарае


Вопросы к произведению «Растрепанный воробей».

1. Как звали нянюшку Маши?

Степановна

Петровна

Кирилловна

2. Что делала мама Маши в театре?

Танцевала

Пела

Убиралась

3. Кого готовилась танцевать мама?

Снегурочку

Золушку

Красную шапочку

4. Из чего был сделан маленький букетик цветов?

Из пластмассы

Из тонкого стекла

Из хрусталя

5. Когда должен был вернуться папа?

Весной

Зимой

Летом

6. Чего ждала ворона, сидя на ветке за окном?

Когда все лягут спать

Когда Петровна откроет форточку и уйдет с Машей

Когда Петровна уйдет

7. Где жила ворона?

В ларьке

В ящике

На чердаке

8. Кто подобрал воробья?

Милиционер

Доктор

Прохожий

9. Зачем Пашка утаскивал из ларька ворованные вещи?

Отомстить вороне

Отблагодарить Машу

Забрать себе

10. Когда растрепанный воробей ворвался в зрительный зал?

Когда спектакль кончился

Когда Золушка потеряла туфельку

Когда Золушка танцевала с принцем


Вопросы к произведению «Стальное колечко».

1. Название деревни, в которой жил дед Кузьма с Варюшей?

Моховое

Лесное

Простоквашино

2. Как звали внучку деда Кузьмы?

Ксения

Аленка

Варюша

3. Чем дед собирался вылечить свой кашель?

Лесными травами

Махоркой

Березовым грибом

4. Кого Варюша встретила на станции?

Двух стариков

Деревенского врача

Двоих бойцов

5. Что один из бойцов подарил Варюше за то, что она поделилась с ними махоркой?

Серебряную ложку

Трубку

Стальное колечко

6. На какой палец нужно было надеть колечко, чтобы дед выздоровел?

На указательный

На средний

На безымянный

7. Что случилось после того, как Варюша надела колечко на мизинец?

Наступила весна

Колечко соскользнуло в снег

Она оказалась дома

8. Кого Варюша просила отыскать колечко?

Воробья Сидора

Деда

Собаку

9. Когда Варюша нашла колечко?

Когда растаял снег

После того, как сделала доброе дело

После того, как попросила колечко найтись


Вопросы к произведению «Теплый хлеб».

1. Как звали главного героя произведения?

Ванька

Павлик

Филька

2. Какое прозвище было у Фильки?

Мужичок-с-ноготок

Ну тебя

Гаврош

3. Откуда в деревне, в которой жил Филька, взялся конь?

Однажды он сам пришел неизвестно откуда

Его, раненого, оставили кавалеристы

Это был старый боевой конь одного из жителей

4. Кто выходил коня?

Мельник

Бабка Фильки

Кузнец

5. Почему коня кормили всей деревней?

Потому, что конем мог воспользоваться любой житель деревни

Потому, что любили этого коня

Потому, что мельник не мог один прокормить коня

6. Как Филька обидел коня?

Он сам съел предназначенный для него хлеб

Он ударил потянувшегося к хлебу коня по морде и забросил хлеб далеко в снег

Он спустил на него собак

7. Что случилось после того, как мальчик плохо обошелся с конем?

Тут же налетел жуткий мороз, который заморозил воду, из-за чего и остановилась мельница

Теперь на Фильку бросалось каждое встречное им животное

Теперь любой хлеб, который ел Филька, становился черствым и невкусным

8. Как Филька спас деревню?

Он попросил прощения у коня

Он уговорил деревенских ребят рубить в реке лед около мельницы, пока не появится вода

Он растопил лед на реке, бросившись в воду

9. Как конь отреагировал на извинения мальчика?

Он сразу принял хлеб из его рук

Сначала он отказывался брать из его рук хлеб, но мельник убедил его в том, что Филька вовсе не злой

Конь так и не принял хлеб из его руки и всегда обходил его стороной


4. Подведение итогов викторины. Награждение ребят.
















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.