Викторина "Здоровье - твой выбор!"

Викторина "Здоровье - твой выбор!": Интеллектуальный бой против вредных привычек
Пояснительная записка:
• Название викторины: "Здоровье - твой выбор!": Интеллектуальный бой против вредных привычек
• Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), классный час.
• Класс: 8-9 класс (можно адаптировать для 7-го класса, упростив вопросы)
• Образовательные цели:
• Формирование у подростков устойчивого негативного отношения к вредным привычкам (наркомании, алкоголизму, курению, употреблению вейпов и кальянов).
• Ознакомление с последствиями употребления психоактивных веществ для здоровья и социальной жизни.
• Развитие навыков критического мышления и способности принимать осознанные решения в ситуациях, связанных с риском употребления вредных веществ.
• Формирование представления о здоровом образе жизни как ценности.
• Образовательные задачи:
• Актуализировать знания учащихся о вредных привычках и их последствиях.
• Предоставить достоверную информацию о физиологических, психологических и социальных аспектах наркомании, алкоголизма, курения, вейпинга и курения кальяна.
• Сформировать навыки распознавания ситуаций, связанных с риском употребления психоактивных веществ, и умения отказываться от предложений их попробовать.
• Способствовать развитию позитивных жизненных целей и ценностей, альтернативных вредным привычкам (спорт, творчество, общение, учеба).
• Познакомить с ресурсами, куда можно обратиться за помощью в случае проблем с вредными привычками.
• Источники информации:
• Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
• Интернет-ресурсы:
* Сайты Министерства здравоохранения РФ (https://minzdrav.gov.ru/).
* Портал о здоровом образе жизни "Здоровая Россия" (https://www.takzdorovo.ru/).
* Сайты, посвященные профилактике наркомании и алкоголизма (например, https://narkonet.ru/, https://www.trezvyimir.com/).
• Методические материалы по профилактике вредных привычек, разработанные специалистами в области медицины, психологии и педагогики.
• Просветительские видеоролики и фильмы о вреде наркотиков, алкоголя и курения.
Формат викторины: Презентация PowerPoint (электронный формат).
(Презентация PowerPoint)
• Слайд 1: Титульный слайд: "Здоровье - твой выбор!": Интеллектуальный бой против вредных привычек (Изображение: яркая, позитивная картинка, символизирующая здоровье и активный образ жизни).
• Слайд 2: Цели и задачи викторины (текст из пояснительной записки).
• Слайд 3: Правила игры (описаны ниже в инструкции).
• Слайд 4: Разделение на команды (учащиеся делятся на 2-3 команды).
• Далее: Вопросы викторины, сгруппированные по категориям:
• Категория 1: "Мифы и реальность" (Определение истинности или ложности утверждения)
• Категория 2: "Опасный состав" (Вопросы о веществах, входящих в состав сигарет, алкоголя, наркотиков, вейпов, кальянов)
• Категория 3: "Болезни-убийцы" (Вопросы о заболеваниях, связанных с вредными привычками)
• Категория 4: "Социальные последствия" (Вопросы о влиянии вредных привычек на семью, дружбу, учебу, карьеру)
• Категория 5: "Я выбираю жизнь!" (Вопросы о здоровом образе жизни, альтернативных занятиях, ресурсах помощи)
• Заключительные слайды: Подведение итогов, награждение победителей (или поощрительные призы всем участникам), слайд с благодарностью за участие и контактной информацией организаций, оказывающих помощь при наркотической и алкогольной зависимости.
Примеры вопросов (с разбивкой по категориям и указанием правильных ответов):
Категория 1: "Мифы и реальность"
1. Утверждение: Курение кальяна безопасно для здоровья, так как дым проходит через воду и очищается.
• Ответ: Ложь (дым кальяна содержит множество вредных веществ, в том числе угарный газ и смолы, и может быть даже более опасным, чем сигаретный дым).
2. Утверждение: Алкоголь в небольших дозах полезен для сердца.
• Ответ: Ложь (Любая доза алкоголя вредна для организма, хотя некоторые исследования показывают кратковременное расширение сосудов, но долгосрочный эффект всегда негативный).
3. Утверждение: Вейпы помогают бросить курить обычные сигареты.
• Ответ: Спорно (Вейпы могут быть временной заменой, но содержат никотин и вызывают зависимость, так что не помогают избавиться от нее).
4. Утверждение: Попробовать наркотик один раз – ничего страшного.
• Ответ: Ложь (Первый раз может стать началом зависимости).
5. Утверждение: Физические упражнения помогают справиться со стрессом лучше, чем алкоголь.
• Ответ: Правда.
Категория 2: "Опасный состав"
1. Какой газ является одним из самых опасных компонентов табачного дыма?
• Ответ: Угарный газ (монооксид углерода).
2. Какой основной наркотический компонент содержится в марихуане?
• Ответ: Тетрагидроканнабинол (ТГК).
3. Какой вредный металл содержится в электронных сигаретах, выделяющийся при нагревании спирали?
• Ответ: Никель, хром, свинец.
