Методическая разработка тренингового занятия для учащихся 10 класса «Твоя жизнь - твой выбор!»

6
0
Материал опубликован 11 October 2017 в группе

Донецкая Народная Республика

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Раздольненская школа» администрации Старобешевского района

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ

«ТВОЯ ЖИЗНЬ – ТВОЙ ВЫБОР!»

Автор-составитель: Соколова А.М.

 

с.Раздольное

2017 г.

Тренинговое занятие «Твоя жизнь – твой выбор!»

Целевая группа: обучающиеся 10 класса.

Цель: активизация проблемы осознания старшеклассниками широкого круга своих возможностей в современном мире; стимулирование развития способности принимать на себя ответственность за свою жизнь; формирование умений противостоять физическим и психологическим перегрузкам; ознакомление со способами оптимального поведения в состоянии стресса и переживания острых негативных эмоций.

Задачи: формирование убеждения о способности человека управлять собой и быть хозяином своей судьбы; развитие умений к адаптации в сложных или быстро непредвиденных жизненных обстоятельствах; расширение знаний о воздействии стресса на организм человека и возможности эффективного ему противостояния.

Понятия для усвоения подростками: психологическая адаптация, стресс, антистресс, скрытые резервы человека.

Время: 90 минут.

п/п

Виды работы

Ориентировоч-ная продолжи-тельность, мин.

Ресурсное обеспечение

1

Игра-разминка «Точки»

10

Листы бумаги, фломастеры

2

Притча «История про рай и ад»

10

 

3

Информационное сообщение «Секрет восприятия реальности»

5

Интерактивная доска

4

Мозговой штурм «Стресс – это…»

10

Маркеры, флип-чарт

5

Игра-разминка «Австралийский дождь»

5

 

6

Упражнение «Неоконченные предложения»

10

Бланки ответов ручки

7

Анкетирование «Умеете ли Вы справляться со стрессом?»

10

Анкеты по числу участников

8

Презентация «Поговорим о стрессе»

15

Интерактивная доска

9

Игра-разминка

5

 

10

Информационное сообщение «Советы психологов на каждый день»

5

Интерактивная доска, памятки

11

Заключительное слово ведущего «Твоя жизнь – в твоих руках!»

5

 

1.Игра-разминка «Точки» (10 мин.)

Цель: настроить участников занятия на работу по теме, содействовать сплоченности группы.

Ход упражнения:

Участники, вспомнив какой-либо образ, рисуют на листках бумаги в определенном порядке несколько точек и передают свой листок соседу слева, задача которого, соединив точки, дорисовать тот образ, который, как ему кажется, здесь может быть.

Упражнение выполняется невербально.

После этого участники обсуждают, похожи ли рисунки на задуманные образы.

2.Притча «История про рай и ад» (10 мин.)

Цель: активизировать внимание участников.

Как-то один иудейский мудрец обратился к Господу с просьбой показать ему рай и ад. Господь согласился и отвел мудреца в большую комнату, посередине которой стоял огромный казан с кашей, а вокруг него ходили и плакали голодные и несчастные люди. Они страдали, так как не могли поесть, хотя в руках у них были ложки. Но ручки у этих ложек были очень длинные – длиннее рук. «Это действительно ад», - сказал мудрец. Тогда Господь отвел мудреца в другую комнату, которая была точно такой же, как первая. Посередине этой комнаты стоял такой же казан с едой, а люди, находившиеся в комнате, держали в руках такие же самые ложки. Но люди эти были сытыми, счастливыми и веселыми. «Так это же рай!» - воскликнул мудрец.

Вопросы для обсуждения:

Что отличало людей в первой комнате от тех, кто был во второй?

Что помогло людям в раю быть счастливыми?


 

3. Информационное сообщение «Секрет восприятия реальности» (5 мин.)

