12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Крупенина Юлия Николаевна23
Россия, Брянская обл., Брянск

ВИКТОРИНА

«ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

АЛЕКСЕЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ТОЛСТОГО»

Задание № 1.

Выберите из предложенных вам фактов биографии А.К. Толстого, А.В. Кольцова, А.А. Фета только те, которые принадлежат А.К. Толстому.

Родился усадьбе Новосёлки Мценского уезда в ноябре 1820 года.

Родился в зажиточной мещанкой семье скупщика и торговца скотом, слывшего по всему Воронежу честным партнёром и строгим домохозяином.

Воспитывался дядей А.А. Перовским, известным писателем, печатавшимся под псевдонимом Антоний Погорельский.

Был приглашён на именины будущего царя Александра II, где подружился с наследником престола.

К началу 30-х годов 19 века становится известным в культурном кругу Воронежа «стихотворцем-мещанином», «поэтом-прасолом».

В годы военной службы пережил трагическую любовь к Марии Лазич.

В январе 1851 года на новогоднем балу-маскараде знакомится с женщиной в маске, которая станет его женой.

Скончался в 1892 году, не дожив двух дней до 72 лет.

Едва был опубликован Манифест об освобождении крестьян, он поспешил в своё имение Красный Рог, чтобы самому сообщить крестьянам радостную весть.

Умирает в возрасте 33 лет от чахотки, которая длилась около года.

Умирает 28 сентября 1875 года после тяжёлой болезни.

Задание № 2.

Соотнесите дату из жизни А.К. Толстого и событие.

1834 год

А. В февральском номере «Современника» появились первые произведения Кузьмы Пруткова.

1851 год

Б. Поступает на службу в Московский архив Министерства иностранных дел «студентом».

1854 год

В. После тяжёлой болезни умирает 28 сентября.

1875 год

Г. На новогоднем балу-маскараде знакомится с Софьей Андреевной Миллер.

Задание № 3.

Какие из перечисленных строк принадлежат А.К. Толстому?

«И льётся чистая и тёплая лазурь//На отдыхающее поле…»

«Коль любить, так без рассудку,//Коль грозить, так не на шутку…»

«Средь шумного бала, случайно…»

«Есть светлости осенних вечеров//Умильная, таинственная прелесть…»

«Ты не спрашивай, не распытывай,//Умом-разумом не раскидывай…»

«Дни поздней осени бранят обыкновенно…»

«Ревела буря, дождь шумел,//Во мраке молнии летали…»

«Темнота и туман застилают мне путь,//Ночь на землю всё гуще ложится…»

«То было раннею весной,//Трава едва всходила…»

Задание № 4.

Какие вы знаете музыкальные произведения, созданные на стихотворения А.К. Толстого? Назовите композиторов.

Задание № 5.

Определите, какой троп используется в строках А.К. Толстого?

«И о чем звените вы//В день весёлый мая,//Средь некошеной травы//Головой качая?» («Колокольчики мои…»)

«Добрый конь мой, долго шёл ты,//Терпеливо ношу нёс;//Видишь там лилово-жёлтый//Солнцем тронутый утёс?»

Задание № 6.

Определите, какая стилистическая фигура используется в строках А.К. Толстого?

«Я люблю тот ручей,//Я люблю ту страну,//Я люблю в том лесу//Вспоминать старину…»

«Коль любить, так без рассудку,//Коль грозить, так не на шутку,//

Коль ругнуть, так сгоряча,//Коль рубнуть, так уж сплеча!»

ФОНЕТИКА

Прочитайте отрывок из стихотворения А.К. Толстого «Средь шумного бала, случайно…»

«Мне стан твой понравился тонкий//И весь твой задумчивый вид,//А смех твой, и грустный и звонкий,//С тех пор в моём сердце звучит…»

Задание № 7.

Назовите слова, в которых

а) букв больше, чем звуков; б) звуков больше, чем букв.

Задание № 8.

Приведите из текста примеры оглушения и других фонетических процессов.

Задание № 9.

Запишите в фонетической транскрипции слова ГРУСТНЫЙ, СЕРДЦЕ.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Задание № 10.

Укажите слова с неполногласием в корнях. Корни выделите.

«Я бы рад вас не топтать,//Рад промчаться мимо,//Но уздой не удержать//Бег неукротимый!»

«Иль влетим мы в светлый град//Со кремлём престольным?//Чудно улицы гудят//Гулом колокольным»

«Окрестность молчит среди мёртвого сна,//На окнах разбитых играет луна»

«Лишь старый служитель тоской удручён,//Младого властителя ждёт»

Задание № 11.

Выпишите из стихотворения А.К. Толстого «Край ты мой, родимый край…» слова, образованные суффиксальным способом.

ЛЕКСИКА

Задание № 12.

В каком значении употреблены подчёркнутые слова в стихотворениях А.К. Толстого? С каким языковым явлением это связано? Подберите к этим словам антонимы.

«Ты знаешь край, где нивы золотые//Испещрены лазурью васильков,//Среди степей курган времён Батыя,//Вдали стада пасущихся волов…»

«Дождя отшумевшего капли//Тихонько по листьям текли,//Тихонько шептались деревья.//Кукушка кричала дали».

Задание № 13.

К какому пласту лексики русского языка принадлежат подчёркнутые слова из стихотворений А.К. Толстого?

«Острою секирой ранена берёза,//По коре сребристой покатились слёзы…»

«Чем окончится наш бег?//Радостью ль, кручиной?//Знать не может человек-//Знает бог единый!»

МОРФОЛОГИЯ

Задание № 14.

Найдите в стихотворениях А.К. Толстого отклонение от современных грамматических норм. Выпишите эти слова.

Задание № 15.

Выпишите из строк А.К. Толстого причастия. Запишите глаголы, от которых они образованы. Образуйте, если возможно, от этих глаголов деепричастия.

Условий мелкий сор крутящимся столбом

Из мысли унесла живительная сила

И током тёплых слов, как благостным дождём,

Опустошённую мне душу оросила…

Задание № 16.

Выпишите из строк А.К. Толстого служебные части речи, назовите их.

И грустно я так засыпаю,//И в грёзах неведомых сплю,//Люблю ли тебя – я не знаю,//Но кажется мне, что люблю!

Ответы на задания викторины.

3,4,7,9,11; 2. 1Б, 2Г, 3А, 4В; 3. 2,3,5,8,9; 4. П.И. Чайковский, А.Г. Рубинштейн, С.В. Рахманинов, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи, Ф.Лист, М.П. Мусоргский др. ; 5. Олицетворение; 6. Анафора; 7. а) весь, грустный, сердце;

б) моём; 8. Оглушение: вид, упрощение: грустный, сердце; 9. [гру'сный], [с'э'рцэ]; 10. 1.Неукротимый. 2. Град. 3. Среди. 4. Младого; 11. Родимый, конский, орлиных, волчий, родина, дремучий, полночный; 12. Коричневые, пожухлые. 2. Молчали; 13. Историзм. 2. Архаизм; 14. «Забывши», «вкруг», «Украйной» и др; 15. Крутящимся – крутиться – крутясь; Опустошенную – опустошать – опустошая; 16. Союзы: и, и но, что; Предлоги: в; Частицы: ли, не.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.