4. Какое вещество, вызывающее сильную зависимость, содержится в большинстве электронных сигарет и систем нагревания табака?
• Ответ: Никотин.
5. Как называется основной действующий ядовитый компонент алкогольных напитков?
• Ответ: Этанол (этиловый спирт).
Категория 3: "Болезни-убийцы"
1. Какое заболевание легких чаще всего связано с курением?
• Ответ: Рак легких.
2. Какое заболевание печени развивается при длительном употреблении алкоголя?
• Ответ: Цирроз печени.
3. Как называется психическое расстройство, вызванное длительным употреблением наркотиков?
• Ответ: Наркотическая зависимость (или наркомания).
4. Какое заболевание сердечно-сосудистой системы часто развивается на фоне курения и употребления алкоголя?
• Ответ: Гипертония (повышенное артериальное давление).
5. Какие заболевания поражают слизистую ротовой полости при курении вейпов?
• Ответ: Стоматит, гингивит, пародонтит.
Категория 4: "Социальные последствия"
1. Как вредные привычки могут повлиять на отношения с друзьями и семьей?
• Ответ: Привести к конфликтам, отчуждению, потере доверия.
2. Как употребление наркотиков может повлиять на успеваемость в школе?
• Ответ: Снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, пропуски занятий, снижение успеваемости.
3. Какова вероятность совершения преступлений под воздействием наркотиков или алкоголя?
• Ответ: Значительно повышается.
4. Как называется состояние, при котором человек нуждается во все большем количестве наркотика или алкоголя для достижения желаемого эффекта?
• Ответ: Толерантность (привыкание).
5. Как табачный дым влияет на окружающих людей?
• Ответ: Вызывает заболевания дыхательных путей, аллергические реакции, увеличивает риск развития рака.
Категория 5: "Я выбираю жизнь!"
1. Назовите хотя бы 3 способа справиться со стрессом без употребления вредных веществ.
• Ответ: Занятия спортом, творчество, общение с друзьями, медитация, чтение книг, прогулки на свежем воздухе.
2. Какие спортивные секции или кружки есть в вашей школе или районе?
• Ответ: (Зависит от конкретной школы и района) Футбол, волейбол, баскетбол, танцы, рисование, музыка и т.д.
3. Как можно помочь другу, который попал в зависимость от наркотиков или алкоголя?
• Ответ: Поддержать его, поговорить с ним, убедить обратиться за помощью к специалистам (врачу, психологу, наркологу), рассказать взрослым (родителям, учителям).
4. Как называется организация, оказывающая анонимную помощь людям, страдающим алкоголизмом?
• Ответ: Анонимные алкоголики (АА).
5. Назовите номер телефона экстренной психологической помощи.
• Ответ: Например, 8-800-2000-122 (единый телефон доверия для детей и подростков).
Инструкция к заданиям:
Уважаемые участники викторины!
Сегодня вы примете участие в интеллектуальном бою, посвященном профилактике вредных привычек. Ваша задача – продемонстрировать свои знания, логику и умение работать в команде.
Правила игры:
1. Класс делится на [2-3] команды.
2. Каждой команде присваивается название.
3. Викторина состоит из 5 категорий вопросов: "Мифы и реальность", "Опасный состав", "Болезни-убийцы", "Социальные последствия", "Я выбираю жизнь!".
4. Вопросы будут демонстрироваться на экране.
5. Команды отвечают на вопросы по очереди (очередность определяет учитель или ведущий).
6. На обдумывание ответа дается [30-60] секунд (время устанавливается в зависимости от сложности вопроса).
7. Ответ дает капитан команды или любой другой участник по его указанию.
8. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
9. Если команда дает неправильный ответ, право ответа переходит к следующей команде.
10. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
11. Все ответы должны быть четкими и обоснованными.
12. В случае спорных ситуаций решение принимает жюри (учитель или приглашенные эксперты).
Как выполнять задания и отмечать ответы:
• Внимательно слушайте вопрос.
• Обсудите вопрос в команде.
• Выберите правильный ответ.
• Запишите свой ответ на листе бумаги, указав номер вопроса и название команды.
• После сигнала ведущего капитан команды озвучивает ответ.
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!
(Последний слайд презентации):
Спасибо за участие!
Ваше здоровье – в ваших руках!
Контактная информация:
[Укажите телефон доверия, телефон наркологической службы, сайт психологической помощи]
Верные ответы:
(Полный список верных ответов для всех вопросов представлен выше, после каждого вопроса).
Дополнительные рекомендации:
• Проведите викторину в динамичной и увлекательной форме, используя игровые приемы и визуальные материалы.
• Поощряйте активность и инициативу учащихся.
• Создайте атмосферу доверия и взаимопонимания.
• После каждого блока вопросов проводите краткое обсуждение, чтобы закрепить полученные знания.
• Подчеркните важность здорового образа жизни и ответственности за свое здоровье.
• Обеспечьте доступ к дополнительной информации и ресурсам для учащихся, интересующихся темой профилактики вредных привычек.