 

Древнегреческая мудрость гласит: «Познай самого себя, и ты познаешь Вселенную». Эти слова – своеобразный призыв к признанию и принятию ответственности за собственную жизнь, к пониманию того, что мир вокруг нас является отражением нашего внутреннего Я. Ведь на самом деле никто, кроме нас самих, не определяет качество нашей жизни. Другими словами, секрет восприятия реальности скрыт в самом человеке: в его установках, полученных в детстве, в его предубеждениях и реакциях на определенные ситуации и события, в его мыслях.

Стремление к познанию себя – это первый шаг к изменению себя и своего отношения к миру, и, как следствие, к изменению самой реальности.


 

4. Мозговой штурм «Стресс – это…» (10 мин.)


 

Цель: сформировать и уточнить представления подростков о стрессе и понимание его значения в жизни человека.

На флип-чарте вертикально написано слово «стресс». Участникам предлагается назвать слова-ассоциации на каждую букву этого слова.

Все ответы участников записываются на флип-чарте, после чего ведущий (тренер) обобщает их вместе со старшеклассниками.


 

5. Игра-разминка «Австралийский дождь» (5 мин.)


 

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

 

Учащиеся становятся в круг.

Инструкция: Знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Будьте внимательны!

- В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони друг о друга)

- Начинает накрапывать дождь. (Щелканье пальцами)

- Дождь усиливается. (Поочередное постукивание ладонями по груди)

- Начинается настоящий ливень. (Хлопанье ладонями по бедрам)

- А вот град, настоящая буря. (Топот ногами)

-Но что это? Буря стихает. (Хлопанье ладонями по бедрам)

- Дождь стихает. (Поочередное постукивание ладонями по груди)

- Редкие капли падают на землю. (Щелканье пальцами)

- Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней)

- Солнце! (Руки вверх)


 


 


 

6. Упражнение «Неоконченные предложения» (10 мин.)


 

Цель: уточнить представления учащихся о стрессе, как изменении, вынуждающем организм человека тренировать приспособительные реакции.

Участникам раздаются бланки ответов, на которых необходимо продолжить фразы «Стресс полезен для человека, потому что…» и «Стресс вреден для человека, потому что…». По окончании работы и обсуждении положительных и отрицательных воздействий стресса на организм человека, подчеркивается, что длительный стресс наносит ощутимый вред как иммунной системе, так и общему состоянию здоровья.


 

7. Анкетирование «Умеете ли вы справляться со стрессом?» (10 мин.)


 

Цель: определить уровень способности участников справляться со стрессом.


 

Учащиеся работают с анкетой (бланки ответов без интерпретации).

Анкета «Умеете ли вы справляться со стрессом?»

Утверждение

Часто

Редко

Никогда

1. Я чувствую себя счастливым

0

1

2

2. Я сам могу сделать себя счастливым

0

1

2

3. Меня охватывает чувство безнадежности

2

1

0

4. Я способен расслабиться, в стрессовой ситуации, не прибегаясдля этого к алкоголю, успокоительным таблеткам

0

1

2

5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалисту

0

1

2

6. Я склонен к грусти

2

1

0

7. Мне хотелось бы стать кем–нибудь другим

2

1

0

8. Мне хотелось бы оказаться где–нибудь в другом месте

2

1

0

9. Я легко расстраиваюсь

2

1

0

Интерпретация.

0 – 3 очка: вы умеете владеть собой, и, вероятно, счастливы.

4 –7 очков: ваша способность справляться со стрессом где – то на среднем уровне. Вам очень полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справиться со стрессом.

8 и более очков: вам трудно бороться со стрессом, жизненными невзгодами. Если вы не начнете использовать более эффективные методы борьбы со стрессом, у вас могут быть серьезные проблемы со здоровьем.

Делается вывод о необходимости освоить способы борьбы со стрессом.

8. Презентация «Поговорим о стрессе» (15 мин.)


 

Цель: познакомить участников с фазами стресса, рассмотреть основные формы поведения человека в стрессовой ситуации и приемы самопомощи при стрессе.


 

9. Игра-разминка «Охота на лис» (5 мин.)


 

Цель: переключение и повышение концентрации внимания учащихся; снятие эмоционального напряжения.

Игра основана на байке, что лучший способ поймать лису — насыпать ей на хвост соли. Участникам предлагается в одно и то же время побыть в шкуре лисы и в шкуре охотника. Для этого каждый заводит руку за спину и прижимает к пояснице ладонь (тыльной стороной). Эта рука изображает хвост лисы. Вторая рука остается свободной.

По команде ведущего все участники свободно перемещаются по комнате, стараясь при этом коснуться свободной рукой «хвоста» другого участника и в то же время остаться самому непойманным. Когда участник чувствует, что ему «насыпали соли на хвост», то есть дотронулись до его ладони, он должен остановиться, но при этом может пытаться «поймать» других участников (главное условие — не сходить со своего места).

Тренер в этой игре исполняет роль арбитра и следит за тем, чтобы все выполняли правила.

 

10. Информационное сообщение «Советы психологов на каждый день» (5 мин.)


 

Цель: способствовать развитию позитивного мышления.

Проблемы, возникающие в жизни каждого человека, нужно не переживать, а решать. Не замыкайтесь на своей проблеме, просите помощи в ее решении у друзей, знакомых, психологов, священников… Действуйте, а не сидите сложа руки. Помните поговорку: «Под лежачий камень вода не течет»? Формируйте свою собственную реальность, развивайте в себе позитивный взгляд на мир, на происходящие события, на окружающих вас людей, на самих себя. А помогут вам в этом «Простые короткие советы на каждый день»:

Не сетуйте на жизнь. Не жалуйтесь на судьбу. Вы ее строите сами. Ни в коем случае не сидите, и не переживайте. Делайте хоть что-нибудь.

В любом человеке, событии ищите что-то положительное.

Ищите не виноватых, а решение проблемы.

Не стоит страстно хотеть то, что есть у других. Стоит просто ценить то, что имеете вы.

Не ждите светлое будущее, а наслаждайтесь имеющимся настоящим.

Не ожидайте, что окружающие вас люди изменятся. Такое вряд ли случится. При необходимости меняйтесь сами. Это – гораздо надежнее и реальнее.

Всегда надейтесь на лучшее. Надейтесь и действуйте. Действуйте и надейтесь.

Прощайте людей вокруг. Прощение – лучший лекарь всех наших негативных эмоций.

Не обижайтесь на весь мир. Мир вокруг нас такой, какой он есть, ни плохой, ни хороший. А мы, люди, конечно же, несовершенны. Зато мы – реальные!

Памятки «Простые короткие советы на каждый день» участники по желанию забирают с собой.

11. Заключительное слово «Твоя жизнь – в твоих руках!» (5 мин.)

Цель: содействовать формированию позитивного мировосприятия и осознания личной ответственности за свою жизнь.

В книге Джона Кехо «Подсознание может все!» есть такие слова: «Что с того, что раньше вы терпели неудачи? Единственное, что стоит принимать во внимание – это как вы мыслите сейчас и как поступите в дальнейшем. Поверив в себя и в свои силы, вы сможете легче найти выход из любой житейской ситуации. Изменившись сами, вы увидите, как изменилось все вокруг. Итак, все в ваших руках».

А завершить наше занятие мне хотелось бы притчей, которая называется «Счастье».

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

- Что еще слепить тебе? — спросил Бог.

- Слепи мне счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Литература:

Байер К., Шенберг Л. Здоровый образ жизни. – М., 1997

Джон Кехо. Подсознание может все. – Минск: «Попурри», 2009.

Интернет-ресурс: https://www.lyozov.com/o-sajte-1

Зимивец Н.В., Сивогракова З.А. и др. Твоя жизнь – твой выбор!: уч.-метод. пособие – Киев: Учебная книга, 2002.

Сто разминок, которые украсят ваш тренинг /Сост. И. Авидон, О. Гончукова.- Санкт-Петербург: ООО «Издательство „Речь"», 2009.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.